Забыли пароль? Регистрация

Вход по логину




Вход через ВКонтакте

Экология. Школьный тур.
Назад к списку блоков
10 класс. Блок № 1
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов
Задание № 1
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии.
10 классы. 2019/2020 учебный год
1 блок

Дорогие ребята! Поздравляем вас с участием в I этапе Всероссийской олимпиаде школьников по экологии!
Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только экологических знаний, но и общей эрудиции.
Успеха Вам в работе!


Задание 1
Задание включает вопросы, к каждому из которых предложено несколько вариантов ответов. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным.

Вопрос № 1 1 балла(ов)
Изучает объекты популяционно-видового уровня организации живой материи в их взаимодействии с окружающей средой раздел экологии
1. аутэкология
2. демэкология Это правильный ответ
3. синэкология
4. глобальная экология
Вопрос № 2 1 балла(ов)
К демографическим показателям популяции НЕ относится
1. численность
2. рождаемость
3. возрастная структура
4. трофическая структура Это правильный ответ
Вопрос № 3 1 балла(ов)
Биоценоз представляет собой
1. физическую среду обитания организмов
2. совокупность популяций одного вида, населяющих обширную территорию
3. совокупность совместно обитающих популяций разных видов Это правильный ответ
4. одну большую популяцию одного вида
Вопрос № 4 1 балла(ов)
Антилопы и слоны африканских саванн являются
1. продуцентами
2. консументами I порядка Это правильный ответ
3. консументами II порядка
4. редуцентами
Вопрос № 5 1 балла(ов)
В отличие от агроценозов, естественные экосистемы
1. имеют большое видовое разнообразие Это правильный ответ
2. имеют незамкнутый круговорот веществ
3. не могут существовать без поддержки человека
4. неустойчивы
Вопрос № 6 1 балла(ов)
Примером первичной сукцессии может служить
1. заболачивание леса
2. восстановление леса после пожара
3. зарастание недавно образовавшейся песчаной дюны Это правильный ответ
4. зарастание заброшенной пашни
Вопрос № 7 1 балла(ов)
Экологический критерий вида включает
1. особенности внешнего строения особей одного вида
2. ареал распространения особей одного вида
3. совокупность факторов внешней среды, в которой обитает вид Это правильный ответ
4. сходные процессы жизнедеятельности особей вида
Вопрос № 8 1 балла(ов)
На ранних стадиях своего развития сообщество неустойчиво, т.к. характеризуется
1. замкнутым круговоротом веществ
2. низким видовым разнообразием Это правильный ответ
3. отсутствием редуцентов
4. отсутствием продуцентов
Вопрос № 9 1 балла(ов)
К стенобионтным организмам НЕ относится
1. береза Это правильный ответ
2. жираф
3. удав
4. форель
Вопрос № 10 1 балла(ов)
Пойкилотермным животным является
1. лось
2. беркут
3. варан Это правильный ответ
4. крот
Вопрос № 11 1 балла(ов)
В природных водоемах Челябинской области охраняется вид улиток-катушек
1. роговая
2. роговая красная
3. дальневосточная
4. катушка килеватая Это правильный ответ
Вопрос № 12 1 балла(ов)
Вечнозеленый стелющийся кустарник, произрастающий в горных каменистых степях, являющийся охраняемым в Челябинской области видом III категории
1. ель европейская
2. можжевельник казацкий Это правильный ответ
3. сосна сибирская
4. лиственница обыкновенная
Вопрос № 13 1 балла(ов)
Данный вид рыб находится под угрозой исчезновения, внесен в Красную книгу Челябинской области и Красную книгу МСОП, обитает в реках Сим и Урал и их притоках
1. верховка
2. гольян речной
3. стерлядь Это правильный ответ
4. плотва
Вопрос № 14 1 балла(ов)
В 1972 году в иранском городе Рамсар была принята Конвенция, имеющая международное значение и регулирующая местообитания водоплавающих птиц
1. Конвенция о биологическом разнообразии
2. Конвенция об охране дикой флоры и фауны, и природных сред обитания в Европе
3. Общеевропейская стратегия в области биологического и ландшафтного разнообразия
4. Конвенция о водно-болотных угодьях Это правильный ответ

Задание № 2
Задание 2.
Задание включает вопросы с тремя верными вариантами ответов из шести.
ВНИМАНИЕ: ответы на вопросы Задания 2 вводятся в порядке возрастания и без каких-либо знаков между цифрами. Например, 123
Вопрос № 1 3 балла(ов)
Планктоном называют взвешенные в воде
1. инфузории
2. бактерии
3. одноклеточные водоросли
4. минеральные частицы
5. питательные вещества
6. активно плавающие виды кишечнополостных животных
Правильный ответ 123
Вопрос № 2 3 балла(ов)
Экология изучает
1. потоки энергии в сообществах организмов
2. поведение животных
3. химические процессы в живых организмах
4. участие живых организмов в круговороте веществ
5. анатомическое строение различных организмов
6. изменения численности различных сообществ
Правильный ответ 146
Вопрос № 3 3 балла(ов)
Для биоценоза дубравы характерны следующие признаки
1. замкнутый круговорот веществ
2. наличие продуцентов, консументов и редуцентов
3. отсутствие хищников
4. саморегляция
5. независимость от изменений абиотических факторов
6. несбалансированный круговорот веществ и энергии
Правильный ответ 124
Вопрос № 4 3 балла(ов)
В экосистеме водоема консументами являются
1. донные сапротрофные бактерии
2. карась
3. элодея
4. спирогира
5. жук-плавунец
6. прудовик
Правильный ответ 256
Вопрос № 5 3 балла(ов)
Известно, что нильский крокодил – крупное водное пресмыкающееся, питающееся животной пищей. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого растения. Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам, в порядке возрастания.
1. Длина тела составляет обычно около 4-5 м, изредка до 5,5 м. Вес часто превышает 500 кг, встречаются отдельные экземпляры весом выше 1200 кг.
2. Сердце четырехкамерное, что позволяет более эффективно насыщать кровь кислородом.
3. До настоящего времени остаётся, пожалуй, наиболее известным видом крокодилов.
4. Время откладки яиц во многом зависит от широты – на севере ареала оно приходится на засушливое время года, а на юге обычно привязано к началу сезона дождей – ноябрь или декабрь.
5. Жевать крокодилы на могут – крупную добычу они расчленяют на берегу при помощи челюстей и передних лап, поэтому глотают по частям.
6. Предпочитает жить по берегам рек и озёр, в пресноводных болотах, иногда встречается в солоноватой воде, устьях рек или мангровых зарослях.
Правильный ответ 156

Задание № 3
Задание 3.
Установите соответствие между предложенными понятиями.
Ответ запишите в виде соответствующей последовательности цифр без пробелов.

Вопрос № 1 6 балла(ов)
Установите соответствие между признаками большого пестрого дятла и критериями вида

Виды растений
А. оседлый образ жизни
Б. на лапах два пальца направлены вперед и два назад
В. клюв долотообразный
Г. населяет леса и парки
Д. пищу добывает из-под коры
Е. преобладающая окраска оперения из черных и белых тонов

критерии
1. морфологический
2. экологический
Правильный ответ 211221
Вопрос № 2 6 балла(ов)
Установите соответствие между организмами водоема и функциональной группой, к которой они принадлежат

Организмы
А. улотрикс
Б. ряска
В. карась
Г. катушка
Д. спирогира
Е. рипус

Группа
1. продуценты
2. консументы
Правильный ответ 112212
Вопрос № 3 6 балла(ов)
Установите соответствие между компонентами биосферы и их примерами

Примеры
А. бактерии
Б. каменный уголь
В. нефть
Г. цветковые растения
Д. беспозвоночные
Е. торф

Компоненты биосферы
1. живое вещество
2. биогенное вещество
Правильный ответ 122112
Вопрос № 4 6 балла(ов)
Установите соответствие между ярусами смешанного леса и составляющими их группами организмов

Организмы
А. кукушкин лен
Б. акация желтая
В. сфагнум
Г. береза
Д. сосна
Е. ирга

Ярус
1. первый и второй ярусы
2. третий ярус
3. пятый ярус
Правильный ответ 323112

Задание № 4
Задание 4.
Определите правильную последовательность.
ВНИМАНИЕ: ответ вводится без каких-либо знаков между цифрами (231).
Вопрос № 1 5 балла(ов)
Укажите последовательность событий после сброса в водоем сточных вод
1. гибель рыбы
2. уменьшение содержания кислорода
3. накопление илистых отложений
4. гибель водных беспозвоночных
5. увеличение численности одноклеточных водорослей
Правильный ответ 45321
Вопрос № 2 5 балла(ов)
Расположите в правильном порядке уровни организации жизни, начиная с наибольшего
1. вид
2. популяция
3. экосистема
4. биосфера
5. организм
Правильный ответ 43125
Вопрос № 3 4 балла(ов)
Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) запишите без пробелов, используя каждую цифру не более одного раза.

Численность популяции – это общее количество ___ (А) в популяции в определенный момент времени. В природе происходят постоянные колебания численности популяции, что связано с показателями рождаемости, смертности и ___ (Б). Максимально возможной рождаемости препятствуют сдерживающие факторы: болезни, ___ (В), недостаток корма и др. Смертность характеризует скорость ___ (Г) численности популяции.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1. хищник
2. жертва
3. увеличение
4. снижение
5. миграция
6. особь
7. половозрелая пара
Правильный ответ 6514

Задание № 5
Задание 5.
Выбери правильные суждения.
ВНИМАНИЕ: ответ на вопрос Задания 5 вводится в порядке возрастания и без каких-либо знаков между цифрами. Например, 123
Вопрос № 1 5 балла(ов)
1. Ресурсы – это факторы среды, не потребляемые организмами.
2. Для защиты от хищников животные меняют окраску в зависимости от сезона года.
3. Важной характеристикой водной среды является ее химический состав – содержание солей, газов, ионов водорода.
4. Озоновый слой атмосферы защищает поверхность планеты от избытка видимого излучения, неблагоприятно влияющего на живые организмы.
5. Л.Г. Раменский объединил виды растений и животных в три группы по способу выживания или жизненной стратегии.
6. Вид, имеющий сходные с другим видом биологические потребности, может заменить своего аналога в экосистеме.
7. Гелиоэнергетика использует для улавливания энергии ветровые энергетические установки.
8. Монреальский протокол регулирует пределы выбросов парниковых газов.
9. Севооборот – это чередование сельскохозяйственных культур на одном поле.
Правильный ответ 23569