Забыли пароль? Регистрация

Вход по логину




Вход через ВКонтакте

Школьный тур олимпиады по биологии
11.11.2010 - 13.11.2010


Обращаем Ваше внимание на то, что в текущем учебном году существенным образом изменился порядок проведения школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады. Ознакомиться с документами, регламентирующими проведение олимпиады в текущем учебном году Вы можете в разделе ДОКУМЕНТЫ.
Продолжительность олимпиады:
5 класс - 82 мин
6 класс - 120 мин
7,8 классы - 100 мин
9-11 классы 120 мин

Документы, определяющие содержание заданий школьного и
муниципального этапа Олимпиады


Олимпиада по биологии является соревнованием учащихся. Содержание заданий проверяет не только знания школьников, но и их умение решать различные биологические проблемы.
В основе содержания заданий лежат нормативные документы, регламентирующие обязательный минимум содержания общего среднего и среднего полного образования – Государственный образовательный стандарт и программно-методические материалы, утвержденные Министерством образования и науки Российской Федерации.
Для подготовки отдельных заданий (заданий повышенной сложности) могут быть использованы и другие учебно-методические и справочные пособия, допущенные или рекомендованные к использованию в учебном процессе компетентными органами управления образованием Российской Федерации. Основная цель введения таких заданий – ориентация участников олимпиады на содержание заданий последующих этапов Всероссийской олимпиады.

Программа Олимпиады

5 класс.
Растения.
Животные.
Человек.
Экология (цепи питания, сообщества, влияние человека на сообщества)
6 класс
Экология (цепи питания, сообщества, влияние человека на сообщества, экологические факторы, среды жизни)
Растительная клетка, растительные ткани.
Значение растений в жизни человека.
Бактерии. Грибы.
7 класс
Признаки живых организмов.
Простейшие организмы.
Кишечнополостные.
Царство бактерий.
Царство грибов.
Царство растений.
8 класс
Царство растений.
Царство животных.
Человек (Происхождение и систематическое положение, клетки и ткани, опорно-двигательная система)
9 класс
Система органического мира.
Организм и окружающая среда. Экология.
Цитология.
10 класс
Биология как наука. Методы научного познания.
Многообразие и эволюция живой природы.
Микробиология и биотехнология.
11 класс
Биология клетки.
Молекулярная биология.
Биохимия.
Генетика

Обращаем Ваше внимание, что в содержание теоретического тура могут включатся тестовые задания из предыдущих классов.

Фактические, понятийные и теоретические знания:
- знание основных биологических терминов, понятий, законов, теорий, касающихся организации, индивидуального и исторического развития живых систем на всех уровнях организации;
- знание химического состава живых систем;
- знание особенностей строения и жизнедеятельности клеток, организмов, экосистем, биосферы;
- знание основных форм размножения и особенностей индивидуального развития клеток и организмов;
- знание особенностей процессов обмена веществ автотрофных и гетеротрофных организмов, круговорота веществ и превращения энергии в биосфере;
- знание общих принципов наследования признаков организмами
- знание основных закономерностей изменчивости организмов, особенностей про-явления и значения в эволюционном процессе;
- знание экологических факторов, экологических ниш организмов, их взаимоотно-шений в биоценозе,
- знание доказательств, движущих сил, направлений эволюции организмов.
Умения классифицировать и систематизировать
- распознавать основные систематические группы организмов по их описанию;
- устанавливать признаки усложнения организмов.
Умения применять биологические знания, используя алгоритмы:
- устанавливать нуклеотидную последовательность в ДНК и РНК,
- устанавливать типы скрещивания и решать генетические задачи;
- составлять схемы цепей питания.
Умения устанавливать причинно-следственные связи между:
- строением и функциями органоидов клетки;
- особенностями строения и образом жизни организмов;
- средой обитания и приспособленностью организмов
- факторами и результатами эволюции.
Умения распознавать и определять, сравнивать и сопоставлять:
- распознавать и сравнивать особенности строения и жизнедеятельности различных типов клеток, организмов;
- распознавать и сравнивать типы и фазы деления клеток;
- сравнивать и сопоставлять различные виды биоценозов,
- сравнивать и сопоставлять различные пути и направления эволюции;
- распознавать и сравнивать признаки усложнения основных групп организмов,
- определять и сравнивать ароморфозы, идиоадаптации и дегенерации в различных группах организмов.
Системные, интегративные знания и умения
- знание сущности биологических явлений, их закономерностей;
- умение устанавливать межпредметные связи с курсом химии, географии;
- умение оценивать последствия деятельности человека в природе
- умение выделять общее и главное для характеристики процессов и явлений

Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Оценивание заданий теоретического тура
В тестовых заданиях частей I и III за каждый правильный ответ участник получает по 1 баллу. В тестовых заданиях части II за каждый правильный ответ участник получает по 2 балла.

Рекомендуемое количество заданий
Примерное количество заданий теоретического тура, расчитанного на два астрономических часа (120 минут), следующее:
5 класс:
Часть I - 20 заданий;
Часть II - 7 заданий;
Часть III - 3 задания.
6 класс:
Часть I - 20 заданий;
Часть II - 7 заданий;
Часть III - 3 задания.
7 класс:
Часть I - 20 заданий;
Часть II - 7 заданий;
Часть III - 3 задания.
8 класс:
Часть I - 20 заданий;
Часть II - 7 заданий;
Часть III - 3 задания.
9 класс:
Часть I - 30 заданий;
Часть II - 10 заданий;
Часть III - 3 задания.
10 класс:
Часть I - 30 заданий;
Часть II - 10 заданий;
Часть III - 3 задания.
11 класс:
Часть I - 35 заданий;
Часть II - 10 заданий;
Часть III - 3 задания.

Интернет-ресурсы
1. Задания Всероссийской олимпиады школьников по биологии прошлых лет, а также методические рекомендации по их проверке и оценке публикуются в разделе «Биология» портала www.rusolymp.ru.
2. Официальный сайт Международной биологической олимпиады www.ibo-info.org.
3. Региональный сайт Всероссийской олимпиады школьников (Московская область) по биологии, химии, географии и экологии – www.olimpmgou.narod.ru.

Список рекомендуемой литературы
1. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы./ –М.; Дро-фа, 1998 и другие переиздания.
2. Дмитриева Т.А., Кучменко B.C. и др. Биология: Сборник тестов, задач и заданий. 9 -11 кл. -М.: Мнемозина, 1999 и другие переиздания;
3. Драгомилов В.Н., Маш Р. Д. "Биология. VIII класс. Человек", –М.: Вентана-Граф, 1997 и другие переиздания;
4. Захаров В. Б., Сонин Н. И. "Биология. Многообразие живых орга¬низмов. 7 класс", М.: Дрофа, 1998 и другие переиздания;
5. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10-11кл.
–М.; Дрофа, 2001 и другие переиздания;
6. Каменский А. А.. Криксунов Е. А., Пасечник В. В. "Введение в об¬щую биологию и экологию. 9 класс", –М.: Дрофа, 2000 и другие переиздания;
7. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология 10–11 классы, –М: Дрофа, 2006 и другие переиздания;
8. Колесов Д. В. и др. "Биология. Человек. 8 класс", –М.: Дрофа, 1997 и другие переиздания;
9. Константинов В. М. и др. "Биология. Животные. 7 класс", –М.; Вен¬тана-Граф, 1999 и другие переиздания;
10. Латюшин В. В., Шапкин В. А. "Животные. 7 класс". –М.: Дрофа, 2000 и другие переиздания;
11. Мамонтов С. Г., Захаров Б. Н., Сонин Н. И. "Биология. Общие зако¬номерности. 9 класс", –М.: Дрофа, 2000 и другие переиздания;
12. Общая биология. 10-11 кл. / Д.К.Беляев, Н.Н.Воронцов, Г.М.Дымшиц и др. Под ред. Д.К.Беляева. –М.: Просвещение, 1998-2002 и другие переиздания;
13. Общая биология. 10-11 кл. для шк. углуб. изуч. биол. Под ред. А.О. Рувинского. –М: Посвещение, 1997 – 2001 и другие переиздания;
14. Пасечник В. В. "Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс", –М.: Дрофа, 1997 и другие переиздания;
15. Пономарева И. Н. и др. "Биология, 6 класс. Растения. Бактерии. Гри¬бы. Лишайники, М.: Вентана-Граф, 1999 и другие переиздания;
16. Пономарева И. Н., Корнилова О.А., Чернова Н. М. "Основы общей биологии. 9 класс", –М.: Вентана-Граф, 2000 и другие переиздания.
17. Сонин Н. И. "Биология. Живой организм. 6 класс", –М.: Дрофа, 1997 и другие переиздания;
18. Сонин Н. И., Сапин М. Р. "Биология. Человек. 8 класс", –М.: Дрофа, 2000 и другие переиздания;
19. Хрипкова А. Г., Колесов Д. В. "Биология. Человек и его здоровье. 9 класс", М.: Просвещение, 1997 и другие переиздания.
20. Пасечник В.В., Калинова Г.С., Суматохин С.В. Биология. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение, 2008.
21. Пасечник В.В., Калинова Г.С., Суматохин С.В. Биология. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение, 2009.

По нижеследующей ссылке можно скачать примеры заданий Всероссийской олимпиады школьников по биологии.

Примеры заданий.doc (301.0 Кбайт)

Школьный тур олимпиады по биологии

Тренировка.
Результаты тренировки.
Сбросить результаты тренировки.
Задания олимпиады.
Результаты олимпиады.
Рейтинг школ.