Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Олимпиада по осмысленному чтению (ФМЛ №31) |
Назад к списку блоков |
7 класс. Блок № 3 |
26 минут на выполнение блока. Из них 26 минут на ввод ответов |
Задание № 1 |
Познакомьтесь с краткой справкой о жизни творчестве Л.Е.Улицкой, прочитайте ее рассказ «Капустное чудо» и ответьте на вопросы. Людмила Евгеньевна Улицкая родилась в 1943 году в Башкирии, где находилась в эвакуации ее семья. Ее детство пришлись на трудные военные и послевоенные годы. Основываясь на личном опыте, рассказах друзей и близких, она создала художественные произведения о жизни людей в советскую эпоху. Рассказ «Капустное чудо» включен в книгу «Детство 49». Кроме него, в сборник входит 5 коротких произведений о послевоенном детстве. Иллюстрировал книгу художник Владимир Любаров, которому удалось точно передать колорит того времени. Успех произведения вдохновил Улицкую на создание книги «Детство 45-53: а завтра будет счастье». Ее основу составили воспоминания реальных людей о послевоенном детстве 1945-1953. |
Вопрос № 1 1 балла(ов) |
В какую книгу включен рассказ «Капустное чудо»? |
В одноименный сборник рассказов. |
«Детство сорок девять». Это правильный ответ |
«Детство 45-53». |
Книга с картинками Владимира Любарова. |
Вопрос № 2 1 балла(ов) |
Как связаны книги «Детство сорок девять» и «Детство 45-53»? |
У них сходное содержание. |
Книга «Детство 45-53» вышла вслед за рассказами «Детство сорок девять». |
Книги имеют автобиографический характер. |
Они посвящены теме послевоенного детства. На создание документальной книги писательницу вдохновил сборник художественных произведений. Это правильный ответ |
Вопрос № 3 1 балла(ов) |
Какой смысл имеет числительное в названии книги «Детство сорок девять»? |
Оно обозначает количество рассказов в книге о детстве. |
Это обозначение послевоенного времени, на которое пришлось детство писательницы и ее героев. Это правильный ответ |
Оно обозначает количество героев в книге. |
Это номер очередной истории о детстве. |
Вопрос № 4 1 балла(ов) |
В ноябре 1945 года, в городе. |
Осенью 1949 году, в городе. |
В ноябре 1946 года, в городе. Это правильный ответ |
В конце 1946 году, в деревне. |
Вопрос № 5 1 балла(ов) |
Какие детали передают особенность послевоенной эпохи? |
Сиротство детей, связанное с гибелью отца на фронте; необходимость брать работу ради куска хлеба; изношенные дареные ботинки; очереди за продуктами первой необходимости. Это правильный ответ |
Картинка с японцем; непонятные игры городских детей; молчание девочек; чаепития подруг. |
Сумрачное ноябрьское утро; сиротство, связанное со смертью матери; городское жилище; грузовик с кочанами капусты. |
Сгорбленные фигурки девочек; мостовая с промерзшими листьями; темно-красные от сырости флаги, не убранные после праздника. |
Вопрос № 6 1 балла(ов) |
Почему на иллюстрации В. Любарова женщина пишет на ладони мужчины? |
Это развлечение в долгой очереди. |
Она участвует в игре. |
Она пишет свой адрес. |
Она обозначает номер человека в очереди. Это правильный ответ |
Вопрос № 7 1 балла(ов) |
Как зовут главных героев рассказа? |
Шура Кротова и Татьяна Ипатьева. |
Дуся и Оля. Это правильный ответ |
Дуся и Таня. |
Шура и Оля. |
Вопрос № 8 1 балла(ов) |
Как в рассказе называют героиню по фамилии Ипатьева? |
Бабушка, Слониха, Ипатьева. |
Старуха, Слониха, тетя Таня. |
Старуха Ипатьева, Слониха, баба Таня. Это правильный ответ |
Старуха Ипатьева, бабушка, баба Таня. |
Вопрос № 9 1 балла(ов) |
С чем связано прозвище Слониха? |
Так соседи выразили негативное отношение к героине. |
Она не отличалась душевной чуткостью, была нечувствительной, как слон. |
Она с трудом ходила, из-за болезни ее ноги были очень толстыми. Это правильный ответ |
Она грубая, и ее окружают такие же недобрые люди. |
Вопрос № 10 1 балла(ов) |
Как девочки попали в дом старухи Ипатьевой? |
Старуха Ипатьева спасла девочек от детдома. |
Ближе родни у девочек не было. |
Отец девочек погиб на фронте, мать умерла, и девочкам некуда было деваться. |
Когда Дуся и Оля осиротели, соседка нашла их родственницу Ипатьеву и привезла девочек к ней. Это правильный ответ |
Вопрос № 11 1 балла(ов) |
Как старуха Ипатьева отнеслась к появлению девочек? |
Она восприняла их как обузу, думала сдать их в детдом, но решила оставить их у себя. Это правильный ответ |
Она оставила их у себя, но без большой радости. |
Она не разговаривала с ними и хотела сдать их в детдом. |
Забота о сиротах – это ее святой родственный долг. |
Вопрос № 12 1 балла(ов) |
Когда девочки стали называть старуху Ипатьеву бабой Таней? |
Когда освоились в доме и привыкли к новой родне. |
Когда она сводила девочек в баню. |
Когда услышали разговор Ипатьевой с подругой. |
Когда почувствовали, что она их не бросит. Это правильный ответ |
Вопрос № 13 1 балла(ов) |
Что является основой сюжета рассказа? |
Повествование о прошлом девочек. |
Повествование о покупке капусты. Это правильный ответ |
Диалог людей в очереди. |
Повествование о потере денег. |
Вопрос № 14 1 балла(ов) |
Почему старуха Ипатьева отправляет девочек за капустой? |
Пришло время солить капусту впрок, старухе тяжело ходить, она доверяет девочкам. Это правильный ответ |
Она переложила на девочек всю домашнюю работу. |
Она проверяет девочек на честность. |
Ей тяжело с ними в доме, она отправляет их за капустой, чтобы хотя бы немного побыть одной. |
Вопрос № 15 1 балла(ов) |
Какой эпизод является кульминацией рассказа (наивысшей точкой в развитии действия)? |
Счастливое возвращение домой с капустой. |
Совет продавщицы. |
Потеря денег. Это правильный ответ |
Поиск потерянной десятки. |
Вопрос № 16 1 балла(ов) |
Какой эпизод является развязкой рассказа? |
Размышление девочек о потере. |
Падение кочанов капусты с грузовика и возвращение девочек домой. Это правильный ответ |
Разговор Ипатьевой с подругой. |
Советы людей в очереди. |
Вопрос № 17 1 балла(ов) |
Как к беде девочек относятся люди в очереди? |
Они проявляют сострадание к девочкам и дают им правильные советы. |
Они осуждают девочек. |
Продавщица советует сходить домой за деньгами. |
Одни проявляют формальное сочувствие и дают бесполезные советы, другие испытывают раздражение. Это правильный ответ |
Вопрос № 18 1 балла(ов) |
Почему девочки переживают из-за потери денег? |
Они боятся за свое будущее. Это правильный ответ |
Они стыдятся того, что не оправдали доверие. |
Придется жить без запасов на зиму. |
Эти деньги были последними. |
Вопрос № 19 1 балла(ов) |
Как меняется отношение старухи Ипатьевой к девочкам? |
Поняла, что неспроста они к ней на старости лет пристали. |
Сначала она восприняла их как обузу, а потом привязалась к ним и полюбила их всем сердцем. Это правильный ответ |
Сначала они были ей в тягость, а потом она переложила на них всю домашнюю работу. |
В лучшую сторону. |
Вопрос № 20 1 балла(ов) |
Как воспринимают девочки сброшенные с грузовика кочаны? |
Как чудо, благодаря которому восторжествовала справедливость. |
Как заслуженную награду за труды. |
Можно не горевать из-за потери денег. |
Счастливый случай, благодаря которому они не лишаться дома. Это правильный ответ |
Вопрос № 21 1 балла(ов) |
Почему в финале рассказа автор рисует, как убивается Ипатьева? |
Это крокодиловы слезы. Она хочет убедить подругу в том, что девочки ей дороги. На самом деле это не так. |
Она боится за свое будущее. |
Пропажа девочек для нее трагедия, она всей душой привязалась к ним. Это правильный ответ |
Она расстраивается из-за убытков в доме: и деньги пропали, и работниц лишилась. |
Вопрос № 22 1 балла(ов) |
Какие слова могла произнести баба Таня при встрече с девочками? |
«А я уж подумала, взяли деньги, да и бросили старуху» |
«И где это вас носило, окаянные?! Я с ног сбилась, два раза к ларьку бегала!» |
«Слава Богу, нашлись! Золотые, родненькие мои! Да Бог с ней, с капустой!» Это правильный ответ |
«А я уж испугалась, не запасем, видно, капусту» |
Вопрос № 23 1 балла(ов) |
В разговоре об идее рассказа высказана такая мысль: «Война коверкает человеческие судьбы и делает людей равнодушными даже к детскому горю». Какой из аргументов этой позиции является наиболее убедительным? |
Война лишила детей дома. На их горе люди откликаются с неохотой и не сразу. Потеря денег – трагедия для девочек, но среди людей в очереди не находится ни одного, кто не только помог бы, но даже искренне посочувствовал бы их горю. Остается надеяться только на счастливый случай. Это правильный ответ |
Судьба девочек очень трудная. Их могли бы приютить соседи. Но они делают почти невозможное: разыскивают дальнюю родственницу и перекладывают груз воспитания на плечи старой женщины. |
Самым напряженным моментом рассказа является потеря денег. Даже слепой и глухой, но неравнодушный человек понял бы, девочкам нужно помочь. Ну что стоило каждому в очереди дать им немного денег? И продавщица, и шофер могли бы проявить участие к ним. |
В финале рассказа звучат слова: «Да…кому они нужны-то?» Вся беда в том, что люди не нужны друг другу. Никто никому просто так помогать не будет. |
Вопрос № 24 1 балла(ов) |
В разговоре об идее рассказа высказана такая мысль: «Война коверкает человеческие судьбы, но она не может лишить их дара любви». Какой из аргументов этой позиции является наиболее убедительным? |
Случай с капустой обнаруживает что-то запредельное. Как будто Бог вмешался в судьбу девочек и помог им. Что ж, если нет любви ближних, остается надеяться на милость божью. Это и есть дар любви. |
Девочки не раз сталкивались с человеческим равнодушием. Но самое главное – это их любовь друг к другу. Они одной крови. Именно родственные узы помогают выжить даже в самых трудных ситуациях. |
Хотя забота о чужих детях очень тяжела, взрослые все-таки устраивают судьбу сирот. А случай с капустой помог увидеть главное. Чудо не в том, что кочаны свалились к ногам девочек. Чудо в том, что они обрели дом, и их согревает любовь бабы Тани. И друг без друга они уже не представляют себе жизни. Это правильный ответ |
Какими бы трудными ни были условия жизни, главное – это поддерживать родственные узы. Только любовь к ближнему делает человека человеком. Это высокое чувство является основой жизни. |
Вопрос № 25 1 балла(ов) |
Почему рассказ так называется? |
В рассказе говорится о случае с капустой. |
Благодаря случаю с капустой открылось чудо любви. Это правильный ответ |
Название перекликается с выражением «детей в капусте нашли». |
Девочки не потеряли дом, потому что произошла капустное чудо. |
Вопрос № 26 1 балла(ов) |
В каких произведениях авторы повествуют о чуде, которое происходит благодаря преображающей силе любви? |
А.С. Пушкин «Капитанская дочка», О. Генри «Дары волхвов» Это правильный ответ |
М.Ю. Лермонтов «Бородино», Гоголь «Вий». |
А.С. Пушкин «Зимнее утро», Некрасов «Крестьянские дети». |
Н.С. Лесков «Левша», А.П. Чехов «Хамелеон» |