Забыли пароль? Регистрация

Вход по логину




Вход через ВКонтакте

Школьный тур олимпиады по Экологии 2013
Назад к списку блоков
11 класс. Блок № 2
40 минут на выполнение блока. Из них 40 минут на ввод ответов
Задание № 1
Дорогие ребята!

Поздравляем вас с участием в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экологии!
Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны
и требуют применения не только экологических и биологических знаний, но и общей эрудиции.
Успеха Вам в работе!


Время на выполнение работы – 40 минут


БЛОК II (максимум 50 баллов)


Задание 1. Задание включает 25 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 25 баллов за все задание).
Вопрос № 1 1 балла(ов)
Биотическим фактором является:
1) Солнечный свет;
2) Взаимоотношения организмов друг с другом; Это правильный ответ
3) Свойства и структура почвы;
4) Природоохранная деятельность человека.
Вопрос № 2 1 балла(ов)
2. Растения, довольствующиеся малым содержанием зольных элементов в почве, называются:
1) Мезотрофы;
2) Эвтрофы;
3) Мегатрофы;
4) Олиготрофы. Это правильный ответ
Вопрос № 3 1 балла(ов)
Для характеристики организмов, способных выдерживать лишь незначительные колебания какого-либо экологического фактора, используют приставку:
1) Стено-; Это правильный ответ
2) Ксеро-;
3) Мезо-;
4) Эври-.
Вопрос № 4 1 балла(ов)
Ярусность и мозаичность распределения организмов разных видов в сообществе характеризует его:
1) Временную структуру;
2) Видовую структуру;
3) Пространственную структуру; Это правильный ответ
4) Возрастную структуру.
Вопрос № 5 1 балла(ов)
Изменение поведения особи в ответ на изменение факторов среды - это:
1) Мимикрия;
2) Физиологическая адаптация;
3) Морфологическая адаптация;
4) Этологическая адаптация. Это правильный ответ
Вопрос № 6 1 балла(ов)
Используют солнечную энергию для создания органических веществ из неорганических организмы:
1) Хемотрофы;
2) Гетеротрофы;
3) Фототрофы; Это правильный ответ
4) Симбионты.
Вопрос № 7 1 балла(ов)
Почва как среда обитания включает все группы животных, но основную часть её биомассы формируют:
1) Продуценты (автотрофы);
2) Гетеротрофы – консументы 1-го порядка;
3) Сапрофаги (сапротрофы); Это правильный ответ
4) Гетеротрофы – консументы 2-го порядка.
Вопрос № 8 1 балла(ов)
Гомеостаз экологической системы означает:
1) Неравновесное состояние, вызванное внешними воздействиями;
2) Наличие активно протекающих сукцессионных процессов;
3) Состояние внутреннего динамического равновесия; Это правильный ответ
4) Отсутствие обмена с окружающей средой.
Вопрос № 9 1 балла(ов)
Консументы – это организмы, получающие питательные вещества и энергию, питаясь:
1) Только продуцентами;
2) Различными живыми организмами; Это правильный ответ
3) Только гетеротрофами;
4) За счёт хемосинтеза.
Вопрос № 10 1 балла(ов)
Раздел экологии, изучающий закономерности взаимодействия человека с окружающими природными, социальными, эколого-гигиеническими и другими факторами, называется:
1) Природопользование;
2) Социальная экология;
3) Экология человека; Это правильный ответ
4) Палеоэкология.
Вопрос № 11 1 балла(ов)
Территории, специально предназначенные для отдыха людей, - это:
1) Селитебные зоны;
2) Агроценозы;
3) Рекреационные зоны; Это правильный ответ
4) Промышленные зоны.
Вопрос № 12 1 балла(ов)
Химические соединения, способные вызывать злокачественные новообразования в организме, называются:
1) Токсикогены;
2) Канцерогены; Это правильный ответ
3) Биогены;
4) Тератогены.
Вопрос № 13 1 балла(ов)
Под загрязнением можно понимать:
1) Привнесение в среду новых, обычно не характерных для нее химических, физических, биологических или информационных агентов;
2) Возникновение в среде новых, обычно не характерных для нее химических, биологических или информационных агентов;
3) Проявление любого из процессов, а также их сочетание; Это правильный ответ
4) Увеличение концентрации тех или иных компонентов среды сверх характерных для нее количеств.
Вопрос № 14 1 балла(ов)
Загрязнение окружающей среды пестицидами относятся к типу:
1) Физическому;
2) Химическому; Это правильный ответ
3) Биологическому;
4) Радиационному.
Вопрос № 15 1 балла(ов)
К экологически чистым (в процессе эксплуатации) источником энергии можно отнести:
1) Солнечные батареи; Это правильный ответ
2) Дровяную печь;
3) Угольный котел;
4) Газовый котел.
Вопрос № 16 1 балла(ов)
Биологический метод очистки воды от загрязнения основан на использовании:
1) Микроорганизмов; Это правильный ответ
2) Ультрафиолета;
3) Озона;
4) Хлора.
Вопрос № 17 1 балла(ов)
Агроэкосистемы отличаются от естественных тем, что:
1) Растения в них угнетены;
2) Всегда занимают площадь большую;
3) Характеризуются большим биоразнообразием;
4) Требуют дополнительных затрат энергии. Это правильный ответ
Вопрос № 18 1 балла(ов)
Компоненты природы, необходимые человеку для его жизнеобеспечения и вовлекаемые им в материальное производство, называются:
1) Природными условиями;
2) Природной средой;
3) Предметами потребления;
4) Природными ресурсами. Это правильный ответ
Вопрос № 19 1 балла(ов)
Положение верхней границы биосферы в атмосфере обусловлено таким фактором, как:
1) Плотность воздуха;
2) Инфракрасное излучение;
3) Интенсивность освещения;
4) Ультрафиолетовое излучение. Это правильный ответ
Вопрос № 20 1 балла(ов)
Экологический резерв биосферы – это:
1) Макроэкономический индикатор, учитывающий деградацию природного капитала и загрязнение окружающей среды;
2) Емкость морской и почвенной среды, состояние климатической системы; Это правильный ответ
3) Ограниченный объем запасов невозобновляемых природных ресурсов, доступных к добыче;
4) Показатель природоемкости экономической деятельности, включающий удельные затраты природных ресурсов в расчете на единицу конечной продукции.
Вопрос № 21 1 балла(ов)
Экосистемный подход при охране природы в первую очередь подразумевает охрану:
1) Конкретных видов организмов;
2) Водных источников;
3) Мест обитания живых организмов; Это правильный ответ
4) Древесно-кустарниковой растительности.
Вопрос № 22 1 балла(ов)
Все проблемы экологии могут быть выражены одной фразой:
1) Океан и суша связаны между собой;
2) Все живое связано между собой и с окружающей средой; Это правильный ответ
3) Все неживое взаимодействует между собой;
4) Компоненты географической оболочки изолированы.
Вопрос № 23 1 балла(ов)
Основной первопричиной глобального опустынивания является:
1) Сокращение площади лесов; Это правильный ответ
2) Изменение климата;
3) Уменьшение количества осадков;
4) Уменьшение количества воды на Земле.
Вопрос № 24 1 балла(ов)
Для борьбы с потеплением климата НЕ предлагаются к использованию только такие меры, как:
1) Уменьшение площади лесных массивов; Это правильный ответ
2) Развитие альтернативной энергетики;
3) Энергосбережение;
4) Улавливание углекислого газа из дымовых газов ТЭС.
Вопрос № 25 1 балла(ов)
Среди природных экологических катастроф наибольшее воздействие на территорию нашей страны оказывают:
1) Бураны;
2) Смерчи и пыльные бури;
3) Извержения вулканов;
4) Землетрясения и наводнения. Это правильный ответ
Вопрос № 26 3 балла(ов)
Задание 2. Задание 2 включает 2 вопроса с несколькими вариантами ответов. Выберите три верных ответа из шести. Запишите соответствующие цифры в порядке увеличения без пробелов. Например: 236. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 6 баллов за все задание).

Укажите, в какой из предложенных пар животных осуществляются отношения по типу «паразит-хозяин»:
1) Печеночный сосальщик и малый прудовик;
2) Белый аист и зеленый кузнечик;
3) Бычий цепень и крупный рогатый скот;
4) Серая цапля и озерная лягушка;
5) Филант и медоносная пчела;
6) Печеночный сосальщик и мелкий рогатый скот.
Правильный ответ 136
Вопрос № 27 3 балла(ов)
К растениям-суккулентам относят:
1) Алое;
2) Ряска;
3) Кактус;
4) Агава;
5) Подорожник;
6) Полынь.
Правильный ответ 134
Вопрос № 28 4 балла(ов)
Задание 3. К терминам в столбце А подберите соответствующий номер определения из столбца В. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 8 балла за все задание).

Установите соответствие между приспособленностью к разнообразию кормов в рационе и видами животных:
АВ
Полифагия – питание многими видами кормов Правильно:21. Кабан
Эврифагия - всеядность Правильно:12. Коршун
Стенофагия – питание ограниченным набором кормов Правильно:43. Коала
Монофагия – питание одним видом корма Правильно:34. Корова
Вопрос № 29 4 балла(ов)
АВ
Собирает его со стволов деревьев Правильно:11. Поползень
Преследует добычу в воздухе Правильно:22. Ночница водяная
Плавает, но не ныряет Правильно:43. Гагара полярная
Ныряет за ним в воду Правильно:34. Лебедь-шипун
Вопрос № 30 4 балла(ов)
Задание 4. Задание на установление последовательности (отвечая на данный тип заданий, наберите на клавиатуре последовательность цифр, соответствующую правильной последовательности суждений без учета интервала). Например: 4321.
Максимум 4 балла за все задание.


Установите последовательность процессов, которые происходят во время эвтрофикации озера:

1) Исчезновение водных растений – горец земноводный и сальвиния плавающая.
2) «Цветение» воды за счет активного развития водорослей, особенно цианобактерий.
3) Разрастание растений роголистник и ряска.
4) Гибель животных, особенно рыб.
Правильный ответ 1324
Вопрос № 31 5 балла(ов)
Задание 5. Дополните текст словами из предложенного ниже списка. Наберите на клавиатуре последовательность цифр, соответствующую правильной последовательности номеров выбранных вами слов без учета интервала. Например: 14523. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 5 баллов за все задание).

Дополните текст словами из предложенного ниже списка:

Степные экосистемы распространены в теплом климате при годовом количестве осадков от 300 до 600 мм. У этих экосистем есть три особенности. Во-первых, в них ________ доля ___________ пищевых цепей. Во-вторых, основная часть растительного материала расположена в __________. В-третьих, в середине лета в степях ___________ рост растений и они переходят в состояния ______________.

Список слов:
1) велика;
2) пастбищные;
3) почва;
4) покой;
5) прекращается.
Правильный ответ 12354
Вопрос № 32 2 балла(ов)
Задание № 6. Выберите номера правильных суждений. Запишите их последовательность без интервалов. Например: 15. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 2 балла за все задание).

1) Конкуренция – основной тип взаимоотношений организмов, полезный для обоих видов.
2) Мутуализм – это взаимоотношения взаимовыгодного сотрудничества.
3) Комменсализм – это форма отношений, при которых пользу получает один вид, а для другого они крайне вредны.
4) Высшая форма облигатного мутуализма – это формирование симбиотических организмов, например, лишайников.
5) При паразитизме страдают оба вида от взаимных отношений.
Правильный ответ 24