Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Экология. Школьный тур | ||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||
11 класс. Блок № 1 | ||||||||||
40 минут на выполнение блока. Из них 40 минут на ввод ответов | ||||||||||
Задание № 1 | ||||||||||
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии. 11 класс. 2018-19 учебный год 1 блок Дорогие ребята! Поздравляем вас с участием в I этапе Всероссийской олимпиады школьников по экологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только экологических знаний, но и общей эрудиции. Успеха Вам в работе! | ||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||
Основы экологии животных заложил русский | ||||||||||
А. Ч. Дарвин | ||||||||||
Б. А. Гумбольдт | ||||||||||
В. Н.А. Северцов Это правильный ответ | ||||||||||
Г. В.И. Вернадский | ||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||
Приспособленность организмов к обитанию в приливно-отливной зоне проявляется | ||||||||||
А. как способность зарываться в придонный грунт, а также в наличии различных выростов Это правильный ответ | ||||||||||
Б. как способность вовремя уплывать на глубину | ||||||||||
В. в наличии ярко окрашенных покровов | ||||||||||
Г. как способность к хорошей ориентации | ||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||
Для сохранения популяции важное значение имеет следующий показатель: | ||||||||||
А. высота нахождения ареала над уровнем моря | ||||||||||
Б. близость к водоему | ||||||||||
В. минимальная численность, необходимая для самовоспроизводства Это правильный ответ | ||||||||||
Г. географическая широта нахождения ареала | ||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||
Абиотические и биотические компоненты среды, прямо или косвенно воздействующие на живые организмы и во многом определяющие ее характер- | ||||||||||
А. вода и минеральные соли, растворенные в ней | ||||||||||
Б. солнечный свет и радиация | ||||||||||
В. экологические факторы Это правильный ответ | ||||||||||
Г. совокупность живых организмов | ||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||
В местах большого скопления животных (на водопое, пастбище) растениям приходится приспосабливаться к измененным условиям: | ||||||||||
А. избытку удобрений или навоза | ||||||||||
Б. вымыванию почвы | ||||||||||
В. вытаптыванию почвы Это правильный ответ | ||||||||||
Г. изменению водного режима, в связи с понижением уровня грунтовых вод | ||||||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||||||
Самовосстановлению биоценозов на берегах рек может препятствовать | ||||||||||
А. внесение удобрений в почву | ||||||||||
Б. большое количество осадков в зимнее время | ||||||||||
В. сильный перепад температур | ||||||||||
Г. ежегодный разлив реки Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||
Основным источником биогеохимической активности организмов является: | ||||||||||
А. радиация | ||||||||||
Б. солнечная энергия Это правильный ответ | ||||||||||
В. внутренняя энергия Земли | ||||||||||
Г. перепады температур и атмосферного давления | ||||||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||||||
Приспособленность некоторых планктонных и сидячих (прикрепленных) водных организмов открыла возможность для добывания пищи путем: | ||||||||||
А. соскабливания с различных предметов | ||||||||||
Б. захвата специальными присосками | ||||||||||
В. фильтрации – процеживания воды с содержащейся в ней органикой Это правильный ответ | ||||||||||
Г. поглощения органики всей поверхностью тела | ||||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||||
Бобры могут подгрызать стволы деревьев благодаря особому приспособлению: | ||||||||||
А. их зубы состоят из специального вещества и покрыты особой эмалью | ||||||||||
Б. их зубы постоянно растут и сами затачиваются Это правильный ответ | ||||||||||
В. у них значительно больше зубов, чем у других млекопитающих | ||||||||||
Г. нет верного варианта ответа | ||||||||||
Вопрос № 10 1 балла(ов) | ||||||||||
Экологическая причина того, что теплокровные животные севера, как правило, крупнее своих южных сородичей, заключается в следующем: | ||||||||||
А. так легче бороться с хищниками | ||||||||||
Б. увеличиваются размеры легких и сердца, что обеспечивает усиленный обмен веществ, способствующий выживанию | ||||||||||
В. снижаются энергетические затраты организма Это правильный ответ | ||||||||||
Г. так удобнее и быстрее передвигаться по снегу и льду | ||||||||||
Вопрос № 11 1 балла(ов) | ||||||||||
К проявлениям биологических факторов среды можно отнести | ||||||||||
А. движение воды по стеблю | ||||||||||
Б. расселение семян клена и ясеня | ||||||||||
В. прорастание семян фасоли и гороха | ||||||||||
Г. распространение ягод рябины и облепихи Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||||||
Экологическая оценка состояния городской среды не учитывает | ||||||||||
А. состояние теплоэнергетики | ||||||||||
Б. гравитационную составляющую Это правильный ответ | ||||||||||
В. состояние канализации | ||||||||||
Г. качество воздушной среды и уровень шума | ||||||||||
Вопрос № 13 1 балла(ов) | ||||||||||
От действия кислотных дождей в большой степени страдают: | ||||||||||
А. позвоночные животные | ||||||||||
Б. лиственные породы деревьев | ||||||||||
В. хвойные породы деревьев Это правильный ответ | ||||||||||
Г. растительность морей | ||||||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||||||
Озеро Увильды, как охраняемый объект, относится к | ||||||||||
А. памятнику природы Это правильный ответ | ||||||||||
Б. заказнику | ||||||||||
В. заповеднику | ||||||||||
Г. национальному парку | ||||||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||||||
Среди охраняемых растений, занесенных в Красную книгу Челябинской области, больше всего | ||||||||||
А. водорослей | ||||||||||
Б. моховидных | ||||||||||
В. голосеменных | ||||||||||
Г. покрытосеменных Это правильный ответ | ||||||||||
Задание № 2 | ||||||||||
Задание 2. Задание включает вопросы с тремя верными вариантами ответов из шести. ВНИМАНИЕ: ответы на вопросы Задания 2 вводятся в порядке возрастания и без каких-либо знаков между цифрами. Например, 123 | ||||||||||
Вопрос № 1 3 балла(ов) | ||||||||||
К нектону относятся: 1. кит 2. камбала 3. скат 4. сельдь 5. морская звезда 6. дельфин | ||||||||||
Правильный ответ 146 | ||||||||||
Вопрос № 2 3 балла(ов) | ||||||||||
Примерами мутуализма являются: 1. копытные и сурки 2. клевер и шмель 3. термиты и жгутиковые простейшие 4. акулы и рыба-прилипалы 5. бобовые растения и клубеньковые бактерии 6. мухи и росянка | ||||||||||
Правильный ответ 235 | ||||||||||
Вопрос № 3 3 балла(ов) | ||||||||||
Прямые пищевые связи характерны для: 1. нейтрализма 2. комменсализм 3. паразитизм 4. хищничество 5. конкуренция 6. аменсализм | ||||||||||
Правильный ответ 234 | ||||||||||
Вопрос № 4 3 балла(ов) | ||||||||||
Рост численности популяций НЕ зависит от их плотности у: 1. слонов 2. деревьев 3. бактерий 4. китов 5. однолетних растений 6. тли | ||||||||||
Правильный ответ 356 | ||||||||||
Задание № 3 | ||||||||||
Задание 3. Установите соответствие между предложенными понятиями. | ||||||||||
Вопрос № 1 4 балла(ов) | ||||||||||
Установите соответствие между видами растений и приспособленностью их семян к распространению: Виды растений - Способы распространения семян | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 2 4 балла(ов) | ||||||||||
Установите соответствие между видами природных ресурсов и классификацией по их исчерпаемости: Классификация - Виды | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 3 4 балла(ов) | ||||||||||
Установите соответствие между видоизменениями органов и их функцией: Видоизменения органов - Функции видоизменений | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 4 4 балла(ов) | ||||||||||
Установите соответствие между группой животных водной среды обитания и примерами организмов: Группы животных - Примеры | ||||||||||
| ||||||||||
Задание № 4 | ||||||||||
Задание 4. Определите правильную последовательность. ВНИМАНИЕ: ответ вводится без каких-либо знаков между цифрами (231). | ||||||||||
Вопрос № 1 5 балла(ов) | ||||||||||
Расположите в правильном порядке процессы, происходящие в водоёме при попадании в него больших количеств минеральных удобрений с полей: 1. отмирание и гниение одноклеточных водорослей и цианобактерий 2. увеличение содержания минеральных веществ в воде 3. снижение содержания кислорода в воде 4. массовая гибель рыб и других организмов 5. массовое развитие одноклеточных водорослей и цианобактерий | ||||||||||
Правильный ответ 25134 | ||||||||||
Вопрос № 2 5 балла(ов) | ||||||||||
Установите последовательность расположения ярусов растений в лесу, начиная с нижнего яруса: 1. деревья второй величины 2. низкие кустарнички и низкие травы 3. деревья первой величины 4. мхи и лишайники 5. подлесок из кустарников и высоких трав | ||||||||||
Правильный ответ 42513 | ||||||||||
Задание № 5 | ||||||||||
Задание 5. Выбери правильные суждения. ВНИМАНИЕ: ответ на вопрос Задания 5 вводится в порядке возрастания и без каких-либо знаков между цифрами. Например, 123 | ||||||||||
Вопрос № 1 5 балла(ов) | ||||||||||
1. Этологические адаптации связаны с изменениями в строении организма. 2. Протокооперация связана с взаимовыгодными, но не обязательными сосуществованиями организмов. 3. Пойкилотермные животные имеют непостоянную температуру тела, которая зависит от температуры окружающей среды. 4. Сапротрофные бактерии в экосистеме являются редуцентами. 5. Вторичная продукция создается за единицу времени продуцентами 1 порядка. 6. Породы магматического и метаморфического происхождения составляют косное вещество биосферы. 7. При возрастании плотности популяции повышается рождаемость и уменьшается смертность особей. 8. Каждый биогеоценоз – это экосистема, но не каждая экосистема – это биогеоценоз. 9. К суккулентам не относятся алоэ и кактусовые растения. | ||||||||||
Правильный ответ 23468 | ||||||||||