Забыли пароль? Регистрация

Вход по логину




Вход через ВКонтакте

Экология. Школьный тур.
Назад к списку блоков
11 класс. Блок № 2
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов
Задание № 1
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии.
11 классы. 2019/2020 учебный год
2 блок

Дорогие ребята! Поздравляем вас с участием в I этапе Всероссийской олимпиаде школьников по экологии!
Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только экологических знаний, но и общей эрудиции.
Успеха Вам в работе!


Задание 1
Задание включает вопросы, к каждому из которых предложено несколько вариантов ответов. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным.

Вопрос № 1 1 балла(ов)
Ученым, который установил, что рост народонаселения происходит в геометрической прогрессии, а производство продуктов питания – в арифметической, что и служит причиной перенаселения и голода, является
1. А. Гумбольдт
2. К.Ф. Рулье
3. Т.Р. Мальтус Это правильный ответ
4. Ч. Дарвин
Вопрос № 2 1 балла(ов)
Большая часть энергии вовлекается в пищевые цепи в процессе
1. разложения органических остатков бактериями
2. фотосинтеза Это правильный ответ
3. поедания травоядных животных хищниками
4. дыхания
Вопрос № 3 1 балла(ов)
К биотическим факторам относится
1. температура
2. рыбная ловля
3. соленость воды
4. конкуренция Это правильный ответ
Вопрос № 4 1 балла(ов)
У организмов, ведущих сходный образ жизни, формируются одинаковые черты внешнего строения, называемые
1. биологическими ритмами
2. жизненными формами Это правильный ответ
3. биотическими факторами
4. морфологическим критерием
Вопрос № 5 1 балла(ов)
Для синиц в зимнее время главным ограничивающим фактором является
1. недостаток корма Это правильный ответ
2. высота снежного покрова
3. ветер
4. фактор беспокойства
Вопрос № 6 1 балла(ов)
Примером взаимовыгодных связей НЕ являются отношения между
1. цветковыми растениями и насекомыми-опылителями
2. шляпочными грибами и деревьями
3. бобовые растения и клубеньковые бактерии
4. львами и гиенами Это правильный ответ
Вопрос № 7 1 балла(ов)
При перемещении по пищевой цепи большая часть энергии
1. передается на следующий трофический уровень
2. рассеивается в виде тепла Это правильный ответ
3. рассеивается в виде света
4. исчезает
Вопрос № 8 1 балла(ов)
На рисунке изображены графики активности двух видов организмов в зависимости от температуры воды. На основании этих графиков сделайте вывод
1. вид Б лучше переносит колебания температуры, чем вид А
2. вид А более теплолюбив, чем вид Б
3. вид Б не способен выживать при температурах, которые оптимальны для вида А Это правильный ответ
4. виды А и Б имеют одинаковые пределы выносливости по отношению к фактору температуры
Вопрос № 9 1 балла(ов)
Озоновый экран Земли возник в результате
1. поступления озона из космоса
2. случайных химических процессов в гидросфере
3. жизнедеятельности водных растений и цианобактерий Это правильный ответ
4. жизнедеятельности почвенных беспозвоночных
Вопрос № 10 1 балла(ов)
Использование птицами при постройке гнёзд веток деревьев относится к типу связей
1. трофические
2. топические
3. форические
4. фабрические Это правильный ответ
Вопрос № 11 1 балла(ов)
Лимитирующими факторами для редкого и занесенного в Красную книгу Челябинской области вида Тайник сердцевидный (семейство Орхидные) являются
1. вырубка лесов
2. осушение болот
3. рекреационное воздействие
4. все перечисленные факторы Это правильный ответ
Вопрос № 12 1 балла(ов)
Это млекопитающее животное занесено не только в Красную Книгу Челябинской области, но и в Красную книгу РФ
1. крошечная бурозубка
2. русская выхухоль Это правильный ответ
3. бурый ушан
4. степной сурок (байбак)
Вопрос № 13 1 балла(ов)
В советское время в Челябинскую область были завезены
1. пятнистый олень
2. бобр
3. выхухоль
4. все перечисленные виды Это правильный ответ
Вопрос № 14 1 балла(ов)
Модель будущего «Назад в природу» относят к модели
1. центрической
2. консервационистской Это правильный ответ
3. технократической
4. гуманитарной
Вопрос № 15 1 балла(ов)
Гидрологический памятник природы, расположенный в Кунашакском районе, основной целью охраны которого является сохранение в естественном состоянии природного комплекса в долине реки, отличающегося высоким уровнем биоразнообразия и включающего уникальные геолого-геоморфологические объекты, является
1. Урал
2. Багаряк Это правильный ответ
3. Малый Кизил
4. Ай

Задание № 2
Задание 2.
Задание включает вопросы с тремя верными вариантами ответов из шести.
ВНИМАНИЕ: ответы на вопросы Задания 2 вводятся в порядке возрастания и без каких-либо знаков между цифрами. Например, 123

Вопрос № 1 3 балла(ов)
В наземной экосистеме консументами первого порядка НЕ являются
1. полевая мышь
2. росянка круглолистная
3. обыкновенная кобылка
4. жук-мертвоед
5. перепел
6. обыкновенный крот
Правильный ответ 246
Вопрос № 2 3 балла(ов)
К сокращению численности травянистых растений в лесу приводят антропогенные факторы
1. увеличение численности мышевидных грызунов
2. вытаптывание дорожек и тропинок туристами
3. снижение количества лосей и зайцев
4. сбор цветущих растений для букетов
5. вырубка деревьев, пораженных короедами
6. загрязнение почвы выбросами техногенного характера
Правильный ответ 246
Вопрос № 3 3 балла(ов)
К природным экосистемам НЕ относятся
1. вишневый сад
2. заливной луг
3. картофельное поле
4. лесное озеро
5. плантация банановой пальмы
6. пойменный луг
Правильный ответ 135
Вопрос № 4 3 балла(ов)
К признакам экосистемы относят
1. высокую численность видов консументов III порядка
2. наличие круговорота веществ и потока энергии
3. наличие общей популяции разных видов
4. неравномерное распределение особей одного вида
5. наличие производителей, потребителей и разрушителей
6. взаимосвязь абиотических и биотических компонентов
Правильный ответ 256
Вопрос № 5 3 балла(ов)
Известно, что обыкновенный ёж – ночное хищное млекопитающее, питающееся разнообразной пищей. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого растения. Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам, в порядке возрастания.
1. Ёж имеет острое обоняние и слух, зрение слабое.
2. Очень прожорлив, питается беспозвоночными, лягушками, змеями, растительными кормами.
3. Шейный отдел позвоночника представлен семью позвонками.
4. Длина тела ежа составляет 20-30 см, а масса – 700-800 г.
5. Издает разнообразные фыркающие и чихающие звуки, ворчит и клацает зубами.
6. Ухаживает за колючками при помощи длинных средних пальцев на ногах.
Правильный ответ 123

Задание № 3
Задание 3.
Установите соответствие между предложенными понятиями.
Ответ запишите в виде соответствующей последовательности цифр без пробелов.
Вопрос № 1 6 балла(ов)
Установите соответствие между признаками и группами организмов

Признаки организмов
А. поглощают из окружающей среды минеральные вещества
Б. преобразуют органические вещества в неорганические
В. содержат пигменты для образования органических веществ
Г. создают органические вещества из неорганических
Д. являются хищниками и паразитами
Е. питаются остатками организмов или их выделений

Группы организмов
1. продуценты
2. консументы
3. редуценты
Правильный ответ 131123
Вопрос № 2 6 балла(ов)
Установите соответствие между природными образованиями и веществом биосферы согласно классификации В.И. Вернадского

Природное образование
А. морская соль
Б. залежи известняка
В. глина
Г. месторождения каменного угла
Д. гранит
Е. торфяные отложения

Вещество биосферы
1. биогенное
2. косное
Правильный ответ 212121
Вопрос № 3 6 балла(ов)
Установите соответствие между признаками растений и их экологической группой по отношению к воде

Признаки растений
А. могут иметь хорошо развитую аэренхиму
Б. эпидерма листьев имеет толстую кутикулу
В. устьица находятся на верхней стороне листа
Г. некоторые не могут находиться вне воды
Д. для семян и плодов характерна гидрохория
Е. могут иметь водозапасающую ткань

Экологические группы
1. ксерофиты
2. гидрофиты
Правильный ответ 212221
Вопрос № 4 6 балла(ов)
Установите соответствие между процессами и уровнями организации жизни

Процесс
А. возникновение разветвленных сетей питания
Б. передача энергии от звена к звену
В. свободное скрещивание особей
Г. рождение плодовитого потомства
Д. круговорот веществ
Е. формирование определенного генофонда

Уровень
1. популяционный
2. биоценотический
Правильный ответ 221121

Задание № 4
Задание 4.
Определите правильную последовательность.
ВНИМАНИЕ: ответ вводится без каких-либо знаков между цифрами.
Вопрос № 1 5 балла(ов)
Расположите в правильном порядке уровни организации жизни, начиная с наименьшего
1. биоценоз
2. клетка
3. биосфера
4. многоклеточный организм
5. популяция
Правильный ответ 24513
Вопрос № 2 5 балла(ов)
Установите последовательность этапов круговорота углерода в биосфере, начиная с усвоения неорганического углерода в процессе фотосинтеза
1. образование крахмала в клетках растений
2. использование органических веществ в процессе питания
3. образование в клетках растений глюкозы
4. поглощение углекислого газа растениями в процессе фотосинтеза
5. образование углекислого газа в процессе дыхания
Правильный ответ 43125
Вопрос № 3 4 балла(ов)
Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) запишите без пробелов, используя каждую цифру не более одного раза.

Численность особей в популяциях непостоянна. Ее периодические колебания называются ___ (А). Их значение для эволюции состоит в том, что при росте численности популяции число мутантных особей увеличивается во столько же раз, во сколько возросло число особей. Если численность особей в популяции сокращается, то ее ___ (Б) становится менее разнообразным. В этом случае в результате ___ (В) из него могут исчезнуть особи с определенными ___ (Г).

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1. популяционная волна
2. борьба за существование
3. изменчивость
4. генофонд
5. естественный отбор
6. генотип
7. фенотип
Правильный ответ 1456

Задание № 5
Задание 5.
Выбери правильные суждения.
ВНИМАНИЕ: ответ на вопрос Задания 5 вводится в порядке возрастания и без каких-либо знаков между цифрами. Например, 123
Вопрос № 1 5 балла(ов)
1. Механический состав почвы влияет на растения и почвенную фауну через режим увлажнения и потоки питательных элементов.
2. Согласно правилу Аллена, животные южных широт имеют короткие выступающие части тела – хвост, уши и конечности.
3. Возрастная пирамида показывает соотношение групп особей одного возраста разных популяций.
4. Росянка и пузырчатка используют в пищу насекомых, поэтому являются зоофагами.
5. Экосистемы разных биомов различаются по составу биоты и функциональным показателям – биологической продукции, биомассе и другим показателям.
6. Генетически модифицированные растения получают благодаря методам клеточной инженерии.
7. При опустынивании резко снижаются биологическая продукция и видовое богатство, разрушаются почвы.
8. За улучшение экологической ситуации на планете борются государственные экологические движения – «зеленые».
9. В России, как и во всем мире, существуют государственные стандарты качества питьевой воды.
Правильный ответ 14579