Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Школьный тур олимпиады по Экологии 2013 | ||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||
11 класс. Блок № 2 | ||||||||||
40 минут на выполнение блока. Из них 40 минут на ввод ответов | ||||||||||
Задание № 1 | ||||||||||
Дорогие ребята! Поздравляем вас с участием в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только экологических и биологических знаний, но и общей эрудиции. Успеха Вам в работе! Время на выполнение работы – 40 минут БЛОК II (максимум 50 баллов) Задание 1. Задание включает 25 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 25 баллов за все задание). | ||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||
Биотическим фактором является: | ||||||||||
1) Солнечный свет; | ||||||||||
2) Взаимоотношения организмов друг с другом; Это правильный ответ | ||||||||||
3) Свойства и структура почвы; | ||||||||||
4) Природоохранная деятельность человека. | ||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||
2. Растения, довольствующиеся малым содержанием зольных элементов в почве, называются: | ||||||||||
1) Мезотрофы; | ||||||||||
2) Эвтрофы; | ||||||||||
3) Мегатрофы; | ||||||||||
4) Олиготрофы. Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||
Для характеристики организмов, способных выдерживать лишь незначительные колебания какого-либо экологического фактора, используют приставку: | ||||||||||
1) Стено-; Это правильный ответ | ||||||||||
2) Ксеро-; | ||||||||||
3) Мезо-; | ||||||||||
4) Эври-. | ||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||
Ярусность и мозаичность распределения организмов разных видов в сообществе характеризует его: | ||||||||||
1) Временную структуру; | ||||||||||
2) Видовую структуру; | ||||||||||
3) Пространственную структуру; Это правильный ответ | ||||||||||
4) Возрастную структуру. | ||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||
Изменение поведения особи в ответ на изменение факторов среды - это: | ||||||||||
1) Мимикрия; | ||||||||||
2) Физиологическая адаптация; | ||||||||||
3) Морфологическая адаптация; | ||||||||||
4) Этологическая адаптация. Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||||||
Используют солнечную энергию для создания органических веществ из неорганических организмы: | ||||||||||
1) Хемотрофы; | ||||||||||
2) Гетеротрофы; | ||||||||||
3) Фототрофы; Это правильный ответ | ||||||||||
4) Симбионты. | ||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||
Почва как среда обитания включает все группы животных, но основную часть её биомассы формируют: | ||||||||||
1) Продуценты (автотрофы); | ||||||||||
2) Гетеротрофы – консументы 1-го порядка; | ||||||||||
3) Сапрофаги (сапротрофы); Это правильный ответ | ||||||||||
4) Гетеротрофы – консументы 2-го порядка. | ||||||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||||||
Гомеостаз экологической системы означает: | ||||||||||
1) Неравновесное состояние, вызванное внешними воздействиями; | ||||||||||
2) Наличие активно протекающих сукцессионных процессов; | ||||||||||
3) Состояние внутреннего динамического равновесия; Это правильный ответ | ||||||||||
4) Отсутствие обмена с окружающей средой. | ||||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||||
Консументы – это организмы, получающие питательные вещества и энергию, питаясь: | ||||||||||
1) Только продуцентами; | ||||||||||
2) Различными живыми организмами; Это правильный ответ | ||||||||||
3) Только гетеротрофами; | ||||||||||
4) За счёт хемосинтеза. | ||||||||||
Вопрос № 10 1 балла(ов) | ||||||||||
Раздел экологии, изучающий закономерности взаимодействия человека с окружающими природными, социальными, эколого-гигиеническими и другими факторами, называется: | ||||||||||
1) Природопользование; | ||||||||||
2) Социальная экология; | ||||||||||
3) Экология человека; Это правильный ответ | ||||||||||
4) Палеоэкология. | ||||||||||
Вопрос № 11 1 балла(ов) | ||||||||||
Территории, специально предназначенные для отдыха людей, - это: | ||||||||||
1) Селитебные зоны; | ||||||||||
2) Агроценозы; | ||||||||||
3) Рекреационные зоны; Это правильный ответ | ||||||||||
4) Промышленные зоны. | ||||||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||||||
Химические соединения, способные вызывать злокачественные новообразования в организме, называются: | ||||||||||
1) Токсикогены; | ||||||||||
2) Канцерогены; Это правильный ответ | ||||||||||
3) Биогены; | ||||||||||
4) Тератогены. | ||||||||||
Вопрос № 13 1 балла(ов) | ||||||||||
Под загрязнением можно понимать: | ||||||||||
1) Привнесение в среду новых, обычно не характерных для нее химических, физических, биологических или информационных агентов; | ||||||||||
2) Возникновение в среде новых, обычно не характерных для нее химических, биологических или информационных агентов; | ||||||||||
3) Проявление любого из процессов, а также их сочетание; Это правильный ответ | ||||||||||
4) Увеличение концентрации тех или иных компонентов среды сверх характерных для нее количеств. | ||||||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||||||
Загрязнение окружающей среды пестицидами относятся к типу: | ||||||||||
1) Физическому; | ||||||||||
2) Химическому; Это правильный ответ | ||||||||||
3) Биологическому; | ||||||||||
4) Радиационному. | ||||||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||||||
К экологически чистым (в процессе эксплуатации) источником энергии можно отнести: | ||||||||||
1) Солнечные батареи; Это правильный ответ | ||||||||||
2) Дровяную печь; | ||||||||||
3) Угольный котел; | ||||||||||
4) Газовый котел. | ||||||||||
Вопрос № 16 1 балла(ов) | ||||||||||
Биологический метод очистки воды от загрязнения основан на использовании: | ||||||||||
1) Микроорганизмов; Это правильный ответ | ||||||||||
2) Ультрафиолета; | ||||||||||
3) Озона; | ||||||||||
4) Хлора. | ||||||||||
Вопрос № 17 1 балла(ов) | ||||||||||
Агроэкосистемы отличаются от естественных тем, что: | ||||||||||
1) Растения в них угнетены; | ||||||||||
2) Всегда занимают площадь большую; | ||||||||||
3) Характеризуются большим биоразнообразием; | ||||||||||
4) Требуют дополнительных затрат энергии. Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 18 1 балла(ов) | ||||||||||
Компоненты природы, необходимые человеку для его жизнеобеспечения и вовлекаемые им в материальное производство, называются: | ||||||||||
1) Природными условиями; | ||||||||||
2) Природной средой; | ||||||||||
3) Предметами потребления; | ||||||||||
4) Природными ресурсами. Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 19 1 балла(ов) | ||||||||||
Положение верхней границы биосферы в атмосфере обусловлено таким фактором, как: | ||||||||||
1) Плотность воздуха; | ||||||||||
2) Инфракрасное излучение; | ||||||||||
3) Интенсивность освещения; | ||||||||||
4) Ультрафиолетовое излучение. Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 20 1 балла(ов) | ||||||||||
Экологический резерв биосферы – это: | ||||||||||
1) Макроэкономический индикатор, учитывающий деградацию природного капитала и загрязнение окружающей среды; | ||||||||||
2) Емкость морской и почвенной среды, состояние климатической системы; Это правильный ответ | ||||||||||
3) Ограниченный объем запасов невозобновляемых природных ресурсов, доступных к добыче; | ||||||||||
4) Показатель природоемкости экономической деятельности, включающий удельные затраты природных ресурсов в расчете на единицу конечной продукции. | ||||||||||
Вопрос № 21 1 балла(ов) | ||||||||||
Экосистемный подход при охране природы в первую очередь подразумевает охрану: | ||||||||||
1) Конкретных видов организмов; | ||||||||||
2) Водных источников; | ||||||||||
3) Мест обитания живых организмов; Это правильный ответ | ||||||||||
4) Древесно-кустарниковой растительности. | ||||||||||
Вопрос № 22 1 балла(ов) | ||||||||||
Все проблемы экологии могут быть выражены одной фразой: | ||||||||||
1) Океан и суша связаны между собой; | ||||||||||
2) Все живое связано между собой и с окружающей средой; Это правильный ответ | ||||||||||
3) Все неживое взаимодействует между собой; | ||||||||||
4) Компоненты географической оболочки изолированы. | ||||||||||
Вопрос № 23 1 балла(ов) | ||||||||||
Основной первопричиной глобального опустынивания является: | ||||||||||
1) Сокращение площади лесов; Это правильный ответ | ||||||||||
2) Изменение климата; | ||||||||||
3) Уменьшение количества осадков; | ||||||||||
4) Уменьшение количества воды на Земле. | ||||||||||
Вопрос № 24 1 балла(ов) | ||||||||||
Для борьбы с потеплением климата НЕ предлагаются к использованию только такие меры, как: | ||||||||||
1) Уменьшение площади лесных массивов; Это правильный ответ | ||||||||||
2) Развитие альтернативной энергетики; | ||||||||||
3) Энергосбережение; | ||||||||||
4) Улавливание углекислого газа из дымовых газов ТЭС. | ||||||||||
Вопрос № 25 1 балла(ов) | ||||||||||
Среди природных экологических катастроф наибольшее воздействие на территорию нашей страны оказывают: | ||||||||||
1) Бураны; | ||||||||||
2) Смерчи и пыльные бури; | ||||||||||
3) Извержения вулканов; | ||||||||||
4) Землетрясения и наводнения. Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 26 3 балла(ов) | ||||||||||
Задание 2. Задание 2 включает 2 вопроса с несколькими вариантами ответов. Выберите три верных ответа из шести. Запишите соответствующие цифры в порядке увеличения без пробелов. Например: 236. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 6 баллов за все задание). Укажите, в какой из предложенных пар животных осуществляются отношения по типу «паразит-хозяин»: 1) Печеночный сосальщик и малый прудовик; 2) Белый аист и зеленый кузнечик; 3) Бычий цепень и крупный рогатый скот; 4) Серая цапля и озерная лягушка; 5) Филант и медоносная пчела; 6) Печеночный сосальщик и мелкий рогатый скот. | ||||||||||
Правильный ответ 136 | ||||||||||
Вопрос № 27 3 балла(ов) | ||||||||||
К растениям-суккулентам относят: 1) Алое; 2) Ряска; 3) Кактус; 4) Агава; 5) Подорожник; 6) Полынь. | ||||||||||
Правильный ответ 134 | ||||||||||
Вопрос № 28 4 балла(ов) | ||||||||||
Задание 3. К терминам в столбце А подберите соответствующий номер определения из столбца В. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 8 балла за все задание). Установите соответствие между приспособленностью к разнообразию кормов в рационе и видами животных: | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 29 4 балла(ов) | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 30 4 балла(ов) | ||||||||||
Задание 4. Задание на установление последовательности (отвечая на данный тип заданий, наберите на клавиатуре последовательность цифр, соответствующую правильной последовательности суждений без учета интервала). Например: 4321. Максимум 4 балла за все задание. Установите последовательность процессов, которые происходят во время эвтрофикации озера: 1) Исчезновение водных растений – горец земноводный и сальвиния плавающая. 2) «Цветение» воды за счет активного развития водорослей, особенно цианобактерий. 3) Разрастание растений роголистник и ряска. 4) Гибель животных, особенно рыб. | ||||||||||
Правильный ответ 1324 | ||||||||||
Вопрос № 31 5 балла(ов) | ||||||||||
Задание 5. Дополните текст словами из предложенного ниже списка. Наберите на клавиатуре последовательность цифр, соответствующую правильной последовательности номеров выбранных вами слов без учета интервала. Например: 14523. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 5 баллов за все задание). Дополните текст словами из предложенного ниже списка: Степные экосистемы распространены в теплом климате при годовом количестве осадков от 300 до 600 мм. У этих экосистем есть три особенности. Во-первых, в них ________ доля ___________ пищевых цепей. Во-вторых, основная часть растительного материала расположена в __________. В-третьих, в середине лета в степях ___________ рост растений и они переходят в состояния ______________. Список слов: 1) велика; 2) пастбищные; 3) почва; 4) покой; 5) прекращается. | ||||||||||
Правильный ответ 12354 | ||||||||||
Вопрос № 32 2 балла(ов) | ||||||||||
Задание № 6. Выберите номера правильных суждений. Запишите их последовательность без интервалов. Например: 15. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 2 балла за все задание). 1) Конкуренция – основной тип взаимоотношений организмов, полезный для обоих видов. 2) Мутуализм – это взаимоотношения взаимовыгодного сотрудничества. 3) Комменсализм – это форма отношений, при которых пользу получает один вид, а для другого они крайне вредны. 4) Высшая форма облигатного мутуализма – это формирование симбиотических организмов, например, лишайников. 5) При паразитизме страдают оба вида от взаимных отношений. | ||||||||||
Правильный ответ 24 | ||||||||||