Забыли пароль? Регистрация

Вход по логину




Вход через ВКонтакте

Школьный тур ВОШ по биологии
Назад к списку блоков
8 класс. Блок № 1
40 минут на выполнение блока. Из них 40 минут на ввод ответов
Задание № 1
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии.
8 класс. 2017 год
1 блок

Дорогие ребята!
Поздравляем вас с участием в I этапе Всероссийской олимпиаде школьников по биологии!
Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только биологических знаний, но и общей эрудиции.
Успеха Вам в работе!

Вопрос № 1 1 балла(ов)
Задание 1
Задание включает вопросы, к каждому из которых предложено несколько вариантов ответов. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным


1. Попав в благоприятные условия спора бактерии:
1) образует новые споры
2) сливается с другой спорой, образуя новую бактерию
3) погибает
4) образует новую бактериальную клетку Это правильный ответ
Вопрос № 2 1 балла(ов)
2. Функция сократительной вакуоли является:
1. водно-солевой обмен Это правильный ответ
2. пищеварение
3. фотосинтез
4. хемосинтез
Вопрос № 3 1 балла(ов)
3. Аскарида человеческая паразитирует в:
1. желудке
2. тонком кишечнике Это правильный ответ
3. толстом кишечнике
4. в печени
Вопрос № 4 1 балла(ов)
4. У каких из перечисленных видов простейших может быть стадия цисты?
1. солнечника
2. вольвокса
3. амебы обыкновенной Это правильный ответ
4. фораминиферы
Вопрос № 5 1 балла(ов)
5. В половом процессе инфузории основную роль играет:
1. малое ядро Это правильный ответ
2. большое ядро
3. цитоплазма
4. реснички
Вопрос № 6 1 балла(ов)
6. Какой представитель отряда паукообразных строит из паутины подводный "колокол", а затем заполняет его воздухом:
1. сольпуга
2. тарантул
3. паук-серебрянка Это правильный ответ
4. паук крестовик
Вопрос № 7 1 балла(ов)
7. Каких головоногих моллюсков, за их способность плавать на поверхности и за красную перламутровую раковину (жители Индонезии используют ее для украшений) называют «жемчужными корабликами»?
1. каракатиц
2. аргонавтов
3. наутилусов Это правильный ответ
4. осьминогов
Вопрос № 8 1 балла(ов)
8. Человек заражается амебиазом, проглотив:
1. яйца амебы
2. споры амебы
3. цисты амебы Это правильный ответ
4. целую амебу
Вопрос № 9 1 балла(ов)
9. Бактерии в виде палочки называются:
1) кокками
2) спириллами
3) вибрионами
4) бациллами Это правильный ответ
Вопрос № 10 1 балла(ов)
10. Квашеная капуста получается благодаря деятельности бактерий:
1) клубеньковых
2) азотфиксирующих
3) молочнокислых Это правильный ответ
4) почвенных
Вопрос № 11 1 балла(ов)
11. Для уничтожения многих бактерий и их спор можно использовать:
1) засаливание
2) воздействие низкими температурами
3) кипячение в течение 3 минут
4) действие пара при t=120°C 20 минут Это правильный ответ
Вопрос № 12 1 балла(ов)
12. Организм шляпочного гриба всегда имеет:
1) грибницу Это правильный ответ
2) плодовое тело
3) шляпку и ножку
4) споры
Вопрос № 13 1 балла(ов)
13. Подберезовик и корень березы образуют микоризу, так как грибница:
1) всасывает воду, отдавая часть её корню, а из клеток корня клетки грибницы получают органические вещества Это правильный ответ
2) поглощает органические вещества, отдавая часть их корню, а из клеток корня клетки грибницы получают воду
3) образует органические вещества путём фотосинтеза и снабжает ими корень растения
4) защищает ткани корня от насекомых-вредителей и их личинок.
Вопрос № 14 1 балла(ов)
14. Трутовик серно-жёлтый:
1) является ценным пищевым продуктом
2) вредит лесному хозяйству Это правильный ответ
3) используется в хлебопечении
4) вызывает заболевания сельскохозяйственных растений
Вопрос № 15 1 балла(ов)
15. Наличие в составе лишайника водорослей обеспечивает:
1) поглощение организмом лишайника атмосферной и почвенной влаги
2) использование света для образования питательных веществ Это правильный ответ
3) сапротрофное питание организма лишайника
4) размножение и расселение лишайника
Вопрос № 16 1 балла(ов)
16 . Лишайники чаще встречаются:
1) в засушливых тенистых местах
2) в сильно увлажнённых освещенных местах
3) в засушливых хорошо освещенных местах Это правильный ответ
4) на плодородных хорошо увлажнённых почвах
Вопрос № 17 5 балла(ов)
Задание 2
Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. Выберите правильные суждения и запишите ответ в виде последовательности цифр в порядке возрастания без пробелов.


1. При дыхании растение образует органические вещества.
2. Дыхание растения, находящегося в темноте, происходит более энергично, чем на свету.
3. Растения, как правило, запасают вещества, богатые энергией, в форме крахмала.
4. Тканью называют группу клеток, сходных по строению и выполняющих определенную функцию.
5. Хлоропласты – это бесцветные пластиды.
6. Деревья отличаются от трав и кустарников тем, что имеют один ствол и ветви.
7. Рыхлить почву, окучивать растения необходимо, чтобы защитить растения от вредителей.
8. Цветковые растения относят к царству растений.
9. Биосфера – область распространения жизни на Земле.
10. Клеточный сок находится в ядре.
Правильный ответ 34689
Вопрос № 18 4 балла(ов)
Задание 3
Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Ответ запишите в виде последовательности цифр в порядке возрастания без пробелов.


1. Установите соответствие между растительной тканью и ее функциями:
ТКАНЬ - ФУНКЦИИ
АВ
А) основные Правильно:21. передвижение воды, минеральных и органических веществ
Б) проводящие Правильно:12. образование и запас различных веществ
В) механические Правильно:43. защищают органы растений от неблагоприятных условий жизни
Г) покровные Правильно:34. придают прочность
Вопрос № 19 4 балла(ов)
2. Установите соответствие между группой бактерий и способом их питания:
ГРУППА БАКТЕРИЙ - СОСОБ ПИТАНИЯ
АВ
А) паразиты Правильно:31. фотосинтез
Б) сапротрофы Правильно:22. мертвым органическим веществом
В) цианобактерии Правильно:13. живым органическим веществом
Г) хемосинтетики Правильно:44. хемосинтез
Вопрос № 20 4 балла(ов)
3. Установите соответствие между растениями и их признаками:
ГРУППА РАСТЕНИЙ - ПРИЗНАКИ
АВ
А) сосна Правильно:31. размножается спорами, не имеет органов и тканей
Б) яблоня Правильно:22. размножается семенами, образует цветки и плоды
В) улотрикс Правильно:13. размножается семенами, но не образует цветков и плодов
Г) щитовник Правильно:44. размножается спорами, имеет органы и ткани
Вопрос № 21 4 балла(ов)
4. Установите соответствие между семействами растений и их признаками:
ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ - НАЗВАНИЕ СЕМЕЙСТВА
АВ
А) чашечка из 5 сросшихся чашелистиков Правильно:31. Крестоцветные
Б) чашечка из 4 свободных чашелистиков Правильно:12. Сложноцветные
В) плод боб Правильно:43. Пасленовые
Г) плод семянка Правильно:24. Бобовые (Мотыльковые)
Вопрос № 22 4 балла(ов)
5.Установите соответствие между паразитом и его промежуточным хозяином
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ХОЗЯИН - ПАРАЗИТ
АВ
А) малый прудовик Правильно:21. ришта
Б) циклоп Правильно:12. печеночный сосальщик
В) корова Правильно:33. бычий цепень
Г) человек Правильно:44. малярийный плазмодий
Вопрос № 23 3 балла(ов)
Задание 4
Задание включает вопросы с тремя вариантами верных ответов. Ответ запишите в виде последовательности цифр в порядке возрастания без пробелов.


1. К насекомым с полным превращением относятся:

1. Чешуекрылые
2. Жесткокрылые
3. Стрекозы
4. Прямокрылые
5. Двукрылые
6. Вши
Правильный ответ 125
Вопрос № 24 3 балла(ов)
2. Биосфера включает в себя:

1. Всю гидросферу
2. Всю атмосферу
3. Всю литосферу
4. Нижние слои атмосферы
5. Верхние слои литосферы (почва)
6. Нижние слои литосферы
Правильный ответ 145
Вопрос № 25 3 балла(ов)
3. К экологическим факторам относят:

1. Абиотические
2. Биотические
3. Антропогенные
4. Почвенные
5. Водные
6. Атмосферные
Правильный ответ 123
Вопрос № 26 3 балла(ов)
4. В световой микроскоп можно рассмотреть:

1. Ядро
2. Вакуоль с клеточным соком
3. Хромосомы
4. Хлоропласты
5. Микротрубочки
6. Поры в оболочке клетки
Правильный ответ 124
Вопрос № 27 3 балла(ов)
5. К культурным растениям относятся:

1. Одуванчик
2. Рис
3. Кукурузу
4. Картофель
5. Бодяг
6. Медуницу
Правильный ответ 234
Вопрос № 28 3 балла(ов)
6. Чтобы бактерии не портили продукты, их:

1. Сушат
2. Солят
3. Маринуют
4. Выбрасывают
5. Замачивают
6. Не запасают
Правильный ответ 123
Вопрос № 29 3 балла(ов)
7. Какие из перечисленных особенностей строения и жизнедеятельности характерны для мхов:

1. корни отсутствуют
2. имеется хорошо развитая корневая система
3. размножаются семенами
4. размножаются спорами
5. цветки мелкие, невзрачные
6. для размножения нужна вода
Правильный ответ 146
Вопрос № 30 3 балла(ов)
8. Выберите признаки, присущие животным:

1. Ограниченный рост
2. Рост в течение всей жизни
3. Автотрофный способ питания
4. Гетеротрофный способ питания
5. Наличие клетчатки в оболочках клеток
6. Отсутствие в клетке вакуоли с клеточным соком
Правильный ответ 146
Вопрос № 31 3 балла(ов)
9. Хвощи относят к царству растений, так как

1) в процессе дыхания они поглощают кислород и выделяют углекислый газ
2) в процессе фотосинтеза они образуют органические вещества и выделяют в атмосферу кислород
3) их клетки содержат хлоропласты
4) их клетки содержат цитоплазму
5) выполняют роль консументов в экосистеме
6) клеточная стенка состоит из целлюлозы
Правильный ответ 236
Вопрос № 32 3 балла(ов)
10. Выберите признаки растений семейства Лилейных:

1. Цветки трехчленного типа с простым околоцветником
2. Цветки пятичленного типа с двойным околоцветником
3. Видоизмененные побеги в виде луковиц и корневищ
4. Видоизмененные наземные побеги в виде усов и лазающих стеблей
5. Плоды – ягода или коробочка
6. Плоды – орех или стручок
Правильный ответ 135
Вопрос № 33 3 балла(ов)
11. Какие особенности строения характерны для тритона?

1. развитие происходит в воде, яйцеклетка без защитных оболочек,
2. дыхание кожно-лёгочное,
3. развитие происходит только на суше,
4. дыхание кожное,
5. сердце трёхкамерное, два круга кровообращения,
6. сердце четырёхкамерное, два круга кровообращения.
Правильный ответ 125
Вопрос № 34 3 балла(ов)
12. В сердце смешанная кровь у:

1) ежа
2) кенгуру
3) утконоса
4) жабы
5) червяги
6) тритона
Правильный ответ 456
Вопрос № 35 6 балла(ов)
Задание 5
Определите правильную последовательность. Ответ запишите в виде последовательности цифр в порядке возрастания без пробелов.


1. Расположите в правильной последовательности действия при работе с микроскопом

1. В отверстие предметного столика направьте зеркалом свет.
2. Микроскоп установите на расстоянии 5-10 см от края стола.
3. Поместите приготовленный препарат на предметный столик.
4. Пользуясь винтом, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1-2 мм от препарата.
5. Зажмите предметное стекло зажимами.
6. Глядя в окуляр, при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится четкое изображение предмета.
Правильный ответ 213546
Вопрос № 36 5 балла(ов)
2. Укажите правильную последовательность систематических групп животных, начиная с наименьшей.

1) Зайцы
2) Зайцеобразные
3) Млекопитающие
4) Заяц русак
5) Хордовые
Правильный ответ 41235
Вопрос № 37 6 балла(ов)
3.Установите последовательность этапов в цикле развития одноклеточной зеленой водоросли, начиная с прорастания зиготы:

1) Взрослая особь
2) Слияние гамет
3) Прорастание зиготы
4) Образование гамет
5) Выход гамет
6) Образование зиготы
Правильный ответ 314526
Вопрос № 38 5 балла(ов)
4.Установите последовательность появления основных групп растений на Земле.

1) зелёные водоросли
2) псилофиты
3) покрытосеменные
4) папоротниковидные
5) голосеменные
Правильный ответ 12453
Вопрос № 39 5 балла(ов)
5.Установите последовательность этапов индивидуального развития однолетнего покрытосеменного растения из семени

1. прорастание семени
2. плодоношение и созревание семян
3. рост и развитие вегетативных органов
4. цветение и опыление
5. образование и формирование зародыша
Правильный ответ 13452