Забыли пароль? Регистрация

Вход по логину




Вход через ВКонтакте

Олимпиада по осмысленному чтению
Назад к списку блоков
7 класс. Блок № 3
30 минут на выполнение блока. Из них 5 минут на ввод ответов
Задание № 1
Прочитай текст и ответь на вопросы после текста.

Андрей Середа

Колечко


До конца сончаса оставалось сорок минут, но сегодня никто так и не уснул. В спальнях не утихал прерывистый, взволнованный шепот. Воспитательница поначалу пыталась утихомирить «народ», но безуспешно. Хоть закричись на них, все бесполезно.
И конечно, как всегда, Самсонов опять впереди всех. Вот, высовывает из-за двери мальчишечьей спальни свою физиономию с веснушками и снова начинает канючить хриплым голоском:
- Светлана Игоревна, можно в туалет?
- Опять? Пронесло, что ли? Спи, не терзай мою душеньку!
- Ну, Светлана Игоревна, можно в туалет?
Наконец, воспитательница сдается:
- Ладно, сходи. Только учти, я все равно все вижу. И через дверь.
Самсонов подтягивает трусы, которые ему явно великоваты, и, уже почти дойдя до туалетной двери, вдруг спрашивает:
- А на Луне туалеты есть?
- Опять про Луну? - взрывается воспитательница. - Будешь снова у меня весь газон по травинке пропалывать!
Самсонов понял, что, кажется, сболтнул лишнее и поспешил скрыться. А воспитательница в четвертый раз ринулась в спальню, где все еще спорили, как кормят на Луне. Едва она перешагнула порог, все моментально стихло.
- Я все слышу. Еще раз про Луну скажете, вы у меня сами желтыми станете.
Что-то в том же духе она объявила и девчонкам и победно вернулась к своему письменному столу.
Невозможно работать! И так без конца то проверки, то комиссии разные, бумаг куча, все вечно что-то требуют, а тут еще и молодые специалисты практикуются. Сама маленькая, как пятиклашка, а туда же! У нее, видите ли, научная работа.
Не пустить нельзя, направление у нее какое-то из университета. По глазам видно, что отличница, потому и лезет везде. Так и знай, староста группы, устраивает и вечера, и ка-вэ-эны всякие. От мужиков, поди, отбоя нет. Теперь вот и интернат своим присутствием решила осчастливить. «Собирайтесь дети в кучу, я вам бучу отчебучу!»
«Я хочу провести с вашими детьми занятие на развитие воображения. Такие занятия помогают им почувствовать себя увереннее в жизни и правильно ориентироваться в окружающем мире». Ну ладно, давай, проводи. О развитии воображения знаем, не какие-нибудь там... Вот только хоть бы одним глазком посмотреть, какая у тебя будет улыбочка, когда эти детки, не дай Бог, и вправду уверенней себя почувствуют и рты раскрывать начнут. Вы не смотрите, что они с диагнозами, о правах своих они очень любят поговорить, деловые, куда там! А в окружающем мире они очень быстро сориентируются, только выпусти. Из-под носа у продавца любую штуковину уведут, так что не успеешь и глазом моргнуть. И сразу же побегут меняться или, например, таким же студенточкам впаривать. Если не продадут, просто подарят. А чего? Оно же не свое, не заработанное, не жалко. Ценить они не умеют, зато оценивать - лучше не найдешь.
Собрали этих костоглодов, сели они на ковер, ноги калачиком. Эта, из университета, давай с ними заниматься. Называлось это у нее «Полет на Луну». Сначала изображали космический полет, невесомость и все такое. А потом и говорит:
- Вот мы с вами, ребята, и оказались на Луне. Выходите осторожненько из космолета и обязательно поздоровайтесь. Здесь живут очень воспитанные существа, селениты, поэтому и вам тоже надо быть очень вежливыми. Как вы думаете, какие у селенитов глаза? А какие у них там цветы растут? Давайте-ка подумаем.
Галя Рыбалко руку поднимает:
- Глаза у них зеленые. И цветы тоже зеленые.
- И больше никаких?
- Еще лиловые есть. Немножко.
- Молодец. Как тебя зовут? Галя? Молодец, Галя, хорошо придумала.
Потом Титов с Комельковым тоже что-то сказали. Про то, какие дома у селенитов.
- Да нету никаких селенитов! И вообще, на Луне ничего нет, даже воздуха. Только пыль и камни.
Ну конечно, Громов у нас самый умный. С ним никто не спорит, поэтому все сразу притихли и на студентку смотрят. А она подошла к Громову и говорит:
- Луна - самое близкое к Земле небесное тело. Поэтому я ее и назвала для примера. А другие люди, другие дома, деревья и цветы вполне могут быть на какой-нибудь далекой-далекой планете. Какая разница, как она называется? Главное, что там все хорошее, доброе. И люди, и природа. Скажи - тебя как зовут? Андрей? - скажи, Андрей, разве тебе не хотелось бы жить на планете, где нет войн, где все улыбаются и все со всеми дружат? Нет, я же не спрашивала тебя, есть ли на свете такая планета. Я спрашиваю, хочется ли тебе на такой планете жить?
Громов сопит и ничего не отвечает. И тут, конечно, Самсонов вылез:
- У селенитов никто ничего не ворует. Если кто-то что-то из киоска стащит, то его все сначала поругают, а он извинится и больше так делать не будет. И его сразу все простят. И сами дадут ему, что ему надо. Потому что у него, может быть, денег нет. А ему тоже хочется значок какой-нибудь. Или брелок с лазером...
Студентка, конечно, не заметила, как у воспитательницы глаза закатились. А если даже и заметила, то никогда не узнает, что подумала в тот момент Светлана Игоревна: «Ладно, Самсонов, ты у меня этот лазер еще долго вспоминать будешь».
А студентка опять спрашивает:
- А как вы думаете, на чем ездят селениты?
И тут «народ» как прорвало. Чего только не придумали! И летающие катера, и плавучие шары, где внутри люди сидят. И, конечно же, всякие машины и вездеходы. На колесах, на гусеницах, на ходулях и на воздушной подушке. Даже Вероника, от которой за день и слова не услышишь, про се-ленокат какой-то сказала. Детки у селенитов на нем катаются.Все сразу такие счастливые стали. Студентке уже уходить пора, а они обступили ее, девчонки за талию обнимают и все новое и новое придумывают. Вытащила она из сумки пакет и говорит:
- А это вам печенье. Я отдам вашей воспитательнице, а вы потом чаю попьете. Как будто с лунным печеньем.
- Спасибо! - хором кричат. К этому они хорошо приучены.
Ушла психолог начинающий.
Воспитательница всем по печененке раздала. Как раз по одной на всех и получилось.
Громов сказал:
- Путевое печенье. Только мало.
Потом в столовой только про Луну и разговоров было.
- Снова каша? Перловая? Вот бы правда на Луну полететь, там-то другое дело...
Воспитатели только головами качали. И зачем детям головы дурить? Даже на сончасе вот не успокоились. Никто так и не уснул. Успокоятся, конечно, но все-таки действительно, зачем небылицы выдумывать?
.. .Воспитательница уже хотела встать из-за стола, но тут Самсонов сам вышел из туалета. Подтянул трусы, шмыгнул носом и спросил:
- Светлана Игоревна, а на Луне интернаты есть?
(«Так, спокойно! Надо его отвлечь чем-нибудь...»)

- Не знаю. Я там не была. Сегодня ты по спальне дежурный.

- Знаю. А правда, на Луне интернаты есть? Или там все дети только с родителями живут?
- Ты долго еще будешь мне мозги морочить? Нету никакой Луны! Нет и не было. Интернат есть! А Луны никакой нет.
- Как это нет? - опешил Самсонов. - Лунные камни же бывают. У мамы такая брошка была. Когда я еще дома жил. Значит и селениты тоже есть.
- Какие еще селениты? Вам голову крутят, а вы, как дурачки, верите. Ковер протрешь как следует, И под кроватями промоешь. Я все потом проверю.
Вечером про селенитов уже не говорили. Воспитательница ходила по спальне и заметив где-нибудь грязь, грозно орала на дежурного. Группа понимающе молчала: «Все, попал Самсунг по полной...» Костя Самсонов шмыгал носом, подтягивал штаны и снова брался за тряпку.
Хорошо еще, что до отбоя никто не провинился, и никого не пришлось «строить». Воспитательница как всегда прилегла в большой комнате, на диване. Проснулась она неожиданно, часа в два. Огромная луна светила во все окна, и в этом белесом свете Светлана Игоревна с испугом увидела в проеме двери фигуру в ночной рубашке.
- Вероника! Что случилось?
- Просто не спится.
- Ох, напугала... Конечно, день беспокойный был. Но ничего, ты ложись, глаза закрой и считай барашков. Барашков умеешь считать? Ну и все, заснешь и не заметишь. Ты же у меня умница. Самая аккуратная, послушная... Нет, температуры нет. Спи, Веро-ничка, не думай ни о чем. Завтра в парк пойдем...
- Светлана Игоревна, я вам колечко хочу подарить. От селенитов. Чтобы вы меньше кричали...
Вопрос № 1 1 балла(ов)
В какую книгу может быть включено произведение писателя?
Книга сказок
Сборник поэтических и прозаических произведений Это правильный ответ
Сборник рассказов о природе
Сборник стихотворений
Вопрос № 2 1 балла(ов)
К какой тематической группе относится произведение А. Середы?
Тема детства Это правильный ответ
Тема природы
Тема родины
Тема поиска смысла жизни
Вопрос № 3 1 балла(ов)
С какими произведениями созвучен рассказ «Колечко»?
Г. Уэллс «Человек-невидимка», Ж. Верн «Полет на Луну»
Д. Лондон «Белый клык», Э. Сетон-Томпсон «Маленькие дикари»,
Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке», Б. Васильев «А зори здесь тихие».
Л. Толстой «Детство», Ч. Диккенс «Приключение Оливера Твиста» Это правильный ответ
Вопрос № 4 1 балла(ов)
Предположите, когда и где происходит действие рассказа?
В наше время в пионерском лагере.
В наше время в интернате Это правильный ответ
Примерно 20 лет назад в детском доме
В 19 веке в сиротском приюте
Вопрос № 5 1 балла(ов)
Какое событие является главным в рассказе?
Наказание Самсонова
Приход студентки на практику
Игра "Полет на Луну" Это правильный ответ
Раздача печенья детям

Вопрос № 1 1 балла(ов)
Кто такие костоглоды?
Дети, умеющие приспосабливаться и добиваться своего Это правильный ответ
Собаки, гложущие кости
Дети, агрессивно относящиеся друг к другу
Голодные, обездоленные, обделенные вниманием дети
Вопрос № 2 1 балла(ов)
Какая характеристика студентки-практикантки наиболее точно соответствует авторскому замыслу?
Это фантазерка, которая разбудила детскую фантазию Это правильный ответ
Это человек, который умеет отстаивать свою позицию
Это человек, который живет в выдуманном мире, дети ей безразличны
Студентка добросовестная и добрая
Вопрос № 3 1 балла(ов)
Прочитайте разговор между двумя людьми, которые прочитали рассказ «Колечко»:
- Воспитательница бессердечна и жестока, она не понимает детей, беда детей в том, что есть такие горе-педагоги.
- Она по-своему заботлива и добра, в силу жизненных обстоятельств она утратила способность мечтать и верить в добро.
Какой из аргументов первой позиции наиболее убедительный?
Воспитательница бессердечна и жестока

Воспительница нетерпима к чужому мнению
Воспитательницу все раздражают
Воспитательница пытается прекратить игру, наказывает детей за разговоры о Луне и вообще не любит их, называя костоглодами. Это правильный ответ
Она добивается порядка, чтобы ей было спокойно
Вопрос № 4 1 балла(ов)
Какой из аргументов второй позиции наиболее убедительный?
Она по-своему заботлива и добра, но утратила способность мечтать и верить в добро.
Она давно работает в интернате, знает, что нужно соблюдать порядок. Даже во время сна она помнит о детях и своих обязанностях. У нее, как и у детей, нелегкая жизнь Это правильный ответ
Она позволила студентке провести игру
Она разбирается в характерах воспитанников и знает, как с каждым из них нужно обращаться
Автор не говорит о реакции воспитательницы на подарок, но он наверняка растрогал ее.
Вопрос № 5 1 балла(ов)
Какая характеристика воспитательницы Светланы Игоревны наиболее точно соответствует авторскому замыслу?
Она не любит детей и свою работу
Ее занимают только личные проблемы, и дети ей безразличны
Она выполняет свои профессиональные обязанности. Она хочет, чтобы во всем был порядок, чтобы дети были послушными и не мешали ей спокойно жить. Это правильный ответ
Она не понимает других людей и жестоко относится к детям
Вопрос № 6 1 балла(ов)
Какое суждение об отношении воспитательницы к практикантке наиболее точно соответствует авторскому замыслу?
Светлана Игоревна ненавидит студентку, потому что она нарушает привычный порядок жизни.
Студентка раздражает воспитательницу, она считает практикантку наивной выскочкой, которая не понимает, какие дети на самом деле и как нужно относиться к ним. Это правильный ответ
Воспитательница боится, что дети перестанут ей подчиняться, потому что полюбят практикантку и будут скучать по ней.
Светлана Игоревна относится к практикантке покровительственно, считает, что она со временем перестанет быть наивной.
Вопрос № 7 1 балла(ов)
Для чего студентка проводит игру «Полет на Луну»?
Чтобы разбудить детскую фантазию
Чтобы дети поверили в добро и почувствовали себя увереннее в жизни Это правильный ответ
Чтобы сформировать представление о внеземных цивилизациях
Чтобы получить оценку за занятие во время студенческой практики
Вопрос № 8 1 балла(ов)
Как дети отнеслись к игре?
Они поняли, что между реальностью и мечтой нет ничего общего.
Они почувствовали себя несчастными, так как воспитательница убедила их, что селенитов не существует, а студентка морочит детям головы.
Дети почувствовали, что между ними и взрослыми не может быть взаимопонимания.
Они стали придумывать много нового, сравнивать вымысел с реальностью, почувствовали себя счастливыми. Это правильный ответ
Вопрос № 9 1 балла(ов)
Почему Вероника дарит колечко Светлане Игоревне.
Чтобы и в жизни воспитательницы была радость, чтобы и она верила в добро Это правильный ответ
Чтобы воспитательница относилась к детям добрее
Чтобы задобрить воспитательницу и вызвать ее расположение
Чтобы она не кричала на детей, а разговаривала с ними спокойно
Вопрос № 10 1 балла(ов)
Как характеризует воспитательницу ее последняя в рассказе реплика?
Воспитательница продолжает испытывать раздражение по отношению к детям
Игра детей вызывает ее негодование
Игра детей становится причиной ее нервного расстройства
Она добрая, заботливая Это правильный ответ
Вопрос № 11 1 балла(ов)
Какое из объяснений смысла названия рассказа наиболее убедительное?
Колечко с лунным камнем девочка дарит воспитательнице, чтобы таким образом изменить ее отношение к детям.
В детях проснулась вера в добро и справедливость. Происходит их возвращение к тому, что должно быть свойственно человеку. Колечко – это знак доброго, бескорыстного отношения человека к миру и ближнему. Добро возвращается к человеку, а колечко воспринимается как символ гармонии. Это правильный ответ
Колечко – это символ связи мечты и действительности.
В названии выражена мысль о том, что конфликт между взрослыми и детьми может быть решен.
Вопрос № 12 1 балла(ов)
В разговоре о рассказе высказана мысль о том, что последнее предложение
не является подходящей концовкой рассказа. Какой из аргументов этой позиции является наиболее убедительным?

Девочка дарит колечко, чтобы воспитательница на них поменьше кричала, на самом деле она просто хочет доставить радость Светлане Игоревне, а автор ничего не говорит об этом. Это правильный ответ
Мы не узнаем в финале о реакции воспитательницы на подарок
Финал слишком сжат по сравнению с рассказом
Финал должен быть более ярким и волнующим
Вопрос № 13 1 балла(ов)
В разговоре о рассказе высказана мысль о том, что последнее предложение является мастерски написанной концовкой рассказа. Какой из аргументов этой позиции является наиболее убедительным?
Финал показывает, что конфликт между детьми и воспитательницей будет решен
Финал хорош, потому что он краткий
Финал является открытым, мы не узнаем о реакции воспитательницы, но понимаем, что бескорыстный подарок девочки тронет ее сердце Это правильный ответ
Финал выразительный и волнующий