Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Школьный тур олимпиады по Экологии 2013 | ||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||
10 класс. Блок № 1 | ||||||||||
40 минут на выполнение блока. Из них 40 минут на ввод ответов | ||||||||||
Задание № 1 | ||||||||||
Дорогие ребята! Поздравляем вас с участием в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только экологических и биологических знаний, но и общей эрудиции. Успеха Вам в работе! Время на выполнение работы – 40 минут БЛОК I (максимум 50 баллов) Задание 1. Задание включает 25 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 25 баллов за все задание). | ||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||
Термин «экология» ввел в науку: | ||||||||||
1) Э. Геккель; Это правильный ответ | ||||||||||
2) А. Лавуазье; | ||||||||||
3) А. Гумбольдт; | ||||||||||
4) Ч. Дарвин. | ||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||
Связь организмов друг с другом и условиями среды на уровне отдельных особей изучает: | ||||||||||
1) Биосферная экология; | ||||||||||
2) Аутэкология; Это правильный ответ | ||||||||||
3) Популяционная экология; | ||||||||||
4) Экология сообществ. | ||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||
Факторы среды, потребляемые организмами, называются: | ||||||||||
1) Условиями; | ||||||||||
2) Адаптациями; | ||||||||||
3) Ресурсами; Это правильный ответ | ||||||||||
4) Антропогенными. | ||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||
Виды, обладающие узкими пределами выносливости, называются: | ||||||||||
1) Эврибионтами; | ||||||||||
2) Гомойотермными; | ||||||||||
3) Стенобионтами; Это правильный ответ | ||||||||||
4) Пойкилотермными. | ||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||
Растениями-ксерофитами являются: | ||||||||||
1) Алоэ, очиток, солерос; | ||||||||||
2) Сарсазан, солерос, типчак; | ||||||||||
3) Кактус, шведка, кермек; | ||||||||||
4) Карагана кустарниковая, типчак, ковыль. Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||||||
Основная экологическая трудность, с которой паразит сталкивается в течение жизненного цикла, - это: | ||||||||||
1) Ограниченное количество пищи; | ||||||||||
2) Резкие температурные колебания в среде жизни; | ||||||||||
3) Отсутствие света; | ||||||||||
4) Перенос от одного хозяина к другому. Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||
Хищником НЕ является: | ||||||||||
1) Клест-еловик; Это правильный ответ | ||||||||||
2) Африканский лев; | ||||||||||
3) Ушастая сова; | ||||||||||
4) Туркестанская рысь. | ||||||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||||||
Организмы, питающиеся экскрементами других животных, называются: | ||||||||||
1) Копрофаги; Это правильный ответ | ||||||||||
2) Паразиты; | ||||||||||
3) Хищники; | ||||||||||
4) Жертвы. | ||||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||||
Взрослая лягушка – плотоядное животное, а головастик лягушки питается растительной пищей, следовательно, один и тот же вид в разные периоды развития может занимать: | ||||||||||
1) Разные экологические ниши при недостатке пищи; | ||||||||||
2) Одинаковые экологические ниши только при благоприятных условиях; | ||||||||||
3) Разные экологические ниши; Это правильный ответ | ||||||||||
4) Одинаковые экологические ниши. | ||||||||||
Вопрос № 10 1 балла(ов) | ||||||||||
Все особи окуня, обитающие в небольшом озере, образуют: | ||||||||||
1) Единую семью; | ||||||||||
2) Вид; | ||||||||||
3) Популяцию; Это правильный ответ | ||||||||||
4) Простую совокупность особей. | ||||||||||
Вопрос № 11 1 балла(ов) | ||||||||||
Влияют на популяцию, но сами не зависят от численности и плотности популяции: | ||||||||||
1) Внутривидовые отношения; | ||||||||||
2) Почти все абиотические факторы; Это правильный ответ | ||||||||||
3) Разные биотические отношения особей; | ||||||||||
4) Межвидовые отношения. | ||||||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||||||
Мертвое органическое вещество называют: | ||||||||||
1) Биокосным телом; | ||||||||||
2) Биотой; | ||||||||||
3) Детритом; Это правильный ответ | ||||||||||
4) Редуцентом. | ||||||||||
Вопрос № 13 1 балла(ов) | ||||||||||
В водных экосистемах число звеньев пищевой цепи может достигать: | ||||||||||
1) Шести; Это правильный ответ | ||||||||||
2) Четырех; | ||||||||||
3) Восьми; | ||||||||||
4) Трех. | ||||||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||||||
Консументы и редуценты создают: | ||||||||||
1) Только чистую биологическую продукцию экосистемы; | ||||||||||
2) Всю биологическую продукцию экосистемы; | ||||||||||
3) Первичную биологическую продукцию; | ||||||||||
4) Втортичную биологическую продукцию. Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||||||
Обратимые изменения экосистем могут быть: | ||||||||||
1) Только суточными; | ||||||||||
2) Суточными и сезонными; | ||||||||||
3) Сезонными и разногодичными; | ||||||||||
4) Суточными, сезонными, разногодичными. Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 16 1 балла(ов) | ||||||||||
Изменения экосистем, происходящие в пригородных лесах под влиянием отдыхающих, называются: | ||||||||||
1) Первичной автогенной сукцессией; | ||||||||||
2) Восстановительной сукцессией; | ||||||||||
3) Рекреационной сукцессией; Это правильный ответ | ||||||||||
4) Эвтрофикацией. | ||||||||||
Вопрос № 17 1 балла(ов) | ||||||||||
Химическая энергия и углерод, получаемые из органических веществ, служат основой функционирования экосистем: | ||||||||||
1) Хемотрофных; | ||||||||||
2) Автотрофных; | ||||||||||
3) Антропогенных фототрофных; | ||||||||||
4) Гетеротрофных. Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 18 1 балла(ов) | ||||||||||
Организмы, обитающие на дне и в донном грунте пресноводных водоемов, называются: | ||||||||||
1) Нектоном; | ||||||||||
2) Бентосом; Это правильный ответ | ||||||||||
3) Плейстоном; | ||||||||||
4) Планктоном. | ||||||||||
Вопрос № 19 1 балла(ов) | ||||||||||
Биологическое разнообразие растений в степях: | ||||||||||
1) Очень высокое, несколько сотен видов на 100 кв. м.; | ||||||||||
2) Высокое, несколько десятков видов на 100 кв. м.; Это правильный ответ | ||||||||||
3) Низкое, несколько видов на 100 кв. м.; | ||||||||||
4) Очень низкое – 1-2 вида на 100 кв. м. | ||||||||||
Вопрос № 20 1 балла(ов) | ||||||||||
В.И. Вернадский называл особым, биокосным телом природы | ||||||||||
1) Растительный мир; | ||||||||||
2) Животный мир; | ||||||||||
3) Совокупность микроорганизмов; | ||||||||||
4) Почву. Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 21 1 балла(ов) | ||||||||||
Фактором, нарушающим биосферный круговорот воды, является уменьшение испарения с поверхности океана. Причиной этого является: | ||||||||||
1) Развитие судоходства; | ||||||||||
2) Загрязнение воды тяжелыми металлами; | ||||||||||
3) Нарушение состоянии морской биоты; | ||||||||||
4) Появление нефтяной пленки на значительной части поверхности океана. Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 22 1 балла(ов) | ||||||||||
Причиной эрозии сельскохозяйственных земель может быть: | ||||||||||
1) Внесение минеральных удобрений; | ||||||||||
2) Возделывание высокоурожайных культур; | ||||||||||
3) Влияние воды и ветра; Это правильный ответ | ||||||||||
4) Безотвальная обработка почвы. | ||||||||||
Вопрос № 23 1 балла(ов) | ||||||||||
Главными путями повышения устойчивости и продуктивности агроэкосистем являются: | ||||||||||
1) Широкомасштабное применение ядохимикатов, внесение высоких доз минеральных удобрений; | ||||||||||
2) Внесение высоких доз минеральных удобрений, перевыпас скота; | ||||||||||
3) Поддержание высокого видового разнообразия, усиление биологического круговорота веществ; Это правильный ответ | ||||||||||
4) Широкомасштабное применение ядохимикатов, сплошная распашка почв. | ||||||||||
Вопрос № 24 1 балла(ов) | ||||||||||
Устойчивость экосистемы в наибольшей степени зависит: | ||||||||||
1) От действия естественного отбора; | ||||||||||
2) От разнообразия обитающих в ней видов; Это правильный ответ | ||||||||||
3) От сезонных колебаний численности популяций; | ||||||||||
4) От особенностей процессов жизнедеятельности особей. | ||||||||||
Вопрос № 25 1 балла(ов) | ||||||||||
В соответствии с правилом экологической пирамиды масса органического вещества в цепях питания от звена к звену: | ||||||||||
1) Возрастает; | ||||||||||
2) Стабилизируется; | ||||||||||
3) Значительно уменьшается; Это правильный ответ | ||||||||||
4) Изменяется незначительно. | ||||||||||
Вопрос № 26 3 балла(ов) | ||||||||||
Задание 2. Задание 2 включает 2 вопроса с несколькими вариантами ответов. Выберите три верных ответа из шести. Запишите соответствующие цифры в порядке увеличения без пробелов. Например: 236. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 6 баллов за все задание). К экологической группе проходных рыб относят: 1) Американского речного угря; 2) Европейского анчоуса; 3) Европейского шпрота; 4) Белугу; 5) Обыкновенную щуку; 6) Севрюга. | ||||||||||
Правильный ответ 146 | ||||||||||
Вопрос № 27 3 балла(ов) | ||||||||||
К экологической группе эфемероидов относят растения, которые переносят периоды между вегетациями в виде корневищ. Это: 1) Щавель туполистный; 2) Клевер ползучий; 3) Мятлик луковичный; 4) Одуванчик лекарственный; 5) Пролеска сибирская; 6) Ветреница алтайская. | ||||||||||
Правильный ответ 356 | ||||||||||
Вопрос № 28 4 балла(ов) | ||||||||||
Задание 3. К терминам в столбце А подберите соответствующий номер определения из столбца В. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 8 балла за все задание). Установите соответствие между способом распространения плодов и семян и видами растений. | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 29 4 балла(ов) | ||||||||||
Установите соответствие между типом экологической группы и названиями растений. | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 30 4 балла(ов) | ||||||||||
Задание 4. Задание на установление последовательности (отвечая на данный тип заданий, наберите на клавиатуре последовательность цифр, соответствующую правильной последовательности суждений без учета интервала). Например: 4321. Максимум 4 балла за все задание. Установите последовательность расположения звеньев в цепи питания: 1) Горностай; 2) Растительный опад; 3) Землеройка; 4) Дождевой червь. | ||||||||||
Правильный ответ 2431 | ||||||||||
Вопрос № 31 5 балла(ов) | ||||||||||
Задание 5. Дополните текст словами из предложенного ниже списка. Наберите на клавиатуре последовательность цифр, соответствующую правильной последовательности номеров выбранных вами слов без учета интервала. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 5 баллов за все задание). Дополните текст словами из предложенного ниже списка: Внешний облик организма, комплекс его морфологических, анатомических, физиологических и поведенческих признаков называют ____________. В ней отражается ____________ живого существа к условиям _____________. В сходных условиях среды организмы даже из систематически ___________ групп могут иметь _____________ жизненную форму. Список слов: 1) Жизненная форма 2) Приспособленность 3) Далекие 4) Внешняя среда 5) Сходная | ||||||||||
Правильный ответ 12435 | ||||||||||
Вопрос № 32 2 балла(ов) | ||||||||||
Задание № 6. Выберите номера правильных суждений. Запишите их последовательность без интервалов. Например: 35. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 2 балла за все задание). 1) Прикладная экология включает много наук, которые разрабатывают технологии рационального природопользования и охраны природных ресурсов. 2) Городская экология изучает возможности улучшения среды обитания человека в сельской местности. 3) Одним из разделом прикладной экологии является общая экология. 4) Природоохранная экология разрабатывает методы математической обработки результатов, полученных в ходе исследования природных объектов. 5) Химическая экология разрабатывает методы определения веществ-загрязнителей, попадающих в атмосферу, воду, почву и др.. | ||||||||||
Правильный ответ 15 | ||||||||||