Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Экология. Школьный тур | ||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||
8 класс. Блок № 1 | ||||||||||
40 минут на выполнение блока. Из них 40 минут на ввод ответов | ||||||||||
Задание № 1 | ||||||||||
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии. 8 классы. 2018-19 учебный год 1 блок Дорогие ребята! Поздравляем вас с участием в I этапе Всероссийской олимпиады школьников по экологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только экологических знаний, но и общей эрудиции. Успеха Вам в работе! | ||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||
Живая и неживая природа, окружающая растения, животных и человека, – это: | ||||||||||
А. планета Земля | ||||||||||
Б. экологическая ниша | ||||||||||
В. экосистема | ||||||||||
Г. среда обитания Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||
К биотическим факторам относится: | ||||||||||
А. ультрафиолетовое излучение | ||||||||||
Б. содержание кислорода в атмосфере | ||||||||||
В. паразитизм Это правильный ответ | ||||||||||
Г. климат | ||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||
Низкокалорийная пища, недостаток белков, обилие углеводов – это особенности питания жителей: | ||||||||||
А. зоны тропиков Это правильный ответ | ||||||||||
Б. аридной зоны | ||||||||||
В. арктической зоны | ||||||||||
Г. зоны высокогорья | ||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||
Что ограничивает распространение малярийного комара на север в Северном полушарии: | ||||||||||
А. пониженная солнечная радиация | ||||||||||
Б. пониженная температура Это правильный ответ | ||||||||||
В. повышенная влажность | ||||||||||
Г. отсутствие сильных ветров | ||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||
Сигналом, вызывающим листопад у растений в тропическом климате, является: | ||||||||||
А. понижение температуры воздуха | ||||||||||
Б. повышение температуры воздуха | ||||||||||
В. сезон засухи Это правильный ответ | ||||||||||
Г. сезон дождей | ||||||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||||||
Изменения во внешней среде приводят к различным изменениям в популяции, но НЕ влияют на: | ||||||||||
А. численность особей | ||||||||||
Б. возрастную структуру | ||||||||||
В. ареал Это правильный ответ | ||||||||||
Г. соотношение полов | ||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||
У птиц одна из форм приспособленности к полету выражается в виде: | ||||||||||
А. однотонной окраски перьевого покрова | ||||||||||
Б. интенсивного обмена веществ Это правильный ответ | ||||||||||
В. замедленного обмена веществ | ||||||||||
Г. утолщенных костей скелета | ||||||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||||||
К паразитам деревьев можно отнести: | ||||||||||
А. бабочку-белянку | ||||||||||
Б. божью коровку | ||||||||||
В. жука-короеда Это правильный ответ | ||||||||||
Г. древесных муравьев | ||||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||||
Если в реке началась массовая гибель рыбы, то наиболее вероятная причина этого явления: | ||||||||||
А. изменение скорости течения реки | ||||||||||
Б. изменение атмосферного давления | ||||||||||
В. уменьшение содержания кислорода в воде Это правильный ответ | ||||||||||
Г. увеличение концентрации озона в воздушной среде | ||||||||||
Вопрос № 10 1 балла(ов) | ||||||||||
Полосатость как форма расчленяющей окраски отсутствует у представителей: | ||||||||||
А. насекомоядных животных Это правильный ответ | ||||||||||
Б. рыб | ||||||||||
В. непарнокопытных млекопитающих | ||||||||||
Г. парнокопытных млекопитающих | ||||||||||
Вопрос № 11 1 балла(ов) | ||||||||||
Классический пример почти мгновенного (в течение 25 лет) истребления найденного вида животных представляет собой: | ||||||||||
А. морской котик | ||||||||||
Б. тюлень-монах | ||||||||||
В. нерпа | ||||||||||
Г. стеллерова корова Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||||||
Значение озонового слоя заключается в том, что он: | ||||||||||
А. поглощает часть ультрафиолетового излучения Это правильный ответ | ||||||||||
Б. поглощает часть инфракрасного излучения | ||||||||||
В. ограничивает проникновение жизни за его пределы | ||||||||||
Г. вырабатывает витамин D | ||||||||||
Вопрос № 13 1 балла(ов) | ||||||||||
Большие надежды на успешное решение глобальных экологических проблем связывают со следующими изменениями в хозяйственной деятельности: | ||||||||||
А. повсеместным сокращением объема производства в мире | ||||||||||
Б. сокращением выработки энергии | ||||||||||
В. разработкой новых технологий Это правильный ответ | ||||||||||
Г. повсеместным сокращением масштаба рыболовства и охоты | ||||||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||||||
Восточно-Уральская охраняемая территория относится к | ||||||||||
А. национальному парку | ||||||||||
Б. заказнику | ||||||||||
В. заповеднику Это правильный ответ | ||||||||||
Г. памятнику природы | ||||||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||||||
Среди охраняемых животных Челябинской области, занесенных в Красную книгу, больше всего видов | ||||||||||
А. ракообразных | ||||||||||
Б. насекомых Это правильный ответ | ||||||||||
В. рыб | ||||||||||
Г. земноводных | ||||||||||
Задание № 2 | ||||||||||
Задание 2. Задание включает вопросы с 3 верными вариантами ответов из шести. ВНИМАНИЕ: ответы на вопросы Задания 2 вводятся в порядке возрастания и без каких-либо знаков между цифрами. Например, 123 | ||||||||||
Вопрос № 1 3 балла(ов) | ||||||||||
Условиями являются экологические факторы: 1. гравитационное поле 2. атмосферное давление 3. вода 4. солнечная энергия 5. солёность воды 6. углекислый газ | ||||||||||
Правильный ответ 125 | ||||||||||
Вопрос № 2 3 балла(ов) | ||||||||||
Биохимическими адаптациями у организмов являются: 1. использование ядов 2. мимикрия 3. выработка пахучих веществ 4. видоизменения корней 5. яркая окраска цветков 6. продуцирование антибиотиков | ||||||||||
Правильный ответ 136 | ||||||||||
Вопрос № 3 3 балла(ов) | ||||||||||
К недостатку влаги у растений сформировались приспособления: 1. крупные листовые пластинки 2. видоизмененные листья - колючки 3. большое число устьичных клеток 4. опушение стеблей и листовых пластинок 5. большое число хлоропластов в клетках листьев 6. сильно развитая стержневая корневая система | ||||||||||
Правильный ответ 246 | ||||||||||
Вопрос № 4 3 балла(ов) | ||||||||||
Примерами нейтрализма являются взаимоотношения между организмами: 1. термиты и жгутиковые 2. бабочка и сова 3. заяц и крот 4. человек и гнилостные бактерии в желудочно-кишечном тракте 5. орхидеи и колибри 6. филин и муравей | ||||||||||
Правильный ответ 236 | ||||||||||
Задание № 3 | ||||||||||
Задание 3. Установите соответствие между предложенными понятиями. | ||||||||||
Вопрос № 1 4 балла(ов) | ||||||||||
Установите соответствие между видами растений и приспособленностью их семян к распространению: Виды растений - Способы распространения семян | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 2 4 балла(ов) | ||||||||||
Установите соответствие между средой обитания и видами животных: Среда обитания - Виды животных | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 3 4 балла(ов) | ||||||||||
Установите соответствие между характеристикой и экологическими группами растений: Характеристика - Экологические группы растений | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 4 4 балла(ов) | ||||||||||
Установите соответствие между жизненной формой и видами растений: Жизненная форма - Виды растений | ||||||||||
| ||||||||||
Задание № 4 | ||||||||||
Задание 4. Определите правильную последовательность. ВНИМАНИЕ: ответ вводится без каких-либо знаков между цифрами. | ||||||||||
Вопрос № 1 5 балла(ов) | ||||||||||
Установите последовательность процессов, протекающих при зарастании скал: 1. зарастание мхами 2. формирование травянистого сообщества 3. голые скалы 4. образование тонкого слоя почвы 5. заселение лишайниками | ||||||||||
Правильный ответ 35142 | ||||||||||
Вопрос № 2 5 балла(ов) | ||||||||||
Установите последовательность процессов круговорота азота в биосфере, начиная с усвоения атмосферного азота: 1. разрушение микроорганизмами органических остатков 2. использование животными азотсодержащих органических веществ 3. использование растениями соединений азота 4. поглощение молекулярного азота атмосферы клубеньковыми бактериями 5. высвобождение свободного азота | ||||||||||
Правильный ответ 43215 | ||||||||||
Задание № 5 | ||||||||||
Задание 5. Выбери правильные суждения. ВНИМАНИЕ: ответ на вопрос Задания 5 вводится в порядке возрастания и без каких-либо знаков между цифрами. Например, 123 | ||||||||||
Вопрос № 1 5 балла(ов) | ||||||||||
1. Необходимым ресурсом для подавляющего большинства организмов является кислород. 2. Способности адаптироваться к окружающим условиям у растений и животных сходны. 3. Хорошими индикаторами загрязнения атмосферы являются некоторые виды лишайников. 4. Состав и толщина почвенных слоев в разных климатических зонах одинаковые. 5. Для жизни в наземно-воздушной среде потребовались более сложные механизмы размножения животных, чем в водной среде. 6. Передача химических сигналов, как способ взаимного оповещения организмов, широко распространена в природе. 7. Для сохранения популяций организмов необходимо сохранять хотя бы часть их местообитаний, где они могут нормально размножаться. 8. Ярусность в лесу характерна только для растительных организмов. 9. В биосфере постоянно происходят круговороты веществ, обусловленные абиотическими факторами, например, течениями воды, постоянным ветрами и другими. | ||||||||||
Правильный ответ 13567 | ||||||||||