Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Олимпиада по осмысленному чтению |
Назад к списку блоков |
7 класс. Блок № 3 |
30 минут на выполнение блока. Из них 5 минут на ввод ответов |
Задание № 1 |
Прочитай текст и ответь на вопросы после текста. Андрей Середа Колечко До конца сончаса оставалось сорок минут, но сегодня никто так и не уснул. В спальнях не утихал прерывистый, взволнованный шепот. Воспитательница поначалу пыталась утихомирить «народ», но безуспешно. Хоть закричись на них, все бесполезно. И конечно, как всегда, Самсонов опять впереди всех. Вот, высовывает из-за двери мальчишечьей спальни свою физиономию с веснушками и снова начинает канючить хриплым голоском: - Светлана Игоревна, можно в туалет? - Опять? Пронесло, что ли? Спи, не терзай мою душеньку! - Ну, Светлана Игоревна, можно в туалет? Наконец, воспитательница сдается: - Ладно, сходи. Только учти, я все равно все вижу. И через дверь. Самсонов подтягивает трусы, которые ему явно великоваты, и, уже почти дойдя до туалетной двери, вдруг спрашивает: - А на Луне туалеты есть? - Опять про Луну? - взрывается воспитательница. - Будешь снова у меня весь газон по травинке пропалывать! Самсонов понял, что, кажется, сболтнул лишнее и поспешил скрыться. А воспитательница в четвертый раз ринулась в спальню, где все еще спорили, как кормят на Луне. Едва она перешагнула порог, все моментально стихло. - Я все слышу. Еще раз про Луну скажете, вы у меня сами желтыми станете. Что-то в том же духе она объявила и девчонкам и победно вернулась к своему письменному столу. Невозможно работать! И так без конца то проверки, то комиссии разные, бумаг куча, все вечно что-то требуют, а тут еще и молодые специалисты практикуются. Сама маленькая, как пятиклашка, а туда же! У нее, видите ли, научная работа. Не пустить нельзя, направление у нее какое-то из университета. По глазам видно, что отличница, потому и лезет везде. Так и знай, староста группы, устраивает и вечера, и ка-вэ-эны всякие. От мужиков, поди, отбоя нет. Теперь вот и интернат своим присутствием решила осчастливить. «Собирайтесь дети в кучу, я вам бучу отчебучу!» «Я хочу провести с вашими детьми занятие на развитие воображения. Такие занятия помогают им почувствовать себя увереннее в жизни и правильно ориентироваться в окружающем мире». Ну ладно, давай, проводи. О развитии воображения знаем, не какие-нибудь там... Вот только хоть бы одним глазком посмотреть, какая у тебя будет улыбочка, когда эти детки, не дай Бог, и вправду уверенней себя почувствуют и рты раскрывать начнут. Вы не смотрите, что они с диагнозами, о правах своих они очень любят поговорить, деловые, куда там! А в окружающем мире они очень быстро сориентируются, только выпусти. Из-под носа у продавца любую штуковину уведут, так что не успеешь и глазом моргнуть. И сразу же побегут меняться или, например, таким же студенточкам впаривать. Если не продадут, просто подарят. А чего? Оно же не свое, не заработанное, не жалко. Ценить они не умеют, зато оценивать - лучше не найдешь. Собрали этих костоглодов, сели они на ковер, ноги калачиком. Эта, из университета, давай с ними заниматься. Называлось это у нее «Полет на Луну». Сначала изображали космический полет, невесомость и все такое. А потом и говорит: - Вот мы с вами, ребята, и оказались на Луне. Выходите осторожненько из космолета и обязательно поздоровайтесь. Здесь живут очень воспитанные существа, селениты, поэтому и вам тоже надо быть очень вежливыми. Как вы думаете, какие у селенитов глаза? А какие у них там цветы растут? Давайте-ка подумаем. Галя Рыбалко руку поднимает: - Глаза у них зеленые. И цветы тоже зеленые. - И больше никаких? - Еще лиловые есть. Немножко. - Молодец. Как тебя зовут? Галя? Молодец, Галя, хорошо придумала. Потом Титов с Комельковым тоже что-то сказали. Про то, какие дома у селенитов. - Да нету никаких селенитов! И вообще, на Луне ничего нет, даже воздуха. Только пыль и камни. Ну конечно, Громов у нас самый умный. С ним никто не спорит, поэтому все сразу притихли и на студентку смотрят. А она подошла к Громову и говорит: - Луна - самое близкое к Земле небесное тело. Поэтому я ее и назвала для примера. А другие люди, другие дома, деревья и цветы вполне могут быть на какой-нибудь далекой-далекой планете. Какая разница, как она называется? Главное, что там все хорошее, доброе. И люди, и природа. Скажи - тебя как зовут? Андрей? - скажи, Андрей, разве тебе не хотелось бы жить на планете, где нет войн, где все улыбаются и все со всеми дружат? Нет, я же не спрашивала тебя, есть ли на свете такая планета. Я спрашиваю, хочется ли тебе на такой планете жить? Громов сопит и ничего не отвечает. И тут, конечно, Самсонов вылез: - У селенитов никто ничего не ворует. Если кто-то что-то из киоска стащит, то его все сначала поругают, а он извинится и больше так делать не будет. И его сразу все простят. И сами дадут ему, что ему надо. Потому что у него, может быть, денег нет. А ему тоже хочется значок какой-нибудь. Или брелок с лазером... Студентка, конечно, не заметила, как у воспитательницы глаза закатились. А если даже и заметила, то никогда не узнает, что подумала в тот момент Светлана Игоревна: «Ладно, Самсонов, ты у меня этот лазер еще долго вспоминать будешь». А студентка опять спрашивает: - А как вы думаете, на чем ездят селениты? И тут «народ» как прорвало. Чего только не придумали! И летающие катера, и плавучие шары, где внутри люди сидят. И, конечно же, всякие машины и вездеходы. На колесах, на гусеницах, на ходулях и на воздушной подушке. Даже Вероника, от которой за день и слова не услышишь, про се-ленокат какой-то сказала. Детки у селенитов на нем катаются.Все сразу такие счастливые стали. Студентке уже уходить пора, а они обступили ее, девчонки за талию обнимают и все новое и новое придумывают. Вытащила она из сумки пакет и говорит: - А это вам печенье. Я отдам вашей воспитательнице, а вы потом чаю попьете. Как будто с лунным печеньем. - Спасибо! - хором кричат. К этому они хорошо приучены. Ушла психолог начинающий. Воспитательница всем по печененке раздала. Как раз по одной на всех и получилось. Громов сказал: - Путевое печенье. Только мало. Потом в столовой только про Луну и разговоров было. - Снова каша? Перловая? Вот бы правда на Луну полететь, там-то другое дело... Воспитатели только головами качали. И зачем детям головы дурить? Даже на сончасе вот не успокоились. Никто так и не уснул. Успокоятся, конечно, но все-таки действительно, зачем небылицы выдумывать? .. .Воспитательница уже хотела встать из-за стола, но тут Самсонов сам вышел из туалета. Подтянул трусы, шмыгнул носом и спросил: - Светлана Игоревна, а на Луне интернаты есть? («Так, спокойно! Надо его отвлечь чем-нибудь...») - Не знаю. Я там не была. Сегодня ты по спальне дежурный. - Знаю. А правда, на Луне интернаты есть? Или там все дети только с родителями живут? - Ты долго еще будешь мне мозги морочить? Нету никакой Луны! Нет и не было. Интернат есть! А Луны никакой нет. - Как это нет? - опешил Самсонов. - Лунные камни же бывают. У мамы такая брошка была. Когда я еще дома жил. Значит и селениты тоже есть. - Какие еще селениты? Вам голову крутят, а вы, как дурачки, верите. Ковер протрешь как следует, И под кроватями промоешь. Я все потом проверю. Вечером про селенитов уже не говорили. Воспитательница ходила по спальне и заметив где-нибудь грязь, грозно орала на дежурного. Группа понимающе молчала: «Все, попал Самсунг по полной...» Костя Самсонов шмыгал носом, подтягивал штаны и снова брался за тряпку. Хорошо еще, что до отбоя никто не провинился, и никого не пришлось «строить». Воспитательница как всегда прилегла в большой комнате, на диване. Проснулась она неожиданно, часа в два. Огромная луна светила во все окна, и в этом белесом свете Светлана Игоревна с испугом увидела в проеме двери фигуру в ночной рубашке. - Вероника! Что случилось? - Просто не спится. - Ох, напугала... Конечно, день беспокойный был. Но ничего, ты ложись, глаза закрой и считай барашков. Барашков умеешь считать? Ну и все, заснешь и не заметишь. Ты же у меня умница. Самая аккуратная, послушная... Нет, температуры нет. Спи, Веро-ничка, не думай ни о чем. Завтра в парк пойдем... - Светлана Игоревна, я вам колечко хочу подарить. От селенитов. Чтобы вы меньше кричали... |
Вопрос № 1 1 балла(ов) |
В какую книгу может быть включено произведение писателя? |
Книга сказок |
Сборник поэтических и прозаических произведений Это правильный ответ |
Сборник рассказов о природе |
Сборник стихотворений |
Вопрос № 2 1 балла(ов) |
К какой тематической группе относится произведение А. Середы? |
Тема детства Это правильный ответ |
Тема природы |
Тема родины |
Тема поиска смысла жизни |
Вопрос № 3 1 балла(ов) |
С какими произведениями созвучен рассказ «Колечко»? |
Г. Уэллс «Человек-невидимка», Ж. Верн «Полет на Луну» |
Д. Лондон «Белый клык», Э. Сетон-Томпсон «Маленькие дикари», |
Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке», Б. Васильев «А зори здесь тихие». |
Л. Толстой «Детство», Ч. Диккенс «Приключение Оливера Твиста» Это правильный ответ |
Вопрос № 4 1 балла(ов) |
Предположите, когда и где происходит действие рассказа? |
В наше время в пионерском лагере. |
В наше время в интернате Это правильный ответ |
Примерно 20 лет назад в детском доме |
В 19 веке в сиротском приюте |
Вопрос № 5 1 балла(ов) |
Какое событие является главным в рассказе? |
Наказание Самсонова |
Приход студентки на практику |
Игра "Полет на Луну" Это правильный ответ |
Раздача печенья детям |
Вопрос № 1 1 балла(ов) |
Кто такие костоглоды? |
Дети, умеющие приспосабливаться и добиваться своего Это правильный ответ |
Собаки, гложущие кости |
Дети, агрессивно относящиеся друг к другу |
Голодные, обездоленные, обделенные вниманием дети |
Вопрос № 2 1 балла(ов) |
Какая характеристика студентки-практикантки наиболее точно соответствует авторскому замыслу? |
Это фантазерка, которая разбудила детскую фантазию Это правильный ответ |
Это человек, который умеет отстаивать свою позицию |
Это человек, который живет в выдуманном мире, дети ей безразличны |
Студентка добросовестная и добрая |
Вопрос № 3 1 балла(ов) |
Прочитайте разговор между двумя людьми, которые прочитали рассказ «Колечко»: - Воспитательница бессердечна и жестока, она не понимает детей, беда детей в том, что есть такие горе-педагоги. - Она по-своему заботлива и добра, в силу жизненных обстоятельств она утратила способность мечтать и верить в добро. Какой из аргументов первой позиции наиболее убедительный? Воспитательница бессердечна и жестока |
Воспительница нетерпима к чужому мнению |
Воспитательницу все раздражают |
Воспитательница пытается прекратить игру, наказывает детей за разговоры о Луне и вообще не любит их, называя костоглодами. Это правильный ответ |
Она добивается порядка, чтобы ей было спокойно |
Вопрос № 4 1 балла(ов) |
Какой из аргументов второй позиции наиболее убедительный? Она по-своему заботлива и добра, но утратила способность мечтать и верить в добро. |
Она давно работает в интернате, знает, что нужно соблюдать порядок. Даже во время сна она помнит о детях и своих обязанностях. У нее, как и у детей, нелегкая жизнь Это правильный ответ |
Она позволила студентке провести игру |
Она разбирается в характерах воспитанников и знает, как с каждым из них нужно обращаться |
Автор не говорит о реакции воспитательницы на подарок, но он наверняка растрогал ее. |
Вопрос № 5 1 балла(ов) |
Какая характеристика воспитательницы Светланы Игоревны наиболее точно соответствует авторскому замыслу? |
Она не любит детей и свою работу |
Ее занимают только личные проблемы, и дети ей безразличны |
Она выполняет свои профессиональные обязанности. Она хочет, чтобы во всем был порядок, чтобы дети были послушными и не мешали ей спокойно жить. Это правильный ответ |
Она не понимает других людей и жестоко относится к детям |
Вопрос № 6 1 балла(ов) |
Какое суждение об отношении воспитательницы к практикантке наиболее точно соответствует авторскому замыслу? |
Светлана Игоревна ненавидит студентку, потому что она нарушает привычный порядок жизни. |
Студентка раздражает воспитательницу, она считает практикантку наивной выскочкой, которая не понимает, какие дети на самом деле и как нужно относиться к ним. Это правильный ответ |
Воспитательница боится, что дети перестанут ей подчиняться, потому что полюбят практикантку и будут скучать по ней. |
Светлана Игоревна относится к практикантке покровительственно, считает, что она со временем перестанет быть наивной. |
Вопрос № 7 1 балла(ов) |
Для чего студентка проводит игру «Полет на Луну»? |
Чтобы разбудить детскую фантазию |
Чтобы дети поверили в добро и почувствовали себя увереннее в жизни Это правильный ответ |
Чтобы сформировать представление о внеземных цивилизациях |
Чтобы получить оценку за занятие во время студенческой практики |
Вопрос № 8 1 балла(ов) |
Как дети отнеслись к игре? |
Они поняли, что между реальностью и мечтой нет ничего общего. |
Они почувствовали себя несчастными, так как воспитательница убедила их, что селенитов не существует, а студентка морочит детям головы. |
Дети почувствовали, что между ними и взрослыми не может быть взаимопонимания. |
Они стали придумывать много нового, сравнивать вымысел с реальностью, почувствовали себя счастливыми. Это правильный ответ |
Вопрос № 9 1 балла(ов) |
Почему Вероника дарит колечко Светлане Игоревне. |
Чтобы и в жизни воспитательницы была радость, чтобы и она верила в добро Это правильный ответ |
Чтобы воспитательница относилась к детям добрее |
Чтобы задобрить воспитательницу и вызвать ее расположение |
Чтобы она не кричала на детей, а разговаривала с ними спокойно |
Вопрос № 10 1 балла(ов) |
Как характеризует воспитательницу ее последняя в рассказе реплика? |
Воспитательница продолжает испытывать раздражение по отношению к детям |
Игра детей вызывает ее негодование |
Игра детей становится причиной ее нервного расстройства |
Она добрая, заботливая Это правильный ответ |
Вопрос № 11 1 балла(ов) |
Какое из объяснений смысла названия рассказа наиболее убедительное? |
Колечко с лунным камнем девочка дарит воспитательнице, чтобы таким образом изменить ее отношение к детям. |
В детях проснулась вера в добро и справедливость. Происходит их возвращение к тому, что должно быть свойственно человеку. Колечко – это знак доброго, бескорыстного отношения человека к миру и ближнему. Добро возвращается к человеку, а колечко воспринимается как символ гармонии. Это правильный ответ |
Колечко – это символ связи мечты и действительности. |
В названии выражена мысль о том, что конфликт между взрослыми и детьми может быть решен. |
Вопрос № 12 1 балла(ов) |
В разговоре о рассказе высказана мысль о том, что последнее предложение не является подходящей концовкой рассказа. Какой из аргументов этой позиции является наиболее убедительным? |
Девочка дарит колечко, чтобы воспитательница на них поменьше кричала, на самом деле она просто хочет доставить радость Светлане Игоревне, а автор ничего не говорит об этом. Это правильный ответ |
Мы не узнаем в финале о реакции воспитательницы на подарок |
Финал слишком сжат по сравнению с рассказом |
Финал должен быть более ярким и волнующим |
Вопрос № 13 1 балла(ов) |
В разговоре о рассказе высказана мысль о том, что последнее предложение является мастерски написанной концовкой рассказа. Какой из аргументов этой позиции является наиболее убедительным? |
Финал показывает, что конфликт между детьми и воспитательницей будет решен |
Финал хорош, потому что он краткий |
Финал является открытым, мы не узнаем о реакции воспитательницы, но понимаем, что бескорыстный подарок девочки тронет ее сердце Это правильный ответ |
Финал выразительный и волнующий |