Забыли пароль? Регистрация

Вход по логину




Вход через ВКонтакте

Школьный тур областной олимпиады по психологии
Назад к списку блоков
10 класс. Блок № 1
40 минут на выполнение блока. Из них 40 минут на ввод ответов
Вопрос № 1 5 балла(ов)
Вставьте пропущенное понятие: «…понимается как готовность к разрешению противоречия между сложившимися свойствами личности и необходимостью ее приобщения к конкретному виду профессионального труда»:
профессиональное самоопределение; Это правильный ответ
профессиограмма;
профессия;
профессиональный отбор.
Вопрос № 2 5 балла(ов)
Отражение в сознании человека стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров — это...
знания;
мотивы;
ценностные ориентации; Это правильный ответ
потребности.
Вопрос № 3 5 балла(ов)
Склонность человека видеть причины происходящих с ним событий в себе самом либо во внешних обстоятельствах:
ответственность;
мотивация;
локус контроля; Это правильный ответ
саморегуляция.
Вопрос № 4 5 балла(ов)
Осознание себя как причины совершаемых поступков и их последствий и контроль за изменениями в окружающем мире и своей жизни — это...
сознание;
ответственность; Это правильный ответ
воля;
разум.
Вопрос № 5 6 балла(ов)
Прочитай внимательно притчу и ответь на вопрос: «Шёл снег. Погода была безветренной, и большие пушистые снежинки неспешно кружили в причудливом танце, медленно приближаясь к земле.
Две снежинки, летевшие рядом, решили затеять разговор:
— Как хорошо лететь, наслаждаться полётом! – говорит первая снежинка.
— Мы не летим, мы просто падаем, — грустно отвечала вторая.
— Скоро мы встретимся с землёй и превратимся в белое пушистое покрывало!
— Нет, мы летим навстречу гибели, а на земле нас просто растопчут.
— Мы станем ручьями и устремимся к морю. Мы будем жить вечно! — сказала первая.
— Нет, мы растаем и исчезнем навсегда, — возражала ей вторая.
Как ты думаешь, в чем заключается мораль этой притчи?

смысл жизни найти невозможно;
жизнь очень трудна и полна разочарований;
каждый может найти смысл своей жизни; Это правильный ответ
жизнь совершенно не имеет никакого смысла.
Вопрос № 6 4 балла(ов)
Ценности — это...
любые объекты, имеющие жизненно важное значение для человека; Это правильный ответ
материальные объекты (например, деньги, драгоценности, автомобиль и пр.);
нематериальные объекты;
знания, успех, достаток.
Вопрос № 7 5 балла(ов)
Основной тезис учения В. Франкла о смысле жизни заключается в том, что…:
человек не способен найти смысл в жизни;
жизнь человека изначально не имеет никакого смысла, вся жизнь – это только существование на земле;
человеку не за что бороться, не на что надеяться, он не может найти цель в жизни.
жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах, смысл жизни всегда может быть найден. Это правильный ответ
Вопрос № 8 7 балла(ов)
В теории американского психолога Э. Эриксона рассматриваются различные аспекты идентичности человека. Установите соответствие между различными аспектами идентичности (колонка А) и их содержанием (колонка Б)
АВ
Индивидуальность Правильно:21. ощущение непрерывности между тем, кем человек был в прошлом и кем обещает стать в будущем; ощущение того, что жизнь имеет согласованность и смысл
Тождественность и целостность Правильно:12. осознанное ощущение собственной уникальности и собственного отдельного существования
Социальная солидарность Правильно:43. ощущение внутренней гармонии, синтез образов себя и детских идентификаций в осмысленное целое
Единство и синтез Правильно:34. ощущение внутренней согласованности с идеалами общества, ощущение того, что собственная идентичность имеет смысл для уважаемых данным человеком людей (референтной группы) и соответствует их ожиданиям
Вопрос № 9 5 балла(ов)
О какой психологической проблеме писал великий русский писатель Л.Н. Толстой в своем автобиографическом отрывке «Исповедь»: «Пять лет назад странное состояние ума начало овладевать мною: у меня были моменты растерянности, остановки жизни, как будто я не знал, как я должен жить, что я должен делать. ...Эти остановки жизни всегда возникали с одним и тем же вопросом: «почему?» и «зачем?» ...Эти вопросы со все большей настойчивостью требовали ответа и, как точки, собирались в одно черное пятно. …Какой смысл, управлять поместьем, учить сына? Зачем? У меня сейчас шесть тысяч десятин в Самарской губернии и три тысячи лошадей – что дальше?»:
потеря смысла жизни; Это правильный ответ
творческий кризис писателя;
поиск новых литературных форм;
решение бытовых проблем.
Вопрос № 10 5 балла(ов)
Сколько стадий развития идентичности выделяет американский психолог Э. Эриксон?
восемь стадий Это правильный ответ
шесть стадий
четыре стадии
две стадии
Вопрос № 11 6 балла(ов)
Прочитай внимательно притчу и ответь на вопрос: «Однажды некий уважаемый горожанин пришёл к Соломону, наслаждавшемуся зрелищем рыб, плескавшихся в пруду, и поведал:
— Царь, я в замешательстве! Каждый день моей жизни похож на предыдущий, я не отличаю рассвет от заката, и больше не ведаю счастья.
Соломон задумался и сказал:
— Многие мечтали бы оказаться на твоем месте, обладать твоим домом, твоими садами и твоими богатствами. А о чём мечтаешь ты?
Ответил проситель:
— Сначала я мечтал освободиться из рабства. Потом я мечтал, чтобы моя торговля приносила доход. А теперь я не знаю, о чём мечтать.
Тогда Соломон изрёк:
— Человек, не имеющий мечты, подобен рыбам, что плавают в этом пруду. Каждый день их жизни похож на предыдущий, они не отличают рассвет от заката и не ведают счастья. Только в отличие от рыб ты сам запер себя в своём пруду. Если в твоей жизни нет благой цели, ты будешь бесцельно слоняться по своему дому и, умирая, поймешь, что прожил зря».
Как ты думаешь, в чем заключается смысл этой притчи?

человеку необходимо стремиться к материальным богатствам;
всякий раз, достигая одной цели, человек должен искать следующую и когда исполняется одна мечта – загадывать другую; Это правильный ответ
человеку необходимо стремиться к материальным богатствам;
человеку невозможно достичь того, чего он хочет.
Вопрос № 12 6 балла(ов)
Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни австрийский психолог В. Франкл рассматривает как:
способность думать об отдаленных результатах своих решений и поступать в соответствии с этими результатами;
целенаправленный процесс развития личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями;
мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности; Это правильный ответ
одно из высших проявлений психического, процесс познавательной деятельности индивида.
Вопрос № 13 3 балла(ов)
К какому возрастному периоду относятся границы возраста 18-23 года?
подростковый возраст;
зрелый возраст;
молодость;
юность. Это правильный ответ
Вопрос № 14 6 балла(ов)
Какое определение нравственной устойчивости личности дается российским психологом И.Ю. Кулагиной?
в своем поведении юноши и девушки все более ориентируется на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего, пусть не очень большого, жизненного опыта. Знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в их сознании в единую картину; Это правильный ответ
формирование способности к овладению и пользованию различными типами мышления (эмпирическим, образным, теоретическим, конкретно-историческим, диалектическим в их единстве);
совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности;
действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией.
Вопрос № 15 5 балла(ов)
Какое психологическое явление описывает американский психолог Э. Эриксон как «тождественность человека самому себе, включающая в себя усвоенный и субъективно принимаемый образ себя, чувство адекватности и стабильного владения личностью собственным Я, способность личности к конструктивному решению задач, возникающих перед ней на каждом этапе ее развития»:
самосознание;
идентичность; Это правильный ответ
мотивация;
профессиональное самоопределение.
Вопрос № 16 4 балла(ов)
Установите соответствие между ценностями (колонка А) и их содержанием (колонка Б), которые выделяет в своей теории австрийский психолог В. Франкл:
АВ
Ценности отношения Правильно:31. в первую очередь труд
Ценности творчества Правильно:12. любовь
Ценности переживания Правильно:23. сознательно вырабатываемая позиция в критических жизненных обстоятельствах, которые невозможно изменить
Вопрос № 17 7 балла(ов)
Под личной идентичностью российский социолог и философ И. С. Кон понимает:
сознательно вырабатываемую позицию в критических жизненных обстоятельствах, которые невозможно изменить;
единство и преемственность жизнедеятельности, целей, мотивов, смысложизненных установок личности, осознающей себя как «самость»; Это правильный ответ
единство и преемственность физиологических и психических процессов и структуры организма;
систему свойств, благодаря которым особь становится социальным индивидом, членом определенного общества или группы.
Вопрос № 18 3 балла(ов)
Максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения характерны:
для кризиса 3 лет;
для кризиса 7 лет;
для кризиса 17 лет; Это правильный ответ
для кризиса 30 лет.
Вопрос № 19 3 балла(ов)
Вставьте пропущенные слова: «В период юности начинается процесс активного освоения …, социальных ролей взрослого человека, установление круга знакомств, многообразная социальная и общественная жизнь»:
предметной деятельности;
учебной деятельности;
учебно-профессиональной деятельности; Это правильный ответ
окружающего пространства.
Вопрос № 20 5 балла(ов)
По мнению российского психолога Д.А. Леонтьева, «с психологической точки зрения главным является не осознанное представление о смысле жизни, а…»:
любые попытки сконструировать себе смысл жизни умозрительным рассуждением;
прекращение поиска смысла жизни;
размышления о смысле жизни;
насыщенность реальной повседневной жизни реальным смыслом. Это правильный ответ