Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Школьный тур олимпиады по Экологии 2013 | ||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||
11 класс. Блок № 1 | ||||||||||
40 минут на выполнение блока. Из них 40 минут на ввод ответов | ||||||||||
Задание № 1 | ||||||||||
Дорогие ребята! Поздравляем вас с участием в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только экологических и биологических знаний, но и общей эрудиции. Успеха Вам в работе! Время на выполнение работы – 40 минут БЛОК I (максимум 50 баллов) Задание 1. Задание включает 25 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 25 баллов за все задание). | ||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||
Абиотическим сигналом к сезонным изменениям является: | ||||||||||
1) Длина светового дня; Это правильный ответ | ||||||||||
2) Количество пищи; | ||||||||||
3) Взаимоотношения между организмами; | ||||||||||
4) Изменение температуры воздуха. | ||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||
Растения, которые предпочитают слабокислые почвы, называются: | ||||||||||
1) Нейтрофилами; | ||||||||||
2) Ацидофилами; Это правильный ответ | ||||||||||
3) Базифилами; | ||||||||||
4) Индифферентными видами. | ||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||
Закон оптимума означает следующее: | ||||||||||
1) Организмы по-разному переносят отклонения от оптимума; | ||||||||||
2) Любой экологический фактор оптимально воздействует на организмы; | ||||||||||
3) Любой экологический фактор имеет определенные пределы положительного влияния на организм; Это правильный ответ | ||||||||||
4) Любой организм оптимально подстраивается под различные условия окружающей среды. | ||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||
Возрастной структурой популяции называется: | ||||||||||
1) Количественное соотношение мужских и женских особей; | ||||||||||
2) Количество старых и молодых особей; | ||||||||||
3) Количественное соотношение особей различных возрастных групп; Это правильный ответ | ||||||||||
4) Количество новорожденных особей. | ||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||
Изменения в строении организма в результате приспособления к среде обитания – это адаптация: | ||||||||||
1) Психологическая; | ||||||||||
2) Этологическая; | ||||||||||
3) Физиологическая; | ||||||||||
4) Морфологическая. Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||||||
Только в водной среде является возможным: | ||||||||||
1) Появление внешнего скелета тела; | ||||||||||
2) Усвоение организмами солнечного света; | ||||||||||
3) Появление пятипалых конечностей; | ||||||||||
4) Возникновение фильтрационного типа питания. Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||
Фототрофы – это организмы, использующие в качестве источника углерода: | ||||||||||
1) Оксид углерода (IV); Это правильный ответ | ||||||||||
2) Оксид углерода (II); | ||||||||||
3) Оксид углерода (I); | ||||||||||
4) Метан. | ||||||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||||||
Понятие «биогеоценоз» ввел в науку: | ||||||||||
1) В.Н. Сукачев; Это правильный ответ | ||||||||||
2) Парацельс; | ||||||||||
3) Аристотель; | ||||||||||
4) В.В. Докучаев. | ||||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||||
Продуценты в экосистеме дубравы: | ||||||||||
1) Поглощают готовые органические вещества; | ||||||||||
2) Разлагают органические вещества; | ||||||||||
3) Образуют органические вещества; Это правильный ответ | ||||||||||
4) Выполняют все перечисленные функции. | ||||||||||
Вопрос № 10 1 балла(ов) | ||||||||||
Социальная экология изучает системы: | ||||||||||
1) Биоценоз – окружающая среда; | ||||||||||
2) Организм – окружающая среда; | ||||||||||
3) Общество – окружающая среда; Это правильный ответ | ||||||||||
4) Человек – окружающая среда. | ||||||||||
Вопрос № 11 1 балла(ов) | ||||||||||
Современное возрастание потребления, сопровождающееся появлением огромного количества отходов на одного жителя Земли, получило название: | ||||||||||
1) «Кризис продуцентов»; | ||||||||||
2) «Кризис консументов»; Это правильный ответ | ||||||||||
3) «Кризис хемотрофов»; | ||||||||||
4) «Кризис элементов». | ||||||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||||||
По данным ООН, численность населения Земли на начало 2013 года составила около: | ||||||||||
1) 1 млрд. человек; | ||||||||||
2) 3 млрд. человек; | ||||||||||
3) 7 млрд. человек; Это правильный ответ | ||||||||||
4) 9 млрд. человек. | ||||||||||
Вопрос № 13 1 балла(ов) | ||||||||||
Искусственное расселение вида в новый район распространения - это: | ||||||||||
1) Интродукция; Это правильный ответ | ||||||||||
2) Акклиматизация; | ||||||||||
3) Реаккклиматизация; | ||||||||||
4) Миграция. | ||||||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||||||
Загрязнение окружающей среды пестицидами относится к типу: | ||||||||||
1) Физическому; | ||||||||||
2) Биологическому; | ||||||||||
3) Радиационному; | ||||||||||
4) Химическому. Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||||||
Мониторинг, при котором ведется наблюдение за состоянием растений в лесных массивах, называется: | ||||||||||
1) Геофизический; | ||||||||||
2) Метеорологический; | ||||||||||
3) Сейсмологический; | ||||||||||
4) Биологический. Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 16 1 балла(ов) | ||||||||||
Основная причина кислотных дождей – загрязнение атмосферы: | ||||||||||
1) Сероводородом; | ||||||||||
2) Углекислым газом; | ||||||||||
3) Угарным газом; | ||||||||||
4) Сернистым газом. Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 17 1 балла(ов) | ||||||||||
Использование и охрана природных ресурсов должны осуществляться на основе предвидения и максимально возможного предотвращения негативных последствий природопользования, что называется правилом: | ||||||||||
1) Приоритета охраны природы над ее использованием; | ||||||||||
2) Повышения степени (интенсификации) природопользования; | ||||||||||
3) Региональности природопользования; | ||||||||||
4) Прогнозирования природопользования. Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 18 1 балла(ов) | ||||||||||
Крупный промышленный город оказывает негативное экологическое воздействие на местность в радиусе около: | ||||||||||
1) 500 км и более; | ||||||||||
2) 50-100 км; Это правильный ответ | ||||||||||
3) 20-50 км; | ||||||||||
4) 5-10 км. | ||||||||||
Вопрос № 19 1 балла(ов) | ||||||||||
Пыль в городах лучше всего задерживают: | ||||||||||
1) Хвойные деревья; | ||||||||||
2) Лиственные деревья; Это правильный ответ | ||||||||||
3) Однолетние травы; | ||||||||||
4) Многолетние травы. | ||||||||||
Вопрос № 20 1 балла(ов) | ||||||||||
Почти 93% всех лесных пожаров вызвано: | ||||||||||
1) Естественными причинами, в том числе молнией во время грозы; | ||||||||||
2) Самовозгоранием торфяников; | ||||||||||
3) Горообразовательными процессами; | ||||||||||
4) По вине человека. Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 21 1 балла(ов) | ||||||||||
Основным и важнейшим для человека свойством агроценоза является его: | ||||||||||
1) Уникальность и неповторимость; | ||||||||||
2) Искусственность; | ||||||||||
3) Самоподдержание и саморазвитие; | ||||||||||
4) Биопродуктивность. Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 22 1 балла(ов) | ||||||||||
Гибель растений вблизи цементных заводов происходит в результате: | ||||||||||
1) Угнетения роста стеблей в длину; | ||||||||||
2) Уменьшения количества листьев; | ||||||||||
3) Разрушения хлорофилла в листьях; Это правильный ответ | ||||||||||
4) Отмирания сосудистой системы растения. | ||||||||||
Вопрос № 23 1 балла(ов) | ||||||||||
Международное сотрудничество по вопросам охраны окружающей среды возглавляет: | ||||||||||
1) ВОЗ; | ||||||||||
2) ООН; | ||||||||||
3) ЮНЕСКО; Это правильный ответ | ||||||||||
4) ЮНЕП. | ||||||||||
Вопрос № 24 1 балла(ов) | ||||||||||
Экологической спецификой России является: | ||||||||||
1) Наличие огромных площадей, занятых горами; | ||||||||||
2) Наличие огромных площадей, занятых болотами; Это правильный ответ | ||||||||||
3) Отсутствие крупных источников пресной воды; | ||||||||||
4) Наличие больших площадей, занятых пустынями. | ||||||||||
Вопрос № 25 1 балла(ов) | ||||||||||
Наибольший сброс сточных вод в поверхностные водоемы России производят предприятия отраслей: | ||||||||||
1) Химической и нефтехимической промышленности; | ||||||||||
2) Лесной и деревообрабатывающей промышленности; | ||||||||||
3) Электроэнергетики; Это правильный ответ | ||||||||||
4) Машиностроения. | ||||||||||
Вопрос № 26 3 балла(ов) | ||||||||||
Задание 2. Задание 2 включает 2 вопроса с несколькими вариантами ответов. Выберите три верных ответа из шести. Запишите соответствующие цифры в порядке увеличения без пробелов. Например: 236. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 6 баллов за все задание). К гомойотермным относят следующие организмы: 1) Большой киви; 2) Окунь речной; 3) Стрекоза коромысло большое; 4) Серый исполинский кенгуру; 5) Тигровая саламандра; 6) Амурский тигр. | ||||||||||
Правильный ответ 146 | ||||||||||
Вопрос № 27 3 балла(ов) | ||||||||||
Между какими парами видов в естественных условиях осуществляются отношения по типу «хищник-жертва»: 1) Белый медведь и императорский пингвин; 2) Голубая акула и рыба-прилипало; 3) Розовый скворец и перелетная саранча; 4) Пустельга обыкновенная и серая цапля; 5) Рысь и заяц-беляк; 6) Ястреб-перепелятник и полевой воробей. | ||||||||||
Правильный ответ 356 | ||||||||||
Вопрос № 28 4 балла(ов) | ||||||||||
Задание 3. К терминам в столбце А подберите соответствующий номер определения из столбца В. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 8 балла за все задание). Установите соответствие между звеньями пищевой цепи и видами организмов. | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 29 4 балла(ов) | ||||||||||
Установите соответствие между способами защиты у животных и видами животных. | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 30 4 балла(ов) | ||||||||||
Задание 4. Задание на установление последовательности (отвечая на данный тип заданий, наберите на клавиатуре последовательность цифр, соответствующую правильной последовательности суждений без учета интервала). Например: 4321. Максимум 4 балла за все задание. Установите последовательность этапов автогенной сукцессии. 1) Появление на скале мелких частиц песка и пыли, формирование почвы; 2) Развитие тонкой корочки накипных лишайников, а затем кустистых; 3) Формирование кустарников и деревьев; 4) Развитие мхов и травянистых растений. | ||||||||||
Правильный ответ 1243 | ||||||||||
Вопрос № 31 5 балла(ов) | ||||||||||
Задание 5. Дополните текст словами из предложенного ниже списка. Наберите на клавиатуре последовательность цифр, соответствующую правильной последовательности номеров выбранных вами слов без учета интервала. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 5 баллов за все задание). 31. Дополните текст словами из предложенного ниже списка: Приспособление организма к условиям среды за счет комплекса признаков – это _______. В силу того, что животные более _________, их адаптации более разнообразны, чем у растений. Животные могут ____________ неблагоприятных условий или впадать в _____________. Растения __________ и у них происходит снижение интенсивности жизнедеятельности в неблагоприятный период. Список слов: 1) Адаптация 2) Подвижные 3) Анабиоз 4) Избегать 5) Малоподвижны. | ||||||||||
Правильный ответ 12435 | ||||||||||
Вопрос № 32 2 балла(ов) | ||||||||||
Задание № 6. Выберите номера правильных суждений. Запишите их последовательность без интервалов. Например: 35. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 2 балла за все задание). 1) В зоне тайги лимитирующим фактором является содержание в почве элементов минерального питания. 2) В лесостепной зоне почвы содержат мало питательных веществ, и здесь лимитирующим фактором является освещение. 3) В условиях умеренного климата нет лимитирующих факторов. 4) В степной зоне лимитирующим фактором для почвы являются пыльные бури. 5) В зимний период в умеренном поясе для большинства животных лимитирующим фактором является глубина снежного покрова. | ||||||||||
Правильный ответ 15 | ||||||||||