Забыли пароль? Регистрация

Вход по логину




Вход через ВКонтакте

Экология. Школьный тур.
Назад к списку блоков
8 класс. Блок № 1
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов
Задание № 1
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии.
8 классы. 2019/2020 учебный год
1 блок

Дорогие ребята! Поздравляем вас с участием в I этапе Всероссийской олимпиаде школьников по экологии!
Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только экологических знаний, но и общей эрудиции.
Успеха Вам в работе!


Задание 1
Задание включает вопросы, к каждому из которых предложено несколько вариантов ответов. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным.

Вопрос № 1 1 балла(ов)
Различные формы деятельности человека составляют группу факторов:
1. экологических
2. биотических
3. антропогенных Это правильный ответ
4. абиотических
Вопрос № 2 1 балла(ов)
Фактором, ограничивающим распространение водорослей на больших глубинах, является
1. большое давление
2. недостаток света Это правильный ответ
3. скорость течения
4. недостаток растворенного в воде углекислого газа
Вопрос № 3 1 балла(ов)
Конкурентные отношения в водоеме складываются между
1. прудовиком и прудовой лягушкой
2. карпом и водорослями
3. окунем и щукой Это правильный ответ
4. плотвой и ручейником
Вопрос № 4 1 балла(ов)
Живым веществом биосферы В.И. Вернадский назвал совокупность всех
1. живых организмов планеты Это правильный ответ
2. животных Мирового океана
3. почвенных микроорганизмов
4. растений тропических лесов
Вопрос № 5 1 балла(ов)
Цветение некоторых лесных растений до распускания листьев – это приспособление к
1. недостатку влаги
2. перенесению низких температур
3. вегетативному размножению
4. опылению Это правильный ответ
Вопрос № 6 1 балла(ов)
Наиболее сложная пищевая сеть имеется в сообществе
1. елового леса
2. болота
3. тропического леса Это правильный ответ
4. озера
Вопрос № 7 1 балла(ов)
В экосистеме тундры консументом II порядка является
1. лишайник ягель
2. лемминг
3. полярная сова Это правильный ответ
4. северный олень
Вопрос № 8 1 балла(ов)
Агроэкосистемы и естественные экосистемы сходны тем, что для них характерно
1. большое видовое разнообразие
2. разветвленные пищевые сети
3. отсутствие редуцентов
4. наличие продуцентов Это правильный ответ
Вопрос № 9 1 балла(ов)
Липовая гора расположена в южной части Аши, на левом берегу реки Сим. Гора обращена к городу своим северным, почти обрывистым склоном. Высота ее - 299 м над уровнем моря, площадь основания 8 км2. Эта территория относится к памятникам природы
1. геологическим
2. ботаническим Это правильный ответ
3. гидрологическим
4. зоологическим
Вопрос № 10 1 балла(ов)
Для растения венерин башмачок настоящий в Челябинской области лимитирующими факторами являются
1. вырубки лесов
2. выпасы скота
3. сборы на букеты
4. все перечисленные факторы Это правильный ответ

Задание № 2
Задание 2.
Задание включает вопросы с 3 верными вариантами ответов из шести.
ВНИМАНИЕ: ответы на вопросы Задания 2 вводятся в порядке возрастания и без каких-либо знаков между цифрами. Например, 123

Вопрос № 1 3 балла(ов)
К абиотическим компонентам водной экосистемы относят
1. видовой состав животных
2. характер дна водоема
3. температурный режим
4. разнообразие продуцентов
5. соленость воды
6. видовой состав планктона
Правильный ответ 235
Вопрос № 2 3 балла(ов)
Последствия увеличения в биоценозе численности травоядных животных
1. увеличение численности хищников
2. сокращение численности паразитов
3. изменение режима осадков
4. уменьшение травостоя
5. увеличение численности паразитов
6. уменьшение количества хищников
Правильный ответ 145
Вопрос № 3 3 балла(ов)
Потребителями готового органического вещества в сообществе соснового леса являются
1. почвенные зеленые водоросли
2. гадюка обыкновенная
3. мох сфагнум
4. подрост сосны
5. тетерев
6. лесная мышь
Правильный ответ 256
Вопрос № 4 3 балла(ов)
В экосистеме широколиственного леса - дубраве
1. все пищевые цепи короткие
2. устойчивость обеспечивается разнообразием организмов
3. начальное звено цепи питания представлено растениями
4. популяционный состав животных не меняется во времени
5. источник первичной энергии – солнечный свет
6. в почве отсутствуют редуценты
Правильный ответ 235

Задание № 3
Задание 3.
Установите соответствие между предложенными понятиями.
Ответ запишите в виде соответствующей последовательности цифр без пробелов.

Вопрос № 1 6 балла(ов)
Установите соответствие между видом организмов и экосистемой, в которой он распространен

Вид растений
А. ландыш майский
Б. обыкновенная куница
В. горох посевной
Г. пузырчатая головня
Д. колорадский жук
Е. лещина обыкновенная

Экосистема
1. лиственный лес
2. сельскохозяйственное поле
Правильный ответ 112221
Вопрос № 2 6 балла(ов)
Установите соответствие между примерами и экологическими факторами

Примеры
А. постоянство газового состава атмосферы
Б. вырубка лесов
В. весенний разлив рек
Г. изменение численности консументов
Д. распространение паразитов в популяции
Е. создание Красной книги

Экологические факторы
1. абиотический
2. биотический
3. антропогенный
Правильный ответ 131223
Вопрос № 3 6 балла(ов)
Установите соответствие между видами простейших и их средой обитания

Виды простейших
А. обыкновенная амёба
Б. дизентерийная амёба
В. зеленая эвглена
Г. инфузория-туфелька
Д. лямблия
Е. малярийный плазмодий

Среда обитания
1. пресный водоем
2. живой организм
Правильный ответ 121122
Вопрос № 4 6 балла(ов)
Установите соответствие между процессом и компонентом биосферы, для которого он характерен

Процесс
А. выветривание горных пород
Б. дыхание
В. транспирация
Г. испарение воды с поверхности океана
Д. выделение кислорода в атмосферу
Е. синтез органических веществ

Компонент биосферы
1. живое вещество
2. неживое вещество
Правильный ответ 211211

Задание № 4
Задание 4.
Определите правильную последовательность.
ВНИМАНИЕ: ответ вводится без каких-либо знаков между цифрами.

Вопрос № 1 5 балла(ов)
Установите последовательность этапов круговорота углерода в биосфере, начиная с усвоения неорганического углерода в процессе фотосинтеза
1. образование в клетках растений глюкозы
2. поглощение углекислого газа растениями в процессе фотосинтеза
3. образование углекислого газа в процессе дыхания
4. использование органических веществ в процессе питания
5. образование крахмала в клетках растений
Правильный ответ 21543
Вопрос № 2 5 балла(ов)
Установите последовательность процессов, происходящих при освоении организмами безжизненных каменистых поверхностей
1. образование тончайшего слоя почвы
2. появление травянистых растений
3. появление неприхотливых кустарников
4. появление бактерий и накипных лишайников
5. появление деревьев
Правильный ответ 41235
Вопрос № 3 4 балла(ов)
Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) запишите без пробелов, используя каждую цифру не более одного раза.

Экологические проблемы, связанные с серьезными изменениями в биосфере и требующие для своего решения взаимодействия разных стран, называются ___ (А). Одна из них - ___ (Б) связана с увеличением в атмосфере концентрации углекислого газа и нарушением теплового баланса планеты. Другая проблема - _____ (В) – возникает в результате поступления в атмосферу фреонов. А при больших выбросах в атмосферу диоксида серы возникает проблема _____ (Г), в результате чего страдают экосистемы водоемов, хвойные леса и памятники архитектуры.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1. кислотные дожди
2. «парниковый эффект»
3. «озоновые дыры»
4. локальные
5. глобальные
6. региональные
7. радиоактивное загрязнение
Правильный ответ 5231

Задание № 5
Задание 5.
Выбери правильные суждения.
ВНИМАНИЕ: ответ на вопрос Задания 5 вводится в порядке возрастания и без каких-либо знаков между цифрами. Например, 123

Вопрос № 1 5 балла(ов)
1. Приспособлением к колебаниям температуры являются миграции некоторых видов животных.
2. Мезофиты обитают в условиях повышенной влажности почвы.
3. Нерациональная деятельность человека привела к нарушениям всех компонентов биосферы.
4. Грибы в пищевой цепи являются продуцентами.
5. Надземная ярусность расположения растений в лесу позволяет лучше использовать световую энергию.
6. Экологические пирамиды могут быть перевернутыми.
7. В агроценозах ведущая роль принадлежит естественному отбору.
8. Межвидовая конкуренция относится к взаимополезным отношениям в природе.
9. Согласно правилу взаимодействия факторов – одни факторы могут усиливать или смягчать силу действия других факторов.
Правильный ответ 13569