Забыли пароль? Регистрация

Вход по логину




Вход через ВКонтакте

Школьный тур олимпиады по русскому языку
30.09.2015 - 01.10.2015

Школьный тур олимпиады по русскому языку

Тренировка.
Результаты тренировки.
Сбросить результаты тренировки.
Задания олимпиады.
Результаты олимпиады.
Рейтинг школ.

Состав предметной методической комиссии

Председатель: Малаева Ольга Константиновна, учитель русского языка и литературы МАОУ гимназии № 26 г. Челябинска.
1. Пасичник Ирина Васильевна, учитель русского языка и литературы НОУ ВПО «Русско-Британский институт Управления» Общеобразовательная школа «7 ключей».
2. Пелихов Денис Александрович, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы ЮУрГУ, учитель русского языка и литературы МАОУ гимназии № 26 г. Челябинска.
Технический специалист — Гамарник Ирина Алексеевна, учитель физики МАОУ гимназии № 26 г. Челябинска


ПРИКАЗ ОБ ИТОГАХ ОЛИМПИАДЫ (7.8 Мбайт)

Программа школьного этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку 2015 2016 учебного года

В олимпиаде могут быть отдельные задания, рассчитанные на углублённое изучение русского языка.

5 класс

1. Фонетика и графика. (Соотношение букв и звуков. Позиционные изменения гласных и согласных звуков. Мягкие и твердые согласные.)
2. Орфография. (Правописание корней, окончаний, мягкий знак после шипящих.)
3. Лексика. (Словари. Лексическое значение слов. Значение и происхождение фразеологизмов.)
4. Словообразование и морфемный состав слова. Омонимичные корни. Значение отдельных морфем.
5. Морфология. (Определение принадлежности слова к части речи, определение грамматических признаков. Нормативное употребление и образование форм слова.)
6. Синтаксис и пунктуация. (Грамматическая основа, простое и сложное предложение, однородные члены.)

6 класс

1. Фонетика и графика. (Соотношение букв и звуков. Мягкие и твёрдые согласные. Позиционные изменения гласных и согласных звуков.)
2. Орфография. (Правописание корней, приставок, суффиксов, окончаний. Принципы русской орфографии.)
3. Лексика. (Словари. Лексическое значение слов. Архаизмы, неологизмы, заимствованные слова, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы.)
4. Морфемика и словообразование. (Морфемный состав слова. Омонимичные морфемы. Варианты морфем. Основные способы словообразования.)
5. Морфология. (Определение принадлежности слова к части речи, формы слова. Нормативное употребление и образование форм слова.)
6. Синтаксис и пунктуация (Грамматическая основа предложения, второстепенные члены предложения, знаки препинания в простом и сложном предложении.)
7. Стилистика. (Языковые средства выразительности.)

7 класс

1. Фонетика и графика. (Соотношение букв и звуков. Мягкие и твёрдые согласные. Позиционные изменения гласных и согласных звуков. История русской письменности.)
2. Орфография. (Принципы русской орфографии. Правописание приставок, корней, суффиксов, окончаний.)
3. Лексика. (Лексическое значение слов. Синонимы, антонимы, омонимы, заимствованные слова, фразеологизмы.)
4. Морфемика и словообразование. (Морфемный состав слова. Омонимичные и синонимичные морфемы. Основные способы словообразования. Словообразовательная цепочка. Формообразовательные суффиксы.)
5. Морфология. (Определение принадлежности слова к части речи, морфологических признаков. Грамматическая омонимия. Нормативное употребление и образование форм слова. Склонение числительных.)
6. Синтаксис и пунктуация. (Грамматическая основа предложения, второстепенные члены предложения, знаки препинания в простом и сложном предложении.)

8 класс

1. Фонетика и графика. (Соотношение букв и звуков. Позиционные изменения гласных и согласных звуков.)
2. Лексика. (Словари. Лексическое значение слов. Основные понятия лексики. Этимологически родственные слова. Этимология.)
3. Словообразование и морфемика. (Морфемный состав слова. Омонимичные морфемы. Основные способы словообразования.)
4. Морфология. (Определение принадлежности слова к части речи, грамматических признаков. Грамматическая омонимия. Нормативное употребление и образование форм слова.)
5. Орфография. (Правописание приставок, корней, суффиксов, окончаний. Принципы русской орфографии. Реформы русской орфографии.)
7. Синтаксис и пунктуация. (Грамматическая основа предложения, второстепенные члены предложения, знаки препинания в простом и сложном предложении. Характеристика предложения.)
8. Стилистика. (Языковые средства выразительности.)


9-11 класс

1. Орфоэпия и фонетика (ударение, произношение твердых и мягких согласных, непроизносимые согласные и т. д.).
2. Графика, орфография (знание истории русского алфавита и основных этапов становления русской орфографии).
3. Этимология (осведомленность в происхождении слов и понимание закономерностей исторического развития лексического значения слова).
4. Лексика и фразеология (знание лексического значения слов, русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте).
5. Морфемика и словообразование (навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа).
6. Морфология (знание морфологической системы русского языка и навыки морфологического анализа слова).
7. Синтаксис (знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности).
8. Орфография (знание современной орфографической нормы).
9. Культура речи и стилистика (знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой).

Формат олимпиады

К участию в школьном этапе приглашаются все желающие, имеющие на данном сайте учетную запись с подтвержденными регистрационными данными.
Олимпиада проводится в интернет-формате в течение 2-х дней. Каждой параллели доступны для выполнения по два равноценных блока заданий, только с 08.00 до 20.00 часов. Первый блок заданий – основной, он доступен только в первый день проведения олимпиады. Второй блок заданий – запасной, он доступен только во второй день олимпиады. Каждый блок рассчитан на 40 минут. В зачет идет тот из блоков, за который набрано наибольшее количество баллов.
Напоминаем участникам, что в соответствии с регламентом проведения олимпиады запрещается:
1) выполнять задания с чужой помощью (советуясь с другими участниками, родителями, учителями);
2) сообщать кому-либо или получать от кого-либо информацию о заданиях или ответах до окончания олимпиады;
3) задавать на форуме олимпиады вопросы по содержанию и решению олимпиадных задач раньше указанного на страничке олимпиады времени.
Учащиеся, нарушившие регламент, могут быть дисквалифицированы.



После опубликования предварительных результатов в течение недели участники могут разместить свои вопросы по заданиям олимпиады на форуме.

Литература, рекомендуемая для подготовки:

1. Баранов, М. Т. Школьный словарь образования слов русского языка / М. Т. Баранов. — М. : Просвещение, 2008.
2. Воронина, Н. В. Олимпиады по русскому языку. 9—11 классы / Н. В. Воронина, Т. В. Егорова. — М. : ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2006. — 304 с.
3. Глинкина, Л. А. От аза до ижицы / Л. А. Глинкина. — 2-е изд., доп. и испр. — Челябинск : Полиграф-Мастер, 2013. — 124 с.
4. Глинкина, Л. А. О языке сказки П.П. Ершова «Конек-Горбунок» в кругу семейного чтения: для учителей и родителей учащихся младших классов./ Л.А. Глинкина; Федер. агентство по образованию Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Челяб. гос. пед. ун-т» - [2-е изд.] – Челябинск: Издательство ГОУ ВПО «ЧГПУ», 2015.- 44с.
5. Глинкина, Л. А. Этимологические тайны русской орфографии : словарь-справочник : ок. 6000 слов / Л. А. Глинкина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : АСТ : Астрель : Транзиткнига, 2006. — 381, [3] с.
6. Губернская, Т. В. Русский язык. 10-11классы. Тестовые и олимпиадные задания / Т. В. Губернская. — М. :Эксмо, 2007.
7. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / В. И. Даль. — 5-е изд., стер. — М. : Дрофа : Рус. язык Медиа, 2008. — Т. 1 : А-З. — 699 с.; Т. 2 : И-О. — 779 с.; Т. 3 : П. — 555 с.; Т. 4 : Р-V. — 683 с.
8. Зализняк, А. А. Лингвистические задачи / А. А. Зализняк ; с предисловием В. А. Успенского. — М. : МЦНМО, 2013. — 40 с.
9. Иванов, В. В. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе / В. В. Иванов, З. А. Потиха. — М. : Просвещение, 1985.
10. Казбек-Казиева, М. М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы / М. М. Казбек-Казиева. — М. : Айрис-пресс, 2006.
11. Казбек-Казиева, М. М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5—11 классы / М. М. Казбек-Казиева. — 4-е изд., испр. — М. : Айрис-пресс, 2006. — 192 с.
12. Колесов, В. В История русского языка в рассказах. / В. В. Колесов. — М. : Просвещение, 1976.
13. Одинцов, В. В. Лингвистические парадоксы : кн. для учащихся ст. классов / В. В. Одинцов. — М. : Просвещение, 1998.
14. Олимпиады по русскому языку и литературе: 9-11 класс / сост. Г. М. Вялкова, Т. А. Чернова. — М. : ВАКО, 2010.
15. Орг, А. О. Олимпиады по русскому языку : кн. для учителя / А. О. Орг. — М. : Просвещение, 2004.
16. Панов, М. В. Занимательная орфография / М. В. Панов. — М., 1984.
17. Потиха, З. А. Школьный словарь строения слов русского языка : пособие для учащихся / З. А. Потиха. — М. : Просвещение, 1987.
18. Праздник славянского слова : в помощь учителю-словеснику к Дням славянской культуры и письменности / авт.-сост.: Л. А. Глинкина, М. П. Егорьева. — Изд. 3-е, испр. и доп. — Челябинск : Цицеро, 2013. — 47 с.
19. Предметные недели в школе : русский язык и литература / сост. Л. М. Косивцова. — Волгоград : Учитель, 2008. — 92 с.
20. Русский язык : всероссийские олимпиады / Г. В. Карпюк, С. И. Львова, Л. И. Скворцов и др. ; под ред. А. М. Камчатнова. — М. : Просвещение, 2008. — 205 с.
21. Сборник заданий по истории русского языка для подготовки к олимпиадам / авт.-сост. Д. А. Пелихов. — Челябинск : Цицеро, 2014. — 102 с.
22. Сказания о начале славянской письменности / под ред. З. В. Удальцова. — М. : Наука, 1981. — 199 с.
23. Столбунова, С. В. Исторический комментарий к современному русскому языку : программа элективного курса по истории русского языка для профильного обучения / С. В. Столбунова. — М. : Чистые пруды, 2008. — 32 с. — (Библиотечка «Первого сентября», серия «Русский язык». Вып. 21).
24. Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка : пособие для учащихся / А. Н. Тихонов. — М. : Просвещение, 1991.
25. Федосюк, Ю. А. Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века / Ю. А. Федосюк. — 4-е изд. — М. : Флинта : Наука, 2001.
26. Шанский, Н. М. Краткий этимологический словарь русского языка [Текст] / Н. М. Шанский, В. В. Иванов, Т. В. Шанская ; под ред. С. Г. Бархударова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Просвещение, 1971. — 542 с.
27. Шанский, Н. М. Этимологический словарь русского языка / Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. — М., 1994.
28. Шкатова, Л. А. Подумай и ответь: занимательные задачи по русскому языку : книга для учащихся 5-7 кл. сред. шк. / Л. А. Шкатова. — М. : Просвещение, 1989.
29. Школьные олимпиады: русский язык, литература, английский язык : 8-11 классы / авт.-сост. Н. В. Шахова, В. Г. Миронова. — Ростов н/Д : Феникс, 2006.
30. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / сост. М. В. Панов. — М., 1984. — 353 с. http://publ.lib.ru/ARCHIVES/E/''Enciklopedicheskiy_slovar'_yunogo...''/_''ESYu...''.html
31. Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык / глав. ред. М. Д. Аксёнова. — М. : Аванта+, 1998. — 704 с. : ил.

Сайты, рекомендуемые для подготовки:

1. Этот удивительный русский язык
2. Сайт открытой международной олимпиады по русскому языку "Светозар"
3. Филология в задачах (образовательный сайт для профессионалов)
4. Всероссийская олимпиада по русскому языку (задания и решения)

5. «Русский медвежонок»: языкознание для всех: официальный сайт (условия задач и ответы)
6. Словарь дореволюцiонной орфографiи c ударенiями. 1914год.

Задания олимпиад прошлых лет

1. Школьный тур 2013 года
2. Школьный тур 2012 года

Обратная связь

Ваши вопросы по заданиям олимпиады Вы можете задать в
специальном разделе форума в течение 7 дней ПОСЛЕ окончания олимпиады.