Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Школьный тур Областной олимпиады по психологии 2014 | ||||||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||||||
11 класс. Блок № 2 | ||||||||||||||
30 минут на выполнение блока. Из них 30 минут на ввод ответов | ||||||||||||||
Задание № 1 | ||||||||||||||
Отметьте правильный вариант, отвечая на нижеперечисленные вопросы | ||||||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Вставьте пропущенное слово: «Подростковый возраст относится к числу … периодов онтогенеза, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида» | ||||||||||||||
латентных | ||||||||||||||
стабильных; | ||||||||||||||
критических; Это правильный ответ | ||||||||||||||
сензитивных; | ||||||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите границы юношеского возраста: | ||||||||||||||
от 14-15 до 18-20 лет Это правильный ответ | ||||||||||||||
от 13 до 16 лет | ||||||||||||||
от 15 до 18 лет | ||||||||||||||
от 15 до 17 лет | ||||||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Как вы понимаете слова К.Д. Ушинского: «Если вы хотите сделать дитя негодяем, то приучите его с детства повторять всевозможные нравственные сентенции, и потом они не будут уже производить на него никакого влияния»? | ||||||||||||||
усвоение моральных норм в детстве затруднено и практически невозможно; | ||||||||||||||
внедрение отвлеченных моральных принципов приводит к их формальному усвоению; Это правильный ответ | ||||||||||||||
в детстве усваивается только ненормативное поведение; | ||||||||||||||
влияние нравственных норм в детстве сильно преувеличено. | ||||||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Мотивационная функция морали заключается в…: | ||||||||||||||
нравственном регулировании взаимоотношений: приведении поведения личности в соответствие с господствующим в обществе моральным нормам и принципам; | ||||||||||||||
осведомленность о моральных нормах, принципах; | ||||||||||||||
установке на общение, взаимопонимание, поддержку; Это правильный ответ | ||||||||||||||
выработка моральных приоритетов, предпочтение одних моральных ценностей другим. | ||||||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Нравственность – это…: | ||||||||||||||
особый тип нормативной регуляции, представленный совокупностью норм и принципов, воплощающих в себе общечеловеческие ценности (добро, милосердие, спасение, всеобщее счастье и др.); Это правильный ответ | ||||||||||||||
этическая категория, обозначающая обязанность человека перед обществом или социальной группой, которая возникает под влиянием общественного мнения; | ||||||||||||||
способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному как собственное несовершенство; | ||||||||||||||
личностная характеристика человека, описывающая его способность обстоятельно анализировать ситуацию, заранее прогнозировать последствия своих действий, делать выбор формы своих поступков и с готовностью принять последствия выбора. | ||||||||||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Прочитайте внимательно притчу: «Старый мастер возвел каменный дом. Стоит, любуется. В это время соседский мальчик прыгнул на ступеньку и оставил след своей маленькой ножки на не успевшем застыть цементе. Ничего не сказал мастер, а мальчик засмеялся и убежал. Прошло много лет. Мальчик стал взрослым человеком. Жизнь у него не сложилась, так как он часто переезжал из города в город, нигде долго не задерживался, ни к чему не привязывался – ни руками, ни душой. Наступила старость. Вспомнив свое село, приехал на родину. Встречается с людьми, называет свою фамилию – никто не помнит его. - Что ты оставил по себе? – спрашивают люди. – Если у тебя сын или дочь? - Нет у меня ни сына, ни дочери, - отвечает. - Может быть, ты посадил дерево? - Нет, не посадил я дерево. - Может быть, взлелеял поле? - Нет, не взлелеял я поля. - Ну так значит, ты песню сложил? - Нет, и песни я не сложил. - Так кто же ты такой? Что ты делал всю свою жизнь? – изумились люди. Ничего не ответил человек. Вспомнилось ему мгновение, когда оставил он след на ступеньке. Пошел к дому. Стоит дом, будто его вчера построили, а на самой нижней ступеньке – окаменевший след маленькой ножки. «Вот и все, что останется после меня на земле! – с подумал человек». Как Вы думаете, чем измеряется жизнь?: | ||||||||||||||
жизнь измеряется прожитыми годами и неважно как она прожита; | ||||||||||||||
жизнь измеряется не прожитыми годами, а тем, какой след человек оставит на земле; Это правильный ответ | ||||||||||||||
жизнь измеряется количеством материальных благ, которые накопил человек; | ||||||||||||||
жизнь измеряется количеством полученных человеком развлечений. | ||||||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Регулятивная функции морали заключается в…: | ||||||||||||||
выработке моральных приоритетов, предпочтении одних моральных ценностей другим; | ||||||||||||||
осведомленности о моральных нормах и принципах. | ||||||||||||||
нравственном регулировании взаимоотношений: приведении поведения личности в соответствие с господствующими в обществе моральными нормами и принципами; Это правильный ответ | ||||||||||||||
моральной оценке поступков, отношений, намерений, моральных взглядов; | ||||||||||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Гражданская позиция человека характеризуется…: | ||||||||||||||
готовностью и способностью личности сознательно и твердо следовать добру, а также совокупностью внутренних качеств личности, воплощающих человеческий идеал; | ||||||||||||||
определенным уровнем социального, интеллектуального и духовного развития личности. | ||||||||||||||
осознанным участием человека в жизни общества, сознательными реальными действиями, направленными на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов; Это правильный ответ | ||||||||||||||
проявлением первой позиции восприятия, когда человек говорит и действует с точки зрения своих интересов и желаний; | ||||||||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Ценности — это... | ||||||||||||||
любые объекты, имеющие жизненно важное значение для человека; Это правильный ответ | ||||||||||||||
материальные объекты (например, деньги, драгоценности, автомобиль и пр.); | ||||||||||||||
нематериальные объекты; | ||||||||||||||
знания, успех, достаток. | ||||||||||||||
Вопрос № 10 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Отклоняющееся (девиантное) поведение противоречит...: | ||||||||||||||
принятым в обществе правовым нормам; | ||||||||||||||
принятым в обществе нравственным нормам; | ||||||||||||||
устойчивым индивидуальным способам поведения. | ||||||||||||||
принятым в обществе правовым или нравственным нормам; Это правильный ответ | ||||||||||||||
Вопрос № 11 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Направленность личности — это...: | ||||||||||||||
синоним мировоззрения; | ||||||||||||||
ментальность; | ||||||||||||||
общее направление развития личности | ||||||||||||||
совокупность устойчивых целей, мотивов, потребностей, интересов, идеалов, убеждений, установок; Это правильный ответ | ||||||||||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Установите соответствие между функциями морали (колонка А) и их содержанием (колонка В) | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Вопрос № 13 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Правосознание представляет собой...: | ||||||||||||||
правовые знания и отношение к праву; Это правильный ответ | ||||||||||||||
отношение к законам; | ||||||||||||||
правовые знания и их использование; | ||||||||||||||
знание нормативных правовых актов. | ||||||||||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Установите соответствие между понятием (колонка А) и его характеристикой (колонка В) | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Коммуникативная функция морали состоит в…: | ||||||||||||||
нравственном регулировании взаимоотношений; | ||||||||||||||
установке на общение, взаимопонимание, поддержку; Это правильный ответ | ||||||||||||||
обучении нравственным нормам, обычаям, нравам, общепризнанным образцам поведения; | ||||||||||||||
моральной оценке поступков, отношений, намерений, моральных взглядов. | ||||||||||||||
Вопрос № 16 1 балла(ов) | ||||||||||||||
«Золотым правилом» нравственности, известным с древнейших времен, является следующее: | ||||||||||||||
«кто успел, тот и съел»; | ||||||||||||||
«не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе»; Это правильный ответ | ||||||||||||||
«добро должно быть с кулаками»; | ||||||||||||||
«бери от жизни все!». | ||||||||||||||
Вопрос № 17 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Как вы понимаете слова К.Д. Ушинского: «Если вы хотите сделать дитя негодяем, то приучите его с детства повторять всевозможные нравственные сентенции, и потом они не будут уже производить на него никакого влияния»? | ||||||||||||||
внедрение отвлеченных моральных принципов приводит к их формальному усвоению; Это правильный ответ | ||||||||||||||
усвоение моральных норм в детстве затруднено и практически невозможно; | ||||||||||||||
в детстве усваивается только ненормативное поведение; | ||||||||||||||
влияние нравственных норм в детстве сильно преувеличено. | ||||||||||||||
Вопрос № 18 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Прочитайте внимательно притчу и ответьте на вопрос: «У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести. Испытав все способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал против дома столб и после каждого проступка сына вбивал гвоздь в этот столб. Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места – весь он был утыкан гвоздями. Эта картина так поразила воображение мальчика, что он начал исправляться. Тогда за каждый его поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил день, когда последний гвоздь был вытащен, но на мальчика это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал. - Что ты плачешь? – спросил отец. – Ведь гвоздей больше нет? - Гвоздей-то нет, а дырки остались, - ответил сын». Как Вы думаете, почему сын заплакал: | ||||||||||||||
он испугался, что отец снова начнет его наказывать; | ||||||||||||||
он подумал, что отец его никогда не простит за проступки; | ||||||||||||||
он искренне раскаялся в своих неблаговидных проступках; Это правильный ответ | ||||||||||||||
он расстроился, что теперь всегда нужно вести себя хорошо. | ||||||||||||||
Вопрос № 19 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Э. Дюркгеймом введено понятие аномии для объяснения отклоняющегося поведения. Что означает это понятие? | ||||||||||||||
психическое заболевание; | ||||||||||||||
процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего моральных; Это правильный ответ | ||||||||||||||
любое отклонение от нормы; | ||||||||||||||
одно из заболеваний крови. | ||||||||||||||
Вопрос № 20 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Под оценочной функцией морали понимается…: | ||||||||||||||
моральная оценка поступков, отношений, намерений, моральных взглядов; Это правильный ответ | ||||||||||||||
обучение нравственным нормам, обычаям, нравам, общепризнанным образцам поведения; | ||||||||||||||
установка на общение, взаимопонимание, поддержку; | ||||||||||||||
нравственное регулирование взаимоотношений: приведение поведения личности в соответствие с господствующими в обществе моральными нормами и принципами. | ||||||||||||||