Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Школьный тур олимпиады по биологии 2014 | ||||||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||||||
9 класс. Блок № 2 | ||||||||||||||
50 минут на выполнение блока. Из них 50 минут на ввод ответов | ||||||||||||||
Задание № 1 | ||||||||||||||
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 9 класс. 2014 год 2 блок Дорогие ребята! Поздравляем вас с участием в I этапе Всероссийской олимпиаде школьников по биологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только биологических знаний, но и общей эрудиции. Успеха Вам в работе! | ||||||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Задание 1. выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным 1. Какое химическое соединение играет большую роль в поддержании осмотического давления? | ||||||||||||||
а) хлорид натрия; Это правильный ответ | ||||||||||||||
б) глюкоза; | ||||||||||||||
в) жир; | ||||||||||||||
г) АТФ. | ||||||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||||||
2. Каково строение эндоплазматической мембраны? | ||||||||||||||
а) билипидный слой и слой гликокаликса; | ||||||||||||||
б) билипидный слой и клеточная стенка из целлюлозы; | ||||||||||||||
в) билипидный слой и слой белков между ними; | ||||||||||||||
г) билипидный слой и мозаично вкрапленные белки. Это правильный ответ | ||||||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||||||
3. Какие клетки могут делиться амитозом? | ||||||||||||||
а) клетки эпителия; | ||||||||||||||
б) соматические; | ||||||||||||||
в) опухолевые; Это правильный ответ | ||||||||||||||
г) половые. | ||||||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||||||
4. Для какого организма характерно прямое развитие? | ||||||||||||||
а) для бабочки; | ||||||||||||||
б) для мухи; | ||||||||||||||
в) для собаки; Это правильный ответ | ||||||||||||||
г) для лягушки. | ||||||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||||||
5. Что представляет собой взрослое растение у покрытосеменных? | ||||||||||||||
а) спорофит; Это правильный ответ | ||||||||||||||
б) гаметофит; | ||||||||||||||
в) слоевище; | ||||||||||||||
г) архегоний. | ||||||||||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||||||||||
6. Какие мышцы развиты у аскариды? | ||||||||||||||
а) продольные; Это правильный ответ | ||||||||||||||
б) кольцевые; | ||||||||||||||
в) косые; | ||||||||||||||
г) отсутствуют. | ||||||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||||||
7. К производным кожи у человека НЕ относится | ||||||||||||||
а) дентин зубов; Это правильный ответ | ||||||||||||||
б) ногти; | ||||||||||||||
в) волосы; | ||||||||||||||
г) молочные железы. | ||||||||||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||||||||||
8. Близорукость развивается при | ||||||||||||||
а) большой кривизне хрусталика; Это правильный ответ | ||||||||||||||
б) уплощении хрусталика; | ||||||||||||||
в) укороченном глазном яблоке; | ||||||||||||||
г) отсутствии глазного яблока. | ||||||||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||||||||
9. Грибница мукора - это: | ||||||||||||||
1) сильно разросшаяся клетка с цитоплазмой и одним ядром; | ||||||||||||||
2) сильно разросшаяся клетка с цитоплазмой и множеством ядер; Это правильный ответ | ||||||||||||||
3) ветвящиеся нити, образованные клетками, каждая из которых имеет цитоплазму и ядро | ||||||||||||||
4) плазматическая мембрана | ||||||||||||||
Вопрос № 10 1 балла(ов) | ||||||||||||||
10. В сердце смешанная кровь у: | ||||||||||||||
1) ежа, | ||||||||||||||
2) кенгуру, | ||||||||||||||
3) утконоса, | ||||||||||||||
4) жабы Это правильный ответ | ||||||||||||||
Вопрос № 11 1 балла(ов) | ||||||||||||||
11. Пресмыкающиеся произошли от: | ||||||||||||||
1) кистепёрых рыб, | ||||||||||||||
2) стегоцефалов, Это правильный ответ | ||||||||||||||
3) ихтиозавров, | ||||||||||||||
4) археоптериксов. | ||||||||||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||||||||||
12. Грудина имеется у: | ||||||||||||||
1) тритона, | ||||||||||||||
2) карася, | ||||||||||||||
3) ящерица Это правильный ответ | ||||||||||||||
4) жаба | ||||||||||||||
Вопрос № 13 1 балла(ов) | ||||||||||||||
13.Глюкоза не является мономером следующих полимерных молекул: | ||||||||||||||
1) целлюлозы; | ||||||||||||||
2) хитина; Это правильный ответ | ||||||||||||||
3) крахмала; | ||||||||||||||
4) гликогена. | ||||||||||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||||||||||
14. Повреждение зоны деления корня способствует образованию: | ||||||||||||||
1) воздушных корней | ||||||||||||||
2) смешанных корней | ||||||||||||||
3) боковых корней Это правильный ответ | ||||||||||||||
4) придаточных корней | ||||||||||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||||||||||
15.Величину осмотического потенциала растительной клетки определяет | ||||||||||||||
1) клеточная оболочка | ||||||||||||||
2) ядро | ||||||||||||||
3) хлоропласт | ||||||||||||||
4) вакуоль Это правильный ответ | ||||||||||||||
Вопрос № 16 1 балла(ов) | ||||||||||||||
16. Полость тела кольчатых червей называется: | ||||||||||||||
1) целом Это правильный ответ | ||||||||||||||
2) схизоцель | ||||||||||||||
3) бластоцель | ||||||||||||||
4) миксоцель | ||||||||||||||
Вопрос № 17 1 балла(ов) | ||||||||||||||
17. Положение о том, что «…все, даже самые сложные проявления психической деятельности по способу своего происхождения – суть рефлексы» высказал и обосновал… | ||||||||||||||
1) Р. Декарт; | ||||||||||||||
2) И.М. Сеченов; Это правильный ответ | ||||||||||||||
3) И.П. Павлов; | ||||||||||||||
4) Ч. Шеррингтон | ||||||||||||||
Вопрос № 18 1 балла(ов) | ||||||||||||||
18. К двумембранным структурным компонентам клетки относят: | ||||||||||||||
1) рибосомы | ||||||||||||||
2) митохондрии Это правильный ответ | ||||||||||||||
3) ЭПС | ||||||||||||||
4) лизосомы | ||||||||||||||
Вопрос № 19 1 балла(ов) | ||||||||||||||
19. Процесс склеивания и выпадения в осадок эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов и иных клеточных элементов, развивающийся при взаимодействии антител с имеющимися на поверхности клеток антигенами – это | ||||||||||||||
1) адгезия; | ||||||||||||||
2) агрегация; | ||||||||||||||
3) агглютинация; Это правильный ответ | ||||||||||||||
4) адсорбция | ||||||||||||||
Вопрос № 20 1 балла(ов) | ||||||||||||||
20. К функциям соляной кислоты желудочного сока не относится… | ||||||||||||||
1) денатурация белков; | ||||||||||||||
2) активация пепсиногена; | ||||||||||||||
3) антибактериальное действие; | ||||||||||||||
4) гидролиз жирных кислот; Это правильный ответ | ||||||||||||||
Вопрос № 21 1 балла(ов) | ||||||||||||||
21. Что относится к низшим растениям? | ||||||||||||||
а) бактериофаги; | ||||||||||||||
б) грибы; | ||||||||||||||
в) водоросли; Это правильный ответ | ||||||||||||||
г) вирусы. | ||||||||||||||
Вопрос № 22 1 балла(ов) | ||||||||||||||
22. Гигантизм — эндокринное заболевание, связанное с | ||||||||||||||
а) гиперфункцией гипофиза; Это правильный ответ | ||||||||||||||
б) гипофункцией щитовидной железы; | ||||||||||||||
в) гиперфункцией семенников и яичников; | ||||||||||||||
г) гипофункцией прямой кишки. | ||||||||||||||
Вопрос № 23 1 балла(ов) | ||||||||||||||
23. Если в кровь добавить дистиллированную воду, то эритроциты | ||||||||||||||
а) не изменятся; | ||||||||||||||
б) разбухнут и могут лопнуть; Это правильный ответ | ||||||||||||||
в) сморщатся; | ||||||||||||||
г) слипнутся (агглютинируют). | ||||||||||||||
Вопрос № 24 1 балла(ов) | ||||||||||||||
24. При гуморальной регуляции сигнал распространяется | ||||||||||||||
а) быстро и его действие продолжительно; | ||||||||||||||
б) быстро и его действие кратковременно; | ||||||||||||||
в) относительно медленно и его действие продолжительно; Это правильный ответ | ||||||||||||||
г) относительно медленно и его действие кратковременно. | ||||||||||||||
Вопрос № 25 3 балла(ов) | ||||||||||||||
Задание 2. выберите несколько ответов, которые вы считаете правильными. ВНИМАНИЕ: ответы на вопросы Задания 2 вводятся в порядке возрастания и без каких-либо знаков между цифрами. Например: 123 1. Чем молекула иРНК отличается от ДНК? 1) Переносит наследственную информацию из ядра к рибосоме 2) В состав нуклеотидов входят остатки азотистых оснований, углевода и фосфорной кислоты 3) Состоит из одной полинуклеотидной цепи 4) Состоит из связанных между собой двух полинуклеотидных нитей 5) В её состав входит углевод рибоза и азотистое основание урацил 6) В её состав входит углевод дезоксирибоза и азотистое основание тимин | ||||||||||||||
Правильный ответ 135 | ||||||||||||||
Вопрос № 26 3 балла(ов) | ||||||||||||||
2. Какие особенности строения и свойств молекул воды определяют её функции в клетке? 1) Способность образовывать водородные связи 2) Наличие в молекулах богатых энергией связей 3) Полярность 4) Универсальный растворитель 5) Способность образовывать пептидные связи 6) Способность выделять энергию при расщеплении | ||||||||||||||
Правильный ответ 134 | ||||||||||||||
Вопрос № 27 3 балла(ов) | ||||||||||||||
3. Особенности, характерные для лишайников 1) представляют самостоятельную группу организмов 2) занимают промежуточное положение между царствами растений и животных 3) чувствительны к загрязнению окружающей среды 4) нетребовательны к влажности, теплу, плодородию почвы 5) состоят из сросшихся с корнями растений грифов 6) состоят из одинаковых клеток | ||||||||||||||
Правильный ответ 134 | ||||||||||||||
Вопрос № 28 3 балла(ов) | ||||||||||||||
4. Из ниже перечисленных процессов эффектами действия парасимпатической системы являются следующие: 1) расслабление скелетной мускулатуры; 2) сужение просвета бронхов; 3) увеличение секреции адреналина и норадреналина мозговым веществом надпочечников; 4) увеличение частоты дыхания; 5) активация двигательной функции и тонуса желудочно-кишечного тракта. 6) активация процесса мочеобразования | ||||||||||||||
Правильный ответ 256 | ||||||||||||||
Вопрос № 29 3 балла(ов) | ||||||||||||||
5. Искусственный иммунитет может 1) быть врожденным 2) вырабатывается у человека после перенесенного инфекционного заболевания 3) вырабатывается путем прививки здоровым людям культур убитых болезнетворных микробов или вирусов 4) вырабатывается после введения в организм ослабленных микробных ядов 5) быть обусловлен переходом защитных антител из крови матери в кровь плода 6) создаваться путем введения человеку сыворотки, содержащей антитела | ||||||||||||||
Правильный ответ 346 | ||||||||||||||
Вопрос № 30 3 балла(ов) | ||||||||||||||
6. По нервам симпатической нервной системы передаются нервные импульсы 1) увеличивающие частоту и силу сокращений сердца 2) регулирующие деятельность органов грудной полости 3) суживающие артерии и повышающие давление крови 4) управляющие координацией движений 5) направляющиеся к мочевому пузырю 6) ослабляющие волнообразные движения стенок кишечника | ||||||||||||||
Правильный ответ 136 | ||||||||||||||
Вопрос № 31 3 балла(ов) | ||||||||||||||
7. В организме человека функции защиты от вирусов и микроорганизмов выполняют 1) кожные покровы 2) органы выделительной системы 3) пищеварительные ферменты 4) клетки крови 5) лимфатическая система 6) нервная система | ||||||||||||||
Правильный ответ 145 | ||||||||||||||
Вопрос № 32 6 балла(ов) | ||||||||||||||
Задание 3. установите соответствие между предложенными понятиями 1.Соотнесите перечисленные ниже организмы с соответствующими им таксономическими категориями: | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Вопрос № 33 3 балла(ов) | ||||||||||||||
2.Установите соответствие между структурами клеток и их строением: Структура клетки ; Строение: | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Вопрос № 34 2 балла(ов) | ||||||||||||||
3.Установите соответствие между кровеносными сосудами человека и направлением движения крови в них. КРОВЕНОСНЫЕ СОСУДЫ ; НАПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ КРОВИ | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Вопрос № 35 2 балла(ов) | ||||||||||||||
4. Установите соответствие между органами и функциями растения и принадлежностью их к определённому виду ОРГАНЫ И ФУНКЦИИ РАСТЕНИЯ ; ВИД ОРГАНОВ | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Вопрос № 36 5 балла(ов) | ||||||||||||||
5. Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого этот признак характерен. ПРИЗНАК РАСТЕНИЙ ; ОТДЕЛ | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Вопрос № 37 5 балла(ов) | ||||||||||||||
6.Установите соответствие между признаками покрытосеменных растений и семействами, для которых они характерны. ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ ; СЕМЕЙСТВА | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Вопрос № 38 5 балла(ов) | ||||||||||||||
Задание 4. определите правильную последовательность. ВНИМАНИЕ: ответ вводится без каких-либо знаков между цифрами. 1. Укажите правильную последовательность систематических групп растений, начиная с наименьшей. 1) Редька 2) Крестоцветные 3) Двудольные 4) Редька дикая 5) Покрытосеменные | ||||||||||||||
Правильный ответ 41235 | ||||||||||||||
Вопрос № 39 5 балла(ов) | ||||||||||||||
2. Установите последовательность появления основных групп растений на Земле. 1) зелёные водоросли 2) моховидные 3) покрытосеменные 4) папоротниковидные 5) голосеменные | ||||||||||||||
Правильный ответ 12453 | ||||||||||||||
Вопрос № 40 2 балла(ов) | ||||||||||||||
Задание 5. выберите правильные суждения. ВНИМАНИЕ: ответ на вопрос Задания 5 вводится в порядке возрастания и без каких-либо знаков между цифрами. Например: 123 1.Пресноводные водоросли состоят из разнообразных тканей. 2. В клетках водорослей наряду с фотосинтезом происходит хемосинтез. 3. Водоросли образуют органические вещества из неорганических. 4. Как и цветковые растения, водоросли поглощают воду и минеральные соли с помощью корней. 5. Морскую водоросль – ламинарию человек употребляет в пищу. | ||||||||||||||
Правильный ответ 35 | ||||||||||||||