Забыли пароль? Регистрация

Вход по логину




Вход через ВКонтакте

Олимпиада по осмысленному чтению (лицей №31)
Назад к списку блоков
4 класс. Блок № 2
120 минут на выполнение блока. Из них 18 минут на ввод ответов
Задание № 1
Прочитайте текст и ответьте на вопросы

Валентин Берестов
Мастер Птица


Мы ехали из пустыни в город Куня-Ургенч. Кругом лежали пески. Вдруг я увидел впереди не то маяк, не то фабричную трубу.
— Что это? — спросил я шофёра-туркмена.
— Старинная башня в Куня-Ургенче, — ответил шофёр.
Я, конечно, обрадовался. Значит, скоро мы выберемся из горячих песков, очутимся в тени деревьев, услышим, как журчит вода в арыках.
Не тут-то было! Ехали мы, ехали, но башня не только не приближалась, а, наоборот, как будто отодвигалась всё дальше и дальше в пески. Уж очень она высокая.
И шофёр рассказал мне такую историю.
В далёкие времена Куня-Ургенч был столицей Хорезма, богатой, цветущей страны. Со всех сторон Хорезм окружали пески. Из песков налетали на страну кочевники, грабили её, и не было никакой возможности уследить, когда и откуда они появятся.

Наконец один хан, предводитель кочевников, погубив лучшее своё войско, разгадал секрет хорезмийцев. Он решил отомстить.
Не зажигая ночных костров, прячась днём во впадинах между песчаными грядами, хан незаметно привёл свою орду к самому подножию башни.
Старый мастер ещё работал на её вершине, укладывая кирпич за кирпичом.
— Слезай, пёс! — крикнул ему разгневанный хан. — Я отрублю твою пустую голову!
— Моя голова не пуста, она полна знаний, — спокойно ответил мастер. — Пришли-ка мне сюда наверх побольше бумаги, клея и тростника. Я сделаю из тростника перья, склею из бумаги длинный свиток и запишу на нём всё, что знаю. Тогда моя голова и в самом деле станет пустой и ты, отрубив её, ничего не потеряешь: у тебя останутся мои знания.
Хан согласился. Мастер спустил с вершины башни верёвку, к ней привязали пакет с бумагой, клеем и тростником. Старый мастер склеил из бумаги и тростника большие крылья и улетел.
Тогда хан сказал своему летописцу:
— Запиши в историю всё, что произошло, чтобы наши внуки знали, на какой мерзкий обман, на какую низкую ложь, на какое гнусное вероломство способны эти хорезмийцы.

А летописец ответил:
— Конечно, мастер обманул тебя. Он сделал не свиток, а крылья и полетел на них. Но это уже не просто обман, а высокий разум. И наши внуки будут восхищаться человеком, который научился летать.
— Ничего не записывай в историю! — разозлился хан. — Пусть никто не знает, как нас одурачили.
Прошли века. Люди забыли, как звали грозного хана, как звали царя и его трусливых мудрецов. Но каждому мальчишке в Куня-Ургенче известно, кто был мастер и что он совершил, словно это случилось совсем недавно.
Звали его Уста Куш, что в переводе значит Мастер Птица.

Вопрос № 1 1 балла(ов)
Рассмотрите обложки книг. В какой книге содержится сказка «Мастер Птица»?

1.В сборник вошли народные сказки, легенды и мифы.


2. В книгу «Усатый - полосатый» вошли стихотворения К. Чуковского, С. Маршака, В. Берестова и других детских поэтов.


3. Книга В. Берестова «У меня в портфеле» посвящена веселому, беззаботному школьному детству.


4. Книга детского писателя Валентина Берестова «Витя, Фитюлька и Ластик» включает стихи и сказки писателя.
«Туркменские сказки»
«Усатый-полосатый»
«У меня в портфеле»
«Витя, Фитюлька и Ластик» Это правильный ответ
Вопрос № 2 1 балла(ов)
При каких обстоятельствах герой-рассказчик узнал историю мастера?
По дороге из пустыни в город герой-рассказчик увидел высокое сооружение и узнал от шофера историю ее создания. Это правильный ответ
Во время поездки по Туркмении автор услышал историю мастера.
Изучая историю Востока, автор прочитал в древней книге легенду о строительстве башни
Историю мастера рассказали автору местные жители
Вопрос № 3 1 балла(ов)
Почему первую часть произведения нельзя назвать сказочной?
В рассказе есть вступление.
Эта часть не похожа на сказочный зачин
Жанр произведения – легенда.
В ней автор рассказывает о реальных дорожных впечатлениях. Это правильный ответ
Вопрос № 4 1 балла(ов)
Какому литературному жанру соответствует история мастера?
Сказка Это правильный ответ
Повесть
Притча
Рассказ
Вопрос № 5 1 балла(ов)
Где находится башня?
В пустыне, неподалеку от туркменского города Куня-Ургенч.
В городе Куня-Ургенч, на территории современной Туркмении. Это правильный ответ
В Туркмении, на территории которой раньше было древнее царство
В столице древнего государства.
Вопрос № 6 1 балла(ов)
Что определяло жизнь Хорезма?
Хорезм, окруженный пустынями, процветал, поэтому его многие хотели завоевать. Государство нуждалось в защите. Это правильный ответ
Это была богатая, цветущая страна, но ее граница не были защищены
Это страна, которая страдала от постоянных набегов кочевников.
Хорезм представлял собой оазис в пустыне.
Вопрос № 7 1 балла(ов)
Какую башню предложил построить мастер?
Неприступную, надежно защищающую столицу.
Красивую, утверждающую мощь государства.
Высокую, позволяющую видеть приближение врагов. Это правильный ответ
Высокую, позволяющую отражать набеги.
Вопрос № 8 1 балла(ов)
Почему мудрецы заподозрили мастера в государственной измене?
Башня будет видна отовсюду.
Враги легко найдут путь к Хорезму.
Башня станет точным ориентиром для врагов, поэтому она представляет собой угрозу для жизни Хорезма. Это правильный ответ
Мастер возомнил себя необыкновенным человеком, он захотел возвыситься над всеми.
Вопрос № 9 1 балла(ов)
Почему прекратились вражеские набеги?
Враги погибали в пустыне от жажды и голода.
Враги двигались к Хорезму без запасов продовольствия.
Нападение врагов было обречено на поражение, потому что их манил мираж.
Враги становились жертвой обмана зрения: Хорезм был значительно дальше, чем они предполагали. Гибель одних захватчиков служила уроком для других. Это правильный ответ
Вопрос № 10 1 балла(ов)
За что решил отомстить хорезмийцам и мастеру один хан?
За обман и гибель войска. Это правильный ответ
За неудачные походы всех завоевателей.
За хитрость.
За свои военные неудачи.
Вопрос № 11 1 балла(ов)
Чем отличается поведение мастера от поведения хана во время встречи?
Хотя мастер не прерывает работу, он испытывает страх перед грозным врагом.
Хан оскорбляет мастера, угрожает ему, а мастер делает вид, что не слышит угрозы.
Старый мастер работает на вершине башни, а хан ждет, когда тот спустится, чтобы расправиться с ним.
Мастер спокоен, невозмутим, он поглощен работой. Хан же одеоржим злобой, жаждой мести, желанием убить мастера. Это правильный ответ
Вопрос № 12 1 балла(ов)
Для чего мастер просит хана прислать ему бумагу, клей и тростник?
Для того чтобы сделать крылья и спастись от гибели. Это правильный ответ
Для того чтобы записать все, что он знает.
Для того чтобы обхитрить хана.
Для того чтобы спасти свой город.
Вопрос № 13 1 балла(ов)
Как среагировал мастер на угрозу хана «Я отрублю твою пустую голову»?
Мастер попросил прислать ему бумагу, клей и тростник.
Мастер испугался за собственную жизнь и начал искать выход из сложной ситуации.
Мастер спокойно возразил хану и сказал, что его голова не пуста, она полна знаниями. Это правильный ответ
Мастер был уверен в том, что ему удастся обхитрить хана.
Вопрос № 14 1 балла(ов)
Как хан расценивает поступок мастера в разговоре со своим летописцем?
Хан стыдится того, что его одурачили.
Низкая ложь, мерзкий обман, гнусное вероломство. Это правильный ответ
Хан хочет, чтобы мерзкий обман мастера стал достоянием истории.
Гнусное вероломство хорезмийцев должно служить уроком для потомков.
Вопрос № 15 1 балла(ов)
Для чего хану нужен летописец?
Чтобы он написал, как велик хан и как значительны его деяния. Это правильный ответ
Чтобы он справедливо оценил дела хана.
Чтобы он правдиво написал о победах и поражениях хана.
Хану полагается иметь летописца.
Вопрос № 16 1 балла(ов)
Почему хан, совершающий вероломное нападение, просит летописца написать о гнусном вероломстве защитников Хорезма?
Хорезмийцы стали виновниками гибели лучшего войска хана.
В глазах потомков ему хочется выглядеть великим и справедливым правителем. Он хочет, чтобы его глупость воспринималась как мудрость. Это правильный ответ
Хан хочет, чтобы потомки учились на его ошибках.
Он сам лжец, и других обвиняет в обмане.
Вопрос № 17 1 балла(ов)
Как в разговоре с ханом проявился характер летописца?
Летописец сочувствует хану, но при этом восхищается талантом мастера.
По мнению летописца, поступок мастера – это не обман, а проявление высокого разума.
Летописец понимает, что потомки будут всегда помнить о мастере, а хана забудут.
Он благородный, честный человек, способный по достоинству оценить талант другого, даже если он враг. Он смелый, потому что не боится сказать хану правду. Это правильный ответ
Вопрос № 18 1 балла(ов)
Какой смысл имеет концовка произведения «Прошли века. Люди забыли, как звали грозного хана, как звали царя и его трусливых мудрецов. Но каждому мальчишке в Куня-Ургенче известно, кто был мастер и что он совершил, словно это случилось совсем недавно. Звали его Уста Куш, что в переводе означает Мастер Птица».
Писатель выражает восхищение талантом мастера, его имя знают не только историки, но и каждый мальчишка в Куня-Ургенче.
В конце произведения автор называет настоящее имя мастера, это важно для истории.
Благодарная народная память хранит светлую память о великих людях. Их величие проявляется не в грандиозных злодеяниях, а в добрых делах – защите родины, гениальных открытиях. Это правильный ответ
В сказках добро всегда побеждает зло.
Вопрос № 19 1 балла(ов)
Почему сказка так называется?
Главный герой является примером для подражания.
Главным событием в сказке является полет мастера. Слова как будто смотрятся друг в друга: настоящим мастером может быть только свободный человек, способный принимать нестандартные решения. А гениальный взлет возможен тогда, когда человек стал Мастером. Это правильный ответ
Мастер смог сделать невозможное: из бумаги и тростника он сделал крылья и улетел.
Рассказ можно было назвать настоящим именем героя, но писателю важно показать главное достижение человека – он сделал крылья и улетел.
Вопрос № 20 1 балла(ов)
Какого человека в реальной жизни можно назвать Мастером Птицей?
Такой человек достиг вершины в своей профессии, он не боится осуждения, умеет находить оригинальные решения, он свободен, как птица. Это правильный ответ
Человека, который изобрел самолет.
Так можно назвать любого летчика или космонавта.
В реальной жизни такого человека быть не может, потому что летать на бумажных крыльях нельзя.
Вопрос № 21 1 балла(ов)
В каких литературных произведениях рассказывается о героях, подобных Мастеру Птице?
Древнегреческий миф «Дедал и Икар», П.П.Бажов Сказ «Медной горы хозяйка» Это правильный ответ
Народная сказка «Гуси-лебеди», Андерсен «Огниво»
А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде», народная сказка «Морозко»
Народная сказка «Царевна-лягушка», Ш.Перо «Кот в сапогах»