Забыли пароль? Регистрация

Вход по логину




Вход через ВКонтакте

Школьный тур ВОШ по экологии
Назад к списку блоков
10 класс. Блок № 2
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов
Задание № 1
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии.
10 класс. 2016-17 учебный год
2 блок

Дорогие ребята! Поздравляем вас с участием в I этапе Всероссийской олимпиаде школьников по экологии!
Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только экологических знаний, но и общей эрудиции.
Успеха Вам в работе!

Вопрос № 1 1 балла(ов)
Задание 1.
Выбери один правильный вариант ответа

1. Из перечисленных задач НЕ является задачей экологии
А. изучение механизмов адаптаций к среде
Б. изучение механизмов поддержания биоразнообразия на Земле
В. изучение механизмов устойчивости экосистем
Г. изучение механизмов старения организмов Это правильный ответ
Вопрос № 2 1 балла(ов)
2. Совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, которая в природе длительно существует в определенной части ареала относительно обособленно от других совокупностей того же вида, называется
А. видом
Б. популяцией Это правильный ответ
В. сортом
Г. породой
Вопрос № 3 1 балла(ов)
3. Гриб-пеницилл продуцирует вещества, подавляющие жизнедеятельность бактерий. Это пример
А. конкуренции
Б. паразитизма
В. аменсализма Это правильный ответ
Г. комменсализма
Вопрос № 4 1 балла(ов)
4. Какое животное надо включить в пищевую цепь: злаки – мышь - … - коршун
А. ёж
Б. уж Это правильный ответ
В. жаворонок
Г. волк
Вопрос № 5 1 балла(ов)
5. Сходство естественной и искусственной экосистем заключается в том, что они
А. содержат одинаковое число звеньев цепи питания
Б. имеют одинаковое биоразнообразие
В. не могут существовать без участия человека
Г. содержат одинаковые функциональные группы организмов Это правильный ответ
Вопрос № 6 1 балла(ов)
6. В настоящее время рекомендуется минимально использовать пестициды в сельском хозяйстве, потому что они
А. снижают продуктивность агроценоза
Б. разрушают структуру почвы
В. являются дорогостоящими
Г. убивают и вредные и полезные виды живых организмов Это правильный ответ
Вопрос № 7 1 балла(ов)
7. Незамкнутый круговорот веществ характерен для
А. влажного луга
Б. таёжного леса
В. пшеничного поля Это правильный ответ
Г. ковыльной степи
Вопрос № 8 1 балла(ов)
8. Биоценозом называют
А. комплекс ландшафта и почвенно-климатических условий данного местообитания
Б. совокупность организмов одного вида и среды обитания
В. совокупность совместно обитающих и взаимосвязанных организмов, принадлежащих к разным видам Это правильный ответ
Г. группу совместно живущих организмов и среды обитания
Вопрос № 9 1 балла(ов)
9. Нижняя граница биосферы по литосфере проходит на глубине 3-4 км. Основным лимитирующим фактором, препятствующим проникновению жизни ниже, является
А. отсутствие света
Б. высокая температура земных недр Это правильный ответ
В. низкое давление горных пород
Г. жёсткая радиация
Вопрос № 10 1 балла(ов)
10. Загрязнение атмосферного воздуха в крупном городе – это
А. локальный экологический кризис Это правильный ответ
Б. локальная экологическая катастрофа
В. региональный экологический кризис
Г. глобальная экологическая катастрофа
Вопрос № 11 1 балла(ов)
11. Пример саморегуляции в экосистеме является
А. быстрое размножение хламидомонады
Б. смена экосистем в результате резких изменений климата
В. сокращение численности видов под влиянием хозяйственной деятельности человека
Г. увеличение численности белок при большом урожае семян и плодов растений Это правильный ответ
Вопрос № 12 1 балла(ов)
12. Примером детритной цепи питания является
А. трава – корова - человек
Б. упавший лист – дождевой червь – скворец - сокол Это правильный ответ
В. листва – тля – божья коровка
Г. фитопланктон – зоопланктон – снеток - окунь
Вопрос № 13 1 балла(ов)
13. Тропические леса преимущественно вырубают для
А. изготовления мебели, посуды и украшений
Б. получения канифоли, смол, скипидара
В. расширения сельскохозяйственных угодий и в качестве топлива Это правильный ответ
Г. постройки жилищ и производства спирта
Вопрос № 14 1 балла(ов)
14. Красная книга МСОП включает страницы шести цветов, а именно
А. черная, красная, синяя, зеленая, белая, голубая
Б. красная, серая, синяя, белая, оранжевая, голубая
В. черная, красная, жёлтая, белая, серая, зеленая Это правильный ответ
Г. красная, синяя, желтая, серая, голубая, фиолетовая
Вопрос № 15 1 балла(ов)
15. Челябинский государственный историко-культурный заповедник, представляющий собой укрепленное поселение бронзового века, называется
А. «Зюраткуль»
Б. «Таганай»
В. «Аркаим» Это правильный ответ
Г. «Игнатьевская пещера»
Вопрос № 16 3 балла(ов)
Задание 2.
Задание включает вопросы с 3 верными вариантами ответов из шести.
ВНИМАНИЕ: ответы на вопросы Задания 2 вводятся в порядке возрастания и без каких-либо знаков между цифрами. Например, 123


16. Хвойный лес – более устойчивая система, чем ореховая роща, так как в нём

1. большое разнообразие видов
2. присутствуют продуценты
3. круговорот веществ незамкнутый
4. более длинные цепи питания
5. разветвленная сеть питания
6. преобладают монокультуры
Правильный ответ 145
Вопрос № 17 3 балла(ов)
17. Характеризуют и показывают роль организмов в их участии в биогенном круговороте веществ в экосистемах следующие термины
1. реликты
2. продуценты
3. консументы
4. эндемики
5. редуценты
6. синантропные виды
Правильный ответ 235
Вопрос № 18 3 балла(ов)
18. К региональному уровню мониторинга относятся следующие объекты наблюдения
1. состояние озонового экрана биосферы
2. воздействия солнечной радиации на организм человека
3. состояние реки Миасс, протекающей по территории города Челябинска
4. агроэкосистемы Южного Урала
5. солевой состав вод Мирового океана
6. видовой состав растений местной флоры
Правильный ответ 346
Вопрос № 19 3 балла(ов)
19. Газовая функция живого вещества в биосфере проявляется в
1. накоплении фосфора и кальция в прибрежной части моря в результате гибели рыб
2. образовании отложений руды и известняков в результате деятельности бактерий
3. разрушении и гниении отмерших организмов
4. выделении кислорода растениями в процессе фотосинтеза
5. выделении углекислого газа при дыхании организмов разных царств природы
6. связывании атмосферного азота клубеньковыми бактериями
Правильный ответ 456
Вопрос № 20 4 балла(ов)
Задание 3.
Установите соответствие между предложенными понятиями.

20. Установите соответствие между группами почвенной фауны и видами животных

АВ
А. микрофауна Правильно:31. кроты, слепыши
Б. мезофауна Правильно:22. клещи, ногохвостки, двухвостки
В. макрофауна Правильно:43. простейшие, коловратки, нематоды
Г. мегафауна Правильно:14. многоножки, дождевые черви
Вопрос № 21 4 балла(ов)
21. Установите соответствие между зонами активности организмов и их характеристикой
АВ
А. организм испытывает сильное угнетение Правильно:21. оптимума
Б. организм остается живым Правильно:42. пессимума
В. организм теряет свою активность Правильно:33. покоя
Г. наиболее благоприятные значения для организма Правильно:14. жизни
Вопрос № 22 4 балла(ов)
22. Установите соответствие между содержанием работы и видами организаций и программ
АВ
А. учреждение ООН по вопросам здравоохранения Правильно:41. ЮНЕП
Б. программа ООН по окружающей среде Правильно:12. ЮНЕСКО
В. ООН по вопросам образования, науки и культуры Правильно:23. ЮНИДО
Г. ООН по промышленному развитию Правильно:34. ВОЗ
Вопрос № 23 4 балла(ов)
23. Установите соответствие между типами биотических взаимоотношений и видовыми парами
АВ
А. термиты и жгутиковые Правильно:41. хищник-жертва
Б. египетская цапля и буйвол Правильно:32. паразит-хозяин
В. розовый скворец и саранча Правильно:13. факультативный мутуализм
Г. эхинококк и волк Правильно:24. обязательный мутуализм
Вопрос № 24 5 балла(ов)
Задание 4.
Определите правильную последовательность.
ВНИМАНИЕ: ответ вводится без каких-либо знаков между цифрами.


24. Установите последовательность передачи энергии по пищевой цепи

1. тля
2. паук
3. скворец
4. смородина
5. божья коровка
Правильный ответ 41523
Вопрос № 25 5 балла(ов)
25. Установите последовательность этапов зарастания пустыря
1. еловый лес
2. мелколиственный лес
3. луг
4. одиночные деревья
5. заросли кустарника
Правильный ответ 35421
Вопрос № 26 5 балла(ов)
Задание 5.
Выбери правильные суждения.
ВНИМАНИЕ: ответ на вопрос Задания 5 вводится в порядке возрастания и без каких-либо знаков между цифрами. Например, 123


1. В экосистемах происходит непрерывный обмен энергией и веществом только между организмами.
2. Все природные экосистемы связаны между собой и вместе образуют живую оболочку Земли, которую можно рассматривать как самую большую экосистему.
3. Реакция организмов на изменения температуры окружающей среды называется фотопериодизмом.
4. Ксерофитами являются водные растения, целиком или большей своей частью погруженные в воду.
5. Процесс потребления веществ и энергии называется питанием.
6. Определенные типы внешнего строения организмов, возникшие как приспособления к условиям местообитания, называются жизненными формами.
7. Перевернутая пирамида биомассы свойственна водным экосистемам, где первичные продуценты очень быстро делятся, а их потребители гораздо крупнее, н имеют длительный цикл воспроизводства.
8. Примером первичной сукцессии являются изменения, происходящие после раскорчевки и запашки площадей, занятых прежде лесом.
9. Циркуляция химических элементов (веществ) в биосфере называется биогеохимическими циклами.
Правильный ответ 25679