Забыли пароль? Регистрация

Вход по логину




Вход через ВКонтакте

Олимпиада по осмысленному чтению (ФМЛ №31)
Назад к списку блоков
11 класс. Блок № 3
28 минут на выполнение блока. Из них 28 минут на ввод ответов
Задание № 1
Познакомьтесь с краткой справкой о жизни творчестве Л.Е.Улицкой, прочитайте ее рассказ «Капустное чудо» и ответьте на вопросы.


Людмила Евгеньевна Улицкая родилась в 1943 году в Башкирии, где находилась в эвакуации ее семья. Оба её деда были репрессированы и находились в заключении. После войны Улицкие вернулись в Москву, где Людмила закончила школу. По образованию биолог-генетик.
Публиковать свои произведения Улицкая начала в конце восьмидесятых годов. Известность пришла к ней после того, как по ее сценарию были сняты фильмы «Сестрички Либерти» (1990, режиссер Владимир Грамматиков) и «Женщина для всех» (1991, режиссер Анатолий Матешко), а в «Новом мире» вышла повесть «Сонечка» (1992). В 1994 это произведение было признано во Франции лучшей переводной книгой года и принесло автору престижную французскую премию Медичи. Во Франции же вышла и первая книга Людмилы Улицкой (сборник рассказов «Бедные родственники», 1993) на французском языке.
Произведения Людмилы Евгеньевны переведены на двадцать пять языков. Писательница является лауреатом крупнейших литературных премий. Дважды она была удостоена премии «Книга года»: за романы «Искренне ваш, Шурик» и «Лестница Якова». Премия «Большая книга» также вручалась Л.Е. Улицкой дважды: за романы «Даниэль Штайн, переводчик» и «Лестница Якова».
Многие произведения писательницы основаны на её личном жизненном опыте или пересказаны со слов друзей, знакомых, соседей, родственников. Её биография уже могла бы служить материалом для отдельной книги.
Л. Улицкую интересуют яркие человеческие характеры в сложном переплетении индивидуальных, родовых и исторических начал. Эпические полотна Л. Улицкой подобны масштабным семейными хроникам. Динамичные сюжеты, отражающие перипетии частных судеб, разворачиваются, как правило, на фоне советской эпохи.
Литературоведы называют прозу Л. Улицкой «прозой нюансов», отмечая, что «тончайшие проявления человеческой природы и детали быта выписаны у нее с особой тщательностью». Сама же Улицкая так характеризует свое творчество: «Я отношусь к породе писателей, которые главным образом отталкиваются от жизни».
Книга «Детство 49» включает 6 рассказов о послевоенном детстве. Успех произведения вдохновил Улицкую на создание книги «Детство 45-53: а завтра будет счастье». Ее основу составили воспоминания реальных людей о послевоенном детстве 1945-1953.



Вопрос № 1 1 балла(ов)
Какие факты свидетельствуют о литературном признании Л. Улицкой?
Она является автором просветительских проектов.
Каждое произведение Улицкой – это развернутое повествование о человеческой судьбе в эпоху социализма.
Ее произведения популярны во всем мире.
Она является лауреатом престижных российских и международных литературных премий. Ее произведения переведены более чем на 20 языков. Это правильный ответ
Вопрос № 2 1 балла(ов)
К каким жанрам относится большинство произведений Улицкой?
Эпические жанры: романы, повести, рассказы. Это правильный ответ
Эпические жанры: романы, сказки, поэмы.
Кинематографические жанры.
Повести и рассказы.
Вопрос № 3 1 балла(ов)
В чем главная особенность содержания произведений Л. Улицкой?
Это масштабные эпические полотна.
Писательница изображает сложные судьбы ярких личностей на фоне советской эпохи. Это правильный ответ
Л. Улицкая показывает тончайшие проявления человеческой природы.
Психологизм прозы – главная отличительная черта стиля Л. Улицкой.
Вопрос № 4 1 балла(ов)
В какую книгу включен рассказ «Капустное чудо»?
«Бедные родственники».
«Детство 45-53».
«Детство сорок девять». Это правильный ответ
«Сестрички Либерти».
Вопрос № 5 1 балла(ов)
Как связаны книги «Детство сорок девять» и «Детство 45-53»?
Книги имеют автобиографический характер.
У них сходное содержание.
Они посвящены теме послевоенного детства. На создание документальной книги писательницу вдохновил сборник художественных произведений. Это правильный ответ
Книга «Детство 45-53» вышла вслед за рассказами «Детство сорок девять».
Вопрос № 6 1 балла(ов)
Какой смысл имеет числительное в названии книги «Детство сорок девять»?
Это обозначение послевоенного времени, на которое пришлось детство героев. Это правильный ответ
Оно обозначает количество рассказов в книге о детстве.
Оно обозначает количество героев в книге.
Это номер очередной истории о детстве.
Вопрос № 7 1 балла(ов)
Когда и где происходит действие рассказа?
В конце 1946 году, в деревне.
В ноябре 1945 года, в городе.
Осенью 1949 году, в городе.
В ноябре 1946 года, в городе. Это правильный ответ
Вопрос № 8 1 балла(ов)
Какие детали передают особенность послевоенной эпохи?
Картинка с японцем; непонятные игры городских детей; молчание девочек; чаепития подруг.
Сгорбленные фигурки девочек, мостовая с промерзшими листьями, темно-красные от сырости флаги, не убранные после праздника.
Сиротство детей, связанное с гибелью отца на фронте; необходимость брать работу ради куска хлеба; изношенные дареные ботинки; очереди за продуктами первой необходимости. Это правильный ответ
Сумрачное ноябрьское утро, сиротство, связанное со смертью матери, городское жилище, грузовик с кочанами капусты.
Вопрос № 9 1 балла(ов)
Как зовут главных героев рассказа?
Дуся и Оля. Это правильный ответ
Шура Кротова и Татьяна Ипатьева.
Дуся и Таня.
Шура и Оля.
Вопрос № 10 1 балла(ов)
Как в рассказе называют героиню по фамилии Ипатьева?
Старуха, Слониха, тетя Таня.
Старуха Ипатьева, Слониха, баба Таня. Это правильный ответ
Старуха Ипатьева, бабушка, баба Таня.
Бабушка, Слониха, Ипатьева.
Вопрос № 11 1 балла(ов)
С чем связано прозвище Слониха?
Так соседи выразили негативное отношение к героине.
Она с трудом ходила, из-за болезни ее ноги были очень толстыми. Это правильный ответ
Она грубая, и ее окружают такие же недобрые люди.
Она не отличалась душевной чуткостью, была нечувствительной, как слон.
Вопрос № 12 1 балла(ов)
Как девочки попали в дом старухи Ипатьевой?
Когда Дуся и Оля осиротели, соседка нашла их родственницу Ипатьеву и привезла девочек к ней. Это правильный ответ
Отец девочек погиб на фронте, мать умерла, и девочкам некуда было деваться.
Ближе родни у девочек не было.
Старуха Ипатьева спасла девочек от детдома.
Вопрос № 13 1 балла(ов)
Как старуха Ипатьева отнеслась к появлению девочек?
Она оставила их у себя, но без большой радости.
Забота о сиротах – это ее святой родственный долг.
Она восприняла их как обузу, думала сдать их в детдом, но решила оставить их у себя. Это правильный ответ
Она не разговаривала с ними и хотела сдать их в детдом.
Вопрос № 14 1 балла(ов)
Когда девочки стали называть старуху Ипатьеву бабой Таней?
Когда она сводила девочек в баню.
Когда услышали разговор Ипатьевой с подругой.
Когда освоились в доме и привыкли к новой родне.
Когда почувствовали, что она их не бросит. Это правильный ответ
Вопрос № 15 1 балла(ов)
Что является основой сюжета рассказа?
Повествование о прошлом девочек.
Диалог людей в очереди.
Повествование о покупке капусты. Это правильный ответ
Повествование о потере денег.
Вопрос № 16 1 балла(ов)
Почему старуха Ипатьева отправляет девочек за капустой?
Пришло время солить капусту впрок, старухе тяжело ходить, она доверяет девочкам. Это правильный ответ
Она переложила на девочек всю домашнюю работу.
Она проверяет девочек на честность.
Ей тяжело с ними в доме, она отправляет их за капустой, чтобы хотя бы немного побыть одной.
Вопрос № 17 1 балла(ов)
Какой эпизод является кульминацией рассказа?
Поиск потерянной десятки.
Совет продавщицы.
Счастливое возвращение домой с капустой.
Потеря денег. Это правильный ответ
Вопрос № 18 1 балла(ов)
Какой эпизод является развязкой рассказа?
Падение кочанов капусты с грузовика и возвращение девочек домой. Это правильный ответ
Размышление девочек о потере.
Разговор Ипатьевой с подругой.
Советы людей в очереди.
Вопрос № 19 1 балла(ов)
Как к беде девочек относятся люди в очереди?
Они осуждают девочек.
Продавщица советует сходить домой за деньгами.
Одни проявляют формальное сочувствие и дают бесполезные советы, другие испытывают раздражение. Это правильный ответ
Они проявляют сострадание к девочкам и дают им правильные советы.
Вопрос № 20 1 балла(ов)
Почему девочки переживают из-за потери денег?
Придется жить без запасов на зиму.
Они стыдятся того, что не оправдали доверие.
Эти деньги были последними.
Они боятся за свое будущее. Это правильный ответ
Вопрос № 21 1 балла(ов)
Как меняется отношение старухи Ипатьевой к девочкам?
Поняла, что неспроста они к ней на старости лет пристали.
Сначала они были ей в тягость, а потом она переложила на них всю домашнюю работу.
В лучшую сторону.
Сначала она восприняла их как обузу, а потом привязалась к ним и полюбила их всем сердцем. Это правильный ответ
Вопрос № 22 1 балла(ов)
Как воспринимают девочки сброшенные с грузовика кочаны?
Счастливый случай, благодаря которому они не лишаться дома. Это правильный ответ
Можно не горевать из-за потери денег.
Как заслуженную награду за труды.
Как чудо, благодаря которому восторжествовала справедливость.
Вопрос № 23 1 балла(ов)
Почему в финале рассказа автор рисует, как убивается Ипатьева?
Пропажа девочек для нее трагедия, она всей душой привязалась к ним. Это правильный ответ
Она боится за свое будущее.
Это крокодиловы слезы. Она хочет убедить подругу в том, что девочки ей дороги. На самом деле это не так.
Она расстраивается из-за убытков в доме: и деньги пропали, и работниц лишилась.
Вопрос № 24 1 балла(ов)
Какие слова могла произнести баба Таня при встрече с девочками?
«И где это вас носило, окаянные?! Я с ног сбилась, два раза к ларьку бегала!»
«А я уж подумала, взяли деньги, да и бросили старуху»
«Слава Богу, нашлись! Золотые, родненькие мои! Да Бог с ней, с капустой!» Это правильный ответ
«А я уж испугалась, не запасем, видно, капусту».
Вопрос № 25 1 балла(ов)
В разговоре об идее рассказа высказана такая мысль: «Война коверкает человеческие судьбы и делает людей равнодушными даже к детскому горю». Какой из аргументов этой позиции является наиболее убедительным?
Судьба девочек очень трудная. Их могли бы приютить соседи. Но они делают почти невозможное: разыскивают дальнюю родственницу и перекладывают груз воспитания на плечи старой женщины.
В финале рассказа звучат слова: «Да…кому они нужны-то?» Вся беда в том, что люди не нужны друг другу. Никто никому просто так помогать не будет.
Самым напряженным моментом рассказа является потеря денег. Даже слепой и глухой, но неравнодушный человек понял бы, девочкам нужно помочь. Ну что стоило каждому в очереди дать им немного денег? И продавщица, и шофер могли бы проявить участие к ним.
Война лишила детей дома. На их горе люди откликаются с неохотой и не сразу. Потеря денег – трагедия для девочек, но среди людей в очереди не находится ни одного, кто не только помог бы, но даже искренне посочувствовал бы их горю. Остается надеяться только на счастливый случай. Это правильный ответ
Вопрос № 26 1 балла(ов)
В разговоре об идее рассказа высказана такая мысль: «Война коверкает человеческие судьбы, но она не может лишить их дара любви». Какой из аргументов этой позиции является наиболее убедительным?
Девочки не раз сталкивались с человеческим равнодушием. Но самое главное – это их любовь друг к другу. Они одной крови. Именно родственные узы помогают выжить даже в самых трудных ситуациях.
Случай с капустой обнаруживает что-то запредельное. Как будто Бог вмешался в судьбу девочек и помог им. Что ж, если нет любви ближних, остается надеяться на милость божью. Это и есть дар любви.
Хотя забота о чужих детях очень тяжела, взрослые все-таки устраивают судьбу сирот. А случай с капустой помог увидеть главное. Чудо не в том, что кочаны свалились к ногам девочек. Чудо в том, что они обрели дом, и их согревает любовь бабы Тани. И друг без друга они уже не представляют себе жизни. Это правильный ответ
Какими бы трудными ни были условия жизни, главное – это поддерживать родственные узы. Только любовь к ближнему делает человека человеком. Это высокое чувство является основой жизни.
Вопрос № 27 1 балла(ов)
Почему рассказ так называется?
Название перекликается с выражением «детей в капусте нашли».
Благодаря случаю с капустой открылось чудо любви. Это правильный ответ
Девочки не потеряли дом, потому что произошла капустное чудо.
В рассказе говорится о случае с капустой.
Вопрос № 28 1 балла(ов)
В каких произведениях авторы повествуют о чуде, которое происходит благодаря преображающей силе любви?
А.С. Пушкин «Капитанская дочка», О. Генри «Дары волхвов» Это правильный ответ
А.С. Пушкин «Зимнее утро», Некрасов «Крестьянские дети».
М.Ю. Лермонтов «Бородино», Н.В. Гоголь «Вий».
Н.С. Лесков «Левша», А.П. Чехов «Хамелеон».