Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Школьный тур олимпиады по Экологии 2013 | ||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||
10 класс. Блок № 2 | ||||||||||
40 минут на выполнение блока. Из них 40 минут на ввод ответов | ||||||||||
Задание № 1 | ||||||||||
Дорогие ребята! Поздравляем вас с участием в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только экологических и биологических знаний, но и общей эрудиции. Успеха Вам в работе! Время на выполнение работы – 40 минут БЛОК II (максимум 50 баллов) Задание 1. Задание включает 25 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 25 баллов за все задание). | ||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||
Основы учения об экологии почв разрабатывал: | ||||||||||
1) Э. Геккель; | ||||||||||
2) В.В. Докучаев; Это правильный ответ | ||||||||||
3) А.Т. Болотов; | ||||||||||
4) К.Ф. Рулье. | ||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||
Биотическим фактором является: | ||||||||||
1) Солнечный свет; | ||||||||||
2) Производственная деятельность человека; | ||||||||||
3) Свойства почвы; | ||||||||||
4) Поедание одних организмов другими. Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||
Область наиболее благоприятного влияния фактора называется зоной: | ||||||||||
1) Оптимума; Это правильный ответ | ||||||||||
2) Угнетения; | ||||||||||
3) Пессимума; | ||||||||||
4) Комфортности. | ||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||
При слабом выпасе на лугу или в степи биоразнообразие: | ||||||||||
1) Не изменяется; | ||||||||||
2) Резко сокращается; | ||||||||||
3) Увеличивается; Это правильный ответ | ||||||||||
4) Уменьшается незначительно. | ||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||
Типы поведения организмов в условиях среды, различающихся по благоприятности и частоте нарушений, называются: | ||||||||||
1) Экологическими нишами; | ||||||||||
2) Экологическими группами; | ||||||||||
3) Жизненными формами; | ||||||||||
4) Жизненными стратегиями. Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||||||
Используют солнечную энергию для создания органических веществ из неорганических организмы: | ||||||||||
1) Хемотрофы; | ||||||||||
2) Гетеротрофы; | ||||||||||
3) Фототрофы; Это правильный ответ | ||||||||||
4) Симбионты. | ||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||
Отношения, наносящие вред одному виду и безвредные для другого вида, называются: | ||||||||||
1) Протокооперация; | ||||||||||
2) Комменсализм; | ||||||||||
3) Аменсализм; Это правильный ответ | ||||||||||
4) Нейтрализм. | ||||||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||||||
Способом защиты от паразитов является: | ||||||||||
1) Увеличение размеров тела жертвы; | ||||||||||
2) Приобретение яркой окраски; | ||||||||||
3) Изоляция пораженных тканей и органов; Это правильный ответ | ||||||||||
4) Наличие шипов. | ||||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||||
Песцы, следующие за белым медведем и доедающие остатки его пищи, – это пример: | ||||||||||
1) Аменсализма; | ||||||||||
2) Комменсализма; Это правильный ответ | ||||||||||
3) Мутуализма; | ||||||||||
4) Симбиоза. | ||||||||||
Вопрос № 10 1 балла(ов) | ||||||||||
Для определения роли, которую играет тот или иной вид в экосистеме, существует понятие: | ||||||||||
1) Сукцессия; | ||||||||||
2) Конкуренция; | ||||||||||
3) Экологическая ниша; Это правильный ответ | ||||||||||
4) Симбиоз. | ||||||||||
Вопрос № 11 1 балла(ов) | ||||||||||
В популяции животных снижению напряженности конкуренции между особями способствует: | ||||||||||
1) Большая скученность особей; | ||||||||||
2) Увеличение рождаемости; | ||||||||||
3) Рассредоточение; Это правильный ответ | ||||||||||
4) Забота о потомстве. | ||||||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||||||
Число особей, которое приходится на единицу площади, занимаемой популяцией, называют: | ||||||||||
1) Численность популяции; | ||||||||||
2) Плотность популяции; Это правильный ответ | ||||||||||
3) Половой структурой популяции; | ||||||||||
4) Биотическим потенциалом популяции. | ||||||||||
Вопрос № 13 1 балла(ов) | ||||||||||
Динамика популяции – это изменение ее: | ||||||||||
1) Численности молодых особей; | ||||||||||
2) Плотности; | ||||||||||
3) Численности, возрастного или полового состава; Это правильный ответ | ||||||||||
4) Возрастного состава. | ||||||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||||||
Результатом конкуренции вида-аборигена с заносным видом является | ||||||||||
1) Сосуществование полевого и домового воробьев; | ||||||||||
2) Вытеснение ондатрой выхухоли; Это правильный ответ | ||||||||||
3) Вымирание обоих взаимодействующих видов; | ||||||||||
4) Увеличение численности популяций обоих видов. | ||||||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||||||
Потребители живого органического вещества, перерабатывающие его в новую форму, называются: | ||||||||||
1) Консументы; Это правильный ответ | ||||||||||
2) Продуценты; | ||||||||||
3) Фототрофы; | ||||||||||
4) Хемотрофы. | ||||||||||
Вопрос № 16 1 балла(ов) | ||||||||||
Производительность экосистемы измеряют: | ||||||||||
1) Количеством органического вещества, созданного за единицу времени на единицу площади; Это правильный ответ | ||||||||||
2) Количеством неорганического вещества, созданного за единицу времени на единице площади; | ||||||||||
3) Числом живых организмов, которые появились в экосистеме; | ||||||||||
4) Количеством неорганического вещества, израсходованного за единицу времени на единице площади. | ||||||||||
Вопрос № 17 1 балла(ов) | ||||||||||
Первичной сукцессией является: | ||||||||||
1) Восстановление елового леса после пожара; | ||||||||||
2) Восстановление степи после прекращения сильного выпаса; | ||||||||||
3) Восстановление листопадного леса после засухи; | ||||||||||
4) Заселение сыпучих песков живыми организмами. Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 18 1 балла(ов) | ||||||||||
Примером антропогенной экосистемы является: | ||||||||||
1) Лесное озеро; | ||||||||||
2) Мангровые заросли в тропиках; | ||||||||||
3) Смешанный лес; | ||||||||||
4) Ферма для разведения морского гребешка. Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 19 1 балла(ов) | ||||||||||
Основным продуцентом в естественных пресноводных экосистемах является: | ||||||||||
1) Растительноядный планктон; | ||||||||||
2) Плотоядный планктон; | ||||||||||
3) Бентос; | ||||||||||
4) Растительный планктон. Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 20 1 балла(ов) | ||||||||||
Пастбищные цепи питания начинаются с: | ||||||||||
1) Животных; | ||||||||||
2) Растений; Это правильный ответ | ||||||||||
3) Грибов; | ||||||||||
4) Бактерий. | ||||||||||
Вопрос № 21 1 балла(ов) | ||||||||||
Полностью меняет характер речной экосистемы, уменьшает водность рек и препятствует миграциям рыб на нерест: | ||||||||||
1) Ненормированный отъём биологической продукции; | ||||||||||
2) Загрязнение бытовыми и промышленными стоками; | ||||||||||
3) Строительство водохранилищ; Это правильный ответ | ||||||||||
4) Снижение численности ценных пород рыб. | ||||||||||
Вопрос № 22 1 балла(ов) | ||||||||||
Временно охраняемая природная территория, создаваемая для восстановления популяции одного или нескольких видов растений или животных либо для охраны любых интересных и редких природных объектов – это: | ||||||||||
1) Национальный парк; | ||||||||||
2) Природный заказник; Это правильный ответ | ||||||||||
3) Памятник природы; | ||||||||||
4) Заповедник. | ||||||||||
Вопрос № 23 1 балла(ов) | ||||||||||
Основными компонентами кислотных дождей являются: | ||||||||||
1) Серная и азотная кислоты; Это правильный ответ | ||||||||||
2) Серная и соляная кислоты; | ||||||||||
3) Азотная и угольная кислоты; | ||||||||||
4) Азотная и соляная кислоты. | ||||||||||
Вопрос № 24 1 балла(ов) | ||||||||||
Связи между особями разных видов в экосистеме, в основе которых лежат процессы передачи вещества и энергии от одного звена к другому называют: | ||||||||||
1) Пищевыми; Это правильный ответ | ||||||||||
2) Возрастными; | ||||||||||
3) Родственными; | ||||||||||
4) Территориальными. | ||||||||||
Вопрос № 25 1 балла(ов) | ||||||||||
Формой существования вида считают популяцию, так как она: | ||||||||||
1) Имеет определенную численность; | ||||||||||
2) Состоит из особей, связанных родством; | ||||||||||
3) Поддерживает численность особей саморегуляцией; | ||||||||||
4) Обеспечивает приспособленность особей вида к жизни в разных условиях. Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 26 3 балла(ов) | ||||||||||
Задание 2. Задание 2 включает 2 вопроса с несколькими вариантами ответов. Выберите три верных ответа из шести. Запишите соответствующие цифры в порядке увеличения без пробелов. Например: 236. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 6 баллов за все задание). К растениям, которые зимуют под снегом не сбрасывая листьев, относят: 1) Бруснику; 2) Колокольчик круглолистный; 3) Копытень европейский; 4) Одуванчик лекарственный; 5) Кислицу обыкновенную; 6) Чернику. | ||||||||||
Правильный ответ 136 | ||||||||||
Вопрос № 27 3 балла(ов) | ||||||||||
В чем проявляется приспособленность ряда растений к жизни в условиях пустыни? 1) В запасании воды в стебле; 2) В развитии проводящих тканей; 3) В видоизменении листьев в колючки; 4) В проникновении корней глубоко в почву; 5) В наличии тонкой кожицы на поверхности органов; 6) В поглощении воды всей поверхностью тела во время дождей. | ||||||||||
Правильный ответ 134 | ||||||||||
Вопрос № 28 4 балла(ов) | ||||||||||
Задание 3. К терминам в столбце А подберите соответствующий номер определения из столбца В. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 8 балла за все задание).</b> Установите соответствие между приспособленностью к разнообразию кормов в рационе и видами животных: | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 29 4 балла(ов) | ||||||||||
Установите соответствие между видами химических элементов и их накопителями: | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 30 4 балла(ов) | ||||||||||
Задание 4. Задание на установление последовательности (отвечая на данный тип заданий, наберите на клавиатуре последовательность цифр, соответствующую правильной последовательности суждений без учета интервала). Например: 4321. Максимум 4 балла за все задание. Установите последовательность расположения звеньев в цепи питания: 1) Коровий помет 2) Скворец 3) Личинки мух 4) Ястреб-перепелятник | ||||||||||
Правильный ответ 1324 | ||||||||||
Вопрос № 31 5 балла(ов) | ||||||||||
Задание 5. Дополните текст словами из предложенного ниже списка. Наберите на клавиатуре последовательность цифр, соответствующую правильной последовательности номеров выбранных вами слов без учета интервала. Например: 14523. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 5 баллов за все задание). Ландшафты объединяются в _______________ районы. В районе самые разные ________ находятся в одной климатической зоне со сходным _____________ строением территории. В экосистемах организмы связаны между собой через изменение ____________ атмосферы и ____________________ водоемов. 1) Физико-географические; 2) Биоценозы; 3) Геологические; 4) Химический состав; 5) Газовый состав. | ||||||||||
Правильный ответ 12354 | ||||||||||
Вопрос № 32 2 балла(ов) | ||||||||||
Задание № 6. Выберите номера правильных суждений. Запишите их последовательность без интервалов. Например: 15. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 2 балла за все задание). 1) Биомы – это мелкие природные комплексы, характеризующиеся единым типом растительности или иной общей особенностью ландшафта.. 2) Климат в любом районе Земли зависит от угла падения солнечных лучей. 3) Биомы, в отличие от биосферы, не состоят из экосистем меньшего ранга. 4) Каждый из биомов представляет собой множество связанных друг с другом экосистем. 5) Экосистемы разных биомов одинаковые и не отличаются по составу биоты и другим показателям. | ||||||||||
Правильный ответ 24 | ||||||||||