Забыли пароль? Регистрация

Вход по логину




Вход через ВКонтакте

Информатика. ШЭ
26.10.2023 - 26.10.2023

Информатика. ШЭ


СПИСОК приглашенных участников
Ввод баллов (до 18.11.2023 12:00)
Посмотреть предварительные результаты, занесенные ответственным.
Посмотреть статистику внесения результатов школами.
Загрузка кодов Сириуса (до 24.10.2023 22:00)
Загрузка результатов Сириуса (до 18.11.2023 12:00)
Посмотреть список школ, загрузивших коды.
Получить код для участия в олимпиаде Сириуса (после 24.10.2023 22:00)
Результаты.

Апелляция и подведение итогов школьного этапа

Школьный тур олимпиады завершен.
Апелляция завершена. .
На данной странице опубликованы окончательные результаты участников, присвоены статусы призеров и победителей школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике в 2023-2024 учебном году.
Для участия в муниципальном этапе, в соответствии с Порядком определения проходных баллов на муниципальный этап ВсОШ и по согласованию с муниципальной предметно-методической комиссией, установлены следующие проходные баллы:
7 класс - 300,
8 класс - 310,
9 класс - 300,
10 класс - 250,
11 класс - 300.

Результаты школьного этапа зафиксированы и утверждены в
Приказе Комитета по делам образования г. Челябинска № 2862-у от 20.11.2023 года.

Создана страница муниципального этапа, где участники, руководители и преподаватели могут получить необходимую информацию о подготовке и порядке проведения этого этапа на территории г. Челябинска в 2023 году.

По материалам олимпиады выпущены текстовые разборы и видеоразборы заданий.

Все материалы школьного этапа 2023-2024 года:
Условия задач
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс
Текстовые разборы задач
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс
Видеоразборы задач
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс

Характеристика заданий олимпиады

Время на выполнение комплектов заданий:
5-6 класс - 60 минут;      7-8 класс - 120 минут;      9-11 класс - 120 минут.

Формы заданий и оценивание.
Все задания на олимпиаде делятся на два типа: задания на ввод ответа и задачи по программированию. Каждое задание позволяет заработать 100 баллов.

Характеристика заданий на ввод ответа:

Ответом на такое задание может быть число, строка, несколько чисел, несколько строк и т.п.
Тестирующая система оценивает не только полные, но и частично правильные решения (например, когда задача состоит из нескольких подзадач, решение каждой из подзадач приносит часть баллов от общей суммы), поэтому, зная ответы лишь на часть подзадач, необходимо вносить их в систему.

ОТВЕТ ДОЛЖЕН СТРОГО СООТВЕТСТВОВАТЬ ТРЕБОВАНИЯМ, которые указываются в задании. Если какая-либо из подзадач не решалась учеником, строчка для ответа на эту подзадачу должна быть заполнена, иначе тестирующая система считает ответ неверно. Аналогично, если строки в ответе записаны в неправильном порядке - ответ также будет считан и распознан неверно.

В этих заданиях тестирующая система считает ответом учащегося последний сданный ответ по каждому из заданий. Оценка всех заданий этого вида в работе учащегося производится после завершения его участия в олимпиаде.

Характеристика задач по программированию:

Ответом в таких задачах является код программы, записанный на одном из языков программирования. Список языков программирования, которые поддерживаются тестирующей системой: С/С++, Python v. 3, Pascal, Java, C#, Kotlin, Go, PHP, Rust, Кумир.

Каждое решение сразу после сдачи проверяется на заранее подготовленном наборе тестов. Результат проверки становится известен участнику во время олимпиады, сразу после завершения проверки. Участник может многократно отправлять решения по задаче, и узнавать результат, который показывают эти решения.

В конечном результате учитываются лучшие попытки решений по каждой из задач.

Подробнее об используемых в тестирующей системе трансляторах можно узнать
здесь.
Как сдавать задачи по программированию.
Требования к программам и примеры на разных языках программирования.

Состав комплектов заданий по параллелям:

В 5-6 классе участникам олимпиады предлагается 5 заданий на ввод ответа.

В 7-8 классе участникам олимпиады предлагается 7 заданий: 4 на ввод ответа и 3 на программирование. Конечный результат участника определяется по сумме баллов за 5 из 7 задач. При этом, засчитываются те задачи, на которых участник набрал максимальные баллы.

В 9-11 классе участникам олимпиады предлагается 5 задач на программирование.

Подробнее о формах и количестве заданий можно узнать здесь.

Подготовка рабочего места участника олимпиады.

Тем, кто выполняет задания за 7-8 класс, необходимо предварительно убедиться, что на используемом компьютере установлено ПО для работы с электронными таблицами и программирования (если вы планируете решать задачи по программированию). Для 9—11 классов все задачи предполагают использование языков программирования.

Кто может принять участие в олимпиаде

Участие в олимпиаде могут принимать школьники 5-11 классов.
Комплекты заданий по информатике разрабатываются для учащихся 5-6 классов, 7-8 классов, и 9-11 классов. Это означает, например, что учащиеся, выступающие за 9 класс, выполняют те же задания, что и учащиеся, выступающие за 11 класс.
Ученик из параллели A может принять участие в олимпиаде за параллель B, если B ≥ A.
При этом его результат будет сравниваться с результатами той параллели, за которую он выступает.
Иногда для учащихся, имеющих высокий уровень олимпиадной подготовки, имеет смысл выбирать для участия ту параллель, в которой даются более сложные задания:

для учащихся 5-х и 6-х классов - параллель 7 или 9 класса;
для учащихся 7-х и 8-х классов - параллель 9 класса.
Для учащихся, выступающих за 5-6 класс, школьный тур - это единственный этап участия во ВсОШ по информатике. Аналогично, для учащихся 7-8 классов финальным этапом участия является муниципальный этап ВсОШ. При переходе от одного тура олимпиады к другому, учащийся не может изменить параллель, за которую он выступает. Таким образом, выбор параллели, сделанный учащимся на школьном этапе, является окончательным до конца олимпиадного сезона в рамках ВсОШ.
При этом, если Вы планируете принять участие в олимпиаде за параллель, отличную от той, в которой Вы учитесь, необходимо заранее предупредить об этом администрацию вашей школы. Обращение должно быть заблаговременным, поскольку, возможно, вашей организации потребуется запросить дополнительный код в образовательном центре "Сириус".

Напомним также, что у участников Всероссийской олимпиады школьников прошлого года, ставших призерами или победителями на одном из этапов олимпиады (начиная с муниципального), есть право в текущем учебном году участвовать в олимпиаде начиная с того этапа, на котором в прошлом году участник получил статус призера или победителя. Таким образом, победитель/призер муниципального тура прошлого года, независимо от участия и результатов школьного тура в текущем сезоне, будет приглашен на муниципальный тур в этом учебном году, а победитель/призер регионального - на региональный. Это касается также и победителей/призеров заключительного этапа ВсОШ. Класс участия, при этом, определяется по тем же правилам - он должен быть не ниже параллели обучения в текущем учебном году, и выбран на первом этапе участия во ВсОШ без права его изменения до конца текущего сезона.

Порядок участия в олимпиаде

В 2023 году школьный этап Всероссийской олимпиады по информатике для учащихся Челябинской области проводится по единым заданиям на платформе образовательного центра "Сириус" 26 октября c 8.00 до 22.00 местного времени. При этом, олимпиада закончится по истечении отведенного времени или в 22:00 по местному времени. Незавершенные на 22:00 работы будут автоматически завершены системой и отправлены на проверку в том состоянии, в котором они находились в этот момент.
Таким образом, участник должен приступать к выполнению заданий олимпиады с учетом того, что после 22.00 он не сможет сдавать свои решения и ответы.

Обращаем внимание, что для участия в олимпиаде необходимо зайти в свой личный кабинет на сайте olymp74.ru, перейти на данную страницу портала, и получить свой код участника, выбрав соответствующий класс участия. Возможно, ваша образовательная организация выполняет раздачу таких кодов персонально и в оффлайн-режиме, и в этом случае код участника можно узнать в администрации (у ответственного за олимпиады) вашей школы. Эти коды формируются для каждого предмета отдельно, и код других олимпиад не подойдет на олимпиаде по информатике.

Всю информацию о проведении олимпиады, ее организационных и методических особенностях, можно найти на портале
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников.
Сама олимпиада проводится на сайте Олимпиады и тестирования.

Подготовка к олимпиаде

Для подготовки к олимпиаде Вы можете использовать разнообразные образовательные ресурсы. Указанные в данных списках ресурсы и ссылки носят рекомендательный характер и отражают лишь малую часть ресурсов, которые прямо или косвенно посвящены данному вопросу.

1. Список литературы:
Андреева Е.В. Программирование – это так просто, программирование – это так сложно. Современный учебник программирования. – М.: МЦНМО, 2009. – 184 с.
Арлазаров В.Л. и др. Спортивное программирование: метод. пособие по подготовке к олимпиадам школьников. 7-11 классы / В. Л. Арлазаров, И.Б. Мамай. – М.: Изд. Дом МИСиС, 2017. – 28 с.
Андреева Е.В., Босова Л.Л., Фалина И.Н. Математические основы информатики. Элективный курс: Учебное пособие. – 2-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2015. – 328 с.
Бэрри П. Изучаем программирование на Python / Пол Бэрри ; [пер. с англ. М.А. Райтман]. — Москва : Издательство «Э», 2017. — 624 с. : ил. — (Мировой компьютерный бестселлер)
Богомолова О.Б. Логические задачи. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2013. – 277с.: ил.
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. ¬¬– 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 152 с.: ил.
Бриггс Д. Python для детей. Самоучитель по программированию (пер. с англ. Станислава Ломакина, науч. ред. Д. Абрамова). – М.: Мани, Иванов и Фербер, 2017. – 320 с.
Грацианова Т.Ю. Программирование в примерах и задачах. – М.: Лаборатория знаний, 2019. – 368 с. - (ВМК МГУ – школе)
Дасгупта С. и др. Алгоритмы / С. Дасгупта, Х. Пападимитриу, У. Вазирани; Пер. с англ. под ред. А. Шеня. –– М.: МЦНМО, 2014. –– 320 с.
Златопольский Д.М. Занимательная информатика: учебное пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 424 с.: ил.
Златопольский Д. М. Сборник задач по программированию. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб.: БХВ-Петербург, 2011. – 304 с.: ил. – (ИиИКТ)
Лааксонен А. Олимпиадное программирование. / пер. с англ. А. А. Слинкин – М.: ДМК Пресс, 2018. – 300 с.: ил.
Кирюхин В.М. Методика проведения и подготовки к участию в олимпиадах по информатике. Всероссийская олимпиада школьников. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 280 с.
Кормен Т.Х. и др. Алгоритмы: построение и анализ, 3-е изд. : Пер. с англ. – М. : ООО «И.Д. Вильямс», 2019. – 1328 с.
Окулов С.М. Программирование в алгоритмах [Электронный ресурс] – 6-е изд. (эл.) – Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf: 386 с.). – М.: Лаборатория знаний, 2017. – (Развитие интеллекта школьников)
Павлов А.В. Задачи по информатике. Международная олимпиада «Туймаада» - М.: МЦНМО, 2013. – 184 с.
Прата С. Язык программирования С++. Лекции и упражнения, 6-е изд. : Пер. с англ. — М.: ООО “И.Д. Вильямс”, 2012. — 1248 с. : ил. - Парал, тит. англ.

2. Интернет-ресурсы, посвященные программированию:
Сайт, посвященный самым разным алгоритмам программирования, методам решения задач, исходникам.(algolist.manual.ru)
Сайт MAXimal, на котором собраны различные алгоритмы программирования и код их реализации на C++.
Материалы учебника Фоксфорд по различным разделам информатики, в том числе - по написанию программ на различных языках программирования, а также базовым и продвинутым алгоритмам программирования.
Клавиатурный тренажер для программистов, позволяющий научиться быстро набирать программный код на языках программирования Python, Pascal, C++.
Сайт олимпиад по программированию г. Санкт-Петербурга (университет ИТМО) для школьников с большим архивом задач различных официальных и тренировочных олимпиад.
Лекториум по информатике и программированию на портале Сириус.

3. Архивы задач по программированию с автоматической проверкой:
Школа программиста - уровень задач значительно ниже, чем на других подобных площадках. Большинство задач можно решить после одного года обучения программированию. Средняя сложность немного ниже уровня региональных олимпиад, что позволяет успешно готовиться к олимпиадам школьного и муниципального уровня. Сайт ориентирован на преимущественно школьную аудиторию. Учителю сайт позволяет создавать группы пользователей и, выполняя в них функцию руководителя, отслеживать решение тех или иных задач, курсов (только тех, которые уже имеются на сайте), просматривать коды решений участников группы.
Информатика для школы - портал с учебными материалами и набором задач, структурированным по темам и разделам школьного курса и олимпиадной подготовки. Для учителей сайт предоставляет очень большие возможности по организации урочной и внеурочной работы по предмету: от автоматической генерации тестов по темам и использования готовых тестов портала, до выстраивания индивидуальной образовательной траектории, создания собственных задач любого типа (в том числе - с автопроверкой), формирования виртуальной учебной лаборатории. Учащиеся собираются в группы, классы и другие объединения, и по каждому учащемуся, как и по всей группе, доступна статистика в разных формах.
Информатикс - один из наиболее старых и популярных сайтов с архивом задач, набором авторских курсов по программированию и автоматической тестирующей системой. Для учителей сайт предоставляет очень большие возможности по организации урочной и внеурочной работы по предмету: можно подготовить собственный набор задач, создать группу учащихся, организовать собственный виртуальный курс с теоретическими блоками, блоками задач и мониторингом выполнения заданий.
Timus Online Judge (основной источник задач для архива — соревнования Уральского федерального университета, Чемпионаты Урала, Уральские четвертьфиналы ICPC).
Codeforces - сайт с огромной базой задач по олимпиадному программированию, одно из самых массовых мест "виртуальной олимпиадной тусовки программистов", на котором еженедельно проводятся соревнования различных уровней сложности, выкладываются разборы задач, публикуются анонсы олимпиадных событий, проводятся крупные российские и международные олимпиады.

4. Онлайн курсы по программированию:
Сириус.Курсы: Введение в программирование на языке Python (базовые знания по программированию на современном ЯП + сертификат). Набор до 15.10.2023 года.
Сириус.Курсы: Введение в программирование на языке C++ (базовые знания по программированию на одном из самых популярных ЯП в области олимпиадного программирования + сертификат). Набор до 15.11.2023 года.
Сириус.Курсы: Введение в алгоритмы: реализация на языке Python (алгоритмы и структуры данных для олимпиад на одном из самых популярных ЯП + сертификат). Набор до 31.10.2023 года.
Сириус.Курсы: Введение в алгоритмы: реализация на языке C++ (алгоритмы и структуры данных для олимпиад на одном из самых популярных среди участников олимпиад ЯП + сертификат). Набор до 31.10.2023 года.
Stepik.org: Введение в программирование на языке C++ (курс, аналогичный курсу с таким же названием на платформе Сириус.Курсы + сертификат Академии Яндекса).
Stepik.org: Основы C/C++ для спортивного программирования (курс от ЦРИТО МФТИ, без сертификата).
Stepik.org: Быстрый старт в спортивное программирование (курс от ЦРИТО МФТИ, по окончании - сертификат Stepik).
Stepik.org: Быстрый старт в спортивное программирование. Часть 2 (курс от ЦРИТО МФТИ, без сертификата).
Stepik.org: Основы Теории Графов для спортивного программирования (курс от ЦРИТО МФТИ, без сертификата).
На всех курсах платформы Stepik.org учителя могут организовать группу детей (класс). Этот инструмент позволяет отслеживать продвижение учащихся по темам курса.


5. Задания прошлых лет.
Задания прошлых лет доступны по этой ссылке. Их можно прорешивать до 24 октября 2023 года.

Официальные приказы Комитета по делам образования города Челябинска


Приказ о школьном этапе в 2023-2024 учебном году (17.1 Мбайт)

Организация школьного тура всероссийской олимпиады по информатике для учащихся города Челябинска

Вопросы по организации школьного тура можно задавать на
форуме.
Обязанности по информационному и организационному обеспечению проведения школьного тура всероссийской олимпиады по информатике распределены между специалистами Комитета по делам образования, другими уполномоченными лицами и организациями, и председателем муниципальной предметно-методической комиссии по информатике и ИКТ, учителем информатики МАОУ "Лицей №97 г. Челябинска" Новоселовым Сергеем Николаевичем.