Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Школьный тур олимпиады по экологии | ||||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||||
10 класс. Блок № 1 | ||||||||||||
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов | ||||||||||||
Задание № 1 | ||||||||||||
Выберите один правильный ответ. | ||||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||||
1.Организмов, способных жить в различных условиях среды, называют: | ||||||||||||
А) стенобионты; | ||||||||||||
Б) олигобионты; | ||||||||||||
В) комменсалами; | ||||||||||||
Г) эврибионтами. Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||||
2. При чрезмерном увеличении численности (плотности) популяции: | ||||||||||||
А) животные быстрее и эффективнее размножаются; | ||||||||||||
Б) улучшаются условия жизни для всех особей и возрастает их защита от хищников; | ||||||||||||
В) особи перестают размножаться, сокращается продолжительность их жизни, растет агрессивность, возникает стресс; Это правильный ответ | ||||||||||||
Г) уменьшается конкуренция между самцами за самку. | ||||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||||
3. Механизм, обеспечивающий саморегуляцию численности популяции, кроется: | ||||||||||||
А) во внутривидовых отношениях; Это правильный ответ | ||||||||||||
Б) в отношениях с окружающей средой; | ||||||||||||
В) в генофонде; | ||||||||||||
Г) в биохимических и физиологических процессах организмов. | ||||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||||
4. Одно из приспособлений, дающее организму возможность распространяться по Земле и позволяющее снизить зависимость от условий окружающей среды, - это способность: | ||||||||||||
А) быстро перемещаться (бегать, прыгать, летать и плавать); | ||||||||||||
Б) поддерживать постоянство внутренней среды (температуру и другие характеристики); Это правильный ответ | ||||||||||||
В) употреблять разнообразную пищу (быть всеядным); | ||||||||||||
Г) жить в разнообразных природных условиях. | ||||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||||
5. Постоянная высокая плодовитость обычно встречается у видов: | ||||||||||||
А) хорошо обеспеченных пищевыми ресурсами; | ||||||||||||
Б) которые занимают обширный ареал; | ||||||||||||
В) гибель особей которых очень велика; Это правильный ответ | ||||||||||||
Г) потомство которых проходит стадию личинки. | ||||||||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||||||||
6. Воздействие климатических и эдафических факторов на экосистему во многом зависит: | ||||||||||||
А) от уровня радиации и скорости вращения Земли вокруг Солнца; | ||||||||||||
Б) от силы ветра, атмосферного давления и рельефа местности; | ||||||||||||
В) от времени года, положения Луны относительно Земли и уровня радиации; | ||||||||||||
Г) от географического положения (удаленности от экватора и океана и высоты над уровнем моря). Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||||
7. Приспособленность плактонных и сидячих (прикрепленных) водных организмов открыла возможность для добывания пищи путем: | ||||||||||||
А) соскабливания с различных предметов; | ||||||||||||
Б) фильтрации – процеживания воды с содержащейся в ней органикой; Это правильный ответ | ||||||||||||
В) поглощения органики всей поверхностью тела; | ||||||||||||
Г) захвата специальными присосками. | ||||||||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||||||||
8. Экологическая трудность паразитического образа жизни заключается в следующем: | ||||||||||||
А) усложнено распространение (переход) паразитов от одной особи-хозяина к другой; Это правильный ответ | ||||||||||||
Б) паразиты сильно зависят от разнообразия и количества поступающей пищи; | ||||||||||||
В) паразиты зависят от перепадов температуры окружающей хозяина среды; | ||||||||||||
Г) паразиты зависят от размера тела хозяина. | ||||||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||||||
9. Многие животные, обитающие в пустынях, при отсутствии возможности скрыться в тени приспособились переносить полуденную жару следующим образом: | ||||||||||||
А) они начинают быстро бегать, активно выделяя пот; | ||||||||||||
Б) замирают на месте, чтобы уменьшить испарение воды с покровов тела; | ||||||||||||
В) меняют окраску тела на более светлую; | ||||||||||||
Г) зарываются в песок или забираются на кусты, веточки и другие предметы. Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 10 1 балла(ов) | ||||||||||||
10. В основе сукцессий лежит: | ||||||||||||
А) сложность экологических взаимосвязей в сообществе; | ||||||||||||
Б) большая скорость изменения живых организмов; | ||||||||||||
В) неполнота биологического круговорота в ценозе; Это правильный ответ | ||||||||||||
Г) пространственное развитие сообщества. | ||||||||||||
Вопрос № 11 1 балла(ов) | ||||||||||||
11. Большая роль в миграции вещества в биосфере принадлежит: | ||||||||||||
А) ракообразным; | ||||||||||||
Б) насекомым; Это правильный ответ | ||||||||||||
В) моллюскам; | ||||||||||||
Г) плоским и круглым червям. | ||||||||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||||||||
12. Основным источником биогеохимической активности организмов является: | ||||||||||||
А) радиация; | ||||||||||||
Б) солнечная энергия; Это правильный ответ | ||||||||||||
В) внутренняя энергия Земли; | ||||||||||||
Г) перепады температур и атмосферного давления. | ||||||||||||
Вопрос № 13 1 балла(ов) | ||||||||||||
13. Благодаря деятельности живых существ на Земле были созданы: | ||||||||||||
А) воды Мирового океана; | ||||||||||||
Б) некоторые горные породы, занимающие большие площади; Это правильный ответ | ||||||||||||
В) растворы солей Мирового океана; | ||||||||||||
Г) все геосферы Земли. | ||||||||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||||||||
14. С точки зрения экологии многоэтажные дома более опасны по сравнению с одноэтажными домами, так как: | ||||||||||||
А) с высотой резко увеличивается концентрация радионуклидов; | ||||||||||||
Б) в многоэтажных домах воздухообмен и вентиляция нестабильны, а нагрев этажей неравномерный; Это правильный ответ | ||||||||||||
В) с высотой резко возрастает содержание радона; | ||||||||||||
Г) в многоэтажных домах с высотой резко увеличивается концентрация углекислоты. | ||||||||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||||||||
15. К положительным экологическим последствиям глобального потепления климата можно отнести: | ||||||||||||
А) поднятие уровня Мирового океана; | ||||||||||||
Б) таяние многолетней мерзлоты и повсеместное увеличение температуры; | ||||||||||||
В) увеличение интенсивности фотосинтеза и урожайности северных территорий; Это правильный ответ | ||||||||||||
Г) повышение уровня грунтовых вод и таяние ледников. | ||||||||||||
Задание № 2 | ||||||||||||
Выберите два правильных ответа из шести предложенных. Запишите номера правильных ответов без пробелов, например, 35. | ||||||||||||
Вопрос № 1 2 балла(ов) | ||||||||||||
1.К пойкилотерным относят следующие организмы: 1) муравей рыжий; 2) серна; 3) королек красноголовый; 4) чирок-свистунок; 5) египетская кобра; 6) заяц-беляк. | ||||||||||||
Правильный ответ 15 | ||||||||||||
Вопрос № 2 2 балла(ов) | ||||||||||||
2. К некрофагам относятся: 1) деревенская ласточка; 2) черный гриф; 3) чирок-свистунок; 4) сетчатый жираф; 5) сип белоголовый; 6) щурка золотистая. | ||||||||||||
Правильный ответ 25 | ||||||||||||
Вопрос № 3 2 балла(ов) | ||||||||||||
3. Укажите, в какой из предложенных пар животных осуществляются отношения по типу «паразит-хозяин»: 1) филант и медоносная пчела; 2) большой пестрый дятел и личинка жука-дровосека; 3) печеночный сосальщик и малый прудовик; 4) серая цапля и озерная лягушка; 5) бычий цепень и крупный рогатый скот; 6) белый аист и зеленый кузнечик. | ||||||||||||
Правильный ответ 35 | ||||||||||||
Вопрос № 4 2 балла(ов) | ||||||||||||
4. В экологической группе степных и пустынных птиц выделяют группу бегающих птиц, к которым относятся: 1) чернобрюхий рябок; 2) австралийский эму; 3) саджа; 4) дрофа; 5) степная тиркушка; 6) белобрюхий рябок. | ||||||||||||
Правильный ответ 24 | ||||||||||||
Вопрос № 5 2 балла(ов) | ||||||||||||
5. В систему естественных биотических отношений типа «хищник-жертва» НЕ вступают: 1) сокол-чеглок и стрекозы; 2) кабарга и куница-харза; 3) пингвин Адели и тюлень морской леопрад; 4) белый аист и желтобрюхая жерлянка; 5) ястреб-перепелятник и полевой воробей; 6) речной окунь и воробьиный сыч. | ||||||||||||
Правильный ответ 46 | ||||||||||||
Задание № 3 | ||||||||||||
Установите последовательность и запишите эту последовательность цифрами без пробелов, например, 15324. | ||||||||||||
Вопрос № 1 4 балла(ов) | ||||||||||||
1.Пищевых цепей: 1) скворец; 2) личинка мухи; 3) коровий помет; 4) ястреб-перепелятник. | ||||||||||||
Правильный ответ 3214 | ||||||||||||
Вопрос № 2 4 балла(ов) | ||||||||||||
2. Пищевых цепей: 1) сорока; 2) бурая водоросль; 3) кулик; 4) береговая улитка. | ||||||||||||
Правильный ответ 2431 | ||||||||||||
Вопрос № 3 5 балла(ов) | ||||||||||||
3. Возникновения растений на Земле: А) Покрытосеменные; Б) Псилофиты; В) Папоротники; Г) Голосеменные; Д) Водоросли. | ||||||||||||
Правильный ответ 52341 | ||||||||||||
Задание № 4 | ||||||||||||
К каждому термину найдите соответствующее определение. | ||||||||||||
Вопрос № 1 4 балла(ов) | ||||||||||||
1.Определите места гнездования птиц: | ||||||||||||
| ||||||||||||
Вопрос № 2 4 балла(ов) | ||||||||||||
2. Определите, для каких животных соответствуют следующие виды приспособительной окраски: | ||||||||||||
| ||||||||||||
Вопрос № 3 4 балла(ов) | ||||||||||||
3. Определите, какие растения обладают перечисленными способами распространения плодов и семян: | ||||||||||||
| ||||||||||||
Задание № 5 | ||||||||||||
Выберите правильные утверждения. Запишите номера только правильных утверждений без пробелов, например, 24789. Если Вы выбираете ответ № 10, то пишете последовательно две цифры: 10. | ||||||||||||
Вопрос № 1 5 балла(ов) | ||||||||||||
1.Наиболее важной характеристикой популяции является численность особей в каждый конкретный момент времени. 2. «Пленками жизни» по В.И. Вернадскому являются пленки на поверхности Мирового океана в результате аварийного разлива нефти. 3. Живых организмов, распространение которых связано с человеком, называют синантропами. 4. Причина сходства фауны и флоры территорий, расположенных на разных материках, кроется в том, что между материками периодически возникали сухопутные мосты. 5. Эпидемии в крупных городах распространяются медленнее, чем в сельской местности. 6. Защите горожан от негативного воздействия автотранспорта НЕ способствует увеличение числа светофоров. 7. Радиоактивное излучение воздействует на сельскохозяйственные растения, изменяя только размеры цветков. 8. Основным и важнейшим для человека свойством агроценоза является его биопродуктивность. 9. К вымершим по вине человека животным относят морскую корову. 10. Тропические леса преимущественно вырубают для получения канифоли, смол, скипидара. | ||||||||||||
Правильный ответ 34689 | ||||||||||||