Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Школьный тур олимпиады по Экологии 2013 | ||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||
9 класс. Блок № 2 | ||||||||||
40 минут на выполнение блока. Из них 40 минут на ввод ответов | ||||||||||
Задание № 1 | ||||||||||
Дорогие ребята! Поздравляем вас с участием в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только экологических и биологических знаний, но и общей эрудиции. Успеха Вам в работе! Время на выполнение работы – 40 минут БЛОК IШ (максимум 50 баллов) Задание 1. Задание включает 25 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 25 баллов за все задание). | ||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||
Какая из перечисленных групп факторов выпадает из рассматриваемой классификации? | ||||||||||
1) Антропогенные | ||||||||||
2) Биологические | ||||||||||
3) Абиотические | ||||||||||
4) Водные Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||
Организмы, питающиеся растениями, относятся к группе: | ||||||||||
1) Монофагов | ||||||||||
2) Полифагов | ||||||||||
3) Зоофагов | ||||||||||
4) Фитофагов Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||
Влияние человека на биосферные процессы изучает | ||||||||||
1) Экология популяций | ||||||||||
2) Экологическая экономика | ||||||||||
3) Экологическое право | ||||||||||
4) Глобальная экология Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||
Абиотические факторы - это: | ||||||||||
1) Совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на другие | ||||||||||
2) Совокупность воздействия деятельности человека на органический мир | ||||||||||
3) Питательные качества растительной пищи | ||||||||||
4) Комплекс условий неорганической среды, влияющих на организм Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||
В сочных стеблях и листьях накапливают воду растения из экологической группы: | ||||||||||
1) Суккуленты Это правильный ответ | ||||||||||
2) Мезофиты | ||||||||||
3) Сциофиты | ||||||||||
4) Гидрофиты | ||||||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||||||
Организмы, которые реагируют на изменения окружающей среды появлением или исчезновением, изменением внешнего вида, химического состава, поведения, называются: | ||||||||||
1) Биологическими индикаторами Это правильный ответ | ||||||||||
2) Автотрофами | ||||||||||
3) Бентосом | ||||||||||
4) Ксенобиотиками | ||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||
Теплокровные животные возникли в среде жизни: | ||||||||||
1) Водной | ||||||||||
2) Наземно-воздушной Это правильный ответ | ||||||||||
3) Почвенной | ||||||||||
4) Организменной | ||||||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||||||
Хищным растением, питающимся насекомыми, является: | ||||||||||
1) Медуница | ||||||||||
2) Брусника | ||||||||||
3) Росянка Это правильный ответ | ||||||||||
4) Рогоз | ||||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||||
Масштаб биологического пространства, занимаемого популяцией, зависит от: | ||||||||||
1) Продолжительности жизни особи | ||||||||||
2) Особенностей питания организмов | ||||||||||
3) Внешних климатических особенностей | ||||||||||
4) Размеров организмов и степени их подвижности Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 10 1 балла(ов) | ||||||||||
В стае собак более сильные особи имеют больше прав на совместно добытую пищу – это результат отношений: | ||||||||||
1) Паразитических | ||||||||||
2) Взаимовыгодных | ||||||||||
3) Конкурентных Это правильный ответ | ||||||||||
4) Симбиотических | ||||||||||
Вопрос № 11 1 балла(ов) | ||||||||||
Соотношение численности групп особей разного возраста в популяции называют: | ||||||||||
1) Половой структурой популяции | ||||||||||
2) Численностью популяции | ||||||||||
3) Возрастной структурой популяции Это правильный ответ | ||||||||||
4) Плотностью популяции | ||||||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||||||
Если популяции угрожает перенаселение, то в ней возникают изменения, противодействующие: | ||||||||||
1) Уменьшению численности | ||||||||||
2) Снижению плотности | ||||||||||
3) Увеличению смертности | ||||||||||
4) Нарастанию численности Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 13 1 балла(ов) | ||||||||||
Существенным фактором риска для популяций является: | ||||||||||
1) Изменение условий среды в течение года | ||||||||||
2) Колебание количества осадков от года к году | ||||||||||
3) Влияние видов-конкурентов | ||||||||||
4) Загрязнение окружающей среды Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||||||
Состояние экосистемы, при котором сохраняются постоянными биологическое разнообразие и круговороты элементов питания, называют: | ||||||||||
1) Экологической сукцессией | ||||||||||
2) Стабильной экологической продуктивностью | ||||||||||
3) Рациональным природопользованием | ||||||||||
4) Экологическим равновесием Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||||||
Бурное размножение кактуса опунции в Австралии, куда он был завезен для создания колючих изгородей на пастбищах, является примером: | ||||||||||
1) Заноса вида-паразита | ||||||||||
2) Восстановления исчезающего вида в новом местообитании | ||||||||||
3) Положительного влияния человека на естественные экосистемы | ||||||||||
4) Заноса вида, для которого в экосистеме нет фитофага Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 16 1 балла(ов) | ||||||||||
Плантация шампиньонов является экосистемой: | ||||||||||
1) Естественной гетеротрофной | ||||||||||
2) Антропогенной гетеротрофной Это правильный ответ | ||||||||||
3) Антропогенной автотрофной | ||||||||||
4) Естественной автотрофной | ||||||||||
Вопрос № 17 1 балла(ов) | ||||||||||
Деревья являются основными продуцентами в естественных экосистемах: | ||||||||||
1) Городских парков | ||||||||||
2) Защитных лесопосадок | ||||||||||
3) Широколиственных лесов Это правильный ответ | ||||||||||
4) Плодовых садов | ||||||||||
Вопрос № 18 1 балла(ов) | ||||||||||
Учение о биосфере создал: | ||||||||||
1) А.-Л. Лавуазье | ||||||||||
2) Ж.-Б. Ламарк | ||||||||||
3) Э.Зюсс | ||||||||||
4) Н.И. Вернадский Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 19 1 балла(ов) | ||||||||||
В последнее время в результате хозяйственной деятельности человека поступление в атмосферу углерода: | ||||||||||
1) Стабилизировалось | ||||||||||
2) Возросло Это правильный ответ | ||||||||||
3) Сократилось | ||||||||||
4) Прекратилось | ||||||||||
Вопрос № 20 1 балла(ов) | ||||||||||
Для существования биосферы на Земле обязательно должен происходить: | ||||||||||
1) Горообразовательный процесс | ||||||||||
2) Процесс увеличения площади лесов | ||||||||||
3) Круговорот биогенных элементов Это правильный ответ | ||||||||||
4) Процесс повышения биоразнообразия | ||||||||||
Вопрос № 21 1 балла(ов) | ||||||||||
Парниковый эффект на Земле усиливается в том числе в связи с повышением концентрации метана в атмосфере, что связано с: | ||||||||||
1) Появлением городов | ||||||||||
2) Развитием автомобильного транспорта | ||||||||||
3) Увеличением поголовья скота Это правильный ответ | ||||||||||
4) Уменьшением площади лесов | ||||||||||
Вопрос № 22 1 балла(ов) | ||||||||||
Наличие в листе крупных клеток с хлоропластами свидетельствует о приспособленности растения: | ||||||||||
1) К испарению воды | ||||||||||
2) К поглощению углекислого газа | ||||||||||
3) К образованию кислорода | ||||||||||
4) К использованию энергии света Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 23 1 балла(ов) | ||||||||||
Созданное человеком искусственное сообщество представляет собой: | ||||||||||
1) Заповедник | ||||||||||
2) Агроценоз Это правильный ответ | ||||||||||
3) Экосистему | ||||||||||
4) Биогеоценоз | ||||||||||
Вопрос № 24 1 балла(ов) | ||||||||||
Органические вещества из неорганических создают: | ||||||||||
1) Консументы | ||||||||||
2) Продуценты Это правильный ответ | ||||||||||
3) Редуценты | ||||||||||
4) Грибы и бактерии | ||||||||||
Вопрос № 25 1 балла(ов) | ||||||||||
Реакция организма на изменение длины светового дня называется: | ||||||||||
1) Толерантностью | ||||||||||
2) Фотопериодизмом Это правильный ответ | ||||||||||
3) Диапаузой | ||||||||||
4) Фотосинтезом | ||||||||||
Вопрос № 26 3 балла(ов) | ||||||||||
Задание 2. Задание 2 включает 2 вопроса с несколькими вариантами ответов. Выберите три верных ответа из шести. Запишите соответствующие цифры в порядке увеличения без пробелов. Например: 236. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 6 баллов за все задание). Среди наземных зверей выделяют экологическую группу обитателей открытых пространств: 1) Гепард 2) Камышовый кот 3) Енотовидная собака 4) Лошадь Пржевальского 5) Антилопа 6) Белка обыкновенная | ||||||||||
Правильный ответ 145 | ||||||||||
Вопрос № 27 3 балла(ов) | ||||||||||
К некрофагам (тем, кто питается падалью) относятся: 1) Черный гриф 2) Деревенская ласточка 3) Чирок-свистунок 4) Сип белоголовый 5) Гиена 6) Щурка золотистая | ||||||||||
Правильный ответ 145 | ||||||||||
Вопрос № 28 4 балла(ов) | ||||||||||
Задание 3. К терминам в столбце А подберите соответствующий номер определения из столбца В. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 8 баллов за все задание). Установите соответствие между ярусностью и названием растения: | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 29 4 балла(ов) | ||||||||||
Установите соответствие между способом питания и видами животных: | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 30 4 балла(ов) | ||||||||||
Задание 4. Задание на установление последовательности (отвечая на данный тип заданий, наберите на клавиатуре последовательность цифр, соответствующую правильной последовательности суждений без учета интервала). Например: 4321. Максимум 4 балла за все задание. Установите последовательность процессов, происходящих при зарастании озера и превращении его в болото: 1) Обмеление водоема 2) Образование стоячего водоема и уменьшение кислорода в воде 3) Изменение растительности и животного мира биоценоза 4) Образование большого количества ила | ||||||||||
Правильный ответ 1324 | ||||||||||
Вопрос № 31 5 балла(ов) | ||||||||||
Задание 5. Дополните текст словами из предложенного ниже списка. Наберите на клавиатуре последовательность цифр, соответствующую правильной последовательности номеров выбранных вами слов без учета интервала. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 5 баллов за все задание). Одна из причин снижения плотности популяции – разрушение _________. Интенсивный выпас скота _________ почву и _________ видовой состав лугов и степей. Как следствие в европейской части России большинство _________ ковыля уничтожены.Многие популяции насекомых исчезли из-за _________ степей и освоения целины. Список слов: 1) Обедняет 2) Распашки 3) Местообитаний 4) Уплотняет 5) Популяций | ||||||||||
Правильный ответ 34152 | ||||||||||
Вопрос № 32 2 балла(ов) | ||||||||||
Задание № 6. Выберите номера правильных суждений. Запишите их последовательность без интервалов. Например: 35. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 2 балла за все задание). 1) Загрязнение окружающей среды можно оценивать по внешним признакам только растений. 2) Хорошие индикаторы загрязнения атмосферы – некоторые виды мхов и лишайников 3) Только животные могут быть индикаторами чистоты водоема. 4) Есть растения – индикаторы состояния почв. 5) Биоиндикация может заменить все виды химических анализов. | ||||||||||
Правильный ответ 24 | ||||||||||