Забыли пароль? Регистрация

Вход по логину




Вход через ВКонтакте

Олимпиада по осмысленному чтению (лицей №31)
Назад к списку блоков
7 класс. Блок № 2
120 минут на выполнение блока. Из них 18 минут на ввод ответов
Задание № 1
Прочитайте рассказ Анатолия Игнатьевича Приставкина «Фотографии» и ответьте на вопросы.

«Мы жили далеко от дома, я и моя сестрен­ка, которой было шесть лет. Чтобы она не за­бывала родных, раз в месяц я приводил сест­ренку в нашу холодную спальню, сажал на кровать и доставал конвертик с фотография­ми.

— Смотри, Люда, вот наша мама. Она до­ма, она сильно болеет.

— Болеет... — повторяла девочка.

— А это папа наш. Он на фронте, фашистов бьет.

— Бьет…

— Вот это тетя. У нас неплохая тетя.

— А здесь?

— Здесь мы с тобой. Вот это Людочка. А это я.

И сестренка хлопала в крошечные синева­тые ладошки и повторяла: "Людочка и я. Людочка и я..."

Из дому пришло письмо. Чужой рукой было написано о нашей маме. И мне захотелось бе­жать из детского дома куда-нибудь. Но рядом была моя сестренка. И следующий вечер мы сидели, прижавшись, друг к другу, и смотрели фотографии.

— Вот папа наш, он на фронте, и тетя, и ма­ленькая Людочка...

— А мама?

– Мама? Где же мама? Наверное, затеря­лась… Но я потом найду. Зато смотри, какая у нас тетя. У нас очень хорошая тетя.

Шли дни, месяцы, В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрыва­лись пышным инеем, почтальонша принесла маленький листок. Я держал его в руках, и у меня мерзли кончики пальцев. И что-то коче­нело в животе. Два дня я не приходил к сест­ренке. А потом мы сидели рядом, смотрели фотографии.

— Вот наша тетя. Посмотри, какая у нас удивительная тетя! Просто замечательная те­тя. А здесь Людочка и я...

— А где же папа?

— Папа? Сейчас посмотрим.

— Затерялся, да?

— Ага. Затерялся.

И сестренка переспросила, подымая чис­тые испуганные глаза.

— Насовсем затерялся?

Шли месяцы, годы. И вдруг нам сказали, что детей возвращают в Москву к родителям. Нас обошли с тетрадкой и спросили, к кому мы собираемся ехать, кто у нас есть из родственников. А потом меня вызвала завуч и сказала, глядя в бумаги:

— Мальчик, здесь на некоторое время ос­тается часть наших воспитанников. Мы остав­ляем и тебя с сестренкой. Мы написали вашей тете, спрашивали, может ли она вас принять. Она, к сожалению...

Мне зачитали ответ.

В детдоме хлопали двери, сдвигались в ку­чу топчаны, скручивались матрацы. Ребята готовились в Москву. Мы сидели с сестренкой и никуда не собирались Мы разглядывали фо­тографии.

— Вот Людочка. А вот я.

— А еще?

— Еще? Смотри, и здесь Людочка. И здесь... И меня много. Ведь нас очень много, правда?»
Вопрос № 1 1 балла(ов)
Какое влияние на творчество писателя имели следующие факты его биографии?
Родился в рабочей семье. Во время войны он остался сиротой (мать умерла от туберкулёза, отец был на фронте), бродяжничал, воспитывался в детском доме.
Всемирную известность Анатолию Приставкину принесла опубликованная в 1987 году повесть «Ночевала тучка золотая», затрагивающая тему депортации чеченского народа в 1944 г. В своем произведении автор попытался откровенно сказать о том, что пережил сам и что больно обожгло его душу, — мир не достоин существования, если он убивает детей.
С 1992 года Анатолий Приставкин — Председатель Комиссии по помилованию при Президенте РФ. Опыт работы А. Приставкина в Комиссии нашёл отражение в его документальном романе «Долина смертной тени».
Тема сиротского детства связана с горькими воспоминаниями писателя.
Все произведения писателя являются документальными.
Писатель занимался не только литературным трудом, но и общественной деятельностью.
В произведениях писателя отразился его личный жизненный опыт, они имеют гуманистический смысл. Это правильный ответ
Вопрос № 2 1 балла(ов)
В каком произведении повествуется о судьбе детдомовцев братьев Кузьменышей, отправленных на Кавказ во время войны?
«Трудное детство».
«Долина смертной тени».
«Ночевала тучка золотая». Это правильный ответ
«Большая Ангара».
Вопрос № 3 1 балла(ов)
В какой цикл входит рассказ «Фотографии»?
«Трудное детство». Это правильный ответ
Сказки «Летающая тетушка».
«Все, что мне дорого» (отрывки из дневников и писем писателя, очерки, рецензии).
«Король Монпасье Мармелажка Первый».
Вопрос № 4 1 балла(ов)
Когда и где происходит действие рассказа?
Во время Великой Отечественной войны в детском доме. Это правильный ответ
Во время Отечественной войны 12 года в детском доме.
Во время Гражданской войны в Москве.
Зимой 1941 года в детдоме.
Вопрос № 5 1 балла(ов)
От чьего лица ведется повествование?
От лица автора.
От лица А. Приставкина.
От лица человека, который в прошлом был детдомовцем.
От лица героя-рассказчика. Это правильный ответ
Вопрос № 6 1 балла(ов)
Какая тема является ведущей в произведении?
Тема войны.
Тема одиночества.
Тема сиротского детства. Это правильный ответ
Тема любви.
Вопрос № 7 1 балла(ов)
Какие герои являются главными в рассказе?
Осиротевшие дети.
Мальчик и его младшая сестренка Людочка. Это правильный ответ
Брат, сестра и их тетя.
Брат, сестра, завуч.
Вопрос № 8 1 балла(ов)
Какие события составляют основу сюжета?
Встречи детей, гибель отца, возвращение детдомовцев в Москву.
Потеря родных, встреча с завучем.
Рассматривание фотографий, потеря родных и «потеря» фотографий, отказ тети принять детей. Это правильный ответ
Потеря родных, одиночество детей.
Вопрос № 9 1 балла(ов)
Какой цели, в понимании героя – рассказчика, служит разглядывание фотографий?
Сестренка не должна забывать родных, ей необходимо чувствовать тепло семейных связей. Это правильный ответ
Сестренка должна узнавать лица родных людей.
Детям нужно помнить о потерях в семье.
Это нужно для преодоления одиночества.
Вопрос № 10 1 балла(ов)
С чем связаны «потери» фотографий?
С гибелью отца.
Со смертью матери и отказом тети от детей.
С потерей близких, с отказом тети от детей. Это правильный ответ
С взрослением детей.
Вопрос № 11 1 балла(ов)
Сколько фотографий затерялось?
Одна.
Две.
Не меньше трех. Это правильный ответ
Все.
Вопрос № 12 1 балла(ов)
При помощи каких психологических деталей передана реакция мальчика на смерть?
«Мы сидели, прижавшись друг к другу, и рассматривали фотографии», «Два дня я не приходил к сестренке».
«И мне захотелось бежать из детского дома куда-нибудь, «я держал его в руках и у меня мерзли кончики пальцев. И что-то коченело в животе». Это правильный ответ
«Вдруг нам сказали, что детей возвращают в Москву», «я держал его в руках и у меня мерзли кончики пальцев. И что-то коченело в животе».
«И что-то коченело в животе», «Мы разглядывали фотографии»
Вопрос № 13 1 балла(ов)
Почему происходят «потери» фотографий?
Дети теряют близких, и брат хочет уберечь сестру от горя. Это правильный ответ
Дети перестают любить людей на фотографиях.
Дети теряют близких.
Брат хочет уберечь сестру от горя.
Вопрос № 14 1 балла(ов)
Почему в словосочетании «потеря» фотографий слово «потеря» заключено в кавычки, а в словосочетании потеря близких- нет?
Потеря может быть реальной и мнимой.
В кавычки заключается слово, которое обозначает то, чего нет на самом деле.
Слово в кавычках обозначает тайные намерения героя.
На самом деле фотографии не теряются, мальчик просто убирает их, когда близкие уходят из жизни. Во втором словосочетании слово употреблено в прямом значении. Это правильный ответ
Вопрос № 15 1 балла(ов)
Как и почему меняется характеристика тети в рассказе?
Сначала герой положительно характеризует ее, а потом отрицательно, потому что она предала их.
Характеристика не меняется, мальчик всегда положительно отзывается о тете.
Характеристика построена по принципу градации.
Сначала герой говорит, что она «неплохая», позже – «хорошая». Когда дети осиротели – «удивительная» и «замечательная». Мальчик надеется, что она их возьмет к себе. Это правильный ответ
Вопрос № 16 1 балла(ов)
Какая информация из письма тети является для мальчика главной?
Тетя больна, поэтому не может взять на себя ответственность за судьбу детей.
Тетя не может принять детей и отказывается от них. Это правильный ответ
Жизнь тети очень тяжелая, она сама нуждается в помощи.
Детям не на кого надеяться, они остались одни.
Вопрос № 17 1 балла(ов)
Какое значение имеет концовка рассказа –слова мальчика «Ведь нас очень много, правда?»
Слово «много» приобретает переносный смысл. Речь идет уже не о количестве изображений, а о глубине чувств. Дети остались одни, но их согревает большое чувство любви друг другу, а мальчик берет на себя ответственность за судьбу Людочки. Это правильный ответ
В конвертике осталось много фотографий сестры и брата.
Сестра и брат сохраняют теплые родственные отношения и продолжают таким образом теплые семейные традиции.
Это попытка мальчика согреть душу девочки и уберечь ее от горя.
Вопрос № 18 1 балла(ов)
В разговоре о рассказе высказана такая мысль: «Это печальная история: ведь не может быть радости в детской жизни, исковерканной войной ». Какой из аргументов этой позиции является наиболее убедительным?
Самое страшное в этом рассказе – предательство. И оно тоже вызвано войной. Вероятно, у тети детей были серьезные причины, чтобы не брать их, но ведь всем в войну трудно.
Мальчик живет с невыносимой болью в душе, ему даже выплакаться некому. Страшные открытия девочке еще предстоит сделать.
Источником счастья для ребенка должны быть семья и дом. А дети теряют отца и мать, последний близкий человек предает их. Они обречены на горькое сиротство, и помощи им ждать неоткуда. Это правильный ответ
История никого не может оставить равнодушным. Так хочется надеяться, что нашлась хоть одна добрая душа, и дети были обогреты кем-то. Но кому нужны эти двое ребятишек, если сирот после войны – тысячи?
Вопрос № 19 1 балла(ов)
В разговоре о рассказе высказана такая мысль: «Это светлая история: ведь даже война не может лишить героев счастья любви и семейного тепла». Какой из аргументов этой позиции является наиболее убедительным?
Безмерно горе детей. Но оно порождает безмерную же любовь брата к сестре. Веришь, что они никогда не предадут друг друга. Нежная забота героя о маленькой Людочке наполняет радостью и светом жизнь детей. Семейный очаг война погасить не смогла, дети под надежной защитой любви. Это правильный ответ
В душе осиротевших детей всегда будут жить светлые воспоминания о близких. Не случайно герой ничего не говорит о судьбе тети. Вероятно, повзрослев, он сможет понять причины отказа тети и простить ее.
Дети не теряют веру в жизнь, источником радости для них становится общение друг с другом.
Теплое отношение детей друг к другу помогает им найти опору в жизни. Несмотря на потери, они остаются настоящей семьей, в которой старший берет на себя ответственность за судьбу младшего.
Вопрос № 20 1 балла(ов)
Почему рассказ так называется?
Фотографии – это символ связи поколений. Хотя самые родные люди ушли из жизни, благодарная память о них живет в сердцах детей.
Через движение фотографий передана трагедия военного детства и показан подвиг любви. Родных не осталось, все их обязанности по отношению к самому маленькому члену семьи ложатся на плечи мальчика. Фотографии детей –это символ неумирающих семейных традиций. Это правильный ответ
В восприятии детей фотографии – это трагическая летопись войны.
Потерянные фотографии – это знаки смерти и предательства.
Вопрос № 21 1 балла(ов)
В каких произведениях находит отражение тема детства, опаленного войной?
А.П. Чехов «Ванька», А.И. Куприн «Чудесный доктор».
М. Шолохов «Нахаленок», В. Катаев «Сын полка». Это правильный ответ
Л.Н. Толстой «Детство», А.А. Фадеев «Молодая гвардия».
Л. Космодемьянская «Повесть о Зое и Шуре», А.П. Гайдар «Голубая чашка».