ОЛИМПИАДА «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЭРУДИТ»
Ежегодно в России, каждый год посвящается какой-то проблематике или сфере. Согласно Указу Президента РФ В. Путина от 1-го августа 2015 г. под № 392 «О проведении в РФ Года особо охраняемых природных территорий» 2017 год в России объявлен Годом Экологии. Подобную задачу было решено воплотить в жизнь в связи с мировой тенденцией обращения общественного внимания на проблемы экологического характера каждой страны в отдельности и всего мира в целом. Утверждена официальная эмблема Года экологии в Российской Федерации.
Президент РФ четко наметил оргкомитету конкретные цели тематического года:
- привлечь внимание граждан к проблемам экологии.
- обезопасить существующие экосистемы.
- сохранить многообразие биологических видов.
Действия Правительства РФ направлены на улучшение общей экологической картины в России. Предстоящие мероприятия должны привести к оздоровлению и очищению конкретно обозначенных территорий. Важным результатом должно стать изменение отношения граждан к проблемам природы и экологии на более сознательное и ответственное.
В связи с вышесказанным в рамках Интеллектуального марафона на Кубок Главы города Челябинска желающим учащимся 7-8 классов предлагаем принять участие в олимпиаде «Экологический эрудит». Олимпиада состоит из двух туров – заочного в формате Интернет-олимпиады и очного – в формате выполнения письменных заданий.
Целью проведения олимпиады «Экологический эрудит» является активация интереса учащихся к проблемам экологии и процессам охраны окружающей среды через познавательную деятельность.
Для участия в олимпиаде необходимо иметь на данном сайте учетную запись с подтвержденными регистрационными данными.
Продолжительность Интернет-олимпиады составит для всех участников 40 минут и состоит из одного блока заданий.
Продолжительность очного тура (который состоится 12 мая с 14-00 в МБОУ «СОШ № 70 г. Челябинска» по адресу - Металлургический район, ул. 60-летия Октября, д. 46; проезд автобусами № 15, 44 или маршрутными такси № 8, 92 до остановки «Аквариум») – 1час 30 минут, где участникам будет предложено выполнить один вариант письменных заданий.
Задания Интернет-олимпиады доступны с 08:00 до 20:00 в указанные календарные сроки и в оснащенных компьютерной техникой учебных кабинетах своего образовательного учреждения. В связи с этим рекомендуем вам заранее (за несколько дней до начала олимпиады) убедиться, что вы помните логин и пароль и можете войти на сайт.
Несамостоятельное выполнение заданий олимпиады, а также передача заданий кому-либо или получение от кого-либо до окончания олимпиады ЗАПРЕЩЕНЫ. В случае выявления данных нарушений участник может быть дисквалифицирован.
Структура заданий олимпиады «Экологический эрудит»
В каждом блоке размещены тестовые задания 5 типов:
- с выбором одного ответа (за каждый правильный ответ ученик получает 1 балл);
- с выбором нескольких ответов (за каждый правильный ответ ученик получает 1 балл);
- задание на установление последовательности (отвечая на данный тип заданий, ученик набирает на клавиатуре последовательность цифр, соответствующую правильной последовательности суждений без учета интервала);
- задание на установление соответствия (отвечая на данный тип заданий, ученик к терминам в столбце А подбирает соответствующий номер определения из столбца В);
- выбор правильного суждения (да или нет).
Содержание заданий
При составлении олимпиадных заданий предметно-методическая комиссия руководствовалась Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования, который предусматривает следующие основные разделы.
1) Экология. Определение. Этапы становления. Задачи в современный период. Место среди других наук. Экологическая ситуация в мире и в стране. Решение Конференции ООН по окружающей среде и развитию (1992 г.). Основные разделы экологии – общая, социальная, прикладная.
2) Общая экология (экология природных систем). Общая экология – наука о наиболее общих закономерностях функционирования природных систем (биосферы, экосистем), взаимоотношениях живых организмов со средой обитания.
Среда и адаптация к ней организмов. Определение: среда, факторы среды, среды жизни. Классификация факторов. Закономерности их действия на организмы. Адаптация организмов к основным факторам и средам жизни. Биосфера, популяции и экосистемы как основные звенья биосферы.
Популяции. Определение. Основные характеристики: размеры, структура, темпы роста, биотический потенциал, динамика и др.
3) Экосистемы. Определение. Биоценозы и биотопы, их единство. Связи в экосистемах. Экологические ниши. Закономерности функционирования и пределы (факторы) устойчивости. Цепи питания, круговороты веществ. Продуктивность и биомасса. Потоки энергии. Динамика экосистем. Сукцессии и их закономерности. Специфика антропогенных сукцессий. Агроценозы. Возможности управления экосистемами и их ресурсами.
Биосфера. Определение. Границы Работы В.И. Вернадского. Роль живых организмов (живого вещества) в формировании и сохранении биосферы, среды обитания. Свойства и функции живого вещества. Устойчивость биосферы. Ее механизмы и факторы. Пределы устойчивости.
4) Социальная и прикладная экология (экология природно-антропогенных систем). Задачи. Связь с общей экологией. Объекты изучения – экосистемы, измененные человеком или искусственно созданные.
5) Место и роль человека в окружающем мире. Становление человека как биосоциального вида. Социальная среда. Экологические кризисы в развитии цивилизаций. Современный кризис и его специфика.
6) Масштабы воздействия человека на среду и биосферу в настоящее время. Их следствия. Важнейшие проявления деятельности человека в биосфере, нарушение круговорота веществ, потоков энергии, механизмов функционирования популяций, экосистем и биосферы. Влияние на среды жизни.
7) Основные экологические проблемы современного мира. Демографический взрыв, его сущность, причины и экологические последствия. Важнейшие проблемы, их масштабы, причины и следствия всеобщего загрязнения среды, изменения климата, и др. Экологические оценки современных способов получения и использования энергии, производственных процессов. Среда современных городов и поселений. Специфические экологические проблемы России.
8) Возможные пути решения экологических проблем. Особо охраняемые территории. Экологически обоснованные технологии. Биотехнологии. Освоение нетрадиционных источников получения энергии. Роль экологического образования, экологизации науки. Значение международного сотрудничества и мирового сообщества для охраны среды и биосферы. Экологический мониторинг. Возможности и пути реализации концепции устойчивого развития и учения В. И. Вернадского о биосфере.
При составлении заданий учитывались экологические проблемы и специфика региона.
Задания включают вопросы:
1) биологического и ландшафтного разнообразия;
2) особо охраняемых природных территорий различного вида и уровня – федеральных, региональных, местных;
3) природноресурсной специфики региона,
4) этнокультурных традиций в области природопользования;
5) деятельности органов государственной власти, производственных предприятий и общественных организаций в области природопользования.
ВНИМАНИЕ!!! Возможны изменения в количестве и типологии заданий в каждом разделе.
Список литературы и Интернет-ресурсов для подготовки очному этапу
олимпиады «Экологический эрудит»
1. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Экология (базовый уровень). 10 кл. – М.: Русское слово, 2013. – 180 с.
2. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Экология (базовый уровень). 11 кл. – М.: Русское слово, 2013. – 200 с.
3. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Экология (базовый уровень). 10-11 кл. – М.: Дрофа, 2014. – 302 с.
4. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Суматохин С.В. Экология. 10-11 кл.: базовый уровень. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 383 с.
5. Медведева М.В. Справочный материал для начинающего эколога. – М.: Икар, 2009. – 110 с.
6. Снакин В.В. Экология и природопользование в России: энциклопедический словарь. – М.: Academia, 2008. – 816 с.
7. Небел Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир: в 2-х т. – М.: Мир, 1993.
8. Реймерс Н.Ф. Экология. Теория, законы, правила, принципы и гипотезы. – М.: Россия молодая, 1994. – 366 с.
Интернет-ресурсы:
1. Задания всероссийской олимпиады школьников по экологии прошлых лет, а также методические рекомендации по их проверке и оценке публикуются в разделе «Экология» портала www.rosolymp.ru.
2. Справочник «Ресурсы российского интернета по экологии»
http://www.ecorussia.info/ru/ecopedia/environmental_resources_of_russian_internet.
3. Раздел сайта издательства «Дрофа», посвященный вопросам подготовки к олимпиадам – http://www.drofa.ru/for-users/teacher/vertical/other/.
Председатель предметной методической комиссии:
Клишина Ольга Николаевна, учитель биологии и экологии высшей категории МБОУ «СОШ № 70 г. Челябинска», Почетный работник общего образования Российской Федерации.
Члены предметной методической комиссии:
Уткина Татьяна Валерьевна, заведующий кафедрой естественно-математических дисциплин ГБОУ ДПО ЧИППКРО, кандидат педагогических наук.
Баркан Ольга Юрьевна, учитель биологии высшей категории МАОУ «Лицея № 102 г. Челябинска», Почетный работник общего образования Российской Федерации.
Свои вопросы по заданиям олимпиады вы можете задать после неё на