Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Школьный тур областной олимпиады по психологии | ||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||
11 класс. Блок № 2 | ||||||||||
40 минут на выполнение блока. Из них 40 минут на ввод ответов | ||||||||||
Вопрос № 1 3 балла(ов) | ||||||||||
Российский социолог и философ И.С. Кон так определяет этот возрастной период человека: «определенный этап созревания и развития человека, лежащий между детством и взрослостью». О каком возрасте он пишет? | ||||||||||
о подростковом; | ||||||||||
о старшем дошкольном; | ||||||||||
о юношеском; Это правильный ответ | ||||||||||
о зрелом. | ||||||||||
Вопрос № 2 3 балла(ов) | ||||||||||
Вставьте пропущенные слова: «В период юности начинается процесс активного освоения …, социальных ролей взрослого человека, установление круга знакомств, многообразная социальная и общественная жизнь»: | ||||||||||
учебно-профессиональной деятельности; Это правильный ответ | ||||||||||
окружающего пространства; | ||||||||||
учебной деятельности; | ||||||||||
предметной деятельности. | ||||||||||
Вопрос № 3 5 балла(ов) | ||||||||||
В юношеском возрасте важнейшим психологическим новообразованием является: | ||||||||||
произвольность; | ||||||||||
инфантилизм; | ||||||||||
чувство взрослости; | ||||||||||
профессиональное и нравственное самоопределение. Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 4 3 балла(ов) | ||||||||||
В каком возрасте одним из важнейших новообразований интеллектуальной сферы является развитие теоретического мышления? | ||||||||||
в раннем детском возрасте; | ||||||||||
в младшем дошкольном возрасте; | ||||||||||
в старшем дошкольном возрасте; | ||||||||||
в юношеском возрасте. Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 5 5 балла(ов) | ||||||||||
Система взглядов на объективный мир и место человека в нем- это: | ||||||||||
эмпатия; | ||||||||||
мировоззрение; Это правильный ответ | ||||||||||
просоциальное поведение; | ||||||||||
мудрость. | ||||||||||
Вопрос № 6 5 балла(ов) | ||||||||||
Прочитайте внимательно притчу и ответьте на вопрос: «Шёл снег. Погода была безветренной, и большие пушистые снежинки неспешно кружили в причудливом танце, медленно приближаясь к земле. Две снежинки, летевшие рядом, решили затеять разговор: — Как хорошо лететь, наслаждаться полётом! – говорит первая снежинка. — Мы не летим, мы просто падаем, — грустно отвечала вторая. — Скоро мы встретимся с землёй и превратимся в белое пушистое покрывало! — Нет, мы летим навстречу гибели, а на земле нас просто растопчут. — Мы станем ручьями и устремимся к морю. Мы будем жить вечно! — сказала первая. — Нет, мы растаем и исчезнем навсегда, — возражала ей вторая. Как вы думаете, в чем заключается мораль этой притчи? | ||||||||||
жизнь совершенно не имеет никакого смысла; | ||||||||||
жизнь очень трудна и полна разочарований; | ||||||||||
каждый может найти смысл своей жизни; Это правильный ответ | ||||||||||
смысл жизни найти невозможно. | ||||||||||
Вопрос № 7 7 балла(ов) | ||||||||||
Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни австрийский психолог В. Франкл рассматривает как: | ||||||||||
мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности; Это правильный ответ | ||||||||||
способность думать об отдаленных результатах своих решений и поступать в соответствии с этими результатами; | ||||||||||
целенаправленный процесс развития личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями; | ||||||||||
одно из высших проявлений психического, процесс познавательной деятельности индивида. | ||||||||||
Вопрос № 8 7 балла(ов) | ||||||||||
Под профессиональным самоопределением старшеклассников понимается…: | ||||||||||
род трудовой активности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков; | ||||||||||
система признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией; | ||||||||||
период в жизни человека, когда в течение относительно короткого времени выявляются резкие и существенные психологические сдвиги и изменения личности; | ||||||||||
готовность к разрешению противоречия между сложившимися свойствами личности и необходимостью ее приобщения к конкретному виду профессионального труда для решения сложных и многогранных задач, предъявляемых современным развитием социально-экономической ситуации. Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 9 5 балла(ов) | ||||||||||
Сколько стадий развития идентичности выделяет американский психолог Э. Эриксон? | ||||||||||
восемь стадий; Это правильный ответ | ||||||||||
две стадии; | ||||||||||
шесть стадий; | ||||||||||
четыре стадии. | ||||||||||
Вопрос № 10 7 балла(ов) | ||||||||||
Какое определение нравственной устойчивости личности дается российским психологом И.Ю. Кулагиной? | ||||||||||
в своем поведении юноши и девушки все более ориентируется на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего, пусть не очень большого, жизненного опыта. Знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в их сознании в единую картину; Это правильный ответ | ||||||||||
формирование способности к овладению и пользованию различными типами мышления (эмпирическим, образным, теоретическим, конкретно-историческим, диалектическим в их единстве); | ||||||||||
совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности; | ||||||||||
действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией. | ||||||||||
Вопрос № 11 5 балла(ов) | ||||||||||
Центральным компонентом направленности личности человека являются: | ||||||||||
восприятие и внимание; | ||||||||||
максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения; | ||||||||||
ценностные ориентации; Это правильный ответ | ||||||||||
возрастные кризисы. | ||||||||||
Вопрос № 12 5 балла(ов) | ||||||||||
По мнению российского психолога Д.А. Леонтьева, «с психологической точки зрения главным является не осознанное представление о смысле жизни, а…»: | ||||||||||
размышления о смысле жизни; | ||||||||||
насыщенность реальной повседневной жизни реальным смыслом; Это правильный ответ | ||||||||||
любые попытки сконструировать себе смысл жизни умозрительным рассуждением; | ||||||||||
прекращение поиска смысла жизни. | ||||||||||
Вопрос № 13 5 балла(ов) | ||||||||||
Центральное понятие концепции американского психолога Э. Эриксона, обозначающее эмоционально-когнитивное единство представлений о самом себе, своем месте в мире, в системе межличностных отношений: | ||||||||||
профессиональное самоопределение; | ||||||||||
мотивация; | ||||||||||
сознание; | ||||||||||
эгоидентичность. Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 14 5 балла(ов) | ||||||||||
Осознание себя как причины совершаемых поступков и их последствий и контроль за изменениями в окружающем мире и своей жизни — это... | ||||||||||
ответственность; Это правильный ответ | ||||||||||
сознание; | ||||||||||
воля; | ||||||||||
разум. | ||||||||||
Вопрос № 15 5 балла(ов) | ||||||||||
Вставьте пропущенное понятие: «…– это отражение в сознании человека стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров»: | ||||||||||
профессиональное сознание; | ||||||||||
идентичность; | ||||||||||
ценностные ориентации; Это правильный ответ | ||||||||||
учебно-профессиональная мотивация. | ||||||||||
Вопрос № 16 7 балла(ов) | ||||||||||
Прочитайте внимательно притчу и ответьте на вопрос: «Однажды некий уважаемый горожанин пришёл к Соломону, наслаждавшемуся зрелищем рыб, плескавшихся в пруду, и поведал: — Царь, я в замешательстве! Каждый день моей жизни похож на предыдущий, я не отличаю рассвет от заката, и больше не ведаю счастья. Соломон задумался и сказал: — Многие мечтали бы оказаться на твоем месте, обладать твоим домом, твоими садами и твоими богатствами. А о чём мечтаешь ты? Ответил проситель: — Сначала я мечтал освободиться из рабства. Потом я мечтал, чтобы моя торговля приносила доход. А теперь я не знаю, о чём мечтать. Тогда Соломон изрёк: — Человек, не имеющий мечты, подобен рыбам, что плавают в этом пруду. Каждый день их жизни похож на предыдущий, они не отличают рассвет от заката и не ведают счастья. Только в отличие от рыб ты сам запер себя в своём пруду. Если в твоей жизни нет благой цели, ты будешь бесцельно слоняться по своему дому и, умирая, поймешь, что прожил зря». Как вы думаете, в чем заключается смысл этой притчи? | ||||||||||
человеку неподвластно найти смысл жизни; | ||||||||||
человеку необходимо стремиться к материальным богатствам; | ||||||||||
всякий раз, достигая одной цели, человек должен искать следующую и когда исполняется одна мечта – загадывать другую; Это правильный ответ | ||||||||||
человеку невозможно достичь того, чего он хочет. | ||||||||||
Вопрос № 17 4 балла(ов) | ||||||||||
Какие три группы ценностей выделял австрийский психолог В. Франкл? | ||||||||||
предметные, духовные, групповые ценности; | ||||||||||
материальные, духовные, личностные ценности; | ||||||||||
общественно-политические, личностные, духовные ценности; | ||||||||||
ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения. Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 18 7 балла(ов) | ||||||||||
В теории американского психолога Э. Эриксона рассматриваются различные аспекты идентичности человека. Установите соответствие между различными аспектами идентичности (колонка А) и их содержанием (колонка Б) | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 19 4 балла(ов) | ||||||||||
Понятие, используемое для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому эталоном должного: | ||||||||||
смысл; | ||||||||||
ценность; Это правильный ответ | ||||||||||
сознание; | ||||||||||
идентичность. | ||||||||||
Вопрос № 20 3 балла(ов) | ||||||||||
Временными рамками определяется: | ||||||||||
биологический возраст человека; | ||||||||||
социальный возраст человека; | ||||||||||
психологический возраст человека; | ||||||||||
хронологический возраст человека. Это правильный ответ | ||||||||||