Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Обществознание 2013 (Отборочный тур) |
Назад к списку блоков |
5 класс. Блок № 2 |
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов |
Задание № 1 |
Выберите ОДИН ответ: наиболее полный и правильный. |
Вопрос № 1 1 балла(ов) |
В обществознание входят элементы нескольких наук. В том числе: |
экономика, юриспруденция Это правильный ответ |
география, математика |
химия, физика |
астрономия, биология |
Вопрос № 2 1 балла(ов) |
Какое понятие соответствует данному определению: «Наука, изучающая поверхность земного шара в отношении к человеческому обществу»? |
экономика |
география Это правильный ответ |
генетика |
экология |
Вопрос № 3 1 балла(ов) |
Выберите предложение, которое содержит НЕВЕРНОЕ утверждение. |
Земледелие – и скотоводство представляют собой присваивающее хозяйство Это правильный ответ |
Древнейшими занятиями людей были собирательство и охота при помощи ям-ловушек, вырываемых на звериных тропах. |
Признак родовой общины – совместное владение орудиями труда. |
Огородничество – переходная форма от добывания из природы готовых продуктов (диких растений) к выращиванию растений. |
Вопрос № 4 1 балла(ов) |
Самой древней формой демократического государства считается: |
город-полис Это правильный ответ |
тирания |
город-коммуна |
самоуправляющаяся община |
Вопрос № 5 1 балла(ов) |
Определите, о каком этапе развития человеческого общества говорится в отрывке: «Митька готов был заплакать – трактор никак не хотел заводиться. Придется опять бежать к мастеру, а он, как всегда, будет смеяться по поводу горе-механиков, которые, окончив училище, уже считают себя настоящими механизаторами, а сами не способны завести простой тракторёнок». |
первобытное общество |
традиционное общество |
индустриальное общество Это правильный ответ |
информационное общество |
Вопрос № 6 1 балла(ов) |
В какой стране был изобретен предмет, о котором идет речь в этом стихотворении? Перед завтраком в столовой Стукнул ножкой стол дубовый. Стук, Стук, Стук, стук-стук, - Слушай, стул - мой старый друг. Столько лет и столько зим В старом доме мы стоим. |
Египет Это правильный ответ |
Древняя Греция |
Шумер |
Древний Рим |
Вопрос № 7 1 балла(ов) |
В этом возрасте начинается период противопоставления. Это время развития нашего «Я». Ребёнок начинает отличать себя от других. Какой это возраст? |
с рождения до 3-х лет Это правильный ответ |
с 3-х до 6 лет |
с 6 до 12 лет |
с 12 до 18 лет |
Вопрос № 8 1 балла(ов) |
О ком, кто является представителем власти в Российской Федерации идет речь? Уважаемый в округе За огромные заслуги Управляет нашим краем Мы его в лицо все знаем |
президент |
губернатор Это правильный ответ |
мэр |
глава правительства |
Вопрос № 9 1 балла(ов) |
Все человечество ученые разделяют на три группы – расы, которые отличаются своими внешними признаками. Определите, какие народы относятся к монголоидной расе. 1) буряты 2) русские 3) якуты 4) французы 5) японцы 6) пигмеи |
1, 2, 4 |
1, 3, 5 Это правильный ответ |
1, 4, 5 |
2, 3, 4 |
3, 5, 6 |
Вопрос № 10 1 балла(ов) |
Прочитайте суждения. Выберите НЕВЕРНОЕ суждение. |
Россия – одно из самых многонациональных государств в мире |
Центром политической жизни современных государств служит столица, где сосредоточены правительственные учреждения, здание, где заседает парламент |
В государстве, где правит диктатор, человек, имеет права свободно высказывать свое мнение Это правильный ответ |
Источником власти при демократии выступает мнение народных масс, проявляющих добровольное подчинение, уважение к своим правителям |
Республика – это государство, в котором власть избирается на определенный срок |
Вопрос № 11 1 балла(ов) |
Верны ли следующие суждения о демократическом методе воспитания? А) Демократический метод воспитания – это когда решения принимаются: то родителями, то подростками, то совместно. Б) Демократический метод воспитания - это когда решения принимаются совместно родителями и детьми |
верно только А |
верно только Б Это правильный ответ |
верны оба суждения |
оба суждения неверны |
Вопрос № 12 1 балла(ов) |
Прочитайте известные высказывания. Определите, какая тема их объединяет. •Где дело само за себя говорит, к чему слова. •Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня. •Или не берись, или доводи до конца. •К занятому человеку редко ходят в гости бездельники — к кипящему горшку мухи не летят. •В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости — высшая справедливость жизни. •Хромой, бегущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги. •Добродетель человека измеряется не необыкновенными подвигами, а его ежедневным усилием. |
познание |
общение |
труд Это правильный ответ |
игра |
Вопрос № 13 1 балла(ов) |
Выберите из предложенных статей Конвенции о правах ребенка ту, которая отражена в стихотворении: Мы дружны с печатным словом, Если б не было его, Ни о старом, ни о новом Мы не знали 6 ничего! Ты представь себе на миг, Как бы жили мы без книг? Что бы делал ученик, Если не было бы книг, Если б все исчезло разом, Что писалось для детей: От волшебных добрых сказок До веселых повестей? (С.В.Михалков) |
право ребенка на получение образования Это правильный ответ |
право на свободное выражение своего мнения |
право на защиту от физического насилия, жестокого обращения |
право на невмешательство в личную жизнь |
Вопрос № 14 2 балла(ов) |
Установи соответствие между понятием и определением: к каждой позиции, данной в первом столбце, подбери соответствующую позицию из второго столбца |
1г, 2б, 3а, 4в, 5д |
1а, 2б, 3г, 4д, 5в |
1в, 2г, 3а, 4д, 5б Это правильный ответ |
1а, 2б, 3в, 4г, 5д |
1г, 2в, 3а, 4б, 5д |
Вопрос № 15 2 балла(ов) |
Соедините части пословиц о власти. |
1в, 2д, 3а, 4б, 5г |
1а, 2б, 3г, 4д, 5в |
1д, 2г, 3б, 4а, 5в |
1б, 2д, 3а, 4г, 5в |
1г, 2в, 3а, 4д, 5б Это правильный ответ |
Вопрос № 16 2 балла(ов) |
Автор иллюстрированного словаря по обществознанию предложил редактору иллюстрации, наглядно представляющее понятие, но забыл дать подпись. Назови это понятие. 1) 2) 3) |
образование Это правильный ответ |
воспитание |
самопознание |
поведение |
Вопрос № 17 2 балла(ов) |
Определите, какая тема объединяет эти стихи. 1) Имею право на свободу, Имею право выбирать. Права имею на учебу, Но не имею право лгать. 2) Но это всё мораль, а он суров, На то он и основа всех основ. Его тебе советую не только уважать. Ещё его ты должен чётко выполнять. 3) В России праздников не счесть, Но этот день — всех радует! Он говорит, про нашу честь! А также про отвагу он! |
закон Это правильный ответ |
обычаи |
традиции |
мораль |
Вопрос № 18 2 балла(ов) |
Определите, какое понятие иллюстрирует данный ряд изображений. 1) 2) 3) |
воспитание |
образование |
контроль |
конфликт Это правильный ответ |
Вопрос № 19 2 балла(ов) |
Ученику нужно собрать из приведенных ниже слов определение понятия. У него возникли сложности. Помоги определить, что – это за понятие. Оценка, качеств, себя, человеком, способностей, людей, самого, возможностей, своих, других, и, своего, места. |
самооценка Это правильный ответ |
самообразование |
способности |
самопознание |
Вопрос № 20 2 балла(ов) |
Определите, о каком обществе идёт речь? «В этом обществе основой жизнедеятельности является земледельческий труд, плоды которого дают человеку все необходимые средства к жизни. Однако ручной сельскохозяйственный труд с использованием простых орудий обеспечивал человека лишь самым необходимым, да и то при благоприятных погодных условиях. Земледелец воспринимал природу как живое существо. Поэтому человек не господин, не покоритель и не царь природы. Он малая толика великого мироздания. Его трудовая деятельность подчинялась извечным ритмам природы. Древнекитайская притча высмеивает земледельца, дерзнувшего бросить вызов природе: стремясь ускорить рост злаков, он тянул их за вершки до тех пор, пока не выдернул с корнем». |
индустриальном |
постиндустриальном |
информационном |
традиционном Это правильный ответ |
Вопрос № 21 2 балла(ов) |
Прочитайте текст. Это отрывок из доклада ученика, в котором говорится об особенностях демократических и недемократических государств. К сожалению, автор доклада перепутал предложения местами. Выберите номера только тех предложений, в которых описаны особенности недемократического государства. (1) Народ участвует в управлении государством, принимает важнейшие решения. (2) Власть находится в руках одного человека или группы людей. (3) Народ может критиковать действия властей, контролировать их. (4) Государство берёт на себя обязанность защищать права людей, охранять их покой, обеспечивать безопасность и порядок. (5) Народ практически отстранён от участия в осуществлении власти. (6) Правители могут не считаться с интересами населения. |
1, 3, 4 |
2, 5, 6 Это правильный ответ |
1, 2, 4 |
2, 4, 5 |
1, 3, 5 |
Вопрос № 22 2 балла(ов) |
Ученик 5 класса готовился к уроку обществознания по теме «Нематериальная культура общества». Он выбрал иллюстрации, но перепутал понятия материальная и нематериальная культура. Определите, какая из выбранных иллюстраций НЕ относится к теме урока. 1) 2) 3) 4) |
1) |
2) |
3) Это правильный ответ |
4) |
Задание № 2 |
Выберите ВСЕ правильные ответы. Внимание! Ответ необходимо записать единым числом, без скобок, пробелов и знаков препинания, располагая цифры выбранных вариантов в порядке возрастания. |
Вопрос № 1 2 балла(ов) |
«Согласны ли вы …». Выберите те утверждения, которые верны. Утверждения: 1. Демократию придумали древние греки. 2. Семейные ценности – это нормы морали, которые обязательны для выполнения всеми членами семьи. 3. В выходной день мама отправилась по магазинам, сын- пятиклассник решал задачи по математике. Деятельность мамы – трудовая, деятельность сына игровая. 4. Сверстники – это люди одного возраста. 5. Родовая община появилась раньше соседской общины. 6. Развитие общества, социальная защищенность слоев общества, освобождение человека от всех форм угнетения, предоставление ему условий для достойной жизни – это характеристики социального прогресса. |
Правильный ответ 1456 |
Вопрос № 2 2 балла(ов) |
Рассмотрите иллюстрации и определите, какие изображения отражают социальное начало в человеке. 1) 2) 3) 4) |
Правильный ответ 13 |
Вопрос № 3 2 балла(ов) |
Из перечисленного ниже списка выберите три черты, относящиеся к воле человека: 1) доведение дела до конца 2) участие инвалида в соревнованиях 3) обжорство 4) постоянное несогласие с одноклассниками 5) мимика 6) ежедневное соблюдение режима 7) целеустремленность |
Правильный ответ 126 |