Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Школьный тур олимпиады по биологии |
11.11.2010 - 13.11.2010 |
Обращаем Ваше внимание на то, что в текущем учебном году существенным образом изменился порядок проведения школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады. Ознакомиться с документами, регламентирующими проведение олимпиады в текущем учебном году Вы можете в разделе ДОКУМЕНТЫ. Продолжительность олимпиады: 5 класс - 82 мин 6 класс - 120 мин 7,8 классы - 100 мин 9-11 классы 120 мин |
Документы, определяющие содержание заданий школьного и
муниципального этапа Олимпиады Олимпиада по биологии является соревнованием учащихся. Содержание заданий проверяет не только знания школьников, но и их умение решать различные биологические проблемы. В основе содержания заданий лежат нормативные документы, регламентирующие обязательный минимум содержания общего среднего и среднего полного образования – Государственный образовательный стандарт и программно-методические материалы, утвержденные Министерством образования и науки Российской Федерации. Для подготовки отдельных заданий (заданий повышенной сложности) могут быть использованы и другие учебно-методические и справочные пособия, допущенные или рекомендованные к использованию в учебном процессе компетентными органами управления образованием Российской Федерации. Основная цель введения таких заданий – ориентация участников олимпиады на содержание заданий последующих этапов Всероссийской олимпиады. |
Программа Олимпиады
5 класс. Растения. Животные. Человек. Экология (цепи питания, сообщества, влияние человека на сообщества) 6 класс Экология (цепи питания, сообщества, влияние человека на сообщества, экологические факторы, среды жизни) Растительная клетка, растительные ткани. Значение растений в жизни человека. Бактерии. Грибы. 7 класс Признаки живых организмов. Простейшие организмы. Кишечнополостные. Царство бактерий. Царство грибов. Царство растений. 8 класс Царство растений. Царство животных. Человек (Происхождение и систематическое положение, клетки и ткани, опорно-двигательная система) 9 класс Система органического мира. Организм и окружающая среда. Экология. Цитология. 10 класс Биология как наука. Методы научного познания. Многообразие и эволюция живой природы. Микробиология и биотехнология. 11 класс Биология клетки. Молекулярная биология. Биохимия. Генетика Обращаем Ваше внимание, что в содержание теоретического тура могут включатся тестовые задания из предыдущих классов. |
Фактические, понятийные и теоретические знания:
- знание основных биологических терминов, понятий, законов, теорий, касающихся организации, индивидуального и исторического развития живых систем на всех уровнях организации; - знание химического состава живых систем; - знание особенностей строения и жизнедеятельности клеток, организмов, экосистем, биосферы; - знание основных форм размножения и особенностей индивидуального развития клеток и организмов; - знание особенностей процессов обмена веществ автотрофных и гетеротрофных организмов, круговорота веществ и превращения энергии в биосфере; - знание общих принципов наследования признаков организмами - знание основных закономерностей изменчивости организмов, особенностей про-явления и значения в эволюционном процессе; - знание экологических факторов, экологических ниш организмов, их взаимоотно-шений в биоценозе, - знание доказательств, движущих сил, направлений эволюции организмов. Умения классифицировать и систематизировать - распознавать основные систематические группы организмов по их описанию; - устанавливать признаки усложнения организмов. Умения применять биологические знания, используя алгоритмы: - устанавливать нуклеотидную последовательность в ДНК и РНК, - устанавливать типы скрещивания и решать генетические задачи; - составлять схемы цепей питания. Умения устанавливать причинно-следственные связи между: - строением и функциями органоидов клетки; - особенностями строения и образом жизни организмов; - средой обитания и приспособленностью организмов - факторами и результатами эволюции. Умения распознавать и определять, сравнивать и сопоставлять: - распознавать и сравнивать особенности строения и жизнедеятельности различных типов клеток, организмов; - распознавать и сравнивать типы и фазы деления клеток; - сравнивать и сопоставлять различные виды биоценозов, - сравнивать и сопоставлять различные пути и направления эволюции; - распознавать и сравнивать признаки усложнения основных групп организмов, - определять и сравнивать ароморфозы, идиоадаптации и дегенерации в различных группах организмов. Системные, интегративные знания и умения - знание сущности биологических явлений, их закономерностей; - умение устанавливать межпредметные связи с курсом химии, географии; - умение оценивать последствия деятельности человека в природе - умение выделять общее и главное для характеристики процессов и явлений |
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Оценивание заданий теоретического тура В тестовых заданиях частей I и III за каждый правильный ответ участник получает по 1 баллу. В тестовых заданиях части II за каждый правильный ответ участник получает по 2 балла. Рекомендуемое количество заданий Примерное количество заданий теоретического тура, расчитанного на два астрономических часа (120 минут), следующее: 5 класс: Часть I - 20 заданий; Часть II - 7 заданий; Часть III - 3 задания. 6 класс: Часть I - 20 заданий; Часть II - 7 заданий; Часть III - 3 задания. 7 класс: Часть I - 20 заданий; Часть II - 7 заданий; Часть III - 3 задания. 8 класс: Часть I - 20 заданий; Часть II - 7 заданий; Часть III - 3 задания. 9 класс: Часть I - 30 заданий; Часть II - 10 заданий; Часть III - 3 задания. 10 класс: Часть I - 30 заданий; Часть II - 10 заданий; Часть III - 3 задания. 11 класс: Часть I - 35 заданий; Часть II - 10 заданий; Часть III - 3 задания. |
Интернет-ресурсы
1. Задания Всероссийской олимпиады школьников по биологии прошлых лет, а также методические рекомендации по их проверке и оценке публикуются в разделе «Биология» портала www.rusolymp.ru. 2. Официальный сайт Международной биологической олимпиады www.ibo-info.org. 3. Региональный сайт Всероссийской олимпиады школьников (Московская область) по биологии, химии, географии и экологии – www.olimpmgou.narod.ru. Список рекомендуемой литературы 1. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы./ –М.; Дро-фа, 1998 и другие переиздания. 2. Дмитриева Т.А., Кучменко B.C. и др. Биология: Сборник тестов, задач и заданий. 9 -11 кл. -М.: Мнемозина, 1999 и другие переиздания; 3. Драгомилов В.Н., Маш Р. Д. "Биология. VIII класс. Человек", –М.: Вентана-Граф, 1997 и другие переиздания; 4. Захаров В. Б., Сонин Н. И. "Биология. Многообразие живых орга¬низмов. 7 класс", М.: Дрофа, 1998 и другие переиздания; 5. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10-11кл. –М.; Дрофа, 2001 и другие переиздания; 6. Каменский А. А.. Криксунов Е. А., Пасечник В. В. "Введение в об¬щую биологию и экологию. 9 класс", –М.: Дрофа, 2000 и другие переиздания; 7. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология 10–11 классы, –М: Дрофа, 2006 и другие переиздания; 8. Колесов Д. В. и др. "Биология. Человек. 8 класс", –М.: Дрофа, 1997 и другие переиздания; 9. Константинов В. М. и др. "Биология. Животные. 7 класс", –М.; Вен¬тана-Граф, 1999 и другие переиздания; 10. Латюшин В. В., Шапкин В. А. "Животные. 7 класс". –М.: Дрофа, 2000 и другие переиздания; 11. Мамонтов С. Г., Захаров Б. Н., Сонин Н. И. "Биология. Общие зако¬номерности. 9 класс", –М.: Дрофа, 2000 и другие переиздания; 12. Общая биология. 10-11 кл. / Д.К.Беляев, Н.Н.Воронцов, Г.М.Дымшиц и др. Под ред. Д.К.Беляева. –М.: Просвещение, 1998-2002 и другие переиздания; 13. Общая биология. 10-11 кл. для шк. углуб. изуч. биол. Под ред. А.О. Рувинского. –М: Посвещение, 1997 – 2001 и другие переиздания; 14. Пасечник В. В. "Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс", –М.: Дрофа, 1997 и другие переиздания; 15. Пономарева И. Н. и др. "Биология, 6 класс. Растения. Бактерии. Гри¬бы. Лишайники, М.: Вентана-Граф, 1999 и другие переиздания; 16. Пономарева И. Н., Корнилова О.А., Чернова Н. М. "Основы общей биологии. 9 класс", –М.: Вентана-Граф, 2000 и другие переиздания. 17. Сонин Н. И. "Биология. Живой организм. 6 класс", –М.: Дрофа, 1997 и другие переиздания; 18. Сонин Н. И., Сапин М. Р. "Биология. Человек. 8 класс", –М.: Дрофа, 2000 и другие переиздания; 19. Хрипкова А. Г., Колесов Д. В. "Биология. Человек и его здоровье. 9 класс", М.: Просвещение, 1997 и другие переиздания. 20. Пасечник В.В., Калинова Г.С., Суматохин С.В. Биология. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение, 2008. 21. Пасечник В.В., Калинова Г.С., Суматохин С.В. Биология. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение, 2009. По нижеследующей ссылке можно скачать примеры заданий Всероссийской олимпиады школьников по биологии. Примеры заданий.doc (301.0 Кбайт) |
Школьный тур олимпиады по биологии Тренировка.Результаты тренировки. Сбросить результаты тренировки. Задания олимпиады. Результаты олимпиады. Рейтинг школ. |