Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Школьный тур областной олимпиады по психологии | ||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||
10 класс. Блок № 1 | ||||||||||
40 минут на выполнение блока. Из них 40 минут на ввод ответов | ||||||||||
Вопрос № 1 5 балла(ов) | ||||||||||
Вставьте пропущенное понятие: «…понимается как готовность к разрешению противоречия между сложившимися свойствами личности и необходимостью ее приобщения к конкретному виду профессионального труда»: | ||||||||||
профессиональное самоопределение; Это правильный ответ | ||||||||||
профессиограмма; | ||||||||||
профессия; | ||||||||||
профессиональный отбор. | ||||||||||
Вопрос № 2 5 балла(ов) | ||||||||||
Отражение в сознании человека стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров — это... | ||||||||||
знания; | ||||||||||
мотивы; | ||||||||||
ценностные ориентации; Это правильный ответ | ||||||||||
потребности. | ||||||||||
Вопрос № 3 5 балла(ов) | ||||||||||
Склонность человека видеть причины происходящих с ним событий в себе самом либо во внешних обстоятельствах: | ||||||||||
ответственность; | ||||||||||
мотивация; | ||||||||||
локус контроля; Это правильный ответ | ||||||||||
саморегуляция. | ||||||||||
Вопрос № 4 5 балла(ов) | ||||||||||
Осознание себя как причины совершаемых поступков и их последствий и контроль за изменениями в окружающем мире и своей жизни — это... | ||||||||||
сознание; | ||||||||||
ответственность; Это правильный ответ | ||||||||||
воля; | ||||||||||
разум. | ||||||||||
Вопрос № 5 6 балла(ов) | ||||||||||
Прочитай внимательно притчу и ответь на вопрос: «Шёл снег. Погода была безветренной, и большие пушистые снежинки неспешно кружили в причудливом танце, медленно приближаясь к земле. Две снежинки, летевшие рядом, решили затеять разговор: — Как хорошо лететь, наслаждаться полётом! – говорит первая снежинка. — Мы не летим, мы просто падаем, — грустно отвечала вторая. — Скоро мы встретимся с землёй и превратимся в белое пушистое покрывало! — Нет, мы летим навстречу гибели, а на земле нас просто растопчут. — Мы станем ручьями и устремимся к морю. Мы будем жить вечно! — сказала первая. — Нет, мы растаем и исчезнем навсегда, — возражала ей вторая. Как ты думаешь, в чем заключается мораль этой притчи? | ||||||||||
смысл жизни найти невозможно; | ||||||||||
жизнь очень трудна и полна разочарований; | ||||||||||
каждый может найти смысл своей жизни; Это правильный ответ | ||||||||||
жизнь совершенно не имеет никакого смысла. | ||||||||||
Вопрос № 6 4 балла(ов) | ||||||||||
Ценности — это... | ||||||||||
любые объекты, имеющие жизненно важное значение для человека; Это правильный ответ | ||||||||||
материальные объекты (например, деньги, драгоценности, автомобиль и пр.); | ||||||||||
нематериальные объекты; | ||||||||||
знания, успех, достаток. | ||||||||||
Вопрос № 7 5 балла(ов) | ||||||||||
Основной тезис учения В. Франкла о смысле жизни заключается в том, что…: | ||||||||||
человек не способен найти смысл в жизни; | ||||||||||
жизнь человека изначально не имеет никакого смысла, вся жизнь – это только существование на земле; | ||||||||||
человеку не за что бороться, не на что надеяться, он не может найти цель в жизни. | ||||||||||
жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах, смысл жизни всегда может быть найден. Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 8 7 балла(ов) | ||||||||||
В теории американского психолога Э. Эриксона рассматриваются различные аспекты идентичности человека. Установите соответствие между различными аспектами идентичности (колонка А) и их содержанием (колонка Б) | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 9 5 балла(ов) | ||||||||||
О какой психологической проблеме писал великий русский писатель Л.Н. Толстой в своем автобиографическом отрывке «Исповедь»: «Пять лет назад странное состояние ума начало овладевать мною: у меня были моменты растерянности, остановки жизни, как будто я не знал, как я должен жить, что я должен делать. ...Эти остановки жизни всегда возникали с одним и тем же вопросом: «почему?» и «зачем?» ...Эти вопросы со все большей настойчивостью требовали ответа и, как точки, собирались в одно черное пятно. …Какой смысл, управлять поместьем, учить сына? Зачем? У меня сейчас шесть тысяч десятин в Самарской губернии и три тысячи лошадей – что дальше?»: | ||||||||||
потеря смысла жизни; Это правильный ответ | ||||||||||
творческий кризис писателя; | ||||||||||
поиск новых литературных форм; | ||||||||||
решение бытовых проблем. | ||||||||||
Вопрос № 10 5 балла(ов) | ||||||||||
Сколько стадий развития идентичности выделяет американский психолог Э. Эриксон? | ||||||||||
восемь стадий Это правильный ответ | ||||||||||
шесть стадий | ||||||||||
четыре стадии | ||||||||||
две стадии | ||||||||||
Вопрос № 11 6 балла(ов) | ||||||||||
Прочитай внимательно притчу и ответь на вопрос: «Однажды некий уважаемый горожанин пришёл к Соломону, наслаждавшемуся зрелищем рыб, плескавшихся в пруду, и поведал: — Царь, я в замешательстве! Каждый день моей жизни похож на предыдущий, я не отличаю рассвет от заката, и больше не ведаю счастья. Соломон задумался и сказал: — Многие мечтали бы оказаться на твоем месте, обладать твоим домом, твоими садами и твоими богатствами. А о чём мечтаешь ты? Ответил проситель: — Сначала я мечтал освободиться из рабства. Потом я мечтал, чтобы моя торговля приносила доход. А теперь я не знаю, о чём мечтать. Тогда Соломон изрёк: — Человек, не имеющий мечты, подобен рыбам, что плавают в этом пруду. Каждый день их жизни похож на предыдущий, они не отличают рассвет от заката и не ведают счастья. Только в отличие от рыб ты сам запер себя в своём пруду. Если в твоей жизни нет благой цели, ты будешь бесцельно слоняться по своему дому и, умирая, поймешь, что прожил зря». Как ты думаешь, в чем заключается смысл этой притчи? | ||||||||||
человеку необходимо стремиться к материальным богатствам; | ||||||||||
всякий раз, достигая одной цели, человек должен искать следующую и когда исполняется одна мечта – загадывать другую; Это правильный ответ | ||||||||||
человеку необходимо стремиться к материальным богатствам; | ||||||||||
человеку невозможно достичь того, чего он хочет. | ||||||||||
Вопрос № 12 6 балла(ов) | ||||||||||
Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни австрийский психолог В. Франкл рассматривает как: | ||||||||||
способность думать об отдаленных результатах своих решений и поступать в соответствии с этими результатами; | ||||||||||
целенаправленный процесс развития личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями; | ||||||||||
мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности; Это правильный ответ | ||||||||||
одно из высших проявлений психического, процесс познавательной деятельности индивида. | ||||||||||
Вопрос № 13 3 балла(ов) | ||||||||||
К какому возрастному периоду относятся границы возраста 18-23 года? | ||||||||||
подростковый возраст; | ||||||||||
зрелый возраст; | ||||||||||
молодость; | ||||||||||
юность. Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 14 6 балла(ов) | ||||||||||
Какое определение нравственной устойчивости личности дается российским психологом И.Ю. Кулагиной? | ||||||||||
в своем поведении юноши и девушки все более ориентируется на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего, пусть не очень большого, жизненного опыта. Знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в их сознании в единую картину; Это правильный ответ | ||||||||||
формирование способности к овладению и пользованию различными типами мышления (эмпирическим, образным, теоретическим, конкретно-историческим, диалектическим в их единстве); | ||||||||||
совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности; | ||||||||||
действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией. | ||||||||||
Вопрос № 15 5 балла(ов) | ||||||||||
Какое психологическое явление описывает американский психолог Э. Эриксон как «тождественность человека самому себе, включающая в себя усвоенный и субъективно принимаемый образ себя, чувство адекватности и стабильного владения личностью собственным Я, способность личности к конструктивному решению задач, возникающих перед ней на каждом этапе ее развития»: | ||||||||||
самосознание; | ||||||||||
идентичность; Это правильный ответ | ||||||||||
мотивация; | ||||||||||
профессиональное самоопределение. | ||||||||||
Вопрос № 16 4 балла(ов) | ||||||||||
Установите соответствие между ценностями (колонка А) и их содержанием (колонка Б), которые выделяет в своей теории австрийский психолог В. Франкл: | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 17 7 балла(ов) | ||||||||||
Под личной идентичностью российский социолог и философ И. С. Кон понимает: | ||||||||||
сознательно вырабатываемую позицию в критических жизненных обстоятельствах, которые невозможно изменить; | ||||||||||
единство и преемственность жизнедеятельности, целей, мотивов, смысложизненных установок личности, осознающей себя как «самость»; Это правильный ответ | ||||||||||
единство и преемственность физиологических и психических процессов и структуры организма; | ||||||||||
систему свойств, благодаря которым особь становится социальным индивидом, членом определенного общества или группы. | ||||||||||
Вопрос № 18 3 балла(ов) | ||||||||||
Максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения характерны: | ||||||||||
для кризиса 3 лет; | ||||||||||
для кризиса 7 лет; | ||||||||||
для кризиса 17 лет; Это правильный ответ | ||||||||||
для кризиса 30 лет. | ||||||||||
Вопрос № 19 3 балла(ов) | ||||||||||
Вставьте пропущенные слова: «В период юности начинается процесс активного освоения …, социальных ролей взрослого человека, установление круга знакомств, многообразная социальная и общественная жизнь»: | ||||||||||
предметной деятельности; | ||||||||||
учебной деятельности; | ||||||||||
учебно-профессиональной деятельности; Это правильный ответ | ||||||||||
окружающего пространства. | ||||||||||
Вопрос № 20 5 балла(ов) | ||||||||||
По мнению российского психолога Д.А. Леонтьева, «с психологической точки зрения главным является не осознанное представление о смысле жизни, а…»: | ||||||||||
любые попытки сконструировать себе смысл жизни умозрительным рассуждением; | ||||||||||
прекращение поиска смысла жизни; | ||||||||||
размышления о смысле жизни; | ||||||||||
насыщенность реальной повседневной жизни реальным смыслом. Это правильный ответ | ||||||||||