Забыли пароль? Регистрация

Вход по логину




Вход через ВКонтакте

Русский язык. МЭ.
06.11.2024 - 06.11.2024

Информация о проведении олимпиады

Олимпиада состоится в очном режиме 6 ноября в 14:00.

Продолжительность олимпиады:
для 7-8 классов – 120 минут,
для 9-11 классов –180 минут.

Место проведения:
для 7-8 классов – МАОУ «Гимназия № 93 г. Челябинска», по адресу ул. Куйбышева, д. 53,
для 9-11 классов - МАОУ «Гимназия № 26 г. Челябинска», по адресу ул. Пионерская, д. 10-а.

Время работы жюри:
7 ноября с 14-00 в МАОУ «Гимназия № 26 г. Челябинска» по адресу: ул. Пионерская, д. 10-а

У каждого участника олимпиады с собой должно быть следующее:
• сменная обувь,
• ручка с синими чернилами,
• документ, удостоверяющий личность (паспорт, а для участников в возрасте до 14 лет справка из школы и свидетельство о рождении),
• согласия на обработку персональных данных (см. приложение № 5 к приказу Комитета по делам образования г. Челябинска от 12.10. 2023
№ 2490-у),
• копия медицинского полиса.
• Тонкую неподписанную тетрадь без обложки. Все задания выполняются ТОЛЬКО в тетради, на бланке с заданием ответы не проверяются.

Принципы составления олимпиадных заданий и формирования комплектов

Комплекты заданий формируются таким образом, чтобы участники олимпиады могли продемонстрировать знание разных разделов языкознания.
Тематическое разнообразие заданий
Распределение заданий муниципального этапа по темам может выглядеть следующим образом:
1) фонетика, орфоэпия, графика и орфография (выявление специфики соотношения «буква/звук», особенностей произношения и др.; определение причин ошибки; понимание взаимосвязи букв и звуков, роли букв в слове; элементарные знания об истории русской письменности);
2) состав слова и словообразование (современное и историческое членение слова на словообразовательные единицы и определение способа словообразования);
3) грамматика (разграничение грамматических форм слова, демонстрация умения давать слову морфологическую характеристику);
4) лексикология, фразеология и семантика (определение лексического значения слов; знание семантики готовых единиц русского языка – фразеологизмов);
5) лексикография (умение работать с лексикографическим материалом, знание структуры словарной статьи и специфики лингвистической информации, изложенной в определенных типах словарей);
6) история языка, диалектология, славистика (выявление специфики русского языка среди других языков славянской группы; сопоставление древнего и современного значений слов, современных и устаревших (литературных и диалектных) форм, задания по работе с древнерусским или диалектным текстом и др.).
Задания муниципального этапа соответствуют следующим критериям:
доступность: формулировка задания должна быть понятна обучающемуся данного класса; в ней использованы известные обучающимся термины (или новые термины с объяснением);
научность: при отборе языкового материала использованы достоверные факты;
однозначность: задание, как правило, имеет единственно верный ответ, который может быть верифицирован посредством научной и справочной литературы, словарей и др.;
тематическое разнообразие.
Задания могут отражать региональную специфику, т.е. основываться на материале областных словарей, произведениях писателей, чьи имена связаны с регионом.
В олимпиаду включены следующие типы заданий
1. Лингвистические тесты, предполагающие воспроизведение знаний определенного раздела и демонстрацию навыков языкового анализа в рамках школьного курса русского языка.
2. Лингвистические задачи, требующие:
а) применения знаний разных областей языкознания;
б) навыков фонетического, морфемного, словообразовательного, этимологического, морфологического и синтаксического анализа;
в) языкового чутья;
г) использования общих исследовательских приемов (наблюдение, описание, сопоставление, систематизация, обобщение).
3. «От текста к языку». В заданиях этого типа предлагается текст, высказывание или словоупотребление в речи, требуется сделать вывод о свойствах языковых единиц как элементов языковой системы. Выполнение заданий требует навыков аналитического чтения, направленного на правильное понимание речи. Подобные задания в большей мере помогают оценить лингвистические способности, языковое чутье, глубину восприятия слова, навыки анализа языкового материала.
4. «От языковых фактов к системе языка» (поиск закономерностей по данным примерам, разбор трудных единиц и категорий языка).
5. «От языка к науке о языке, описанию языка» (требуют научной эрудиции). Возможно использование заданий с привлечением разных форматов/видов текста (сплошной, несплошной текст, инфографика и др.), что отвечает современным требованиям формирования и развития умений функциональной грамотности в соответствии с отечественными и международными подходами.
Задания разрабатываются отдельно для 7, 8, 9, 10, 11 классов.

Требования к организации и проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2024/2025 учебном году изложены в письме МОиН №10091 от 21.10.2024.
Скачать документ по ссылке:
https://chiro74.ru/files/sections/Русский_язык.pdf

Литература для подготовки:

1. Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. – М., 1988.
2. Брагина А. Н. Неологизмы в русском языке. – М., 1973.
3. Буровик А. Родословная вещей. – М., 1985.
4. Вартаньян Э. А. В честь и по поводу. – М., 1987.
5. Вартаньян Э. А. История с географией, или Жизнь и приключения географических названий. – М., 1986.
6. Вартаньян Э. А. Путешествие в слово. – М.. 1987.
7. Ветвицкий В. Г., Иванова В. Ф., Моисеев А. И. Современное русское письмо. Факультативный курс: Пособие для учащихся. – М., Просвещение, 1974.
8. Виноградов В. В. История слов / Отв. ред. Н. Ю. Шведова. – М.: «Толк», 1994.
9. Голуб И. Б., Розенталь Д. Э. Занимательная стилистика. – М., 1988.
10. Горбачевич К. С. Русский язык: Прошлое. Настоящее. Будущее. – М., 1987.
11. Из истории русских слов: Словарь-пособие. – М., 1993.
12. Левонтина И. Б. О чем речь. – М., 2016.
13. Леонтьев А. А. Путешествие по карте языков мира. – М., 1990.
14. Максимов В. И. К тайнам словообразования. – М., 1980.
15. Моисеев А. И. Звуки и буквы. Буквы и цифры. – М., 1987.
16. Моисеев А. И. Русский язык: Фонетика. Морфология. Орфография. – М., 1980.
17. Немченко В. Н. Современный русский язык. Словообразование. – М., 1984.
18. Одинцов В. В. Лингвистические парадоксы. – М., 1988.
19. Панов М. В. И все-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии, ее достоинствах и недостатках. – М., 2007.
20. Шанский Н. М. В мире слов. – М., 1985.
21. Шанский Н. М. Занимательный русский язык. – М, 1996.

Региональные ресурсы
1. Глинкина Л.А. От аза до ижицы. Челябинск: Полиграфмастер, 2013.
2. Глинкина Л.А. Иллюстрированный словарь забытых и трудных слов. – Оренбург, 1998
3. Лексика и фразеология: внеурочная работа по русскому языку: учебно-практическое пособие для учителей русского языка и литературы / Н.В. Глухих, И.Г. Казачук, Т.В. Соловьева. – Челябинск, ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2022.
4. Соловьева Т.В. Морфология. Орфография : практикум по составлению и решению олимпиадных заданий по русскому языку для слушателей курсов повышения квалификации и курсов переподготовки. /сост. Т.В. Соловьева. – Челябинск: ЧИППКРО, 2023.
5. Соловьева Т.В. Правописные, фонетические, орфоэпические нормы: практикум по составлению и решению олимпиадных заданий для слушателей курсов повышения квалификации и курсов переподготовки. /сост. Т.В. Соловьева. – Челябинск: ЧИППКРО, 2022.
6. Соловьева Т.В. Синтаксис. Пунктуация: практикум по составлению и решению олимпиадных заданий для слушателей курсов повышения квалификации и курсов переподготовки /сост. Т.В. Соловьева. – Челябинск: ЧИРО, 2024.

Интернет-ресурсы
1.
https://vserosolimp.edsoo.ru (задания всероссийской олимпиады школьников по русскому языку 2021/22, 2022/23).
2. Словари русского языка: http://slovari.ru
3. Историко-словообразовательный словарь русского языка «Русский Древослов»: http:// drevoslov.ru
4. Словарь морфем русского языка: http://www.drevoslov.ru/wordcreation/morphem
5. Портал Грамота.ру: http://gramota.ru
6. Словари русского языка: http://dic.academic.ru
7. Национальный корпус русского языка: http://ruscorpora.ru
8. Этимология и история русского языка на сайте Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН: www.etymolog.ruslang.ru
9. Ресурсы по русскому языку на сайте Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН: www.ruslang.ru

Аналитические обзоры
1. Григорьев А. В. Задания Олимпиады школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность» как средство развития лингвистических компетенций школьника // «Русский язык в современной культуре в контексте Slavia Orthodoxa и Slavia Latina». – М., 2016. – С. 119-126. (соавторы: Долбик Е. Е., Шаповал В. В.)
2. Григорьев А. В., Добротина И. Н., Осипова И. В. Об итогах заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2018 году // Русский язык в школе. – №1. – 2019. – С. 50-54.
3. Григорьев А. В. Задания Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и их комментарий // Сборник олимпиадных заданий по русскому языку для учащихся 6-11 классов / отв. ред. И. Ю. Хандархаева. – Улан-Удэ, 2019. – С. 5-9. (соавторы: Демидов Д. Г., Смольников С. Н.)
4. Григорьев А. В., Добротина И. Н., Осипова И.В. Об итогах заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2019 году // Русский язык в школе. – №1. – 2020. – С. 30-35.
5. Григорьев А. В., Добротина И. Н., Орлова А.В. Об итогах заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2022 году // Русский язык в школе. – №2. – 2023. – С. 18-23.

Задания прошлых лет

Задания 2014 года
Задания 2015 года
Задания 2016 года
Задания 2017 года
Задания 2018 года
Задания 2019 года
Задания 2020 года
Задания 2021 года
Задания 2022 года
Задания 2023 года: https://chiro74.ru/files/sections/rus.yaz.7z

Проверка олимпиады, состав жюри

Проверка олимпиады состоится 7 ноября 2024 г. в МАОУ "Гимназия № 26 г. Челябинска" (ул. Пионерская, 10А) с 14:00.

Апелляционная комиссия:

Апелляция
Заявки на апелляцию принимаются до 20:00 часов 11 ноября 2024 г. в специально отведенном окне на страничке олимпиады.
Апелляция состоится 12 ноября 2024 г. с 15:00 до 17:00, МАОУ "Гимназия № 26 г. Челябинска" по адресу: ул. Пионерская 10-а, кабинет № 25.

Рассмотрение апелляции проводится в присутствии участника олимпиады. При рассмотрении апелляции присутствует только участник олимпиады, подавший заявление, имеющий при себе документ, удостоверяющий личность. Родитель (законный представитель) не имеет права участвовать в рассмотрении апелляции по сути, заявлять свои соображения о необходимости корректировки баллов, но может следить за тем, чтобы апелляция проходила в доброжелательной обстановке, на участника не оказывалось давление, мнение участника было выслушано комиссией. Апеллирующему запрещено выполнять фото- и видеосъёмку работы, делать в ней какие-либо пометки, выносить ее из аудитории, где проходит апелляция.
На апелляции повторно проверяются только выполненные письменно задания. Устные пояснения и дополнения, а также черновики апеллирующего не оцениваются.
Апелляционная комиссия не рассматривает апелляции по вопросам содержания и структуры олимпиадных заданий, критериев и методики оценивания их выполнения.
В случае неявки на апелляцию участника по уважительным причинам (болезни или иных обстоятельств), подтвержденным документально, рассмотрение апелляции по существу проводится без его участия.
В случае неявки участника без объяснения причин рассмотрение апелляции по существу не проводится.
Решения апелляционной комиссии являются окончательными и пересмотру не подлежат.

Русский язык. МЭ.


СПИСОК приглашенных участников
Результаты.