Забыли пароль? Регистрация

Вход по логину




Вход через ВКонтакте

Олимпиада по осмысленному чтению (ФМЛ №31)
Назад к списку блоков
7 класс. Блок № 3
26 минут на выполнение блока. Из них 26 минут на ввод ответов
Задание № 1
Познакомьтесь с краткой справкой о жизни творчестве Л.Е.Улицкой, прочитайте ее рассказ «Капустное чудо» и ответьте на вопросы.


Людмила Евгеньевна Улицкая родилась в 1943 году в Башкирии, где находилась в эвакуации ее семья. Ее детство пришлись на трудные военные и послевоенные годы. Основываясь на личном опыте, рассказах друзей и близких, она создала художественные произведения о жизни людей в советскую эпоху.
Рассказ «Капустное чудо» включен в книгу «Детство 49». Кроме него, в сборник входит 5 коротких произведений о послевоенном детстве. Иллюстрировал книгу художник Владимир Любаров, которому удалось точно передать колорит того времени. Успех произведения вдохновил Улицкую на создание книги «Детство 45-53: а завтра будет счастье». Ее основу составили воспоминания реальных людей о послевоенном детстве 1945-1953.



Вопрос № 1 1 балла(ов)
В какую книгу включен рассказ «Капустное чудо»?
В одноименный сборник рассказов.
«Детство сорок девять». Это правильный ответ
«Детство 45-53».
Книга с картинками Владимира Любарова.
Вопрос № 2 1 балла(ов)
Как связаны книги «Детство сорок девять» и «Детство 45-53»?
У них сходное содержание.
Книга «Детство 45-53» вышла вслед за рассказами «Детство сорок девять».
Книги имеют автобиографический характер.
Они посвящены теме послевоенного детства. На создание документальной книги писательницу вдохновил сборник художественных произведений. Это правильный ответ
Вопрос № 3 1 балла(ов)
Какой смысл имеет числительное в названии книги «Детство сорок девять»?
Оно обозначает количество рассказов в книге о детстве.
Это обозначение послевоенного времени, на которое пришлось детство писательницы и ее героев. Это правильный ответ
Оно обозначает количество героев в книге.
Это номер очередной истории о детстве.
Вопрос № 4 1 балла(ов)
В ноябре 1945 года, в городе.
Осенью 1949 году, в городе.
В ноябре 1946 года, в городе. Это правильный ответ
В конце 1946 году, в деревне.
Вопрос № 5 1 балла(ов)
Какие детали передают особенность послевоенной эпохи?
Сиротство детей, связанное с гибелью отца на фронте; необходимость брать работу ради куска хлеба; изношенные дареные ботинки; очереди за продуктами первой необходимости. Это правильный ответ
Картинка с японцем; непонятные игры городских детей; молчание девочек; чаепития подруг.
Сумрачное ноябрьское утро; сиротство, связанное со смертью матери; городское жилище; грузовик с кочанами капусты.
Сгорбленные фигурки девочек; мостовая с промерзшими листьями; темно-красные от сырости флаги, не убранные после праздника.
Вопрос № 6 1 балла(ов)
Почему на иллюстрации В. Любарова женщина пишет на ладони мужчины?
Это развлечение в долгой очереди.
Она участвует в игре.
Она пишет свой адрес.
Она обозначает номер человека в очереди. Это правильный ответ
Вопрос № 7 1 балла(ов)
Как зовут главных героев рассказа?
Шура Кротова и Татьяна Ипатьева.
Дуся и Оля. Это правильный ответ
Дуся и Таня.
Шура и Оля.
Вопрос № 8 1 балла(ов)
Как в рассказе называют героиню по фамилии Ипатьева?
Бабушка, Слониха, Ипатьева.
Старуха, Слониха, тетя Таня.
Старуха Ипатьева, Слониха, баба Таня. Это правильный ответ
Старуха Ипатьева, бабушка, баба Таня.
Вопрос № 9 1 балла(ов)
С чем связано прозвище Слониха?
Так соседи выразили негативное отношение к героине.
Она не отличалась душевной чуткостью, была нечувствительной, как слон.
Она с трудом ходила, из-за болезни ее ноги были очень толстыми. Это правильный ответ
Она грубая, и ее окружают такие же недобрые люди.
Вопрос № 10 1 балла(ов)
Как девочки попали в дом старухи Ипатьевой?
Старуха Ипатьева спасла девочек от детдома.
Ближе родни у девочек не было.
Отец девочек погиб на фронте, мать умерла, и девочкам некуда было деваться.
Когда Дуся и Оля осиротели, соседка нашла их родственницу Ипатьеву и привезла девочек к ней. Это правильный ответ
Вопрос № 11 1 балла(ов)
Как старуха Ипатьева отнеслась к появлению девочек?
Она восприняла их как обузу, думала сдать их в детдом, но решила оставить их у себя. Это правильный ответ
Она оставила их у себя, но без большой радости.
Она не разговаривала с ними и хотела сдать их в детдом.
Забота о сиротах – это ее святой родственный долг.
Вопрос № 12 1 балла(ов)
Когда девочки стали называть старуху Ипатьеву бабой Таней?
Когда освоились в доме и привыкли к новой родне.
Когда она сводила девочек в баню.
Когда услышали разговор Ипатьевой с подругой.
Когда почувствовали, что она их не бросит. Это правильный ответ
Вопрос № 13 1 балла(ов)
Что является основой сюжета рассказа?
Повествование о прошлом девочек.
Повествование о покупке капусты. Это правильный ответ
Диалог людей в очереди.
Повествование о потере денег.
Вопрос № 14 1 балла(ов)
Почему старуха Ипатьева отправляет девочек за капустой?
Пришло время солить капусту впрок, старухе тяжело ходить, она доверяет девочкам. Это правильный ответ
Она переложила на девочек всю домашнюю работу.
Она проверяет девочек на честность.
Ей тяжело с ними в доме, она отправляет их за капустой, чтобы хотя бы немного побыть одной.
Вопрос № 15 1 балла(ов)
Какой эпизод является кульминацией рассказа (наивысшей точкой в развитии действия)?
Счастливое возвращение домой с капустой.
Совет продавщицы.
Потеря денег. Это правильный ответ
Поиск потерянной десятки.
Вопрос № 16 1 балла(ов)
Какой эпизод является развязкой рассказа?
Размышление девочек о потере.
Падение кочанов капусты с грузовика и возвращение девочек домой. Это правильный ответ
Разговор Ипатьевой с подругой.
Советы людей в очереди.
Вопрос № 17 1 балла(ов)
Как к беде девочек относятся люди в очереди?
Они проявляют сострадание к девочкам и дают им правильные советы.
Они осуждают девочек.
Продавщица советует сходить домой за деньгами.
Одни проявляют формальное сочувствие и дают бесполезные советы, другие испытывают раздражение. Это правильный ответ
Вопрос № 18 1 балла(ов)
Почему девочки переживают из-за потери денег?
Они боятся за свое будущее. Это правильный ответ
Они стыдятся того, что не оправдали доверие.
Придется жить без запасов на зиму.
Эти деньги были последними.
Вопрос № 19 1 балла(ов)
Как меняется отношение старухи Ипатьевой к девочкам?
Поняла, что неспроста они к ней на старости лет пристали.
Сначала она восприняла их как обузу, а потом привязалась к ним и полюбила их всем сердцем. Это правильный ответ
Сначала они были ей в тягость, а потом она переложила на них всю домашнюю работу.
В лучшую сторону.
Вопрос № 20 1 балла(ов)
Как воспринимают девочки сброшенные с грузовика кочаны?
Как чудо, благодаря которому восторжествовала справедливость.
Как заслуженную награду за труды.
Можно не горевать из-за потери денег.
Счастливый случай, благодаря которому они не лишаться дома. Это правильный ответ
Вопрос № 21 1 балла(ов)
Почему в финале рассказа автор рисует, как убивается Ипатьева?
Это крокодиловы слезы. Она хочет убедить подругу в том, что девочки ей дороги. На самом деле это не так.
Она боится за свое будущее.
Пропажа девочек для нее трагедия, она всей душой привязалась к ним. Это правильный ответ
Она расстраивается из-за убытков в доме: и деньги пропали, и работниц лишилась.
Вопрос № 22 1 балла(ов)
Какие слова могла произнести баба Таня при встрече с девочками?
«А я уж подумала, взяли деньги, да и бросили старуху»
«И где это вас носило, окаянные?! Я с ног сбилась, два раза к ларьку бегала!»
«Слава Богу, нашлись! Золотые, родненькие мои! Да Бог с ней, с капустой!» Это правильный ответ
«А я уж испугалась, не запасем, видно, капусту»
Вопрос № 23 1 балла(ов)
В разговоре об идее рассказа высказана такая мысль: «Война коверкает человеческие судьбы и делает людей равнодушными даже к детскому горю». Какой из аргументов этой позиции является наиболее убедительным?
Война лишила детей дома. На их горе люди откликаются с неохотой и не сразу. Потеря денег – трагедия для девочек, но среди людей в очереди не находится ни одного, кто не только помог бы, но даже искренне посочувствовал бы их горю. Остается надеяться только на счастливый случай. Это правильный ответ
Судьба девочек очень трудная. Их могли бы приютить соседи. Но они делают почти невозможное: разыскивают дальнюю родственницу и перекладывают груз воспитания на плечи старой женщины.
Самым напряженным моментом рассказа является потеря денег. Даже слепой и глухой, но неравнодушный человек понял бы, девочкам нужно помочь. Ну что стоило каждому в очереди дать им немного денег? И продавщица, и шофер могли бы проявить участие к ним.
В финале рассказа звучат слова: «Да…кому они нужны-то?» Вся беда в том, что люди не нужны друг другу. Никто никому просто так помогать не будет.
Вопрос № 24 1 балла(ов)
В разговоре об идее рассказа высказана такая мысль: «Война коверкает человеческие судьбы, но она не может лишить их дара любви». Какой из аргументов этой позиции является наиболее убедительным?
Случай с капустой обнаруживает что-то запредельное. Как будто Бог вмешался в судьбу девочек и помог им. Что ж, если нет любви ближних, остается надеяться на милость божью. Это и есть дар любви.
Девочки не раз сталкивались с человеческим равнодушием. Но самое главное – это их любовь друг к другу. Они одной крови. Именно родственные узы помогают выжить даже в самых трудных ситуациях.
Хотя забота о чужих детях очень тяжела, взрослые все-таки устраивают судьбу сирот. А случай с капустой помог увидеть главное. Чудо не в том, что кочаны свалились к ногам девочек. Чудо в том, что они обрели дом, и их согревает любовь бабы Тани. И друг без друга они уже не представляют себе жизни. Это правильный ответ
Какими бы трудными ни были условия жизни, главное – это поддерживать родственные узы. Только любовь к ближнему делает человека человеком. Это высокое чувство является основой жизни.
Вопрос № 25 1 балла(ов)
Почему рассказ так называется?
В рассказе говорится о случае с капустой.
Благодаря случаю с капустой открылось чудо любви. Это правильный ответ
Название перекликается с выражением «детей в капусте нашли».
Девочки не потеряли дом, потому что произошла капустное чудо.
Вопрос № 26 1 балла(ов)
В каких произведениях авторы повествуют о чуде, которое происходит благодаря преображающей силе любви?
А.С. Пушкин «Капитанская дочка», О. Генри «Дары волхвов» Это правильный ответ
М.Ю. Лермонтов «Бородино», Гоголь «Вий».
А.С. Пушкин «Зимнее утро», Некрасов «Крестьянские дети».
Н.С. Лесков «Левша», А.П. Чехов «Хамелеон»