Забыли пароль? Регистрация

Вход по логину




Вход через ВКонтакте

Экология. Школьный тур.
Назад к списку блоков
10 класс. Блок № 2
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов
Задание № 1
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии.
10 классы. 2019/2020 учебный год
2 блок

Дорогие ребята! Поздравляем вас с участием в I этапе Всероссийской олимпиаде школьников по экологии!
Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только экологических знаний, но и общей эрудиции.
Успеха Вам в работе!


Задание 1
Задание включает вопросы, к каждому из которых предложено несколько вариантов ответов. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным.

Вопрос № 1 1 балла(ов)
Изучает объекты биоценотического уровня организации живой материи в их взаимодействии с окружающей средой раздел экологии
1. аутэкология
2. демэкология
3. синэкология Это правильный ответ
4. учение о биосфере
Вопрос № 2 1 балла(ов)
Саморегуляция в биогеоценозе проявляется в том, что
1. численность отдельных видов все время возрастает
2. одни виды полностью не уничтожаются другими Это правильный ответ
3. происходят «популяционные волны»
4. организмы приспосабливаются к условиям среды обитания
Вопрос № 3 1 балла(ов)
Основной энергетический ресурс растений
1. энергия, заключенная в органических веществах пищи
2. солнечный свет Это правильный ответ
3. энергия, выделяющая при окислении неорганических соединений
4. тепловая энергия электростанций
Вопрос № 4 1 балла(ов)
Главной причиной сокращения численности многих видов является
1. возникновение озоновых дыр
2. изменение климата
3. увеличение содержания углекислого газа в атмосфере
4. изменение среды их обитания Это правильный ответ
Вопрос № 5 1 балла(ов)
Примером физиологического ритма, связанного со сменой времен года, может служить
1. формирование мощной корневой системы у верблюжьей колючки
2. линька млекопитающих Это правильный ответ
3. смена сна и бодрствования у сов
4. наличие плоской формы тела у камбалы
Вопрос № 6 1 балла(ов)
К гомойотермным животным НЕ относится
1. кит
2. медведь
3. синица
4. лягушка Это правильный ответ
Вопрос № 7 1 балла(ов)
Энергия, передающаяся по пищевым цепям, в конечном итоге
1. фиксируется в составе детритов
2. распределяется между консументами и редуцентами
3. рассеивается в окружающей среде Это правильный ответ
4. концентрируется на уровне редуцентов
Вопрос № 8 1 балла(ов)
Снегозадерживающие посадки вдоль дорог погибают из-за
1. неправильного расположенных друг относительно друга видов растений
2. отсутствия в них птичьих гнезд
3. активного размножения растительноядных организмов Это правильный ответ
4. недостаточно большой ширины
Вопрос № 9 1 балла(ов)
Отрицательное влияние выпаса скота на экосистемы степей заключается в
1. избирательном исчезновении видов растительности
2. разрушении почвенного покрова водой и ветром
3. уменьшении питательных веществ в почве
4. все ответы верны Это правильный ответ
Вопрос № 10 1 балла(ов)
В жарком климате засоление почв происходит в результате
1. обильного полива Это правильный ответ
2. чрезмерного обезвоживания
3. разрушения гумуса
4. использования пестицидов
Вопрос № 11 1 балла(ов)
Лимитирующими факторами для редкого и занесенного в Красную книгу Челябинской области вида Тайник сердцевидный (семейство Орхидные) являются
1. вырубка лесов
2. осушение болот
3. рекреационное воздействие
4. все перечисленные факторы Это правильный ответ
Вопрос № 12 1 балла(ов)
Это млекопитающее животное занесено не только в Красную Книгу Челябинской области, но и в Красную книгу РФ
1. крошечная бурозубка
2. русская выхухоль Это правильный ответ
3. бурый ушан
4. степной сурок (байбак)
Вопрос № 13 1 балла(ов)
В советское время в Челябинскую область были завезены
1. пятнистый олень
2. бобр
3. выхухоль
4. все перечисленные виды Это правильный ответ
Вопрос № 14 1 балла(ов)
Модель будущего «Назад в природу» относят к модели
1. центрической
2. консервационистской Это правильный ответ
3. технократической
4. гуманитарной

Задание № 2
Задание 2.
Задание включает вопросы с тремя верными вариантами ответов из шести.
ВНИМАНИЕ: ответы на вопросы Задания 2 вводятся в порядке возрастания и без каких-либо знаков между цифрами. Например, 123
Вопрос № 1 3 балла(ов)
Азот из воздуха усваивают
1. синезеленые водоросли
2. двоякодышащие рыбы
3. клубеньковые бактерии
4. цианобактерии
5. кистеперые рыбы
6. донные животные
Правильный ответ 134
Вопрос № 2 3 балла(ов)
Невосполнимые энергетические ресурсы
1. солнечный свет
2. каменный уголь
3. природный газ
4. нефть
5. древесина
6. торф
Правильный ответ 234
Вопрос № 3 3 балла(ов)
Зоопланктон характеризуется следующими признаками
1. постоянно размножается быстрее фитопланктона
2. постоянно меняет глубину обитания
3. по массе превосходит фитопланктон
4. служит основной пищей усатых китов
5. основной источник кислорода в океане
6. относится к продуцентам
Правильный ответ 234
Вопрос № 4 3 балла(ов)
К живому веществу В.И. Вернадский относил
1. растения
2. почву
3. каменный уголь
4. животных
5. бактерии
6. осадочные горные породы
Правильный ответ 145
Вопрос № 5 3 балла(ов)
Известно, что туберкулёзная палочка – вид устойчивых, микроскопических и болезнетворных бактерий. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого растения. Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам, в порядке возрастания.
1. Размер организма составляет 1-10 мкм, а диаметр 0,2-0,6 мкм.
2. При температуре 230 С во влажном и тёмном месте сохраняет свою жизнеспособность до 7 лет.
3. Для своего развития нуждается в наличие кислорода.
4. Организм неподвижен и не образует спор.
5. Многие вещества способны проникать в организм за счёт различия их концентрации по обе стороны клеточной мембраны организма.
6. Является паразитическим организмом.
Правильный ответ 126

Задание № 3
Задание 3.
Установите соответствие между предложенными понятиями.
Ответ запишите в виде соответствующей последовательности цифр без пробелов.
Вопрос № 1 6 балла(ов)
Установите соответствие между видами адаптаций и их примерами

Признаки организмов
А. колючки кактуса
Б. увеличение выработки тепла у птиц зимой
В. зимняя спячка медведя
Г. анабиоз у микроорганизмов
Д. широкие лапы крота
Е. зеленая окраска гусеницы

Виды адаптаций
1. морфологические
2. физиологические
Правильный ответ 122211
Вопрос № 2 6 балла(ов)
Установите соответствие между примерами приспособлений животных и их характером

Примеры
А. преобладание осевых волос в шерсти
Б. весенняя линька
В. осенняя линька
Г. учащенное дыхание (одышка)
Д. хорошо развитый подшерсток
Е. увеличение слоя подкожно-жировой клетчатки

Характер
1. сохранение тепла
2. борьба с перегревом
Правильный ответ 221211
Вопрос № 3 6 балла(ов)
Установите соответствие между признаком сообщества и типом такого сообщества

Признаки
А. используются различные источники энергии для получения продукции
Б. замкнутый круговорот веществ
В. большое видовое разнообразие
Г. преобладает монокультура
Д. неразветвленные пищевые цепи
Е. система устойчива и способна к саморегуляции

Биосистема
1. агроценоз
2. биогеоценоз
Правильный ответ 122112
Вопрос № 4 6 балла(ов)
Установите соответствие между примерами организмов и способом их питания

Примеры
А. спирогира
Б. почвенные бактерии
В. большой пестрый дятел
Г. улотрикс
Д. слон африканский
Е. мукор

Способ питания
1. фототрофный
2. сапротрофный
3. голозойный
Правильный ответ 123132

Задание № 4
Задание 4.
Определите правильную последовательность.
ВНИМАНИЕ: ответ вводится без каких-либо знаков между цифрами.
Вопрос № 1 5 балла(ов)
Установите последовательность этапов круговорота углерода в биосфере, начиная с усвоения неорганического углерода
1. образование углекислого газа в процессе дыхания
2. образование в клетках глюкозы
3. накопление в клетках растений крахмала
4. использование органических веществ в процессе питания
5. поглощение углекислого газа растениями в процессе фотосинтеза
Правильный ответ 52341
Вопрос № 2 5 балла(ов)
Установите последовательность видов организмов в порядке уменьшения их численности в экосистеме в соответствии с правилом экологической пирамиды
1. тля
2. растения
3. паук
4. трясогузка
5. божья коровка
Правильный ответ 21534
Вопрос № 3 4 балла(ов)
Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) запишите без пробелов, используя каждую цифру не более одного раза.

В.И. Вернадский определил ___ (А) как наружную оболочку Земли, населенную живыми организмами. Совокупность всех населяющих ее организмов он назвал ___ (Б). Почвенный покров, в создании которого принимали участие как организмы, так и неживая природа, Вернадский относил к ___ (В), а торф, каменный уголь и нефть, сформировавшиеся в результате жизнедеятельности организмов, он назвал ___ (Г)

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1. косное вещество
2. живое вещество
3. биогенное вещество
4. биокосное вещество
5. биосфера
6. гидросфера
7. атмосфера
Правильный ответ 5243

Задание № 5
Задание 5.
Выбери правильные суждения.
ВНИМАНИЕ: ответ на вопрос Задания 5 вводится в порядке возрастания и без каких-либо знаков между цифрами. Например, 123
Вопрос № 1 5 балла(ов)
1. Одними из главных механизмов в популяции животных являются рассредоточение и охрана своего «охотничьего надела».
2. Бенталь (водная масса океана) и пелагиаль (дно океана) являются самыми крупными экологическими зонами океана.
3. Эффективно повышают плодородие почвы сидераты – культуры, зеленую массу которых запахивают в почву.
4. Сообщества из видов с одинаковыми экологическими нишами более полно используют разные ресурсы среды.
5. Причинами экологических сукцессий могут природные факторы или деятельность человека.
6. В результате самоизреживания у растений уровень конкуренции особей постепенно повышается.
7. На каждом последующем трофическом уровне концентрация аккумулирующихся веществ значительно снижается.
8. Конвенция о биологическом разнообразии – это один из важнейших документов, подписанных на Всемирном саммите Рио-92.
9. Устойчивость растений к неблагоприятным факторам повышается за счет специальных физиологических механизмов – изменения осмотического давления в клетках, регулирования интенсивности испарения с помощью устьиц и др..
Правильный ответ 13589