Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Школьный тур олимпиады по экологии |
16.10.2015 - 17.10.2015 |
В текущем учебном году школьный этап Всероссийской олимпиады по экологии проходит в формате Интернет – олимпиады, в которой могут принять участие учащиеся 7, 8, 9, 10 и 11 классов. Для того чтобы принять в ней участие, необходимо иметь на данном сайте учетную запись с подтвержденными регистрационными данными. Продолжительность олимпиады составит для всех участников 40 минут на каждый из двух блоков, отвечать на вопросы которых учащийся может в течение 2-х дней, при этом в первый день доступен только первый блок заданий, а во второй день - только второй блок заданий. Задания олимпиады доступны с 08:00 до 20:00 в указанные календарные сроки и в оснащенных компьютерной техникой учебных кабинетах своего образовательного учреждения. В связи с этим рекомендуем вам заранее (за несколько дней до начала олимпиады) убедиться, что вы помните логин и пароль и можете войти на сайт. Второй блок олимпиады составлен аналогично первому. Участник олимпиады может выполнить либо один, либо оба блока. В итог пойдет лучшее количество баллов, заработанное учеником за выполнение одного из двух блоков. Несамостоятельное выполнение заданий олимпиады, а также передача заданий кому-либо или получение от кого-либо до окончания олимпиады ЗАПРЕЩЕНЫ. В случае выявления данных нарушений участник может быть дисквалифицирован. Ознакомиться с документами, регламентирующими проведение Всероссийской олимпиады в текущем учебном году, Вы можете в разделе ДОКУМЕНТЫ. Структура олимпиадных заданий по экологии
В каждом блоке размещены тестовые задания 5 типов: - с выбором одного ответа (за каждый правильный ответ ученик получает 1 балл); - с выбором нескольких ответов (за каждый правильный ответ ученик получает 1 балл); - задание на установление последовательности (отвечая на данный тип заданий, ученик набирает на клавиатуре последовательность цифр, соответствующую правильной последовательности суждений без учета интервала); - задание на установление соответствия (отвечая на данный тип заданий, ученик к терминам в столбце А подбирает соответствующий номер определения из столбца В); - выбор правильного суждения (да или нет). ВНИМАНИЕ!!! Возможны изменения в количестве и типологии заданий в каждом разделе. Содержание заданий
При составлении олимпиадных заданий предметно-методическая комиссия руководствовалась Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования, который предусматривает следующие основные разделы. 1) Экология. Определение. Этапы становления. Задачи в современный период. Место среди других наук. Экологическая ситуация в мире и в стране. Решение Конференции ООН по окружающей среде и развитию (1992 г.). Основные разделы экологии – общая, социальная, прикладная. 2) Общая экология (экология природных систем). Общая экология – наука о наиболее общих закономерностях функционирования природных систем (биосферы, экосистем), взаимоотношениях живых организмов со средой обитания. Среда и адаптация к ней организмов. Определение: среда, факторы среды, среды жизни. Классификация факторов. Закономерности их действия на организмы. Адаптация организмов к основным факторам и средам жизни. Биосфера, популяции и экосистемы как основные звенья биосферы. Популяции. Определение. Основные характеристики: размеры, структура, темпы роста, биотический потенциал, динамика и др. 3) Экосистемы. Определение. Биоценозы и биотопы, их единство. Связи в экосистемах. Экологические ниши. Закономерности функционирования и пределы (факторы) устойчивости. Цепи питания, круговороты веществ. Продуктивность и биомасса. Потоки энергии. Динамика экосистем. Сукцессии и их закономерности. Специфика антропогенных сукцессий. Агроценозы. Возможности управления экосистемами и их ресурсами. Биосфера. Определение. Границы Работы В.И.Вернадского. Роль живых организмов (живого вещества) в формировании и сохранении биосферы, среды обитания. Свойства и функции живого вещества. Устойчивость биосферы. Ее механизмы и факторы. Пределы устойчивости. 4) Социальная и прикладная экология (экология природно-антропогенных систем). Задачи. Связь с общей экологией. Объекты изучения – экосистемы, измененные человеком или искусственно созданные. 5) Место и роль человека в окружающем мире. Становление человека как биосоциального вида. Социальная среда. Экологические кризисы в развитии цивилизаций. Современный кризис и его специфика. 6) Масштабы воздействия человека на среду и биосферу в настоящее время. Их следствия. Важнейшие проявления деятельности человека в биосфере, нарушение круговорота веществ, потоков энергии, механизмов функционирования популяций, экосистем и биосферы. Влияние на среды жизни. 7) Основные экологические проблемы современного мира. Демографический взрыв, его сущность, причины и экологические последствия. Важнейшие проблемы, их масштабы, причины и следствия всеобщего загрязнения среды, изменения климата, и др. Экологические оценки современных способов получения и использования энергии, производственных процессов. Среда современных городов и поселений. Специфические экологические проблемы России. 8) Возможные пути решения экологических проблем. Особо охраняемые территории. Экологически обоснованные технологии. Биотехнологии. Освоение нетрадиционных источников получения энергии. Роль экологического образования, экологизации науки. Значение международного сотрудничества и мирового сообщества для охраны среды и биосферы. Экологический мониторинг. Возможности и пути реализации концепции устойчивого развития и учения В. И. Вернадского о биосфере. При составлении заданий учитывались экологические проблемы и специфика региона. Задания включают вопросы: 1) биологического и ландшафтного разнообразия; 2) особо охраняемых природных территорий различного вида и уровня – федеральных, региональных, местных; 3) природноресурсной специфики региона, 4) этнокультурных традиций в области природопользования; 5) деятельности органов государственной власти, производственных предприятий и общественных организаций в области природопользования. Список литературы и ИНТЕРНЕТ-ресурсов для подготовки к школьному этапу олимпиады по биологии
Литература 1. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Экология (базовый уровень). 10 кл. – М.: Русское слово, 2013. – 180 с. 2. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Экология (базовый уровень). 11 кл. – М.: Русское слово, 2013. – 200 с. 3. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Экология (базовый уровень). 10-11 кл. – М.: Дрофа, 2014. – 302 с. 4. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Суматохин С.В. Экология. 10-11 кл.: базовый уровень. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 383 с. 5. Медведева М.В. Справочный материал для начинающего эколога. – М.: Икар, 2009. – 110 с. 6. Снакин В.В. Экология и природопользование в России: энциклопедический словарь. – М.: Academia, 2008. – 816 с. 7. Небел Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир: в 2-х т. – М.: Мир, 1993. 8. Реймерс Н.Ф. Экология. Теория, законы, правила, принципы и гипотезы. – М.: Россия молодая, 1994. – 366 с. Интернет-ресурсы 1. Задания всероссийской олимпиады школьников по экологии прошлых лет, а также методические рекомендации по их проверке и оценке публикуются в разделе «Экология» портала www.rosolymp.ru. 2. Справочник «Ресурсы российского интернета по экологии» - http://www.ecorussia.info/ru/ecopedia/environmental_resources_of_russian_internet. 3. Раздел сайта издательства «Дрофа», посвященный вопросам подготовки к олимпиадам – http://www.drofa.ru/for-users/teacher/vertical/other/. Председатель предметной методической комиссии: Клишина Ольга Николаевна, учитель биологии и экологии высшей категории МБОУ СОШ № 70, почетный работник общего образования, Члены предметной методической комиссии: Уткина Татьяна Валерьевна, заведующий кафедрой естественно-математических дисциплин ГБОУ ДПО ЧИППКРО, кандидат педагогических наук, Баркан Ольга Юрьевна, учитель биологии высшей категории МАОУ лицея № 102 г. Челябинска, почетный работник общего образования, Семенова Лидия Павловна, учитель биологии высшей категории МАОУ СОШ № 124. Вопросы по проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии Вы можете на ФОРУМЕ Задания прошлых лет: Задания 2014-2015г. Заданий 2013-2014г. Задания 2012-2013г. ПРИКАЗ ОБ ИТОГАХ ОЛИМПИАДЫ (1.8 Мбайт) |
Школьный тур олимпиады по экологии Тренировка.Результаты тренировки. Сбросить результаты тренировки. Задания олимпиады. Результаты олимпиады. Рейтинг школ. |