Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Открытая олимпиада по осмысленному чтению (ФМЛ №31) |
Назад к списку блоков |
4 класс. Блок № 2 |
30 минут на выполнение блока. Из них 30 минут на ввод ответов |
Задание № 1 |
Сказка Пермяка Евгения Андреевича. Волшебные краски. Один раз в сто лет, в ночь под Новый год, самый добрый из всех самых добрых стариков, Дед Мороз, приносит семь волшебных красок. Этими красками можно нарисовать все, что захочешь, и нарисованное оживет. Хочешь — нарисуй стадо коров и потом паси их. Хочешь — нарисуй корабль и плыви на нем. Или звездолет и лети к звездам. А если тебе нужно нарисовать что-нибудь попроще, например стул, — пожалуйста. Нарисуй и садись на него. Эти краски Дед Мороз приносит самому доброму из всех самых добрых детей. И это понятно. Если такие краски попадут в руки злому мальчику или злой девочке, они могут натворить много бед. Пририсуют человеку второй нос, и будет человек двуносым. Нарисуют собаке рога, курице — усы, а кошке — горб, и будет собака рогатой, курица — усатой, а кошка — горбатой. Поэтому Дед Мороз очень долго выбирает, кому из детей подарить волшебные краски. В последний раз он подарил их одному очень доброму мальчику. Самому доброму из самых добрых. Мальчик очень обрадовался подарку и тут же принялся рисовать. Он нарисовал бабушке теплый платок, маме — нарядное платье, а отцу — охотничье ружье. Слепому старику мальчик нарисовал глаза, а своим товарищам — большую-пребольшую школу. Но никто не мог воспользоваться нарисованным. Платок для бабушки был похож на тряпку для мытья полов, а платье, нарисованное матери, оказалось таким кособоким, пестрым и мешковатым, что она его не захотела даже примерить. Ружье ничем не отличалось от дубины. Глаза для слепого напоминали две голубые кляксы, и он не мог ими видеть. А школа, которую очень усердно рисовал мальчик, получилась до того уродливой, что к ней даже боялись подходить близко. На улице появились деревья, похожие на метелки. Появились лошади с проволочными ногами, автомобили с кривыми колесами, дома с падающими стенами и крышами набекрень, шубы и пальто, у которых один рукав был длиннее другого… Появились тысячи вещей, которыми нельзя было воспользоваться. И люди ужаснулись: — Как ты мог сотворить столько зла, самый добрый из всех самых добрых мальчиков?! И мальчик заплакал. Ему так хотелось сделать людей счастливыми!.. Но он не умел рисовать и только зря извел краски. Мальчик плакал так громко, что его услышал самый добрый из всех самых добрых стариков — Дед Мороз. Услышал, и вернулся к нему, и положил перед мальчиком новую коробку с красками: — Только это, мой друг, простые краски. Но они могут тоже стать волшебными, если ты этого очень захочешь. Так сказал Дед Мороз и удалился. А мальчик задумался. Как же сделать, чтобы простые краски стали волшебными и чтобы они радовали людей, а не приносили им несчастье? Добрый мальчик достал кисть и принялся рисовать. Он рисовал, не разгибаясь, весь день и весь вечер. Он рисовал и на другой, и на третий, и на четвертый день. Рисовал до тех пор, пока не кончились краски. Тогда он попросил новые. Прошел год… Прошло два года… Прошло много-много лет. Мальчик стал взрослым, но по-прежнему не расставался с красками. Глаза его стали зоркими, руки умелыми, и теперь на его рисунках вместо кривых домов с падающими стенами красовались высокие, светлые здания, а вместо платьев, похожих на мешки, — яркие, нарядные одежды. Мальчик не заметил, как стал настоящим художником. Он рисовал все, что было вокруг, и то, что еще никто никогда не видел: самолеты, похожие на огромные стрелы, и корабли, похожие на самолеты, воздушные мосты и дворцы из стекла. Люди с удивлением смотрели на его рисунки, но никто не ужасался. Наоборот, все радовались и восхищались. — Какие чудесные картины! Какие волшебные краски! — говорили они, хотя краски были самые обыкновенные. Картины и вправду были так хороши, что людям захотелось их оживить. И вот настали счастливые дни, когда нарисованное на бумаге стало переходить в жизнь: и дворцы из стекла, и воздушные мосты, и крылатые корабли… Так случается на белом свете. Так случается не только с красками, но и с обыкновенным топором или швейной иглой и даже с простой глиной. Так случается со всем, к чему прикасаются руки самого великого из самых великих волшебников — руки трудолюбивого, настойчивого человека. |
Вопрос № 1 1 балла(ов) |
В какую книгу может быть включено произведение Е. Пермяка? |
Сказки народов мира |
Русские народные сказки |
Е. Пермяк. Рассказы и сказки Это правильный ответ |
Е. Пермяк. Легенды |
Вопрос № 2 1 балла(ов) |
Как вы понимаете характеристику писателя: «Е. Пермяк - автор нравоучительных миниатюр»? |
Е. Пермяк создавал небольшие произведения. |
Писатель создал короткие произведения, которые учат добру. Это правильный ответ |
Писатель преподносит читателям уроки доброты и правды. |
Сказки писателя сопровождаются миниатюрными рисунками. |
Вопрос № 3 1 балла(ов) |
Кто является главным героем сказки? |
Мальчик, ставший художником. Это правильный ответ |
Добрый мальчик |
Мальчик и Дед Мороз. |
Дед Мороз. |
Вопрос № 4 1 балла(ов) |
О каких событиях повествует автор? |
Мальчик получил в подарок волшебные краски, но не смог ими воспользоваться. |
Дед Мороз подарил мальчику вместо волшебных обыкновенные краски. |
Автор рассказывает о жизненном пути художника. |
Мальчик получил в подарок волшебные краски, стал настоящим художником, и людям захотелось воплотить в жизнь все мечты мастера. Это правильный ответ |
Вопрос № 5 1 балла(ов) |
Какой подарок преподнес мальчику Дед Мороз? |
Акварельные краски |
Волшебные краски Это правильный ответ |
Талант |
Доброту |
Вопрос № 6 1 балла(ов) |
В чем заключалась волшебная сила красок? |
Все нарисованное оживало. Это правильный ответ |
Ими можно было нарисовать все, что захочешь. |
Обладатель красок становился гениальным художником. |
С помощью красок можно было преобразовать мир. |
Вопрос № 7 1 балла(ов) |
Почему Дед Мороз долго выбирает, кому подарить волшебные краски? |
Человек должен быть самым добрым, чтобы нести радость людям. |
Он хочет наградить самого хорошего человека. |
Волшебные краски предназначены только для самого талантливого мальчика. |
Обладатель красок должен быть самым добрым, потому что в руках злого человека они могут приобрести разрушительную силу. Это правильный ответ |
Вопрос № 8 1 балла(ов) |
Какой была судьба волшебных красок? |
Мальчик извел их зря, а люди обвинили его в том, что он сотворил много зла. Это правильный ответ |
Мальчик нарисовал ими уродливые предметы. |
Появились тысячи вещей, которыми нельзя было воспользоваться. |
Мальчик причинил зло людям. |
Вопрос № 9 1 балла(ов) |
Какой вопрос мучает мальчика? |
Как сделать краски волшебными и научиться своим трудом радовать людей? Это правильный ответ |
Как сделать простые краски волшебными? |
Как исправить свои ошибки? |
Как добиться признания людей? |
Вопрос № 10 1 балла(ов) |
Для чего писатель обозначает время жизни героя (день, вечер, другой день, год, два года, много лет)? |
Жизнь художника была долгой и однообразной. |
Содержанием жизни героя стал постоянный труд и стремление к совершенству. Это правильный ответ |
Писатель показывает, как повзрослел мальчик. |
Писатель размышляет об изменениях в характере человека. |
Вопрос № 11 1 балла(ов) |
Какие картины создавал художник? |
Реалистические и фантастические. Это правильный ответ |
Он изображал технику и здания. |
Он воплощал в картинах свои мечты. |
Он отражал красоту реального мира. |
Вопрос № 12 1 балла(ов) |
Почему стало оживать нарисованное художником? |
Художник изобрел волшебные краски. |
Художник создавал проекты, которые вдохновляли людей и воплощались в жизнь. Это правильный ответ |
Художник стал волшебником. |
Художник достиг цели. |
Вопрос № 13 1 балла(ов) |
Почему историю художника можно назвать обыкновенным чудом? |
Художник пользовался не волшебными, а обыкновенными красками. |
Художник обошелся без помощи Деда Мороза. |
Человек научился в самых обыкновенных вещах видеть что-то необычное. |
Благодаря трудолюбию и таланту, пользуясь обыкновенными средствами, человек может создать прекрасное и преобразует мир. Это правильный ответ |
Вопрос № 14 1 балла(ов) |
Какой нравственный смысл имеет сказка? |
Трудолюбивый и настойчивый человек всегда достигает своих целей. |
Чтобы достичь совершенства в любом деле и радовать своими делами людей, нужно постоянно трудиться. Это правильный ответ |
Обыкновенные вещи могут стать волшебными, если к ним прикасаются руки творческого человека. |
Чудес на свете не бывает. |
Вопрос № 15 1 балла(ов) |
Является ли последний абзац подходящей концовкой рассказа? |
Да. Это финал, который обобщает сказанное. |
Нет. В сказке речь идет о судьбе художника, а в последнем абзаце говорится о представителях других профессий. |
Нет. Финал должен быть более ярким и волнующим. |
Да. Он содержит вывод о роли постоянного настойчивого труда в жизни человека. Это правильный ответ |
Вопрос № 16 1 балла(ов) |
Какая пословица по смыслу наиболее близка сказке? |
Труд кормит, а лень портит. |
Трудится больше – жить дольше. |
Учение – путь к умению. Это правильный ответ |
Делу – время, а потехе – час. |
Вопрос № 17 1 балла(ов) |
Какая из иллюстраций отражает основную мысль сказки «Творческий труд превращает мечту в реальность»? |
Вторая и третья. |
Третья. |
Все. |
Первая. Это правильный ответ |