Забыли пароль? Регистрация

Вход по логину




Вход через ВКонтакте

Школьный тур областной олимпиады по психологии
Назад к списку блоков
11 класс. Блок № 2
40 минут на выполнение блока. Из них 40 минут на ввод ответов
Вопрос № 1 3 балла(ов)
Российский социолог и философ И.С. Кон так определяет этот возрастной период человека: «определенный этап созревания и развития человека, лежащий между детством и взрослостью». О каком возрасте он пишет?
о подростковом;
о старшем дошкольном;
о юношеском; Это правильный ответ
о зрелом.
Вопрос № 2 3 балла(ов)
Вставьте пропущенные слова: «В период юности начинается процесс активного освоения …, социальных ролей взрослого человека, установление круга знакомств, многообразная социальная и общественная жизнь»:
учебно-профессиональной деятельности; Это правильный ответ
окружающего пространства;
учебной деятельности;
предметной деятельности.
Вопрос № 3 5 балла(ов)
В юношеском возрасте важнейшим психологическим новообразованием является:
произвольность;
инфантилизм;
чувство взрослости;
профессиональное и нравственное самоопределение. Это правильный ответ
Вопрос № 4 3 балла(ов)
В каком возрасте одним из важнейших новообразований интеллектуальной сферы является развитие теоретического мышления?
в раннем детском возрасте;
в младшем дошкольном возрасте;
в старшем дошкольном возрасте;
в юношеском возрасте. Это правильный ответ
Вопрос № 5 5 балла(ов)
Система взглядов на объективный мир и место человека в нем- это:
эмпатия;
мировоззрение; Это правильный ответ
просоциальное поведение;
мудрость.
Вопрос № 6 5 балла(ов)
Прочитайте внимательно притчу и ответьте на вопрос: «Шёл снег. Погода была безветренной, и большие пушистые снежинки неспешно кружили в причудливом танце, медленно приближаясь к земле.
Две снежинки, летевшие рядом, решили затеять разговор:
— Как хорошо лететь, наслаждаться полётом! – говорит первая снежинка.
— Мы не летим, мы просто падаем, — грустно отвечала вторая.
— Скоро мы встретимся с землёй и превратимся в белое пушистое покрывало!
— Нет, мы летим навстречу гибели, а на земле нас просто растопчут.
— Мы станем ручьями и устремимся к морю. Мы будем жить вечно! — сказала первая.
— Нет, мы растаем и исчезнем навсегда, — возражала ей вторая.
Как вы думаете, в чем заключается мораль этой притчи?

жизнь совершенно не имеет никакого смысла;
жизнь очень трудна и полна разочарований;
каждый может найти смысл своей жизни; Это правильный ответ
смысл жизни найти невозможно.
Вопрос № 7 7 балла(ов)
Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни австрийский психолог В. Франкл рассматривает как:
мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности; Это правильный ответ
способность думать об отдаленных результатах своих решений и поступать в соответствии с этими результатами;
целенаправленный процесс развития личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями;
одно из высших проявлений психического, процесс познавательной деятельности индивида.
Вопрос № 8 7 балла(ов)
Под профессиональным самоопределением старшеклассников понимается…:
род трудовой активности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков;
система признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией;
период в жизни человека, когда в течение относительно короткого времени выявляются резкие и существенные психологические сдвиги и изменения личности;
готовность к разрешению противоречия между сложившимися свойствами личности и необходимостью ее приобщения к конкретному виду профессионального труда для решения сложных и многогранных задач, предъявляемых современным развитием социально-экономической ситуации. Это правильный ответ
Вопрос № 9 5 балла(ов)
Сколько стадий развития идентичности выделяет американский психолог Э. Эриксон?
восемь стадий; Это правильный ответ
две стадии;
шесть стадий;
четыре стадии.
Вопрос № 10 7 балла(ов)
Какое определение нравственной устойчивости личности дается российским психологом И.Ю. Кулагиной?
в своем поведении юноши и девушки все более ориентируется на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего, пусть не очень большого, жизненного опыта. Знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в их сознании в единую картину; Это правильный ответ
формирование способности к овладению и пользованию различными типами мышления (эмпирическим, образным, теоретическим, конкретно-историческим, диалектическим в их единстве);
совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности;
действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией.
Вопрос № 11 5 балла(ов)
Центральным компонентом направленности личности человека являются:
восприятие и внимание;
максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения;
ценностные ориентации; Это правильный ответ
возрастные кризисы.
Вопрос № 12 5 балла(ов)
По мнению российского психолога Д.А. Леонтьева, «с психологической точки зрения главным является не осознанное представление о смысле жизни, а…»:
размышления о смысле жизни;
насыщенность реальной повседневной жизни реальным смыслом; Это правильный ответ
любые попытки сконструировать себе смысл жизни умозрительным рассуждением;
прекращение поиска смысла жизни.
Вопрос № 13 5 балла(ов)
Центральное понятие концепции американского психолога Э. Эриксона, обозначающее эмоционально-когнитивное единство представлений о самом себе, своем месте в мире, в системе межличностных отношений:
профессиональное самоопределение;
мотивация;
сознание;
эгоидентичность. Это правильный ответ
Вопрос № 14 5 балла(ов)
Осознание себя как причины совершаемых поступков и их последствий и контроль за изменениями в окружающем мире и своей жизни — это...
ответственность; Это правильный ответ
сознание;
воля;
разум.
Вопрос № 15 5 балла(ов)
Вставьте пропущенное понятие: «…– это отражение в сознании человека стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров»:
профессиональное сознание;
идентичность;
ценностные ориентации; Это правильный ответ
учебно-профессиональная мотивация.
Вопрос № 16 7 балла(ов)
Прочитайте внимательно притчу и ответьте на вопрос: «Однажды некий уважаемый горожанин пришёл к Соломону, наслаждавшемуся зрелищем рыб, плескавшихся в пруду, и поведал:
— Царь, я в замешательстве! Каждый день моей жизни похож на предыдущий, я не отличаю рассвет от заката, и больше не ведаю счастья.
Соломон задумался и сказал:
— Многие мечтали бы оказаться на твоем месте, обладать твоим домом, твоими садами и твоими богатствами. А о чём мечтаешь ты?
Ответил проситель:
— Сначала я мечтал освободиться из рабства. Потом я мечтал, чтобы моя торговля приносила доход. А теперь я не знаю, о чём мечтать.
Тогда Соломон изрёк:
— Человек, не имеющий мечты, подобен рыбам, что плавают в этом пруду. Каждый день их жизни похож на предыдущий, они не отличают рассвет от заката и не ведают счастья. Только в отличие от рыб ты сам запер себя в своём пруду. Если в твоей жизни нет благой цели, ты будешь бесцельно слоняться по своему дому и, умирая, поймешь, что прожил зря».
Как вы думаете, в чем заключается смысл этой притчи?

человеку неподвластно найти смысл жизни;
человеку необходимо стремиться к материальным богатствам;
всякий раз, достигая одной цели, человек должен искать следующую и когда исполняется одна мечта – загадывать другую; Это правильный ответ
человеку невозможно достичь того, чего он хочет.
Вопрос № 17 4 балла(ов)
Какие три группы ценностей выделял австрийский психолог В. Франкл?
предметные, духовные, групповые ценности;
материальные, духовные, личностные ценности;
общественно-политические, личностные, духовные ценности;
ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения. Это правильный ответ
Вопрос № 18 7 балла(ов)
В теории американского психолога Э. Эриксона рассматриваются различные аспекты идентичности человека. Установите соответствие между различными аспектами идентичности (колонка А) и их содержанием (колонка Б)
АВ
Социальная солидарность Правильно:31. осознанное ощущение собственной уникальности и собственного отдельного существования
Единство и синтез Правильно:42. ощущение непрерывности между тем, кем человек был в прошлом и кем обещает стать в будущем; ощущение того, что жизнь имеет согласованность и смысл
Тождественность и целостность Правильно:23. ощущение внутренней согласованности с идеалами общества, ощущение того, что собственная идентичность имеет смысл для уважаемых данным человеком людей (референтной группы) и соответствует их ожиданиям
Индивидуальность Правильно:14. ощущение внутренней гармонии, синтез образов себя и детских идентификаций в осмысленное целое
Вопрос № 19 4 балла(ов)
Понятие, используемое для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому эталоном должного:
смысл;
ценность; Это правильный ответ
сознание;
идентичность.
Вопрос № 20 3 балла(ов)
Временными рамками определяется:
биологический возраст человека;
социальный возраст человека;
психологический возраст человека;
хронологический возраст человека. Это правильный ответ