Забыли пароль? Регистрация

Вход по логину




Вход через ВКонтакте

Экология. Школьный тур.
Назад к списку блоков
9 класс. Блок № 1
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов
Задание № 1
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии.
9 классы. 2019/2020 учебный год
1 блок

Дорогие ребята! Поздравляем вас с участием в I этапе Всероссийской олимпиаде школьников по экологии!
Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только экологических знаний, но и общей эрудиции.
Успеха Вам в работе!


Задание 1
Задание включает вопросы, к каждому из которых предложено несколько вариантов ответов. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным.

Вопрос № 1 1 балла(ов)
Раздел экологии, изучающий объекты биосферного уровня организации живой материи в их взаимодействии с окружающей средой, называется
1. экология особей
2. экология популяций
3. экология сообществ
4. учение о биосфере Это правильный ответ
Вопрос № 2 1 балла(ов)
К задачам экологии НЕ относится
1. изучение двусторонних связей между биологическими объектами разных уровней организации и средой
2. изучение механизмов устойчивости экосистем
3. изучение механизмов видообразования Это правильный ответ
4. изучение сукцессионных процессов
Вопрос № 3 1 балла(ов)
Снижение биологического разнообразия – глобальная экологическая проблема, т.к. живые организмы
1. обладают свойством раздражимости
2. являются звеном в круговороте веществ в биосфере Это правильный ответ
3. служат источником эстетического наслаждения
4. могут размножаться в геометрической прогрессии
Вопрос № 4 1 балла(ов)
Регуляция численности природных популяций обеспечивается
1. человеком
2. мутациями
3. межвидовыми отношениями Это правильный ответ
4. возрастным спектром популяций
Вопрос № 5 1 балла(ов)
Отношения термитов и живущих в их кишечнике жгутиковых простейших служат примером симбиоза, так как
1. жгутиковые и термиты борются за одну и ту же пищу
2. жгутиковые питаются тканями и клетками термитов
3. жгутиковые помогают термитам усваивать клетчатку Это правильный ответ
4. жгутиковые служат пищей для термитов
Вопрос № 6 1 балла(ов)
Виды со сложной возрастной структурой характеризуются
1. относительно стабильной численностью Это правильный ответ
2. частыми «взрывами численности»
3. отсутствием адаптаций к условиям среды обитания
4. независимостью от действия абиотических факторов
Вопрос № 7 1 балла(ов)
Содержание углерода в растениях в 200 раз больше, чем в земной коре, что является следствием функции живого вещества
1. энергетической
2. газовой
3. концентрационной Это правильный ответ
4. окислительно-восстановительной
Вопрос № 8 1 балла(ов)
Биомасса суши больше биомассы океана, потому что на суше
1. пищевые цепи более короткие и однозначные
2. продуценты живут дольше и их размеры крупнее Это правильный ответ
3. температура воздуха всегда выше
4. меньше испарение и больше солнечных дней
Вопрос № 9 1 балла(ов)
Чрезмерное размножение цианобактерий представляет опасность для экосистем, потому что
1. в атмосфере истощаются запасы углекислого газа
2. зоопланктон погибает от избытка пищи
3. нарушаются пищевые цепи
4. в воде сокращается количество кислорода Это правильный ответ
Вопрос № 10 1 балла(ов)
Санарский заказник располагается в лесостепной зоне Уральской горной страны. Большая часть Заказника находится в пределах Санарского гранитного массива. Данный заказник относится к категории
1. природный ботанический
2. гидрологический
3. природный комплексный Это правильный ответ
4. геологический
Вопрос № 11 1 балла(ов)
Лимитирующими факторами для редкого и занесенного в Красную книгу Челябинской области вида Тайник сердцевидный (семейство Орхидные) являются
1. вырубка лесов
2. осушение болот
3. рекреационное воздействие
4. все перечисленные факторы Это правильный ответ
Вопрос № 12 1 балла(ов)
Это млекопитающее животное занесено не только в Красную Книгу Челябинской области, но и в Красную книгу РФ
1. крошечная бурозубка
2. русская выхухоль Это правильный ответ
3. бурый ушан
4. степной сурок (байбак)
Вопрос № 13 1 балла(ов)
В советское время в Челябинскую область были завезены
1. пятнистый олень
2. бобр
3. выхухоль
4. все перечисленные виды Это правильный ответ

Задание № 2
Задание 2.
Задание включает вопросы с 3 верными вариантами ответов из шести.
ВНИМАНИЕ: ответы на вопросы Задания 2 вводятся в порядке возрастания и без каких-либо знаков между цифрами. Например, 123
Вопрос № 1 3 балла(ов)
Продуцентами являются
1. осока
2. брусника
3. дятел
4. белка
5. ель
6. трутовик
Правильный ответ 125
Вопрос № 2 3 балла(ов)
Биотическими компонентами экосистемы леса являются
1. обитатели лесной подстилки
2. температурный режим
3. древесный ярус
4. хищники
5. структура и состав почвы
6. режим осадков
Правильный ответ 134
Вопрос № 3 3 балла(ов)
Глобальными экологическими проблемами являются
1. строительство газопроводов
2. истощение озонового экрана
3. изменение климата
4. уменьшение численности хищников в отдельных экосистемах
5. сокращение видового разнообразия биосферы
6. уменьшение площади болотных территорий
Правильный ответ 235
Вопрос № 4 3 балла(ов)
К биогеоценозам относятся
1. гниющий пень
2. лужа с микроорганизмами
3. заливной луг
4. разнотравная степь
5. хвойный лес
6. биосфера
Правильный ответ 345
Вопрос № 5 3 балла(ов)
Известно, что подорожник большой – многолетнее травянистое светолюбивое растение. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого растения. Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам, в порядке возрастания.
1. Листья подорожника используют в качестве кровоостанавливающего средства.
2. При искусственном выращивании растений на плантации урожай листьев с одного растения собирают в течение 2-3 лет.
3. Цветки мелкие, четырехчленные, чашелистики по краям плёнчатые, венчик светло-буроватый. Четыре тычинки вдвое длиннее трубки венчика, их нити белые, пыльники тёмно-лиловые.
4. Растёт на открытых местах, около дорог и домов, на пустырях, сорных местах и лугах.
5. Растение от 15 до 50 см высоты, с укороченным толстым корневищем и густым пучком нитевидных корней.
6. Цветет с мая-июня (на севере) до августа-сентября.
Правильный ответ 245

Задание № 3
Задание 3.
Установите соответствие между предложенными понятиями.

Вопрос № 1 6 балла(ов)
Установите соответствие между процессом и компонентом биосферы. Для которого он характерен

Процесс
А. выветривание горных пород
Б. дыхание
В. транспирация
Г. испарение воды с поверхности водоемов
Д. выделение кислорода в атмосферу
Е. синтез органического вещества

Компонент биосферы
1. живое вещество
2. неживое вещество
Правильный ответ 211211
Вопрос № 2 6 балла(ов)
Установите соответствие между примерами организмов и способом их питания

Примеры организмов
А. спирогира
Б. улотрикс
В. масленок
Г. мукор
Д. ястреб-перепелятник
Е. береза

Способ питания
1. фототрофный
2. сапротрофный
Правильный ответ 112221
Вопрос № 3 6 балла(ов)
Установите соответствие между свойствами обитателей биогеоценоза и их принадлежностью к функциональной группе

Способ добывания пищи
А. поглощают из окружающей среды углекислый газ
Б. являются гетеротрофами
В. содержат пластиды с пигментами
Г. питаются готовыми органическими веществами
Д. являются хищниками и паразитами
Е. синтезируют органические вещества от неорганических

Группа
1. продуценты
2. консументы
Правильный ответ 121221
Вопрос № 4 6 балла(ов)
Установите соответствие между экологической проблемой и её масштабом

Экологическая проблема
А. зарастание озера
Б. снижение биологического разнообразия
В. парниковый эффект
Г. загрязнение города
Д. разрушение озонового слоя
Е. распашка целинного поля

Масштаб
1. глобальный
2. локальный
Правильный ответ 211212

Задание № 4
Задание 4.
Определите правильную последовательность.
ВНИМАНИЕ: ответ вводится без каких-либо знаков между цифрами.
Вопрос № 1 5 балла(ов)
Установите правильную последовательность, в которой включаются в пищевую цепь организмы водной экосистемы
1. мальки рыб
2. выдра
3. фитопланктон
4. зоопланктон
5. щука
Правильный ответ 34152
Вопрос № 2 5 балла(ов)
Установите правильную последовательность уровней организации жизни, начиная с наименьшего
1. биосфера
2. вид
3. популяция
4. экосистема
5. организм
Правильный ответ 53241
Вопрос № 3 4 балла(ов)
Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) запишите без пробелов, используя каждую цифру не более одного раза.

Разнообразные формы отношений организмов составляют группу ____ (А) факторов. Примером может служить ____ (Б), при котором оба взаимодействующих вида извлекают выгоду. При ___ (В) выгоду извлекает только одна сторона, а другой такая связь безразлична. Наконец, есть и полезно-вредные отношения, например, ___ (Г), при котором один организм использует другой в качестве источника пищи и места жительства.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1. паразитизм
2. нейтрализм
3. симбиоз
4. комменсализм
5. биотические
6. абиотические
7. антропогенные
Правильный ответ 5341

Задание № 5
Задание 5.
Выбери правильные суждения.
ВНИМАНИЕ: ответ на вопрос Задания 5 вводится в порядке возрастания и без каких-либо знаков между цифрами. Например, 123

Вопрос № 1 5 балла(ов)
1. Необходимым ресурсом для подавляющего большинства организмов является кислород.
2. В силу того, что животные подвижны, их адаптации однообразней, чем у растений.
3. У эндотермных животных температура тела зависит от температуры окружающей среды.
4. Биоразнообразие планеты является ее важнейшим невосполнимым ресурсом, который необходимо охранять.
5. Пищевые цепи, первое звено которых представлено продуцентами, называются детритными.
6. Сельскохозяйственные животные являются главными редуцентами агроэкосистемы.
7. Благодаря течениям в толще морских экосистем достаточное количество кислорода.
8. Мероприятия по восстановлению почвы после хозяйственной деятельности человека называются рекультивацией земель.
9. Большие изменения в составе экосистем могут быть вызваны вселением в них новых видов.
Правильный ответ 14789