Забыли пароль? Регистрация

Вход по логину




Вход через ВКонтакте

Школьный тур областной олимпиады по психологии
Назад к списку блоков
11 класс. Блок № 1
40 минут на выполнение блока. Из них 40 минут на ввод ответов
Вопрос № 1 3 балла(ов)
Установите соответствие между возрастным периодом (колонка А) и его границами (колонка Б):
АВ
Старший юношеский возраст Правильно:31. 14–16 лет
Ранний юношеский возраст Правильно:12. 17 – 19 лет
Средний юношеский возраст Правильно:23. 20 – 23 года
Вопрос № 2 5 балла(ов)
Какое психологическое явление описывает американский психолог Э. Эриксон как «тождественность человека самому себе, включающая в себя усвоенный и субъективно принимаемый образ себя, чувство адекватности и стабильного владения личностью собственным «Я», способность личности к конструктивному решению задач, возникающих перед ней на каждом этапе ее развития»:
самосознание;
профессиональное самоопределение;
мотивация;
идентичность. Это правильный ответ
Вопрос № 3 5 балла(ов)
Прочитайте внимательно притчу и ответьте на вопрос: «Однажды Садовник пришел в свой сад и обнаружил, что все его цветы, деревья и кустарники умирают.
Дуб пояснил, что умирает, так как не может быть таким высоким, как Сосна… Садовник застал Сосну поверженной: она согнулась под тяжестью мысли, что не могла давать виноград, как Лоза… А Лоза погибала, потому что не могла цвести, как Роза… Роза плакала, так как не была столь сильной и могучей, как Дуб…
И вдруг он увидел Ромашку, цветущую и прекрасную, как никогда…
Садовник спросил: «Как же так? Ты растешь посреди этого увядшего и мрачного сада, а у тебя такой здоровый вид?»
Красавица ответила: «Я не знаю… Возможно, я всегда думала, что, сажая меня, ты хотел именно Ромашку… Если бы ты хотел иметь в саду еще один Дуб или Розу, ты бы посадил их… Тогда я сказала себе: «я постараюсь быть Ромашкой настолько хорошо, насколько смогу…»
Как вы думаете, почему Ромашка так рассуждала:

потому, что она скрывала свою зависть к другим цветам и деревьям;
потому, что всегда нужно стремиться быть самим собой; Это правильный ответ
потому, что она очень высокого о себе мнения;
потому, что она считает себя красивее всех.
Вопрос № 4 3 балла(ов)
Вставьте пропущенное слово в цитату российского психолога Л.И. Божович: старшеклассники – «люди, обращенные в …, и все настоящее выступает для них в свете этой основной направленности их личности»:
будущее; Это правильный ответ
прошлое;
настоящее;
веру.
Вопрос № 5 5 балла(ов)
По мнению российского психолога В.И. Слободчикова в юности молодые люди впервые сталкиваются:
с кризисом рождения;
с кризисом смысла жизни; Это правильный ответ
кризисом социальных отношений
семейным кризисом.
Вопрос № 6 5 балла(ов)
Расположите личностные новообразования (колонка А) в порядке их появления в различные возрастные этапы (колонка Б):
АВ
Произвольность Правильно:31. подростковый возраст
Чувство взрослости Правильно:12. юношеский возраст
Самоопределение Правильно:23. младший школьный возраст
Вопрос № 7 3 балла(ов)
Хронологический возраст человека определяется:
индивидуальными особенностями;
психологическими особенностями развития;
временными рамками; Это правильный ответ
когнитивными особенностями развития.
Вопрос № 8 7 балла(ов)
О какой психологической проблеме писал великий русский писатель Л.Н. Толстой в своем автобиографическом отрывке «Исповедь»: «Пять лет назад странное состояние ума начало овладевать мною: у меня были моменты растерянности, остановки жизни, как будто я не знал, как я должен жить, что я должен делать. ...Эти остановки жизни всегда возникали с одним и тем же вопросом: «почему?» и «зачем?» ...Эти вопросы со все большей настойчивостью требовали ответа и, как точки, собирались в одно черное пятно. …Какой смысл, управлять поместьем, учить сына? Зачем? У меня сейчас шесть тысяч десятин в Самарской губернии и три тысячи лошадей – что дальше?»:
поиск новых литературных форм;
решение бытовых проблем;
потеря смысла жизни; Это правильный ответ
творческий кризис писателя.
Вопрос № 9 5 балла(ов)
Основные задачи развития в ранней юности:
развитие интеллектуальной сферы;
обретение произвольности психических процессов;
формирование интересов и мотивации учения;
обретение чувства личностной тождественности и целостности, профессиональное самоопределение; Это правильный ответ
Вопрос № 10 7 балла(ов)
В психологии под ценностными ориентациями понимается:
отражение в сознании человека стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров; Это правильный ответ
особое отношение между поступками человека (людей, институтов), намерениями, а также оценками этих действий другими людьми или обществом;
побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость;
способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Вопрос № 11 5 балла(ов)
Установите соответствие между возрастным периодом (колонка А) и преобладающим мотивом учения (колонка Б):
АВ
Старший школьник Правильно:21. мотив получения хорошей оценки
Подросток Правильно:32. практический мотив, связанный с будущей профессией
Младший школьник Правильно:13. нужно быть не хуже других
Вопрос № 12 7 балла(ов)
Прочитайте внимательно притчу и ответьте на вопрос: «Однажды, по пути домой, Мудрец повстречался с человеком, который куда-то настолько сильно спешил, что, обгоняя по пути Мудреца, случайно задел его плечом. Тот в свою очередь спокойно и вежливо обратился к нему с вопросом:
— Скажи, почтенный человек, куда это ты так спешишь, что ничего не замечаешь на своём пути?
— Прошу прощения,— сказал человек, не сбавляю шагу,— спешу я потому, что занят поиском смысла жизни и не имею права медлить.
— Что ж,— промолвил Учитель,— я слышал об одном человеке, который искал всю свою жизнь этот смысл.
— Надеюсь, истина открылась ему? — полюбопытствовал нетерпеливый попутчик.
— Да, он умер просветлённым, успев рассказать тем, кто был рядом то, что понял лишь умирая,— ответил Мудрец.
— И что же он сказал?
— Он сказал, что смысл жизни это…
— Что ж спасибо тебе за беседу,— сказал человек и почти бегом продолжил свой путь.
Мудрец закончил свою мысль, но его слова прозвучали в пустоту. Случайный попутчик был уже слишком далеко. Он спешил так, что не дослушал.
Как вы думаете, какие слова Мудреца не дослушал спешащий человек:

…выбор либо искать смысл жизни, либо умереть;
…выбор либо жить, либо всю жизнь потратить на поиски этого самого смысла; Это правильный ответ
…поиск истины;
...его поиск.
Вопрос № 13 3 балла(ов)
В каком возрастном периоде проявляется относительная устойчивость и адекватность самооценки?
в зрелом возрасте;
в подростковом возрасте;
в юношеском возрасте; Это правильный ответ
в раннем детстве;
Вопрос № 14 5 балла(ов)
Вставьте пропущенное понятие: «…это – переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива»:
личностный смысл; Это правильный ответ
мотивы и потребности;
эмоциональная сфера;
общественное сознание.
Вопрос № 15 5 балла(ов)
Под личной идентичностью российский социолог и философ И. С. Кон понимает:
единство и преемственность физиологических и психических процессов и структуры организма;
сознательно вырабатываемую позицию в критических жизненных обстоятельствах, которые невозможно изменить;
единство и преемственность жизнедеятельности, целей, мотивов, смысложизненных установок личности, осознающей себя как «самость»; Это правильный ответ
систему свойств, благодаря которым особь становится социальным индивидом, членом определенного общества или группы.
Вопрос № 16 5 балла(ов)
Установите соответствие между ценностями (колонка А) и их содержанием (колонка Б), которые выделяет в своей теории австрийский психолог В. Франкл:
АВ
Ценности творчества Правильно:31. любовь
Ценности переживания Правильно:12. сознательно вырабатываемая позиция в критических жизненных обстоятельствах, которые невозможно изменить
Ценности отношения Правильно:23. в первую очередь, труд
Вопрос № 17 7 балла(ов)
Основной тезис учения В. Франкла о смысле жизни заключается в том, что…:
жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах, смысл жизни всегда может быть найден; Это правильный ответ
жизнь человека изначально не имеет никакого смысла, вся жизнь – это только существование на земле;
человеку не за что бороться, не на что надеяться, он не может найти цель в жизни.
человек не способен найти смысл в жизни.
Вопрос № 18 7 балла(ов)
Под социальной идентичностью российский социолог и философ И. С. Кон понимает:
единство и преемственность жизнедеятельности, целей, мотивов, смысложизненных установок личности, осознающей себя как «самость»;
сознательно вырабатываемую позицию в критических жизненных обстоятельствах, которые невозможно изменить;
единство и преемственность физиологических и психических процессов и структуры организма;
систему свойств, благодаря которым особь становится социальным индивидом, членом определенного общества или группы. Это правильный ответ
Вопрос № 19 5 балла(ов)
Определение какому понятию дается в теории американского психолога Э. Эриксона: «неспособность человека осознать себя и свое место в мире, связанная с инфантильным желанием как можно дольше не вступать во взрослую жизнь»?
«невроз»;
«самость»;
"диффузность идентичности"; Это правильный ответ
«идентичность».
Вопрос № 20 3 балла(ов)
Максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения характерны:
для кризиса 3 лет;
для кризиса 7 лет;
для кризиса 17 лет; Это правильный ответ
для кризиса 30 лет.