Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Биология (Отборочный) | ||||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||||
6 класс. Блок № 1 | ||||||||||||
60 минут на выполнение блока. Из них 60 минут на ввод ответов | ||||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||||
Задание № 1 Выберите один правильный ответ. 1. Сходные по строению и жизнедеятельности особи растений объединяют в один: | ||||||||||||
1) класс; | ||||||||||||
2) род; | ||||||||||||
3) отдел; | ||||||||||||
4) вид. Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||||
2. В царстве растений господствующее положение на Земле в настоящее время занимают: | ||||||||||||
1) мхи; | ||||||||||||
2) водоросли; | ||||||||||||
3) покрытосеменные; Это правильный ответ | ||||||||||||
4) папоротниковидные. | ||||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||||
3. В процессе эволюционного развития растений плоды сформировались: | ||||||||||||
1) у голосеменных; | ||||||||||||
2) у моховидных; | ||||||||||||
3) у покрытосеменных; Это правильный ответ | ||||||||||||
4) у папоротниковидных. | ||||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||||
4. В чем преимущество голосеменных растений перед папоротниками? | ||||||||||||
1) способны к фотосинтезу; | ||||||||||||
2) дышат кислородом воздуха; | ||||||||||||
3) живут в основном на суше; | ||||||||||||
4) Размножаются семенами. Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||||
5. Капуста хорошо растет в поймах рек, где: | ||||||||||||
1) рыхлая почва; | ||||||||||||
2) почва хорошо прогревается; | ||||||||||||
3) много питательных веществ и влаги; Это правильный ответ | ||||||||||||
4) нет ветров, растения меньше испаряют влаги. | ||||||||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||||||||
6. Какой прием первой помощи надо оказать при отравлении человека ядовитыми растениями? | ||||||||||||
1) положить на живот грелку; | ||||||||||||
2) положить вниз животом; | ||||||||||||
3) предложить выпить несколько стаканов куриного бульона; | ||||||||||||
4) предложить выпить несколько стаканов воды. Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||||
7. Деление клеток – основа: | ||||||||||||
1) размножения, роста и развития растений; Это правильный ответ | ||||||||||||
2) целостности растительного организма; | ||||||||||||
3) приспособленности растений к среде; | ||||||||||||
4) взаимосвязи организма и среды. | ||||||||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||||||||
8. Почему человек размножает картофель клубнями, а не семенами? | ||||||||||||
1) чтобы быстрее получить урожай; Это правильный ответ | ||||||||||||
2) у семян картофеля плохая всхожесть; | ||||||||||||
3) чтобы не допустить скрещивания разных сортов; | ||||||||||||
4) чтобы эффективнее использовать земельную площадь. | ||||||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||||||
9. Самоопыление – это процесс переноса пыльцы: | ||||||||||||
1) при участии человека; | ||||||||||||
2) с тычинок на рыльце пестика ветром; | ||||||||||||
3) с тычинок на рыльце пестика насекомыми; | ||||||||||||
4) с тычинок на рыльце пестика того же цветка. Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 10 1 балла(ов) | ||||||||||||
10. Пыльца цветковых растений формируется: | ||||||||||||
1) в лепестках; | ||||||||||||
2) в тычинках; Это правильный ответ | ||||||||||||
3) в чашелистиках; | ||||||||||||
4) в завязи пестика. | ||||||||||||
Вопрос № 11 1 балла(ов) | ||||||||||||
11. Приспособленность цветковых растений к опылению насекомыми проявляется в наличии в цветке: | ||||||||||||
1) нектарника; Это правильный ответ | ||||||||||||
2) большого количества пыльцы; | ||||||||||||
3) лёгкой пыльцы; | ||||||||||||
4) половых клеток. | ||||||||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||||||||
12. По способу питания туберкулезную палочку относят: | ||||||||||||
1) К сапротрофам; | ||||||||||||
2) К автотрофам; | ||||||||||||
3) К паразитам; Это правильный ответ | ||||||||||||
4) К симбионтам. | ||||||||||||
Вопрос № 13 1 балла(ов) | ||||||||||||
13. Какие бактерии обогащают почву соединениями азота? | ||||||||||||
1) Гнилостные; | ||||||||||||
2) Клубеньковые; Это правильный ответ | ||||||||||||
3) Молочнокислые; | ||||||||||||
4) Спиртового брожения. | ||||||||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||||||||
14. Почему подосиновики чаще всего можно найти в лесу, где растут осины? | ||||||||||||
1) На корнях осины образуется плодовое тело; | ||||||||||||
2) Корни осины улучшают снабжение гриба водой; | ||||||||||||
3) Гифы этого гриба образуют микоризу с корнями осины; Это правильный ответ | ||||||||||||
4) Вещества коры осины защищают гриб от вредных бактерий | ||||||||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||||||||
15. Организм лишайника состоит из гриба: | ||||||||||||
1) И мха; | ||||||||||||
2) И многоклеточной водоросли; | ||||||||||||
3) И одноклеточной водоросли; Это правильный ответ | ||||||||||||
4) И гетеротрофной бактерии. | ||||||||||||
Вопрос № 16 1 балла(ов) | ||||||||||||
16. Вирусы размножаются только в клетках других организмов, поэтому их относят: | ||||||||||||
1) К сапротрофам; | ||||||||||||
2) К внутриклеточным симбионтам; | ||||||||||||
3) К хемотрофам; | ||||||||||||
4) К внутриклеточным паразитам. Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 17 1 балла(ов) | ||||||||||||
17. В какой зоне корня расположена ткань, по которой вода поступает в стебель? | ||||||||||||
1) Проведения; Это правильный ответ | ||||||||||||
2) Всасывания; | ||||||||||||
3) Корневого чехлика; | ||||||||||||
4) Деления и роста клеток. | ||||||||||||
Вопрос № 18 1 балла(ов) | ||||||||||||
18. Покровная ткань не препятствует проникновению света внутрь листа, так как ее клетки не имеют: | ||||||||||||
1) Цитоплазмы; | ||||||||||||
2) Оболочки; | ||||||||||||
3) Хлоропластов; Это правильный ответ | ||||||||||||
4) Вакуолей. | ||||||||||||
Вопрос № 19 1 балла(ов) | ||||||||||||
19. Для лучшего развития корневой системы у культурных растений проводят: | ||||||||||||
1) Пасынкование; | ||||||||||||
2) Окучивание; Это правильный ответ | ||||||||||||
3) Удаление части надземных побегов; | ||||||||||||
4) Обрезку. | ||||||||||||
Вопрос № 20 1 балла(ов) | ||||||||||||
20. Какую часть растения называют зачаточным побегом? | ||||||||||||
1) Стебель; | ||||||||||||
2) Почку; Это правильный ответ | ||||||||||||
3) Лист с прилистниками; | ||||||||||||
4) Семя. | ||||||||||||
Вопрос № 21 1 балла(ов) | ||||||||||||
21. При повышении температуры через устьица листа выделяется больше: | ||||||||||||
1) Углекислого газа; | ||||||||||||
2) Кислорода; | ||||||||||||
3) Паров воды; Это правильный ответ | ||||||||||||
4) Водорода. | ||||||||||||
Вопрос № 22 1 балла(ов) | ||||||||||||
22. Поглощение энергии света и использование ее для синтеза органических веществ из неорганических – основная функция клеток: | ||||||||||||
1) Образовательной ткани; | ||||||||||||
2) Листа с хлоропластами; Это правильный ответ | ||||||||||||
3) Покровной ткани; | ||||||||||||
4) Луба и сердцевины. | ||||||||||||
Вопрос № 23 1 балла(ов) | ||||||||||||
23. Растения при недостатке света становятся бледно-зелеными, так как у них нарушается процесс: | ||||||||||||
1) Испарения воды; | ||||||||||||
2) Оплодотворения; | ||||||||||||
3) Окисления органических веществ; | ||||||||||||
4) Образования хлорофилла в клетках. Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 24 1 балла(ов) | ||||||||||||
24. Какую функцию в растении выполняет вегетативная почка? | ||||||||||||
1) Из нее развивается цветок; | ||||||||||||
2) Из нее формируется побег; Это правильный ответ | ||||||||||||
3) В ней запасаются питательные вещества; | ||||||||||||
4) В ней происходит процесс фотосинтеза. | ||||||||||||
Вопрос № 25 1 балла(ов) | ||||||||||||
25. Вода и растворенные в ней минеральные соли передвигаются в древесном растении: | ||||||||||||
1) По лубу; | ||||||||||||
2) По ситовидным трубкам; | ||||||||||||
3) По сосудам древесины Это правильный ответ | ||||||||||||
4) По сердцевине. | ||||||||||||
Вопрос № 26 1 балла(ов) | ||||||||||||
26. Среди перечисленных растений к семейству крестоцветных относится | ||||||||||||
1. морковь. Это правильный ответ | ||||||||||||
2. укроп. | ||||||||||||
3. подорожник. | ||||||||||||
4. сирень. | ||||||||||||
Вопрос № 27 3 балла(ов) | ||||||||||||
Задание № 2 Выберите несколько правильных ответов. Запишите ответы в виде последовательности цифр, например, 246 В1. Побег растения обеспечивает: 1) закрепление растения в почве; 2) синтез органических веществ из неорганических; 3) дыхание подземной части растения; 4) снабжение корней органическими веществами; 5) защиту растения от перегрева за счёт испарения воды; 6) размножение растения частями корня. | ||||||||||||
Правильный ответ 245 | ||||||||||||
Вопрос № 28 3 балла(ов) | ||||||||||||
В2. Каковы особенности строения мочковатой корневой системы? 1) Главный корень не выделяется; 2) Хорошо развиты придаточные корни; 3) Боковые корни недоразвиты; 4) Придаточные корни отсутствуют; 5) Подобная корневая система характерна для однодольных; 6) Подобная корневая система характерна для двудольных. | ||||||||||||
Правильный ответ 125 | ||||||||||||
Вопрос № 29 3 балла(ов) | ||||||||||||
В3. Какие грибы ядовиты? 1) Желчный; 2) Масленок; 3) Моховик; 4) Ложный опенок; 5) Осенний опенок; 6) Бледная поганка. | ||||||||||||
Правильный ответ 146 | ||||||||||||
Вопрос № 30 5 балла(ов) | ||||||||||||
В4. Установите соответствие между характеристикой растения и отделом, к которому оно принадлежит. ХАРАКТЕРИСТИКА - ОТДЕЛ | ||||||||||||
| ||||||||||||
Вопрос № 31 2 балла(ов) | ||||||||||||
В5. Установите соответствие между процессом жизнедеятельности и структурным компонентом лишайника. ПРОЦЕСС - КОМПОНЕНТ | ||||||||||||
| ||||||||||||
Вопрос № 32 4 балла(ов) | ||||||||||||
Задание № 4 Расположите в правильной последовательности, например, 423156. В6. Установите последовательность расположения частей цветка, начиная с околоцветника. 1) венчик; 2) чашечка; 3) пестик; 4) тычинка. | ||||||||||||
Правильный ответ 2143 | ||||||||||||
Вопрос № 33 4 балла(ов) | ||||||||||||
В7. Установите последовательность расположения частей корня, начиная с корневого чехлика. 1) всасывания 2) растяжения 3) корневой чехлик 4) деления | ||||||||||||
Правильный ответ 3421 | ||||||||||||
Вопрос № 34 6 балла(ов) | ||||||||||||
В8. Установите последовательность усложнения растений в процессе эволюции. 1) одноклеточные водоросли; 2) многоклеточные водоросли; 3) папоротниковидные; 4) псилофиты; 5) покрытосеменные; 6) голосеменные. | ||||||||||||
Правильный ответ 124365 | ||||||||||||
Вопрос № 35 5 балла(ов) | ||||||||||||
Задание № 5 Дополните текст словами из предложенного ниже списка. Запишите цифры, обозначающие выбранные вами слова, в правильной последовательности, например, 42813. В9. Дополните текст словами из предложенного ниже списка. Запишите цифры, обозначающие выбранные вами слова, в правильной последовательности, например, 42813. Стебель, с расположенными на нем … … (А) и … … (Б), - это побег. Часть стебля, на которой развиваются листья, называют … … (В), а расстояние между ними … … (Г). Главная функция побега – образование … … (Д) с использованием энергии света. Список слов: 1) Узел; 2) Органические вещества; 3) Междоузлие; 4) Листья; 5) Семена; 6) Корень; 7) Стебель; 8) Почки. | ||||||||||||
Правильный ответ 48132 | ||||||||||||
Вопрос № 36 5 балла(ов) | ||||||||||||
В10. Дополните текст словами из предложенного ниже списка. Запишите цифры, обозначающие выбранные вами слова, в правильной последовательности, например, 42813. У растений различают … … (А) корневую систему, у которой … … (Б) не выделяется, и … … (В) с хорошо развитым главным корнем. На молодой части корня, расположенной рядом с зоной растяжения, располагаются … … (Г), которые всасывают из почвы воду с растворенными в ней … … (Д) веществами. Список слов: 1) Стержневая 2) Органические 3) Мочковатая 4) Корневые волоски 5) Главный корень 6) Проведения 7) Корневой чехлик 8) Неорганические | ||||||||||||
Правильный ответ 35148 | ||||||||||||
Вопрос № 37 5 балла(ов) | ||||||||||||
Задание № 6 Выбери верные утверждения, запиши их номера в порядке возрастания: 1. Стебель обладает исключительно верхушечным ростом. 2. Плод является репродуктивным органом растения. 3. Побегом называется стебель вместе с листьями и почками. 4. У двулетних растений на первом году жизни происходит цветение, а на втором — созревание плодов и семян. 5. Двойным околоцветником называют такой, у которого имеются и лепестки и чашелистики. 6. Почти все деревья являются однодольными растениями. 7. Женские шишки у сосны крупнее мужских. 8. Для гнилостных бактерий характерен сапрофитный тип питания. 9. Сосуды древесины являются активно функционирующими живыми клетками. | ||||||||||||
Правильный ответ 23578 | ||||||||||||