Забыли пароль? Регистрация

Вход по логину




Вход через ВКонтакте

Открытая олимпиада по осмысленному чтению (ФМЛ №31)
Назад к списку блоков
11 класс. Блок № 4
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов
Задание № 1
Прочитайте краткую справку о жизни и творчестве Хорхе Луиса Борхеса и новеллу «Форма сабли»


Аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес (1889 - 1998) известен прежде всего лаконичными прозаическими фантазиями, часто маскирующими рассуждения о фундаментальных философских проблемах или же принимающими форму приключенческих либо детективных историй.
Писатель является одним из самых значительных просветителей 20 века. Поразительно, что бурной культурной деятельности писателя не помешала настигшая Борхеса в самом расцвете сил наследственная болезнь – слепота. Директор Национальной библиотеки в Буэнос-Айресе, создатель антологий детективных, фантастических и приключенческих произведений, исследований в области искусства, он стал лауреатом самых престижных международных премий в области искусства.



Хорхе Луис Борхес
Форма сабли

Его лицо уродовал лютый шрам: пепельный, почти совершенный серп, одним концом достававший висок, другим — скулу. Его настоящее имя не имеет значения. В Такуарембо все называли его «Англичанин из Ла-Колорады». Хозяин этих мест, Кардосо, не хотел продавать усадьбу, но, как говорили, англичанин прибегнул к неожиданному средству: поверил ему тайну своего ранения. Англичанин приехал с границы, из Риу-Грандиду-Сул. Ходили слухи, что там, в Бразилии, он занимался контрабандой. Здесь были заросшие травой поля, высохшие водопои. Англичанин, наводя порядок, работал наравне со своими пеонами. Говорят, он был суров до жестокости, но и в мелочах справедлив. Говорят также, что он сильно пил. Дважды в год запирался в мансарде и появлялся спустя два-три дня словно после баталии или бурной качки: бледный, трясущийся, беспокойный, но все такой же деспотичный. Я помню его холодные глаза, мускулистую худобу, серые усики. Он ни с кем не общался — правда, его испанский был плох и перемешан с бразильским. Иной почты, кроме коммерческих писем или проспектов, ему не носили.
Во время моей последней поездки по департаментам Севера бурный разлив речки Карагуатб побудил меня искать ночлег в «Ла-Колораде». Я сразу же заметил, что мое появление не слишком желательно, и решил ублажить англичанина, апеллируя к самой слепой из наших страстей — патриотизму. Я сказал, что необорима страна, где господствует английский дух. Мой собеседник кивнул, но добавил с усмешкой, что он вовсе не англичанин. Он ирландец из Дангарвана. Сказал и запнулся, будто выдал секрет.
После трапезы мы с ним вышли взглянуть на небо. Оно прояснилось, но из-за Южных холмов наползали, горбясь и рассекаясь молниями, новые темные тучи. В скромной столовой пеон, накрывавший ужин, подал нам бутылку рома. Мы пили долго и молча.
Не знаю, который был час, когда я заметил, что захмелел. Не знаю, что на меня нашло, но, то ли от возбуждения, то ли от скуки, я завел разговор о шраме. Англичанина передернуло; был момент, когда мне подумалось, что он вышвырнет меня из дому. Но он проговорил своим обычным голосом:
— Я расскажу вам историю своей раны с одним условием: не упущу ни единой мелочи, ни одного обстоятельства, приведших к позору.
Я был согласен. Вот эта история, рассказанная им на английском вперемежку с испанским и португальским:
«В 1922-м в одном из городков Кэннота я среди многих тайно сражался за независимость Ирландии. Некоторые из моих оставшихся в живых товарищей ныне заняты мирным трудом, другие — не парадокс ли? — сражаются на море и в пустыне под английским флагом. Один, наиболее достойный, погиб во дворе казармы, расстрелянный на рассвете еще не проспавшимися солдатами. Иные (отнюдь не самые несчастные) отдали жизнь в безымянных, почти никому не известных битвах гражданской войны. Мы были республиканцы, католики; были, наверное, романтики. Ирландия воплощала для нас не только прекрасное будущее и нестерпимое настоящее, но и горечь любимых преданий, круглые башни и бурые болота, ненависть к Парнеллу и страсть к пространным эпопеям, повествующим о похищении быков, которые перевоплощались то в героев, то в рыб и горы… Однажды на исходе дня, которого я не забуду, к нам прибыл из Мюнстера некий Джон Винсент Мун, числившийся в наших рядах.
Ему было лет двадцать. Худой и хилый, он производил неприятное впечатление некоего беспозвоночного существа. С пылом и неизменным вниманием штудировал он страницу за страницей какой-то коммунистическии учебник, но диалектический материализм служил ему лишь для того, чтобы прерывать дискуссии. Причины, по которым один человек может любить или ненавидеть другого, бесчисленны. Мун же сводил мировую историю к банальным экономическим противоречиям. Утверждал, что триумф дела революции предопределен. Я сказал, что только «джентльмены» могут посвящать себя деду, сулящему проигрыш… Была ночь. Мы продолжать полемизировать в коридоре, на лестницах, потом на безлюдных улицах. Суждения Муна не производили на меня такого впечатления, как его безапелляционный, менторский тон. Новый соратник не спорил, он просто сообщал свое мнение, пренебрежительно и раздраженно.
Когда мы добрались до последних домов, нас оглушил резкий ружейный выстрел. (До или после того мы шли вдоль глухой стены фабрики или казармы.) Мы бросились в какой-то темный переулок. Солдат, огромный на фоне пламени, выскочил из подожженного домика, громогласно велел нам остановиться. Я ускорил шаги, мой товарищ не шел за мною. Я обернулся. Джон Винсент Мун стоял неподвижно, как завороженный или окаменевший от ужаса. Я возвратился, одним ударом сшиб с ног солдата, тряхнул Винсента Муна, выругал и приказал следовать за собою. Но пришлось взять его под руку — им овладел смертный страх. Мы бежали в ночи, разрываемой огнями пожаров. Ружейный выстрел настиг нас, пуля обожгла Муну локоть. Когда мы петляли меж сосен, он охал и всхлипывал.
В ту осень 1922-го я нашел для себя прибежище на вилле генерала Беркли. Хозяин виллы (я его никогда не видел) в ту пору занимал какой то административный пост в Бенгалии. Дому еще не минуло и века, а он уже был обшарпан и запущен, изобиловал несуразными коридорами и никому не нужными холлами. Музей и огромная библиотека занимали весь первый этаж: вздорные, противоречащие друг другу книги представляли в какой-то степени историю XIX века; ятаганы Нишапу- ра, в застывших полукружиях которых, казалось, таились вихрь и натиск сражения. Мы вошли (как мне помнится) через черный ход. Мун трясущимися сухими губами пробормотал, что наши ночные приключения были весьма интересны. Я перевязал его, подал чашку чая. И убедился, что не рана у него, а царапина. Он вдруг с изумлением промямлил:
— Вы, однако, подвергали себя немалому риску.
Я попросил его не беспокоиться. (Традиции гражданской войны обязывали меня поступить так, а не иначе; кроме того, арест хотя бы одного участника мог погубить все наше движение.)
На следующий день к Муну вернулся былой апломб. Он взял предложенную сигарету и подверг меня строгому допросу об «экономических ресурсах нашей революционной партии». Его вопросы попадали в цель. Я сказал (и это истинная правда), что положение очень тяжелое. Грохот винтовочных выстрелов сотрясал весь Юг. Я сказал Муну, что нас ожидают товарищи. И вышел за пальто и револьвером в свою комнату. Вернувшись, увидел, что Мун с закрытыми глазами лежит на софе. Он сообщил, что у него лихорадка, и сетовал на острую боль в плече.
Тут я понял, что его трусость неизлечима. Смущенно посоветовал ему беречься и распрощался. Мне было так стыдно за этого человека, словно трусом был я, а не Винсент Мун. Ведь к тому, что делает один человек, словно бы причастны все люди. Поэтому трудно считать несправедливым, если бы ослушание в одном саду пало проклятием на весь род человеческий; трудно считать несправедливым, если бы распятие одного еврея стало спасением всех людей. Может быть, и прав Шопенгауэр: я — это другие, любой человек — это все люди. Шекспир в каком-то смысле тот же несчастный Джон Винсент Мун.
Дней девять мы жили на огромной вилле генерала. Об ужасах и светлых днях войны не буду говорить. Цель моя — рассказать вам о шраме, позорящем меня. Все эти девять дней у меня в памяти слились в один, за исключением предпоследнего: тогда мы ворвались в казарму и отомстили за шестнадцать — не больше и не меньше — наших товарищей, расстрелянных из пулемета в Элфине. Я выскользнул из дому на заре, в мутной дымке рассвета. К сумеркам возвратился.
Мой сотоварищ ждал меня наверху, рана мешала ему спуститься на первый этаж. Я словно вижу его, листающего книгу по стратегии Ф. Н. Моуда или Клаузевица «Из всех видов вооружения предпочитаю артиллерию», — признался он мне как-то ночью. Он постоянно выведывал наши планы и с удовольствием критиковал их или корректировал. Обычно порицал «наши жалкие материальные ресурсы» и предрекал с мрачной уверенностью трагичный финал. «C’est une affaire flambee!» — шипел он. И старался мне доказать, что его трусость — пустяк в сравнении с его явным умственным превосходством. Так прошли, худо-бедно, все девять дней.
На десятый город полностью оказался в руках Black and Tans . Рослые молчаливые всадники патрулировали улицы. Ветер нес пепел и гарь. На каком-то углу я видел распластанный труп, но гораздо упорнее в памяти сохранилось другое: манекен, по которому бьют солдаты, упражняясь в стрельбе среди площади…
Я ушел из дому, когда занималась заря; к полудню успел возвратиться. Мун разговаривал с кем-то в библиотеке. Я понял, что говорит он по телефону. Затем услышал свое имя, затем — что вернусь я к семи, затем
— просьбу, чтобы схватили меня в саду возле дома. Мой мудрый друг очень мудро меня предавал. Я слышал, как он требовал для себя гарантии безопасности.
Здесь повествование мое спутывается и кончается. Знаю только, что бежал за предателем по сумрачным адским коридорам и по крутым жутким лестницам. Мун знал виллу прекрасно, много лучше меня. Раз или два я терял его из виду. Но догнал его раньше, чем меня взяли солдаты. Со стены, из генеральской оружейной коллекции выхватил короткую саблю. Этим стальным полумесяцем я навеки оставил на его лице полумесяц кровавый «Борхес, вас я не знаю и потому рассказал все есть. Так мне легче вынести ваше презрение».
Рассказчик умолк. Я заметил, что у него дрожат руки.
— А Мун? — спросил я.
— Получил иудины деньги и уехал в Бразилию. Перед отъездом, на площади, он видел, как пьяные солдаты расстреливают манекен.
Я напрасно ждал продолжения истории. Наконец спросил, что же дальше.
Тогда у него вырвался стон, тогда он робким и мягким жестом указал на свой бледный кривой рубец.
— Вы мне не верите? — бормотал он, — Или не видите у меня на лице эту печать моего бесчестья? Я намеренно запутывал свой рассказ, чтобы вы дослушали его до конца. Я предал человека, спасшего мне жизнь, я — Винсент Мун. А теперь презирайте меня.

Вопрос № 1 1 балла(ов)
Каким проблемам посвящено большинство произведений аргентинского писателя Хорхе Луиса Борхеса?
Социальным
Философским Это правильный ответ
Психологическим
Политическим
Вопрос № 2 1 балла(ов)
В каком жанре создано большинство прозаических произведений писателя?
Роман
Драма
Повесть
Рассказ Это правильный ответ
Вопрос № 3 1 балла(ов)
Какие произведения принадлежат Борхесу?
«На Западном фронте без перемен», «Триумфальная арка»
«Сто лет одиночества», «Осень патриарха»
«Превращение», «Замок»
«Роза Парацельса», «Алеф» Это правильный ответ
Вопрос № 4 1 балла(ов)
Когда и где и происходит действие рассказа?
19 век, революция, Англия, Франция
19 век, война за независимость, Франция, Бразилия
20 век, гражданская война, Англия, Латинская Америка. Это правильный ответ
20 век, Англо-бурская война, Германия, Латинская Америка.
Вопрос № 5 1 балла(ов)
В чем необычность способа повествования?
Повествование ведется от первого лица, но о себе герой рассказывает в 3 лице. Это правильный ответ
Повествование ведется от лица героя-рассказчика.
В повествовании нарушена последовательность событий.
Большое количество исторических фактов.
Вопрос № 6 1 балла(ов)
В чем необычность построения произведения?
В рассказе много отступлений.
История имеет неожиданную развязку. Это правильный ответ
Главное место занимает описание исторических событий.
Главное место занимают описания природы.
Вопрос № 7 1 балла(ов)
Кто такой Борхес в рассказе?
Друг Винсента Муна.
Герой, вместе в Винсентом Муном участвовавший в гражданской войне между Ирландией и Англией.
Аргентинский писатель Борхес, поведавший реальную историю из собственной жизни.
Герой, совершающий поездку по делам службы, случайно оказавшийся в доме «англичанина», слушатель истории. Это правильный ответ
Вопрос № 8 1 балла(ов)
Какая характеристика произведения наиболее точно соответствует содержанию рассказа?
Военная биография человека.
Исповедь молодого героя.
История предателя, рассказанная самим предателем. Это правильный ответ
Военная драма одного человека.
Вопрос № 9 1 балла(ов)
Почему рассказ начинается со слов «Его лицо уродовал лютый шрам»?
Это наиболее яркая деталь портрета героя, перед нами исключительный герой, получивший страшное ранение при загадочных обстоятельствах.
Истории страшного ранения и посвящен рассказ. Шрам – знак судьбы героя. Он уродует не только лицо, но и душу героя. Безымянность героя создает атмосферу таинственности. Это правильный ответ
Начало создает особую атмосферу.
Начало придает загадочность повествованию, тем более, что имя героя, по словам автора, не имеет значения.
Вопрос № 10 1 балла(ов)
О каких наиболее существенных качествах характера и образе жизни героя узнаем мы из части, предшествующей его рассказу?
Выходец из Англии, он занимался незаконной торговлей в Бразилии, сумел приобрести имение и поддерживал в нем образцовый порядок.
Необщителен, суров до жестокости с работниками, вынослив, неутомим в работе, страдает редкими, но глубокими запоями. Это правильный ответ
Героя отличает мускулистая худоба, у него холодный взгляд, по происхождению он ирландец.
Герой вызывает у окружающих чувство страха и уважения.
Вопрос № 11 1 балла(ов)
Каков характер войны, участником которой был Винсент Мун?
Во время гражданской войны революционно настроенные ирландские республиканцы боролись за независимость Ирландии, англичане же боролись за сохранение Ирландии в составе Британской империи. Это правильный ответ
Революционно настроенные республиканцы боролись с либералами за установление демократических законов в Англии.
Целью революционеров было свержение монархии, установление демократии и строительство социализма.
Это была война между Англией и принадлежавшими ей колониями.
Вопрос № 12 1 балла(ов)
Как соотносились убеждения Муна и его поступки?
Он был сторонником учения Маркса и навязывал свои взгляды окружающим.
Его поступки были следствием его убеждений. Революционно настроенный человек, он совершал смелые поступки.
Винсент Мун был человеком слова и дела. Его убеждения и поступки не противоречили друг другу.
Он придерживался коммунистических взглядов, был убежден в неизбежности победы революции, навязывал свои взгляды товарищам по борьбе, но при этом был слаб и труслив. Это правильный ответ
Вопрос № 13 1 балла(ов)
Какие качества характера присущи герою, от лица которого ведется повествование?
Ограниченность, малодушие, трусость, слабость.
Высокомерие, нетерпимое отношение к чужим взглядам, стремление к самосохранению.
Смелость, чувство товарищества, преданность делу борьбы за свободу, способность к самопожертвованию. Это правильный ответ
Мягкость, деликатность, добросердечность, способность выслушать ближнего и помочь ему.
Вопрос № 14 1 балла(ов)
О скольких проявлениях трусости Муна говорит рассказчик?
1
2 Это правильный ответ
3
4
Вопрос № 15 1 балла(ов)
Каким было второе проявление трусости Муна?
Мун растерялся при неожиданном столкновении с солдатом из правительственных войск.
Мун побоялся занимать дом генерала Беркли, потому что считал его полным невидимых ловушек.
Мун прикидывается больным, чтобы не подвергать себя опасности, в то время как его товарищи рискуют своими жизнями и мужественно вступают в неравную схватку с правительственными войсками. Это правильный ответ
Мун «старался … доказать, что его трусость — пустяк в сравнении с его явным умственным превосходством. Так прошли, худо-бедно, все девять дней».
Вопрос № 16 1 балла(ов)
Почему второе проявление трусости вызывает у рассказчика чувство стыда?
Он догадался об истинных причинах поступков Муна.
Он вступил в сговор с Муном.
Этому нет объяснений в рассказе.
Муну присуще то, что присуще всем людям вообще, и герою-рассказчику в частности. Товарищ Муна испытывает чувство вины, как будто бы он совершил подлый поступок. Это правильный ответ
Вопрос № 17 1 балла(ов)
Почему Мун идет на предательство?
Ему любой ценой нужно сохранить собственную жизнь. Это правильный ответ
Мун и его товарищ стали врагами.
У него не было другого выхода.
Этому нет объяснений в рассказе.
Вопрос № 18 1 балла(ов)
Какова судьба героя-рассказчика, товарища Муна?
Он оставил на лице Муна кровавый полумесяц, был арестован и , вероятно, расстрелян. Это правильный ответ
Он тоже предал своих товарищей, чтобы сохранить собственную жизнь.
Он убил Муна.
Он уехал в Бразилию.
Вопрос № 19 1 балла(ов)
В разговоре об авторском отношении к герою выражено такое мнение: Винсент Мун вызывает сочувствие. Какой из аргументов этой позиции является наиболее убедительным?
На войне случается всякое. Никто не застрахован от малодушия и слабости. Можно только посочувствовать человеку потому, что война сломала его судьбу. Просто он был совсем юным, осознание совершенной подлости пришло позже.
Прошлое Муна обрекло его на полное одиночество. У него нет ни родных, ни близких. Ему не с кем поговорить. Он хватается за случайного гостя, как за соломинку.
Герой, совершающий цепь подлых поступков, вызывает не осуждение, а жалость. Его горькая исповедь - знак постоянного, жгучего стыда за прошлое. Историю он рассказывает по крайней мере два раза. Таким образом он выносит себе более беспощадный приговор, чем его слушатели. Боль героя вызывает сочувствие к нему. Это правильный ответ
Он не забыл прошлое и постоянно возвращается к страшным воспоминаниям, которые терзают его душу.
Вопрос № 20 1 балла(ов)
В разговоре об авторском отношении к герою выражено такое мнение: Винсент Мун заслуживает осуждения. Какой из аргументов этой позиции является наиболее убедительным?
Рассказ представляет собой жизнеописание человека военного поколения. Автор показывает, что каждый на войне стоит перед проблемой выбора. Товарищ Муна выбирает путь чести, а Мун – путь бесчестья.
Не может быть иным отношение к такому человеку, как Мун.
В характере героя нет ни одной черты, вызывающей к герою симпатию. Он законченный, природный подлец.
Для Муна характерна врожденная, неискоренимая трусость. Он дважды переживает свой позор и совершает подлое предательство, при этом пользуется своим постыдным прошлым в корыстных целях (ему продают дом после того, как он поведал историю шрама). И шрам – это не знак военной доблести, а признак душевного уродства. Это правильный ответ
Вопрос № 21 1 балла(ов)
В разговоре о рассказе высказана мысль о том, что последняя часть рассказа, является мастерски написанной концовкой рассказа. Какой из аргументов этой позиции является наиболее убедительным?
Финал поражает своей неожиданностью. Оказывается, Винсент Мун – это и есть рассказчик, а того, кто говорил о Муне, скорей всего уже нет в живых. Герой говорит о себе как о предателе, заслуживающем только презрения.
Концовка неожиданная. Она поражает своей лаконичностью и вызывает противоречивые чувства.
Финал помогает почувствовать глубину трагедии Муна, неоднозначность характера героя и сложность его переживаний.
Финал заставляет вернуться к рассказу. Все видится в ином свете. Мун как будто перевоплощается в убитого им человека, продолжает прерванную по его вине жизнь. Он смотрит на себя со стороны и выносит себе беспощадный приговор. Финал меняет отношение не только к герою, но и к жизни вообще: все очень сложно и неоднозначно. Это правильный ответ
Вопрос № 22 1 балла(ов)
В разговоре о рассказе высказана мысль о том, что последняя часть рассказа не является подходящей концовкой рассказа. Какой из аргументов этой позиции является наиболее убедительным?
Финал выбивается из общей ткани повествования.
Финал совершенно меняет отношение к главному герою, меняет логику характера. Если человек идет на исповедь, он должен называть вещи своими именами. А герой намеренно рассказывает о себе отстраненно, это еще одна подлость. Теперь, как бы говорит он, пожалейте меня несчастного. Это правильный ответ
В финале не говорится о дальнейшей судьбе героев, автор также ничего не говорит о главных жизненных ценностях, которые он хотел бы утвердить в рассказе.
В финале не говорится о дальнейшей судьбе героя, остается неясным, какие же ценности утверждает автор.
Вопрос № 23 1 балла(ов)
Почему рассказ так называется?
Шрам в форме сабли - это деталь, вокруг которой сосредоточено повествование. Это след от главного жизненного поединка – между честью и бесчестием, благородством и предательством. И жизнь героя приобрела форму сабли: глубокие запои, одиночество, горькая исповедь, казнь себя – это составляет содержание существования. Предатель каждым мигом своей жизни как будто продлевает удар сабли. Его боль передается и читателям. Это правильный ответ
Название указывает на обстоятельства действия рассказа.
Эти слова являются ключевыми в рассказе. Они имеют важное значение для понимания характеров героев и позиции автора.
В истории, рассказанной Муном, главное место занимает повествование о ранении. Герой не может забыть, что произошло с ним. Шрам в форме сабли служит ему постоянным напоминанием о содеянном, о собственной подлости.
Вопрос № 24 1 балла(ов)
Какие произведения созвучны с рассказом Борхеса и представляют собой монолог – исповедь героя.
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник», Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
А.П. Чехов «Толстый и тонкий», М.Е. Салтыков - Щедрин «Премудрый пескарь»
В.Гюго «Собор Парижской Богоматери», О. Уайльд «Мальчик-звезда»
А.С. Пушкин «Капитанская дочка», М.Ю. Лермонтов «Мцыри» Это правильный ответ