Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Школьный тур олимпиады по Экологии 2013 | ||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||
9 класс. Блок № 1 | ||||||||||
40 минут на выполнение блока. Из них 40 минут на ввод ответов | ||||||||||
Задание № 1 | ||||||||||
Дорогие ребята! Поздравляем вас с участием в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только экологических и биологических знаний, но и общей эрудиции. Успеха Вам в работе! Время на выполнение работы – 40 минут БЛОК I (максимум 50 баллов) Задание 1. Задание включает 25 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 25 баллов за все задание). | ||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||
Комплекс природных тел и явлений, с которыми организм находится в прямых или косвенных взаимоотношениях называется: | ||||||||||
1. Средой Это правильный ответ | ||||||||||
2. Спектром | ||||||||||
3. Фактором | ||||||||||
4. Экосистемой | ||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||
Организмы, питающиеся животными, относятся к группе: | ||||||||||
1. Зоофагов Это правильный ответ | ||||||||||
2. Фитофагов | ||||||||||
3. Монофагов | ||||||||||
4. Полифагов | ||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||
Виды животных, использующие в пищу широкий набор кормов, относятся к группе | ||||||||||
1. Полифагов Это правильный ответ | ||||||||||
2. Олигофагов | ||||||||||
3. Монофагов | ||||||||||
4. Ихтиофагов. | ||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||
Значение экологии заметно возросло | ||||||||||
1. Во второй половине XX века Это правильный ответ | ||||||||||
2. В конце XVIII века | ||||||||||
3. В начале XXI века | ||||||||||
4. В середине XIX века | ||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||
Технологии рационального природопользования и охраны природных ресурсов разрабатывает | ||||||||||
1. Общая экология | ||||||||||
2. Прикладная экология Это правильный ответ | ||||||||||
3. Социальная экология | ||||||||||
4. Экология экосистем | ||||||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||||||
Абиотическим фактором является: | ||||||||||
1. Поедание одних организмов другими | ||||||||||
2. Промысел животных | ||||||||||
3. Опыление растений насекомыми | ||||||||||
4. Химический состав атмосферы Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||
Приспособление организма к условиям среды за счёт комплекса морфологических, физиологических и поведенческих признаков называется: | ||||||||||
1. Оцепенением | ||||||||||
2. Толерентностью | ||||||||||
3. Адаптацией Это правильный ответ | ||||||||||
4. Экотопом | ||||||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||||||
Растения, приспособленные к произрастанию на влажной почве и при высокой влажности воздуха, называются: | ||||||||||
1. Ксерофитами | ||||||||||
2. Сциофитами | ||||||||||
3. Гелиофитами | ||||||||||
4. Гигрофитами Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||||
Организмы с высокой температурой тела, которая поддерживается за счёт тепла, образующегося в процессе обмена веществ, называют: | ||||||||||
1. Эндотермными Это правильный ответ | ||||||||||
2. Стенотермными | ||||||||||
3. Эктотермными | ||||||||||
4. Сциофитами | ||||||||||
Вопрос № 10 1 балла(ов) | ||||||||||
Доля видов – обитателей водной среды в биоразнообразии Земли составляет около: | ||||||||||
1. 80% | ||||||||||
2. 20% Это правильный ответ | ||||||||||
3. 50% | ||||||||||
4. 70% | ||||||||||
Вопрос № 11 1 балла(ов) | ||||||||||
Показателем чистой воды является произрастание в водоеме: | ||||||||||
1. Роголистника, рдеста плавающего, ряски | ||||||||||
2. Водокраса лягушачьего, сальвинии, водяного ореха Это правильный ответ | ||||||||||
3. Сальвинии, водяного ореха, рдеста плавающего, роголистника | ||||||||||
4. Водокраса лягушачьего, сальвинии, роголистника, рдеста, ряски, водяного ореха | ||||||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||||||
Самой сложной и разнообразной по экологическим условиям является среда жизни: | ||||||||||
1. Водная | ||||||||||
2. Почвенная | ||||||||||
3. Наземно-воздушная Это правильный ответ | ||||||||||
4. Тела других организмов | ||||||||||
Вопрос № 13 1 балла(ов) | ||||||||||
Паразитами являются: | ||||||||||
1. Бычий солитёр, оса, муравей | ||||||||||
2. Суслик, повилика, божья коровка | ||||||||||
3. Клещи, вши, дождевой червь | ||||||||||
4. Ржавчинные грибы, повилика, блоха Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||||||
Постоянное поступление органического вещества в основном за счёт отмирающих корней и опадающей листвы – важная особенность среды обитания: | ||||||||||
1. Почвенной Это правильный ответ | ||||||||||
2. Водной | ||||||||||
3. Наземно-воздушной | ||||||||||
4. Организменной | ||||||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||||||
Понятие пространства, применяемое к пространственным особенностям существования популяций, - это так называемое | ||||||||||
1. Популяционное пространство | ||||||||||
2. Ареал | ||||||||||
3. Биологическое пространство Это правильный ответ | ||||||||||
4. Экологическое пространство | ||||||||||
Вопрос № 16 1 балла(ов) | ||||||||||
Грачи сообща защищают свою колонию – это пример отношений: | ||||||||||
1. Конкурентных | ||||||||||
2. Симбиотических | ||||||||||
3. Паразитических | ||||||||||
4. Взаимовыгодных Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 17 1 балла(ов) | ||||||||||
Численность любой популяции | ||||||||||
1. Постоянно изменяется Это правильный ответ | ||||||||||
2. Стабильна | ||||||||||
3. Изменяется только под действием абиотических факторов | ||||||||||
4. Изменяется только под действием биотических факторов | ||||||||||
Вопрос № 18 1 балла(ов) | ||||||||||
Массовое размножение завезенных в Австралию кроликов, подрывающих кормовую базу местных травоядных животных (в первую очередь кенгуру), является примером: | ||||||||||
1. Миграции | ||||||||||
2. Эмиграции | ||||||||||
3. Протокооперации | ||||||||||
4. Интродукции Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 19 1 балла(ов) | ||||||||||
Отстрел промысловых животных, лов рыбы, заготовку лекарственных растений следует: | ||||||||||
1. Осуществлять в соответствии с потребностями отраслей хозяйства | ||||||||||
2. Максимально использовать для удовлетворения личных потребностей | ||||||||||
3. Планировать с учетом максимально допустимой доли изъятия Это правильный ответ | ||||||||||
4. Запретить повсеместно | ||||||||||
Вопрос № 20 1 балла(ов) | ||||||||||
Совокупность растений, животных, микроорганизмов, почвы и атмосферы на однородном участке суши называют: | ||||||||||
1. Экотопом | ||||||||||
2. Биотопом | ||||||||||
3. Биогеоценозом Это правильный ответ | ||||||||||
4. Биоценозом | ||||||||||
Вопрос № 21 1 балла(ов) | ||||||||||
Отдельные звенья цепей питания называют: | ||||||||||
1. Трофическими уровнями Это правильный ответ | ||||||||||
2. Пищевыми этапами | ||||||||||
3. Трофическими блоками | ||||||||||
4. Пищевыми элементами | ||||||||||
Вопрос № 22 1 балла(ов) | ||||||||||
Растения в процессе фотосинтеза создают: | ||||||||||
1. Всю биологическую продукцию экосистемы | ||||||||||
2. Только чистую биологическую продукцию экосистемы | ||||||||||
3. Вторичную биологическую продукцию экосистемы | ||||||||||
4. Первичную биологическую продукцию экосистемы Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 23 1 балла(ов) | ||||||||||
Каков тип взаимоотношений берёзы и гриба трутовика? | ||||||||||
1. Симбиоз | ||||||||||
2. Паразитизм Это правильный ответ | ||||||||||
3. Хищничество | ||||||||||
4. Конкуренция | ||||||||||
Вопрос № 24 1 балла(ов) | ||||||||||
Оболочка Земли, заселенная живыми организмами, представляет собой: | ||||||||||
1. Биосферу Это правильный ответ | ||||||||||
2. Биогеоценоз | ||||||||||
3. Природный комплекс | ||||||||||
4. Природное сообщество | ||||||||||
Вопрос № 25 1 балла(ов) | ||||||||||
Первым обратил внимание на роль живых организмов как мощного геологического фактора: | ||||||||||
1. В.И. Вернадский Это правильный ответ | ||||||||||
2. Э. Зюсс | ||||||||||
3. Ж.-Б. Ламарк | ||||||||||
4. А.-Л. Лавуазье | ||||||||||
Вопрос № 26 3 балла(ов) | ||||||||||
Задание 2. Задание 2 включает 2 вопроса с несколькими вариантами ответов. Выберите три верных ответа из шести. Запишите соответствующие цифры в порядке увеличения без пробелов. Например: 236. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 6 баллов за все задание). К экологической группе пресноводных рыб относят 1. Пескаря 2. Желтоперого тунца 3. Красноперку 4. Луну-рыбу 5. Корифену 6. Сома обыкновенного | ||||||||||
Правильный ответ 136 | ||||||||||
Вопрос № 27 3 балла(ов) | ||||||||||
К приспособлениям, позволяющим ксерофитам обитать в условиях сухого жаркого климата, относятся 1. Сухие плоды 2. Отсутствие опушения 3. Углубленные устьица 4. Сильно развитая водозапасающая ткань 5. Сочные плоды 6. Устьица на поверхности листовой пластинки | ||||||||||
Правильный ответ 134 | ||||||||||
Вопрос № 28 4 балла(ов) | ||||||||||
Задание 3. К терминам в столбце А подберите соответствующий номер определения из столбца В. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 8 баллов за все задание). Установите соотношения между типом экологических отношений и представленными парами животных: | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 29 4 балла(ов) | ||||||||||
Установите соответствие между средой обитания и видами животных | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 30 4 балла(ов) | ||||||||||
Задание 4. Задание на установление последовательности (отвечая на данный тип заданий, наберите на клавиатуре последовательность цифр, соответствующую правильной последовательности суждений без учета интервала). Например: 4321. Максимум 4 балла за все задание. Установите последовательность звеньев цепи питания: 1. Растения 2. Мелкие хищные животные 3. Растительноядные животные 4. Крупные хищные животные | ||||||||||
Правильный ответ 1324 | ||||||||||
Вопрос № 31 5 балла(ов) | ||||||||||
Задание 5. Дополните текст словами из предложенного ниже списка. Наберите на клавиатуре последовательность цифр, соответствующую правильной последовательности номеров выбранных вами слов без учета интервала. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 5 баллов за все задание). Взаимоотношения «растение-фитофаг» подчиняются правилу: если растение развивается ____________, то его активно ___________. И наоборот, чем __________, развивается растение, тем _________ фитофаги его поедают. Устойчивость взаимоотношений «растение-фитофаг» повышается в случае, если имеется ________, который контролирует количество вида-фитофага. Список слов: 1) Быстро 2) Поедают 3) Медленнее 4) Хищник 5) Хуже | ||||||||||
Правильный ответ 12354 | ||||||||||
Вопрос № 32 2 балла(ов) | ||||||||||
Задание № 6. Выберите номера правильных суждений. Запишите их последовательность без интервалов. Например: 35. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 2 балла за все задание). 1) Животных, предпочитающих средние условия увлажнения воздуха и почвы, относят к экологической группе мезофиллов. 2) Закон о необратимости эволюции биосферы был сформулирован Ч.Дарвиным. 3) Биологический круговорот веществ в природе происходит за счёт энергетики почв. 4) Объедая листья и побеги, значительный ущерб деревьям наносят такие домашние животные, как козы. 5) Почти 90% всех лесных пожаров вызвано естественными причинами, в том числе молнией во время грозы. | ||||||||||
Правильный ответ 14 | ||||||||||