Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Олимпиада по осмысленному чтению 2014 |
Назад к списку блоков |
11 класс. Блок № 4 |
120 минут на выполнение блока. Из них 7 минут на ввод ответов |
Задание № 1 |
Прочитайте рассказ Константина Паустовского «Тост» и ответьте на вопросы. Константин Паустовский Следующая страница |
Вопрос № 1 1 балла(ов) |
Какая тема является ведущей в произведении? |
Тема природы |
Тема любви |
Тема войны Это правильный ответ |
Тема труда |
Вопрос № 2 1 балла(ов) |
Когда и где происходит действие рассказа? |
Во время Первой мировой войны, на Балтийском море. Это правильный ответ |
Во время Великой Отечественной войны, на Балтийском море . |
В Москве, в 20-гг.. |
Во время скучного зимнего плавания, на торговом корабле. |
Вопрос № 3 1 балла(ов) |
Кто является главным героем рассказа? |
Адмирал Фитингоф. |
Герой- рассказчик. |
Император. |
Капитан Шестаков. Это правильный ответ |
Вопрос № 4 1 балла(ов) |
Кто такой «чухонский Битти»? |
Английский флагман Битти |
Адмирал Фитингоф Это правильный ответ |
Герой Ютландского боя. |
Капитан корабля |
Вопрос № 5 1 балла(ов) |
Какой смысл имеет эпитет «чухонский»? |
Относящийся к чухонцам – эстонцам и финнам |
Подражательный, провинциальный, низкопробный Это правильный ответ |
Бесчеловечный, жестокий, ограниченный. |
Российский, настоящий, подобный. |
Вопрос № 6 1 балла(ов) |
Какие детали характеристи имеют отношение к Фитингофу? |
«Во всем подражал английскому флагману», старался «подчеркнуть свое законченное презрение к русскому языку», «позволял себе странные шутки» Это правильный ответ |
«Не выпускал из тонких бабьих губ маленькой трубки», «лицо, как бы обожженное паяльником», «не менее дальнозоркий, чем адмирал» |
«По вечерам раскладывал пасьянс», «сжатые его губы казались выкрашенными в черный цвет», неверие в приметы |
«Потухший взгляд», боязнь «нарушить стальное безмолвие корабля», отчаянная храбрость |
Вопрос № 7 1 балла(ов) |
Какой приказ отдает Фитингоф Шестакову? |
Вручить секретный пакет императору. |
Выйти на миноносце к Атландским островам |
Пройти на миноносце к бригаде крейсеров, вручить командующему секретный пакет и доставить ответ. Это правильный ответ |
Прорваться мимо германских крейсеров и доставить ответ адмиралу. |
Вопрос № 8 1 балла(ов) |
Каково состояние Шестакова до боя? |
Он испытывает неприязнь к Фитингофу, но, как настоящий офицер, он четко выполняет приказ. |
Всем существом он ощущал близость несчастья. |
Он мечтает проявить себя в настоящем бою. |
Он ответственно и четко выполняет приказ, но его мучают дурные предчувствия. Это правильный ответ |
Вопрос № 9 1 балла(ов) |
Почему Шестаков вступает в неравный бой? |
Надо было выжить и во что бы то ни стало доставить секретный пакет адмиралу. Это правильный ответ |
Надо было спастись самому, спасти людей и корабль |
Представился случай проявить доблесть. |
Герой считает, что в любых условиях нужно бороться с врагами. |
Вопрос № 10 1 балла(ов) |
Какой характер имеет описание боя? |
Автор показывает напряженное внутреннее состояние матросов и капитана |
Фрагмент отличает протокольная четкость. В коротких предложениях передается напряженность боя. Это правильный ответ |
Описание детализировано: в мельчайших подробностях автор показывает и переживания героев, и ход боя, и состояние природы. |
Это кульминация рассказа. |
Вопрос № 11 1 балла(ов) |
Какой смысл имеет сравнение «Он прополз мимо дредноутов и крейсеров, как издыхающий пес»? |
Миноносец вышел из огня, но потери были настолько страшными, что все дальнейшее не имело смысла. |
В образе издыхающего пса передано состояние корабля и команды, оно вызывает сострадание героям. Это правильный ответ |
Сравнение не соответствует героическому пафосу фрагмента. |
Сравнение подчеркивает бессмысленность боя. |
Вопрос № 12 1 балла(ов) |
Каким был исход боя? |
У миноносца сбиты трубы, восемь матросов убиты. |
Кораблю подымали приветственные сигналы. |
Погибла часть команды, капитану оторвало руку, миноносец разбит. Это правильный ответ |
Обратный путь походил на тяжкое головокружение. |
Вопрос № 13 1 балла(ов) |
Какое значение имеют психологические детали, связанные с выражением глаз героев («его безмолвно провожали глазами», матрос« заглянул в лицо Шестакова внимательно и печально», «взгляд друга Шестаков долго не мог забыть», Фитингоф читает донесение, «далеко отставив его от глаз, рисуясь своей дальнозоркостью», «Фитингоф оглянулся и вздрогнул» )? |
Все чувствуют ужас случившегося, во взглядах горячее сострадание. Фитингофа же судьбы людей не волнуют, но все-таки ему хочется оставить содержание пакетов в тайне. Это правильный ответ |
Все знают, что жертвы были бессмысленны. Это читается во взглядах. |
Во взглядах окружающих осуждение Шестакова: он обрек людей на бессмысленную гибель. Фитингоф и в этой трагической ситуации остается позером. |
Во взглядах окружающих сочувствие Шестакову. Показывая глаза Фитингофа, автор выражает свое отношение к герою. |
Вопрос № 14 1 балла(ов) |
Кто и кому отправляет секретное донесение с благодарностью монарху за тост, провозглашенный его величеством в честь наших славных моряков? |
Фитингоф другим командующим. |
Николай II русскому флоту. |
Бригада крейсеров монарху. |
Командование военных кораблей Фитингофу. Это правильный ответ |
Вопрос № 15 1 балла(ов) |
Каким было содержание донесения, текста которого нет в рассказе? |
Фитингоф благодарил монарха за признание заслуг моряков. |
В нем были слова тоста Николая II, произнесенные им в честь русского флота и переданные Фитингофу. Это правильный ответ |
Фитингоф благодарил командование за переданный ему тост императора. |
Монарх выразил восхищение подвигами моряков. |
Вопрос № 16 1 балла(ов) |
Почему Шестаков приказывает команде покинуть корабль? |
Он хочет спасти жизни уцелевших людей. |
Он потерял веру в победу. |
Он выражает протест против действий адмирала. |
Он намерен затопить корабль, ставший игрушкой в руках адмирала . Это правильный ответ |
Вопрос № 17 1 балла(ов) |
Почему, будучи вполне нормальным, Шестаков провел в психиатрической больнице два года? |
В рассказе нет прямого объяснения этого факта. Но потрясение от бессмысленной трагедии заставило героя уйти из сумасшедшего мира. Это правильный ответ |
Герой разочаровался в собственном предназначении. |
Он не мог простить себе гибель людей. |
Всем строем рассказа автор показывает: война разрушает нравственные нормы. |
Вопрос № 18 1 балла(ов) |
Какое объяснение финала наиболее аргументированно? |
В матросской песне звучит мотив бессмысленности жизни, принесенной в жертву капризам военной аристократии. |
Герой живет другой жизнью, но, хотя боль притупилась, воспоминание о трагедии и чувство вины не покидают его |
Звучание матросской песни в финале неуместно. Логично было бы завершить рассказ иначе. |
В финале вновь звучит матросская песня. В ней отражена трагедия человека чести и долга: призванный служить царю и отечеству, настоящий русский офицер невольно становится лишь исполнителем прихотей вышестоящих военачальников. Это правильный ответ |
Вопрос № 19 1 балла(ов) |
В разговоре о герое рассказа высказана такая мысль: «Шестаков – настоящий герой, его образ – это воплощение нравственного идеала». Какой из аргументов этой позиции является наиболее убедительным? |
Как человек чести, Шестаков не сомневается в порядочности намерений адмирала. Если бы все были такими, как он, бессмысленных жертв не было. Зная содержание секретного пакета, он никогда не подверг бы опасности людей. |
Как человек чести, Шестаков не сомневается в порядочности намерений адмирала. Как человек долга, он делает все, чтобы выполнить приказ. Он смело вступает в неравный бой и делает все, чтобы спасти миноносец и команду. Затопление миноносца – это отчаянный и героический ответ на тост монарха. Это правильный ответ |
Это человек чести и долга. Он воплощение лучших качеств русского офицерства. Он мужественно переносит страдания и не падает духом даже тогда, когда гибнут товарищи и ему открывается правда. |
Шестаков мужественный человек, он героически ведет себя во время боя. Он превозмогает сильнейшую боль и выполняет приказ до конца. |
Вопрос № 20 1 балла(ов) |
В разговоре о герое рассказа высказана такая мысль: «Шестаков лицо трагическое. Он не герой, а жертва». Какой из аргументов этой позиции является наиболее убедительным? |
Человек чести и долга, Шестаков беспрекословно выполняет приказ. Но его образ лишен истинно героического ореола, его поступки нельзя назвать подвигом, потому что все жертвы бессмысленны. Затопление корабля – это сильный поступок убитого горем человека. Это правильный ответ |
Настоящий герой должен понимать, ради какой цели он жертвует людьми и кораблем. В характере Шестакова что-то солдафонское. Он недалеко ушел от вояк типа Фитингофа. |
Шестаков не знал содержания секретного пакета, поэтому и оказался невольной жертвой обстоятельств. |
Это событие перечеркнуло будущее Шестакова. После пребывания в психиатрической больнице он уже не хотел и не мог вернуться на флот. |
Вопрос № 21 1 балла(ов) |
Почему рассказ так называется? |
Слово «тост» трижды употребляется в рассказе: в названии, секретном донесении и в словах Шестакова – «На тост государя я отвечу сам». |
Это слово является ключевым в рассказе. Оно соединяет части рассказа и отражает основную мысль произведения. |
Тост монарха стал причиной трагедии. Упоминание о нем вступает в противоречие с правдой о войне. Для военной аристократии война – игра, а люди – пешки. Ответ Шестакова на тост государя – уничтожение миноносца. Так выражен протест героя против «чудовищной нелепицы» войны и преступного равнодушия к людям. Это правильный ответ |
Настроение рассказа созвучно со смыслом слова «тост». Монарх произносит торжественные слова в честь моряков. А писатель прославляет мужество, стойкость русского офицера и моряков. |
Вопрос № 22 1 балла(ов) |
В каких произведениях повествуется о событиях Первой мировой войны и о судьбах русских офицеров. |
Л.Н. Толстой «Война и мир», М.А. Шолохов «Донские рассказы» |
Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы», А.Н. Толстой «Хождение по мукам» |
Г.К. Жуков «Воспоминания и размышления», Н.С. Лесков «Очарованный странник» |
Н.С. Гумилев «Записки кавалериста», М.А. Шолохов «Тихий Дон» Это правильный ответ |