Забыли пароль? Регистрация

Вход по логину




Вход через ВКонтакте

Экология. Школьный тур.
Назад к списку блоков
9 класс. Блок № 2
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов
Задание № 1
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии.
9 классы. 2019/2020 учебный год
2 блок

Дорогие ребята! Поздравляем вас с участием в I этапе Всероссийской олимпиаде школьников по экологии!
Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только экологических знаний, но и общей эрудиции.
Успеха Вам в работе!


Задание 1
Задание включает вопросы, к каждому из которых предложено несколько вариантов ответов. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным.

Вопрос № 1 1 балла(ов)
К антропогенным экологическим факторам относится (-ятся)
1. извержение вулкана
2. биологические методы защиты растений Это правильный ответ
3. вращение Земли
4. аллелопатия
Вопрос № 2 1 балла(ов)
В экологии НЕ используется метод
1. наблюдения и описания
2. измерения
3. сравнения
4. родословных Это правильный ответ
Вопрос № 3 1 балла(ов)
Возрастная структура популяции характеризуется
1. соотношением мужских и женских особей
2. соотношением молодых и половозрелых особей Это правильный ответ
3. соотношением гомозиготных и гетерозиготных особей
4. характером распределения особей в пределах ареала
Вопрос № 4 1 балла(ов)
Полное истребление одного вида другим возможно в результате
1. хищничества
2. паразитизма
3. нейтрализма
4. конкуренции Это правильный ответ
Вопрос № 5 1 балла(ов)
Азотфиксация – это усвоение
1. нитратов подземными органами растения
2. атмосферного азота бактериями Это правильный ответ
3. атмосферного азота надземными органами растения
4. оксида азота (II) бактериями и всеми органами растения
Вопрос № 6 1 балла(ов)
Основными потребителями углекислого газа в биосфере являются
1. растения Это правильный ответ
2. грибы
3. животные
4. бактерии
Вопрос № 7 1 балла(ов)
Роль гнилостных бактерий в круговороте веществ заключается в том, что они
1. вызывают различные заболевания у растений и животных
2. населяют разные среды жизни
3. минерализуют органические остатки Это правильный ответ
4. осуществляют хемосинтез
Вопрос № 8 1 балла(ов)
Биом представляет собой
1. совокупность различных сообществ в одной климатической зоне
2. крупный биогеоценоз определенной климатической зоны Это правильный ответ
3. совокупность биогеоценоза и экосистемы
4. элементарная экосистема внутри крупных биогеоценозов разных климатических зон
Вопрос № 9 1 балла(ов)
На одном из островов Индонезии борьба с кровососущими насекомыми с помощью сильных инсектицидов привела к:
1. полному исчезновению растительности
2. победой над всеми москитами
3. активному строительству
4. появлению вспышки чумы Это правильный ответ
Вопрос № 10 1 балла(ов)
Этот памятник природы имеет областное значение. Целью его образования является сохранение в естественном состоянии уникального ландшафтного образования. Этот Памятник природы представляет собой три горы-останцы, покрытые лесом со скальными выходами на вершинах сопок. Сопки сложены кианитовыми кварцитами. Достопримечательностью Памятника природы является копь, заложенная около ста лет назад. О каком памятнике природы идет речь?
1. Борисовские сопки Это правильный ответ
2. Курочкин лог
3. Пещера Комсомольская
4. Пугачевская пещера
Вопрос № 11 1 балла(ов)
В природных водоемах Челябинской области охраняется вид улиток-катушек
1. роговая
2. роговая красная
3. дальневосточная
4. катушка килеватая Это правильный ответ
Вопрос № 12 1 балла(ов)
Вечнозеленый стелющийся кустарник, произрастающий в горных каменистых степях, являющийся охраняемым в Челябинской области видом III категории
1. ель европейская
2. можжевельник казацкий Это правильный ответ
3. сосна сибирская
4. лиственница обыкновенная
Вопрос № 13 1 балла(ов)
Данный вид рыб находится под угрозой исчезновения, внесен в Красную книгу Челябинской области и Красную книгу МСОП, обитает в реках Сим и Урал и их притоках
1. верховка
2. гольян речной
3. стерлядь Это правильный ответ
4. плотва

Задание № 2
Задание 2.
Задание включает вопросы с 3 верными вариантами ответов из шести.
ВНИМАНИЕ: ответы на вопросы Задания 2 вводятся в порядке возрастания и без каких-либо знаков между цифрами. Например, 123.
Вопрос № 1 3 балла(ов)
К продуцентам относятся
1. одуванчик
2. росянка
3. стрептококк
4. почвенные бактерии
5. акация
6. подсолнечник
Правильный ответ 156
Вопрос № 2 3 балла(ов)
Признаками агроценозов являются
1. отбор по жизнеспособности
2. отбор по урожайности
3. отсутствие саморегуляции
4. наличие саморегуляции
5. наличие дополнительных затрат энергии
6. отсутствие дополнительных затрат энергии
Правильный ответ 235
Вопрос № 3 3 балла(ов)
К костным веществам относятся
1. базальт
2. почва
3. соли металлов
4. атмосферный азот
5. природный газ
6. нефть
Правильный ответ 134
Вопрос № 4 3 балла(ов)
В образовании осадочных пород особенно активную роль играют
1. грибы
2. радиолярии
3. фораминиферы
4. инфузории
5. диатомовые водоросли
6. дафнии и циклоны
Правильный ответ 235
Вопрос № 5 3 балла(ов)
Известно, что крот обыкновенный – почвенное млекопитающее, питающееся животной пищей. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам в порядке увеличения.
1. Длина тела животного составляет 18-26,5 см, а масса – 170-319 г.
2. Взрослые животные неуживчивы друг с другом, нападают на попавших на их участок сородичей и могут загрызть насмерть.
3. Потомство кротов рождается слепым, голым и беспомощным. В это время самка выкармливает детёнышей молоком.
4. Гнездовая камера расположена на глубине 1,5-2 м.
5. По долинам рек крот проникает к северу до средней тайги, а к югу – до типичных степей.
6. Крот питается дождевыми червями, в меньших количествах поедает слизней, насекомых и личинок.
Правильный ответ 346

Задание № 3
Задание 3.
Установите соответствие между предложенными понятиями.
Ответ запишите в виде соответствующей последовательности цифр без пробелов.

Вопрос № 1 6 балла(ов)
Установите соответствие между ярусами смешанного леса и составляющими их группами организмов

Организм
А. кукушкин лён
Б. береза
В. ива
Г. дуб
Д. кустистый лишайник
Е. шиповник

Ярус
1. первый и второй ярусы
2. третий ярус
3. пятый ярус
Правильный ответ 312132
Вопрос № 2 6 балла(ов)
Установите соответствие между признаками обитателей биогеоценоза и их принадлежностью к функциональной группе

Признаки
А. поглощают из окружающей среды минеральные вещества
Б. переводят органические вещества в неорганические
В. имеют пигменты в пластидах
Г. создают из неорганических веществ органические
Д. ведут хищный образ жизни
Е. питаются останками организмов или их выделениями

Группа
1. продуценты
2. консументы
3. редуценты
Правильный ответ 131123
Вопрос № 3 6 балла(ов)
Установите соответствие между процессами и уровнями организации жизни

Процесс
А. возникновение разветвленных сетей питания
Б. передача энергии от звена к звену
В. свободное скрещивание особей
Г. рождение плодовитого потомства
Д. круговорот веществ
Е. формирование определенного генофонда

Уровень
1. популяционный
2. биоценотический
Правильный ответ 221121
Вопрос № 4 6 балла(ов)
Установите соответствие между простейшими и средой его обитания

Простейшее
А. обыкновенная амёба
Б. дизентерийная амёба
В. зеленая эвглена
Г. инфузория-туфелька
Д. лямблия
Е. малярийный плазмодий

Среда обитания
1. пресный водоем
2. живой организм
Правильный ответ 121122

Задание № 4
Задание 4.
Определите правильную последовательность.
ВНИМАНИЕ: ответ вводится без каких-либо знаков между цифрами.
Вопрос № 1 5 балла(ов)
Установите последовательность организмов в пищевой цепи, начиная с продуцентов

1. белые медведи
2. водоросли
3. рыбы, кальмары, крабы
4. морские котики
5. мелкие ракообразные и моллюски
Правильный ответ 25341
Вопрос № 2 5 балла(ов)
Установите последовательность процессов, протекающих при зарастании скал

1. зарастание мхами
2. формирование травянистого сообщества
3. появление сланцевых кустарников
4. формирование лесного сообщества
5. заселение лишайниками
Правильный ответ 51234
Вопрос № 3 4 балла(ов)
Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) запишите без пробелов, используя каждую цифру не более одного раза.

Численность особей в популяциях непостоянна. Ее периодические колебания называются ___ (А). их значение для эволюции состоит в том, что при росте численности популяции число мутантных особей увеличивается во столько же раз, во сколько возросло число особей. Если численность особей в популяции сокращается, то её ___ (Б) становится менее разнообразным. В этом случае в результате ___ (В) из него могут исчезнуть особи с определенными ___ (Г).

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1. популяционная волна
2. борьба за существование
3. изменчивость
4. генофонд
5. естественный отбор
6. генотип
7. фенотип
Правильный ответ 1456

Задание № 5
Задание 5.
Выбери правильные суждения.
ВНИМАНИЕ: ответ на вопрос Задания 5 вводится в порядке возрастания и без каких-либо знаков между цифрами. Например, 123
Вопрос № 1 5 балла(ов)
1. Севооборот – это чередование разных сельскохозяйственных культур на разных полях.
2. Генетически модифицированные растения (ГМО) обладают рядом преимуществ над сортами, выведенными методами традиционной селекции: они более продуктивны, устойчивы к болезням и вредителям.
3. Главное вещество почвы – гумус, который по своей природе является детритом.
4. Поскольку воздух отличается более высокой плотностью по сравнению с водой, то у наземных обитателей развиваются механические ткани.
5. Мутуализм представляет собой разновидность конкурентных отношений между особями.
6. Среди растений есть виды, которые способны выдерживать высокое содержание солей в почве и они называются галофиты.
7. Химическая экология является одним из разделов факториальной экологии.
8. В.В. Докучаев создал основы учения об экологии почв.
9. Круговорот фосфора является открытым, так как фосфор не образует летучих соединений, которые могли бы поступать в атмосферу.
Правильный ответ 23689