Забыли пароль? Регистрация

Вход по логину




Вход через ВКонтакте

Школьный тур олимпиады по Экологии 2013
Назад к списку блоков
10 класс. Блок № 2
40 минут на выполнение блока. Из них 40 минут на ввод ответов
Задание № 1
Дорогие ребята!

Поздравляем вас с участием в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экологии!
Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны
и требуют применения не только экологических и биологических знаний, но и общей эрудиции.
Успеха Вам в работе!


Время на выполнение работы – 40 минут


БЛОК II (максимум 50 баллов)


Задание 1. Задание включает 25 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 25 баллов за все задание).
Вопрос № 1 1 балла(ов)
Основы учения об экологии почв разрабатывал:
1) Э. Геккель;
2) В.В. Докучаев; Это правильный ответ
3) А.Т. Болотов;
4) К.Ф. Рулье.
Вопрос № 2 1 балла(ов)
Биотическим фактором является:
1) Солнечный свет;
2) Производственная деятельность человека;
3) Свойства почвы;
4) Поедание одних организмов другими. Это правильный ответ
Вопрос № 3 1 балла(ов)
Область наиболее благоприятного влияния фактора называется зоной:
1) Оптимума; Это правильный ответ
2) Угнетения;
3) Пессимума;
4) Комфортности.
Вопрос № 4 1 балла(ов)
При слабом выпасе на лугу или в степи биоразнообразие:
1) Не изменяется;
2) Резко сокращается;
3) Увеличивается; Это правильный ответ
4) Уменьшается незначительно.
Вопрос № 5 1 балла(ов)
Типы поведения организмов в условиях среды, различающихся по благоприятности и частоте нарушений, называются:
1) Экологическими нишами;
2) Экологическими группами;
3) Жизненными формами;
4) Жизненными стратегиями. Это правильный ответ
Вопрос № 6 1 балла(ов)
Используют солнечную энергию для создания органических веществ из неорганических организмы:
1) Хемотрофы;
2) Гетеротрофы;
3) Фототрофы; Это правильный ответ
4) Симбионты.
Вопрос № 7 1 балла(ов)
Отношения, наносящие вред одному виду и безвредные для другого вида, называются:
1) Протокооперация;
2) Комменсализм;
3) Аменсализм; Это правильный ответ
4) Нейтрализм.
Вопрос № 8 1 балла(ов)
Способом защиты от паразитов является:
1) Увеличение размеров тела жертвы;
2) Приобретение яркой окраски;
3) Изоляция пораженных тканей и органов; Это правильный ответ
4) Наличие шипов.
Вопрос № 9 1 балла(ов)
Песцы, следующие за белым медведем и доедающие остатки его пищи, – это пример:
1) Аменсализма;
2) Комменсализма; Это правильный ответ
3) Мутуализма;
4) Симбиоза.
Вопрос № 10 1 балла(ов)
Для определения роли, которую играет тот или иной вид в экосистеме, существует понятие:
1) Сукцессия;
2) Конкуренция;
3) Экологическая ниша; Это правильный ответ
4) Симбиоз.
Вопрос № 11 1 балла(ов)
В популяции животных снижению напряженности конкуренции между особями способствует:
1) Большая скученность особей;
2) Увеличение рождаемости;
3) Рассредоточение; Это правильный ответ
4) Забота о потомстве.
Вопрос № 12 1 балла(ов)
Число особей, которое приходится на единицу площади, занимаемой популяцией, называют:
1) Численность популяции;
2) Плотность популяции; Это правильный ответ
3) Половой структурой популяции;
4) Биотическим потенциалом популяции.
Вопрос № 13 1 балла(ов)
Динамика популяции – это изменение ее:
1) Численности молодых особей;
2) Плотности;
3) Численности, возрастного или полового состава; Это правильный ответ
4) Возрастного состава.
Вопрос № 14 1 балла(ов)
Результатом конкуренции вида-аборигена с заносным видом является
1) Сосуществование полевого и домового воробьев;
2) Вытеснение ондатрой выхухоли; Это правильный ответ
3) Вымирание обоих взаимодействующих видов;
4) Увеличение численности популяций обоих видов.
Вопрос № 15 1 балла(ов)
Потребители живого органического вещества, перерабатывающие его в новую форму, называются:
1) Консументы; Это правильный ответ
2) Продуценты;
3) Фототрофы;
4) Хемотрофы.
Вопрос № 16 1 балла(ов)
Производительность экосистемы измеряют:
1) Количеством органического вещества, созданного за единицу времени на единицу площади; Это правильный ответ
2) Количеством неорганического вещества, созданного за единицу времени на единице площади;
3) Числом живых организмов, которые появились в экосистеме;
4) Количеством неорганического вещества, израсходованного за единицу времени на единице площади.
Вопрос № 17 1 балла(ов)
Первичной сукцессией является:
1) Восстановление елового леса после пожара;
2) Восстановление степи после прекращения сильного выпаса;
3) Восстановление листопадного леса после засухи;
4) Заселение сыпучих песков живыми организмами. Это правильный ответ
Вопрос № 18 1 балла(ов)
Примером антропогенной экосистемы является:
1) Лесное озеро;
2) Мангровые заросли в тропиках;
3) Смешанный лес;
4) Ферма для разведения морского гребешка. Это правильный ответ
Вопрос № 19 1 балла(ов)
Основным продуцентом в естественных пресноводных экосистемах является:
1) Растительноядный планктон;
2) Плотоядный планктон;
3) Бентос;
4) Растительный планктон. Это правильный ответ
Вопрос № 20 1 балла(ов)
Пастбищные цепи питания начинаются с:
1) Животных;
2) Растений; Это правильный ответ
3) Грибов;
4) Бактерий.
Вопрос № 21 1 балла(ов)
Полностью меняет характер речной экосистемы, уменьшает водность рек и препятствует миграциям рыб на нерест:
1) Ненормированный отъём биологической продукции;
2) Загрязнение бытовыми и промышленными стоками;
3) Строительство водохранилищ; Это правильный ответ
4) Снижение численности ценных пород рыб.
Вопрос № 22 1 балла(ов)
Временно охраняемая природная территория, создаваемая для восстановления популяции одного или нескольких видов растений или животных либо для охраны любых интересных и редких природных объектов – это:
1) Национальный парк;
2) Природный заказник; Это правильный ответ
3) Памятник природы;
4) Заповедник.
Вопрос № 23 1 балла(ов)
Основными компонентами кислотных дождей являются:
1) Серная и азотная кислоты; Это правильный ответ
2) Серная и соляная кислоты;
3) Азотная и угольная кислоты;
4) Азотная и соляная кислоты.
Вопрос № 24 1 балла(ов)
Связи между особями разных видов в экосистеме, в основе которых лежат процессы передачи вещества и энергии от одного звена к другому называют:
1) Пищевыми; Это правильный ответ
2) Возрастными;
3) Родственными;
4) Территориальными.
Вопрос № 25 1 балла(ов)
Формой существования вида считают популяцию, так как она:
1) Имеет определенную численность;
2) Состоит из особей, связанных родством;
3) Поддерживает численность особей саморегуляцией;
4) Обеспечивает приспособленность особей вида к жизни в разных условиях. Это правильный ответ
Вопрос № 26 3 балла(ов)
Задание 2. Задание 2 включает 2 вопроса с несколькими вариантами ответов. Выберите три верных ответа из шести. Запишите соответствующие цифры в порядке увеличения без пробелов. Например: 236. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 6 баллов за все задание).

К растениям, которые зимуют под снегом не сбрасывая листьев, относят:
1) Бруснику;
2) Колокольчик круглолистный;
3) Копытень европейский;
4) Одуванчик лекарственный;
5) Кислицу обыкновенную;
6) Чернику.
Правильный ответ 136
Вопрос № 27 3 балла(ов)
В чем проявляется приспособленность ряда растений к жизни в условиях пустыни?
1) В запасании воды в стебле;
2) В развитии проводящих тканей;
3) В видоизменении листьев в колючки;
4) В проникновении корней глубоко в почву;
5) В наличии тонкой кожицы на поверхности органов;
6) В поглощении воды всей поверхностью тела во время дождей.
Правильный ответ 134
Вопрос № 28 4 балла(ов)
Задание 3. К терминам в столбце А подберите соответствующий номер определения из столбца В. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 8 балла за все задание).</b>

Установите соответствие между приспособленностью к разнообразию кормов в рационе и видами животных:
АВ
Полифагия (питание многими видами кормов) Правильно:21. Бурый медведь
Эврифагия (всеядность) Правильно:12. Коршун
Стенофагия (питание ограниченным набором кормов) Правильно:33. Корова
Монофагия (питание одним видом корма) Правильно:44. Коала
Вопрос № 29 4 балла(ов)
Установите соответствие между видами химических элементов и их накопителями:
АВ
Кальций Правильно:11. Морские моллюски
Кремний Правильно:22. Диатомовые водоросли
Иод Правильно:43. Бактерии
Железо и марганец Правильно:34. Ламинария
Вопрос № 30 4 балла(ов)
Задание 4. Задание на установление последовательности (отвечая на данный тип заданий, наберите на клавиатуре последовательность цифр, соответствующую правильной последовательности суждений без учета интервала). Например: 4321.
Максимум 4 балла за все задание.


Установите последовательность расположения звеньев в цепи питания:

1) Коровий помет
2) Скворец
3) Личинки мух
4) Ястреб-перепелятник
Правильный ответ 1324
Вопрос № 31 5 балла(ов)
Задание 5. Дополните текст словами из предложенного ниже списка. Наберите на клавиатуре последовательность цифр, соответствующую правильной последовательности номеров выбранных вами слов без учета интервала. Например: 14523. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 5 баллов за все задание).

Ландшафты объединяются в _______________ районы. В районе самые разные ________ находятся в одной климатической зоне со сходным _____________ строением территории. В экосистемах организмы связаны между собой через изменение ____________ атмосферы и ____________________ водоемов.

1) Физико-географические;
2) Биоценозы;
3) Геологические;
4) Химический состав;
5) Газовый состав.
Правильный ответ 12354
Вопрос № 32 2 балла(ов)
Задание № 6. Выберите номера правильных суждений. Запишите их последовательность без интервалов. Например: 15. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 2 балла за все задание).

1) Биомы – это мелкие природные комплексы, характеризующиеся единым типом растительности или иной общей особенностью ландшафта..
2) Климат в любом районе Земли зависит от угла падения солнечных лучей.
3) Биомы, в отличие от биосферы, не состоят из экосистем меньшего ранга.
4) Каждый из биомов представляет собой множество связанных друг с другом экосистем.
5) Экосистемы разных биомов одинаковые и не отличаются по составу биоты и другим показателям.
Правильный ответ 24