Забыли пароль? Регистрация

Вход по логину




Вход через ВКонтакте

Школьный тур олимпиады по Экологии 2013
Назад к списку блоков
9 класс. Блок № 1
40 минут на выполнение блока. Из них 40 минут на ввод ответов
Задание № 1
Дорогие ребята!
Поздравляем вас с участием в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экологии!
Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны
и требуют применения не только экологических и биологических знаний, но и общей эрудиции.
Успеха Вам в работе!


Время на выполнение работы – 40 минут


БЛОК I (максимум 50 баллов)


Задание 1. Задание включает 25 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 25 баллов за все задание).
Вопрос № 1 1 балла(ов)
Комплекс природных тел и явлений, с которыми организм находится в прямых или косвенных взаимоотношениях называется:
1. Средой Это правильный ответ
2. Спектром
3. Фактором
4. Экосистемой
Вопрос № 2 1 балла(ов)
Организмы, питающиеся животными, относятся к группе:
1. Зоофагов Это правильный ответ
2. Фитофагов
3. Монофагов
4. Полифагов
Вопрос № 3 1 балла(ов)
Виды животных, использующие в пищу широкий набор кормов, относятся к группе
1. Полифагов Это правильный ответ
2. Олигофагов
3. Монофагов
4. Ихтиофагов.
Вопрос № 4 1 балла(ов)
Значение экологии заметно возросло
1. Во второй половине XX века Это правильный ответ
2. В конце XVIII века
3. В начале XXI века
4. В середине XIX века
Вопрос № 5 1 балла(ов)
Технологии рационального природопользования и охраны природных ресурсов разрабатывает
1. Общая экология
2. Прикладная экология Это правильный ответ
3. Социальная экология
4. Экология экосистем
Вопрос № 6 1 балла(ов)
Абиотическим фактором является:
1. Поедание одних организмов другими
2. Промысел животных
3. Опыление растений насекомыми
4. Химический состав атмосферы Это правильный ответ
Вопрос № 7 1 балла(ов)
Приспособление организма к условиям среды за счёт комплекса морфологических, физиологических и поведенческих признаков называется:
1. Оцепенением
2. Толерентностью
3. Адаптацией Это правильный ответ
4. Экотопом
Вопрос № 8 1 балла(ов)
Растения, приспособленные к произрастанию на влажной почве и при высокой влажности воздуха, называются:
1. Ксерофитами
2. Сциофитами
3. Гелиофитами
4. Гигрофитами Это правильный ответ
Вопрос № 9 1 балла(ов)
Организмы с высокой температурой тела, которая поддерживается за счёт тепла, образующегося в процессе обмена веществ, называют:
1. Эндотермными Это правильный ответ
2. Стенотермными
3. Эктотермными
4. Сциофитами
Вопрос № 10 1 балла(ов)
Доля видов – обитателей водной среды в биоразнообразии Земли составляет около:
1. 80%
2. 20% Это правильный ответ
3. 50%
4. 70%
Вопрос № 11 1 балла(ов)
Показателем чистой воды является произрастание в водоеме:
1. Роголистника, рдеста плавающего, ряски
2. Водокраса лягушачьего, сальвинии, водяного ореха Это правильный ответ
3. Сальвинии, водяного ореха, рдеста плавающего, роголистника
4. Водокраса лягушачьего, сальвинии, роголистника, рдеста, ряски, водяного ореха
Вопрос № 12 1 балла(ов)
Самой сложной и разнообразной по экологическим условиям является среда жизни:
1. Водная
2. Почвенная
3. Наземно-воздушная Это правильный ответ
4. Тела других организмов
Вопрос № 13 1 балла(ов)
Паразитами являются:
1. Бычий солитёр, оса, муравей
2. Суслик, повилика, божья коровка
3. Клещи, вши, дождевой червь
4. Ржавчинные грибы, повилика, блоха Это правильный ответ
Вопрос № 14 1 балла(ов)
Постоянное поступление органического вещества в основном за счёт отмирающих корней и опадающей листвы – важная особенность среды обитания:
1. Почвенной Это правильный ответ
2. Водной
3. Наземно-воздушной
4. Организменной
Вопрос № 15 1 балла(ов)
Понятие пространства, применяемое к пространственным особенностям существования популяций, - это так называемое
1. Популяционное пространство
2. Ареал
3. Биологическое пространство Это правильный ответ
4. Экологическое пространство
Вопрос № 16 1 балла(ов)
Грачи сообща защищают свою колонию – это пример отношений:
1. Конкурентных
2. Симбиотических
3. Паразитических
4. Взаимовыгодных Это правильный ответ
Вопрос № 17 1 балла(ов)
Численность любой популяции
1. Постоянно изменяется Это правильный ответ
2. Стабильна
3. Изменяется только под действием абиотических факторов
4. Изменяется только под действием биотических факторов
Вопрос № 18 1 балла(ов)
Массовое размножение завезенных в Австралию кроликов, подрывающих кормовую базу местных травоядных животных (в первую очередь кенгуру), является примером:
1. Миграции
2. Эмиграции
3. Протокооперации
4. Интродукции Это правильный ответ
Вопрос № 19 1 балла(ов)
Отстрел промысловых животных, лов рыбы, заготовку лекарственных растений следует:
1. Осуществлять в соответствии с потребностями отраслей хозяйства
2. Максимально использовать для удовлетворения личных потребностей
3. Планировать с учетом максимально допустимой доли изъятия Это правильный ответ
4. Запретить повсеместно
Вопрос № 20 1 балла(ов)
Совокупность растений, животных, микроорганизмов, почвы и атмосферы на однородном участке суши называют:
1. Экотопом
2. Биотопом
3. Биогеоценозом Это правильный ответ
4. Биоценозом
Вопрос № 21 1 балла(ов)
Отдельные звенья цепей питания называют:
1. Трофическими уровнями Это правильный ответ
2. Пищевыми этапами
3. Трофическими блоками
4. Пищевыми элементами
Вопрос № 22 1 балла(ов)
Растения в процессе фотосинтеза создают:
1. Всю биологическую продукцию экосистемы
2. Только чистую биологическую продукцию экосистемы
3. Вторичную биологическую продукцию экосистемы
4. Первичную биологическую продукцию экосистемы Это правильный ответ
Вопрос № 23 1 балла(ов)
Каков тип взаимоотношений берёзы и гриба трутовика?
1. Симбиоз
2. Паразитизм Это правильный ответ
3. Хищничество
4. Конкуренция
Вопрос № 24 1 балла(ов)
Оболочка Земли, заселенная живыми организмами, представляет собой:
1. Биосферу Это правильный ответ
2. Биогеоценоз
3. Природный комплекс
4. Природное сообщество
Вопрос № 25 1 балла(ов)
Первым обратил внимание на роль живых организмов как мощного геологического фактора:
1. В.И. Вернадский Это правильный ответ
2. Э. Зюсс
3. Ж.-Б. Ламарк
4. А.-Л. Лавуазье
Вопрос № 26 3 балла(ов)
Задание 2. Задание 2 включает 2 вопроса с несколькими вариантами ответов. Выберите три верных ответа из шести. Запишите соответствующие цифры в порядке увеличения без пробелов. Например: 236. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 6 баллов за все задание).

К экологической группе пресноводных рыб относят
1. Пескаря
2. Желтоперого тунца
3. Красноперку
4. Луну-рыбу
5. Корифену
6. Сома обыкновенного
Правильный ответ 136
Вопрос № 27 3 балла(ов)
К приспособлениям, позволяющим ксерофитам обитать в условиях сухого жаркого климата, относятся
1. Сухие плоды
2. Отсутствие опушения
3. Углубленные устьица
4. Сильно развитая водозапасающая ткань
5. Сочные плоды
6. Устьица на поверхности листовой пластинки
Правильный ответ 134
Вопрос № 28 4 балла(ов)
Задание 3. К терминам в столбце А подберите соответствующий номер определения из столбца В. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 8 баллов за все задание).

Установите соотношения между типом экологических отношений и представленными парами животных:
АВ
Термиты и жгутиконосцы Правильно:41. Хищник-жертва
Эхинококк и волк Правильно:22. Паразит хозяин
Египетская цапля и буйвол Правильно:33. Факультативный мутуализм
Розовый скворец и саранча Правильно:14. Облигатный мутуализм
Вопрос № 29 4 балла(ов)
Установите соответствие между средой обитания и видами животных
АВ
Скумбрия Правильно:11. Моря
Стенолаз Правильно:32. Пресные воды (реки, озера)
Пескарь Правильно:23. Горы
Трехпалый дятел Правильно:44. Хвойные леса
Вопрос № 30 4 балла(ов)
Задание 4. Задание на установление последовательности (отвечая на данный тип заданий, наберите на клавиатуре последовательность цифр, соответствующую правильной последовательности суждений без учета интервала). Например: 4321.
Максимум 4 балла за все задание.


Установите последовательность звеньев цепи питания:
1. Растения
2. Мелкие хищные животные
3. Растительноядные животные
4. Крупные хищные животные
Правильный ответ 1324
Вопрос № 31 5 балла(ов)
Задание 5. Дополните текст словами из предложенного ниже списка. Наберите на клавиатуре последовательность цифр, соответствующую правильной последовательности номеров выбранных вами слов без учета интервала. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 5 баллов за все задание).

Взаимоотношения «растение-фитофаг» подчиняются правилу: если растение развивается ____________, то его активно ___________. И наоборот, чем __________, развивается растение, тем _________ фитофаги его поедают. Устойчивость взаимоотношений «растение-фитофаг» повышается в случае, если имеется ________, который контролирует количество вида-фитофага.
Список слов:
1) Быстро
2) Поедают
3) Медленнее
4) Хищник
5) Хуже
Правильный ответ 12354
Вопрос № 32 2 балла(ов)
Задание № 6. Выберите номера правильных суждений. Запишите их последовательность без интервалов. Например: 35. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 2 балла за все задание).

1) Животных, предпочитающих средние условия увлажнения воздуха и почвы, относят к экологической группе мезофиллов.
2) Закон о необратимости эволюции биосферы был сформулирован Ч.Дарвиным.
3) Биологический круговорот веществ в природе происходит за счёт энергетики почв.
4) Объедая листья и побеги, значительный ущерб деревьям наносят такие домашние животные, как козы.
5) Почти 90% всех лесных пожаров вызвано естественными причинами, в том числе молнией во время грозы.
Правильный ответ 14