Забыли пароль? Регистрация

Вход по логину




Вход через ВКонтакте

Школьный этап. Информатика
27.10.2022 - 27.10.2022

Школьный этап. Информатика


СПИСОК приглашенных участников
Ввод баллов (до 21.11.2022 12:00)
Посмотреть предварительные результаты, занесенные ответственным.
Посмотреть статистику внесения результатов школами.
Загрузка кодов Сириуса (до 26.10.2022 14:00)
Загрузка результатов Сириуса (до 21.11.2022 12:00)
Посмотреть список школ, загрузивших коды.
Получить код для участия в олимпиаде Сириуса (после 26.10.2022 14:00)
Результаты.
Рейтинг школ.

Официальные приказы Комитета по делам образования города Челябинска

Приказ о школьном этапе всероссийской олимпиады

Апелляция и подведение итогов

Апелляция завершена. Ожидается итоговый протокол олимпиады.
С порядком апелляции можно познакомиться
здесь. Заявки на апелляцию, а также ответы комиссии, размещены на форуме.
Видеоразбор задач олимпиады:
5 - 6 классы
7 - 8 классы
9 - 11 классы
Текстовые разборы задач олимпиады:
5 - 6 классы
7 - 8 классы
9 - 11 классы

Кто может принять участие в олимпиаде

Участие в олимпиаде могут принимать школьники 5-11 классов.
Комплекты заданий по информатике разрабатываются для учащихся 5-6 классов, 7-8 классов, и 9-11 классов. Это означает, например, что учащиеся, выступающие за 9 класс, выполняют те же задания, что и учащиеся, выступающие за 11 класс.
Ученик из параллели A может принять участие в олимпиаде за параллель B, если B ≥ A.
При этом его результат будет сравниваться с результатами той параллели, за которую он выступает.
Иногда для учащихся, имеющих высокий уровень олимпиадной подготовки, имеет смысл выбирать для участия ту параллель, в которой даются более сложные задания:

для учащихся 5-х и 6-х классов - параллель 7 или 9 класса;
для учащихся 7-х и 8-х классов - параллель 9 класса.
Для учащихся, выступающих за 5-6 класс, школьный тур - это единственный этап участия во ВсОШ по информатике. Аналогично, для учащихся 7-8 классов финальным этапом участия является муниципальный этап ВсОШ. При переходе от одного тура олимпиады к другому, учащийся не может изменить параллель, за которую он выступает (кроме случаев, когда учащийся обладает правом участия на очередном туре олимпиады без отбора, по результатам прошлого года).

Время выполнения, формы заданий и критерии оценивания

Время на выполнение комплектов заданий:
5-6 класс - 60 минут;      7-8 класс - 120 минут;      9-11 класс - 120 минут.

Формы заданий и оценивание.
Все задания на олимпиаде делятся на два типа: задания на ввод ответа и задачи по программированию. Каждое задание позволяет заработать 100 баллов.
Характеристика заданий на ввод ответа:
Ответом на такое задание может быть число, строка, несколько чисел, несколько строк и т.п.
Тестирующая система оценивает не только полные, но и частично правильные решения (например, когда задача состоит из нескольких подзадач, решение каждой из подзадач приносит часть баллов от общей суммы), поэтому, зная ответы лишь на часть подзадач, необходимо вносить их в систему.
ОТВЕТ ДОЛЖЕН СТРОГО СООТВЕТСТВОВАТЬ ТРЕБОВАНИЯМ, которые указываются в задании. Если какая-либо из подзадач не решалась учеником, строчка для ответа на эту подзадачу должна быть заполнена, иначе тестирующая система считает ответ неверно. Аналогично, если строки в ответе записаны в неправильном порядке - ответ также будет считан и распознан неверно.
В этих заданиях тестирующая система считает ответом учащегося последний сданный ответ по каждому из заданий. Оценка всех заданий этого вида в работе учащегося производится после завершения его участия в олимпиаде.

Характеристика задач по программированию:
Ответом в таких задачах является код программы, записанный на одном из языков программирования. Список языков программирования, которые поддерживаются тестирующей системой: С/С++, Python v. 3, Pascal ABC, Java, C#. Каждое решение сразу после сдачи проверяется на заранее подготовленном наборе тестов. Результат проверки становится известен участнику во время олимпиады, сразу после завершения проверки. Участник может многократно отправлять решения по задаче, и узнавать результат, который показывают эти решения.
В конечном результате учитываются лучшие попытки решений по каждой из задач.
Подробнее об используемых в тестирующей системе трансляторах можно узнать
здесь.
Как сдавать задачи по программированию.
Требования к программам и примеры на разных языках программирования.

Состав комплектов заданий по параллелям:
В 5-6 классе участникам олимпиады предлагается 5 заданий на ввод ответа.
В 7-8 классе участникам олимпиады предлагается 7 заданий: 4 на ввод ответа и 3 на программирование. Конечный результат участника определяется по сумме баллов за 5 из 7 задач. При этом, засчитываются те задачи, на которых участник набрал максимальные баллы.
В 9-11 классе участникам олимпиады предлагается 5 задач на программирование.
Подробнее о формах и количестве заданий можно узнать здесь.

Подготовка рабочего места участника олимпиады.
Тем, кто выполняет задания за 7-8 класс, необходимо предварительно убедиться, что на используемом компьютере установлено ПО для работы с электронными таблицами и программирования (если вы планируете решать задачи по программированию). Для 9—11 классов все задачи предполагают использование языков программирования.

Выдержки из правил проведения олимпиады

Для выполнения олимпиады участнику необходимо устройство с устойчивым доступом к сети «Интернет» (школьный или личный компьютер, ноутбук, планшет, мобильный телефон).
Вход участника в тестирующую систему осуществляется по индивидуальному коду, который выдается участнику в его образовательной организации. Этот же индивидуальный код предоставляет участнику доступ к его результатам после завершения олимпиады.
Доступ к заданиям по информатике предоставляется участникам 27 октября с 8:00 до 22:00 по местному времени. Участник олимпиады может приступить к выполнению заданий в любое время в пределах указанного интервала.
Работа должна быть сдана участником до окончания отведенного на выполнение времени, но не позже 22:00. Чтобы отправить ответы на проверку, необходимо нажать на кнопку «Сохранить ответ». В случае, если работа не была завершена участником до окончания отведенного времени, на проверку автоматически будут отправлены только сохраненные ответы. Данные о времени, отведенном на выполнение заданий олимпиады, появятся позже.
Участники выполняют олимпиадные задания индивидуально и самостоятельно. Запрещается коллективное выполнение олимпиадных заданий, использование посторонней помощи, в том числе родителей, учителей, обращение к сети «Интернет» (кроме сайта тестирующей системы). Особенностью проведения олимпиады по информатике является достаточно строгая двухэтапная проверка (используются как автоматические сценарии проверки типа "антиплагиат", распознающие, в том числе, разнообразные способы изменения кода (замены названий переменных, изменения циклов с while на for и наоборот, оформление части кода в виде функций и т.п.), так и выборочная или целенаправленная проверка решений командой жюри олимпиады) сданных участниками программ на списывание.
Участники олимпиады получают доступ к предварительным результатам по коду участника через 7 календарных дней с даты проведения олимпиады в соответствии с инструкцией на официальном сайте олимпиады.
Вопросы участников олимпиады, связанные с оценкой олимпиадной работы или подсчетом баллов, принимаются
на форуме в течение 3 календарных дней после публикации предварительных результатов олимпиады по соответствующему общеобразовательному предмету и классу. В случае, если ответ на вопрос участника подразумевает расширение множества верных ответов и необходимость перепроверки его работы, то происходит пересчёт баллов всех участников, учитывая новое множество верных ответов.
Окончательные результаты школьного этапа олимпиады по каждому общеобразовательному предмету подводятся независимо для каждого класса по истечении 14 календарных дней со дня проведения олимпиады и направляются в образовательные организации.

Подготовка к олимпиаде

Для подготовки к олимпиаде Вы можете использовать разнообразные образовательные ресурсы. Указанные в данных списках ресурсы и ссылки носят рекомендательный характер и отражают лишь малую часть ресурсов, которые прямо или косвенно посвящены данному вопросу.

1. Список литературы:
Андреева Е.В. Программирование – это так просто, программирование – это так сложно. Современный учебник программирования. – М.: МЦНМО, 2009. – 184 с.
Арлазаров В.Л. и др. Спортивное программирование: метод. пособие по подготовке к олимпиадам школьников. 7-11 классы / В. Л. Арлазаров, И.Б. Мамай. – М.: Изд. Дом МИСиС, 2017. – 28 с.
Андреева Е.В., Босова Л.Л., Фалина И.Н. Математические основы информатики. Элективный курс: Учебное пособие. – 2-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2015. – 328 с.
Бэрри П. Изучаем программирование на Python / Пол Бэрри ; [пер. с англ. М.А. Райтман]. — Москва : Издательство «Э», 2017. — 624 с. : ил. — (Мировой компьютерный бестселлер)
Богомолова О.Б. Логические задачи. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2013. – 277с.: ил.
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. ¬¬– 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 152 с.: ил.
Бриггс Д. Python для детей. Самоучитель по программированию (пер. с англ. Станислава Ломакина, науч. ред. Д. Абрамова). – М.: Мани, Иванов и Фербер, 2017. – 320 с.
Грацианова Т.Ю. Программирование в примерах и задачах. – М.: Лаборатория знаний, 2019. – 368 с. - (ВМК МГУ – школе)
Дасгупта С. и др. Алгоритмы / С. Дасгупта, Х. Пападимитриу, У. Вазирани; Пер. с англ. под ред. А. Шеня. –– М.: МЦНМО, 2014. –– 320 с.
Златопольский Д.М. Занимательная информатика: учебное пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 424 с.: ил.
Златопольский Д. М. Сборник задач по программированию. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб.: БХВ-Петербург, 2011. – 304 с.: ил. – (ИиИКТ)
Лааксонен А. Олимпиадное программирование. / пер. с англ. А. А. Слинкин – М.: ДМК Пресс, 2018. – 300 с.: ил.
Кирюхин В.М. Методика проведения и подготовки к участию в олимпиадах по информатике. Всероссийская олимпиада школьников. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 280 с.
Кормен Т.Х. и др. Алгоритмы: построение и анализ, 3-е изд. : Пер. с англ. – М. : ООО «И.Д. Вильямс», 2019. – 1328 с.
Окулов С.М. Программирование в алгоритмах [Электронный ресурс] – 6-е изд. (эл.) – Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf: 386 с.). – М.: Лаборатория знаний, 2017. – (Развитие интеллекта школьников)
Павлов А.В. Задачи по информатике. Международная олимпиада «Туймаада» - М.: МЦНМО, 2013. – 184 с.
Прата С. Язык программирования С++. Лекции и упражнения, 6-е изд. : Пер. с англ. — М.: ООО “И.Д. Вильямс”, 2012. — 1248 с. : ил. - Парал, тит. англ.

2. Интернет-ресурсы, посвященные программированию:
Сайт, посвященный самым разным алгоритмам программирования, методам решения задач, исходникам.(algolist.manual.ru)
Сайт MAXimal, на котором собраны различные алгоритмы программирования и код их реализации на C++.
Материалы учебника Фоксфорд по различным разделам информатики, в том числе - по написанию программ на различных языках программирования, а также базовым и продвинутым алгоритмам программирования.
Клавиатурный тренажер для программистов, позволяющий научиться быстро набирать программный код на языках программирования Python, Pascal, C++.
Сайт олимпиад по программированию г. Санкт-Петербурга (университет ИТМО) для школьников с большим архивом задач различных официальных и тренировочных олимпиад.
Лекториум по информатике и программированию на портале Сириус.

3. Архивы задач по программированию с автоматической проверкой:
Школа программиста - уровень задач значительно ниже, чем на других подобных площадках. Большинство задач можно решить после одного года обучения программированию. Средняя сложность немного ниже уровня региональных олимпиад, что позволяет успешно готовиться к олимпиадам школьного и муниципального уровня. Сайт ориентирован на преимущественно школьную аудиторию. Учителю сайт позволяет создавать группы пользователей и, выполняя в них функцию руководителя, отслеживать решение тех или иных задач, курсов (только тех, которые уже имеются на сайте), просматривать коды решений участников группы.
Информатика для школы - портал с учебными материалами и набором задач, структурированным по темам и разделам школьного курса и олимпиадной подготовки. Для учителей сайт предоставляет очень большие возможности по организации урочной и внеурочной работы по предмету: от автоматической генерации тестов по темам и использования готовых тестов портала, до выстраивания индивидуальной образовательной траектории, создания собственных задач любого типа (в том числе - с автопроверкой), формирования виртуальной учебной лаборатории. Учащиеся собираются в группы, классы и другие объединения, и по каждому учащемуся, как и по всей группе, доступна статистика в разных формах.
Информатикс - один из наиболее старых и популярных сайтов с архивом задач, набором авторских курсов по программированию и автоматической тестирующей системой. Для учителей сайт предоставляет очень большие возможности по организации урочной и внеурочной работы по предмету: можно подготовить собственный набор задач, создать группу учащихся, организовать собственный виртуальный курс с теоретическими блоками, блоками задач и мониторингом выполнения заданий.
Timus Online Judge (основной источник задач для архива — соревнования Уральского федерального университета, Чемпионаты Урала, Уральские четвертьфиналы ICPC).
Codeforces - сайт с огромной базой задач по олимпиадному программированию, одно из самых массовых мест "виртуальной олимпиадной тусовки программистов", на котором еженедельно проводятся соревнования различных уровней сложности, выкладываются разборы задач, публикуются анонсы олимпиадных событий, проводятся крупные российские и международные олимпиады.

4. Онлайн курсы по программированию:
Сириус.Курсы: Введение в программирование на языке Python (базовые знания по программированию на современном ЯП + сертификат). Набор до 16.11.2022 года.
Сириус.Курсы: Введение в программирование на языке C++ (базовые знания по программированию на одном из самых популярных ЯП в области олимпиадного программирования + сертификат). Набор до 01.12.2022 года.
Stepik.org: Введение в программирование на языке C++ (курс, аналогичный курсу с таким же названием на платформе Сириус.Курсы + сертификат Академии Яндекса).
Stepik.org: Основы C/C++ для спортивного программирования (курс от ЦРИТО МФТИ, без сертификата).
Stepik.org: Быстрый старт в спортивное программирование (курс от ЦРИТО МФТИ, по окончании - сертификат Stepik).
На всех курсах платформы Stepik.org учителя могут организовать группу детей (класс). Этот инструмент позволяет отслеживать продвижение учащихся по темам курса.


5. Задания прошлых лет.
Задания прошлых лет доступны по этой ссылке. После 23 октября 2022 года их можно только прочитать, посмотреть видеоразборы их решений, а также найти решение авторов задачи.

Важная информация

В 2022 году школьный этап Всероссийской олимпиады по информатике для учащихся Челябинской области проводится по единым заданиям на платформе образовательного центра "Сириус" 27 октября.
Всю информацию о проведении олимпиады, ее организационных и методических особенностях, можно найти на портале
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников.
Сама олимпиада проводится на сайте Олимпиады и тестирования.

Обращаем внимание, что для участия в олимпиаде необходимо в своем образовательном учреждении ЗАРАНЕЕ ПОЛУЧИТЬ КОД ИМЕННО ДЛЯ ЭТОЙ ОЛИМПИАДЫ. В олимпиадах по другим предметам у Вас будет другой код.

Для получения кода участника необходимо в своем образовательном учреждении обратиться к учителю информатики или классному руководителю не позднее 23 октября.
При этом, если Вы планируете принять участие в олимпиаде за параллель, отличную от той, в которой Вы учитесь, при обращении за кодом следует это указать и подчеркнуть. В этом случае Ваше обращение должно быть заблаговременным, поскольку, возможно, вашей организации потребуется запросить дополнительный код в образовательном центре "Сириус".

Организация школьного тура всероссийской олимпиады по информатике для учащихся города Челябинска

Вопросы по организации школьного тура можно задавать на
форуме.
Обязанности по информационному и организационному обеспечению проведения школьного тура всероссийской олимпиады по информатике, согласно приказа Комитета по делам образования г. Челябинска №2110-у от 07.09.2022 года, распределены между специалистами Комитета по делам образования, другими уполномоченными лицами и организациями, и председателем муниципальной предметно-методической комиссии по информатике и ИКТ, учителем информатики МАОУ "Лицей №97 г. Челябинска" Новоселовым Сергеем Николаевичем