Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Экология. Школьный тур. |
Назад к списку блоков |
8 класс. Блок № 1 |
40 минут на выполнение блока. Из них 40 минут на ввод ответов |
Задание № 1 |
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии. 8 классы. 2020-2021 учебный год 1 блок Дорогие ребята! Поздравляем вас с участием в I этапе Всероссийской олимпиаде школьников по экологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только экологических знаний, но и общей эрудиции. Успеха Вам в работе! |
Вопрос № 1 1 балла(ов) |
К абиотическим экологическим факторам относится |
1. техногенное загрязнение Мирового океана |
2. биологические методы защиты растений |
3. вращение Земли Это правильный ответ |
4. паразитизм |
Вопрос № 2 1 балла(ов) |
Влияние грибов на живые организмы относится к группе биотических экологических факторов, которая называется |
1. фитогенные |
2. микогенные Это правильный ответ |
3. зоогенные |
4. микробогенные |
Вопрос № 3 1 балла(ов) |
К низким температурам лучше всех приспособлен (а) |
1. ковыль |
2. прудовая лягушка |
3. песец Это правильный ответ |
4. тростник |
Вопрос № 4 1 балла(ов) |
Симбиотическими отношениями являются |
1. бобовые растения и азотфиксирующие бактерии Это правильный ответ |
2. белки и лоси |
3. щука и судак |
4. человек и вирус гриппа |
Вопрос № 5 1 балла(ов) |
Экологические факторы, обуславливающие невозможность существования организма в данных условиях, еще называются |
1. раздражители |
2. модификаторы |
3. сигнализаторы |
4. ограничители Это правильный ответ |
Вопрос № 6 1 балла(ов) |
Прямые пищевые связи образуются между организмами в типе отношений |
1. нейтрализм |
2. аменсализм |
3. паразитизм Это правильный ответ |
4. комменсализм |
Вопрос № 7 1 балла(ов) |
В цепи питания: чёрная смородина-тля-божья коровка-паук-скворец-ястреб продуцентом является |
1. паук |
2. божья коровка |
3. чёрная смородина Это правильный ответ |
4. тля |
Вопрос № 8 1 балла(ов) |
Известно, что азот является необходимым элементом для растений. Одним из важнейших способов поступления его в почву является |
1. активный полив и летние осадки |
2. весеннее и осеннее половодье |
3. талые весенние воды |
4. жизнедеятельность почвенных микроорганизмов-симбиотрофов Это правильный ответ |
Вопрос № 9 1 балла(ов) |
Данное озеро Челябинской области является памятником природы. В 1975 году из-за сильной засухи вода из этого озера была использована на нужды города Челябинска, что привело к понижению уровня воды в этом озере на 4 метра. О каком озере Челябинской области идет речь? |
1. Еловое |
2. Увильды Это правильный ответ |
3. Смолино |
4. Касарги |
Вопрос № 10 1 балла(ов) |
Из отряда Аистообразных в Красных книгах Челябинской области и РФ находится редкий вид с повсеместно сокращающейся численностью - |
1. Марабу |
2. Серый клювач |
3. Азиатский ябиру |
4. Черный аист Это правильный ответ |
Задание № 2 |
Задание 2. Задание включает вопросы с 3 верными вариантами ответов из шести. ВНИМАНИЕ: ответы на вопросы Задания 2 вводятся в порядке возрастания и без каких-либо знаков между цифрами. Например, 123 |
Вопрос № 1 2 балла(ов) |
Какие из антропогенных факторов имеют положительные для человека последствия 1. вырубка деревьев 2. разведение и охрана животных 3. посадка и подкормка растений 4. отстрел животных 5. охрана окружающей среды 6. разрушение местообитаний |
Правильный ответ 235 |
Вопрос № 2 2 балла(ов) |
Животными – ксерофилами являются 1. верблюд 2. косуля 3. волк 4. суслик 5. варан 6. рябчик |
Правильный ответ 145 |
Вопрос № 3 2 балла(ов) |
Взаимоотношения между организмами являются примером хищничества 1. гриб-пеницилл 2. колорадский жук и паслёновые 3. бактерии и хвойные растения, выделяющие фитонциды 4. грецкий орех и яблоня 5. корова и пастбищные травы 6. полевая мышь и пшеница |
Правильный ответ 256 |
Вопрос № 4 2 балла(ов) |
Биогеоценозами являются 1. яблоневый сад 2. березовая роща 3. разнотравная степь 4. лужа с микроорганизмами 5. болото 6. гниющий пень |
Правильный ответ 235 |
Задание № 3 |
Задание 3. Установите соответствие между предложенными понятиями. Ответ запишите в виде соответствующей последовательности цифр без пробелов. |
Вопрос № 1 2 балла(ов) |
Установите соответствие между адаптациями и группами растений, которой свойственны эти адаптации Адаптация А. крупные, тонкие листья Б. мелкие листья В. сильно ветвящиеся побеги Г. листья располагаются горизонтально Д. значительно количество пигментов в листьях Е. листья с меньшим количеством устьиц Группа растений 1. светолюбивые 2. тенелюбивые |
Правильный ответ 211212 |
Вопрос № 2 2 балла(ов) |
Установите соответствие между примерами и типами взаимоотношений Примеры А. комар и человек Б. волки и зайцы В. анаконда и мышь Г. одуванчик и сурепка Д. волк и лиса Е. сосна и береза Типы взаимоотношений 1. хищничество 2. конкуренция |
Правильный ответ 111222 |
Вопрос № 3 2 балла(ов) |
Установите соответствие между организмами и функциональными группами организмов в экосистемах Виды организмов А. рожь Б. мышь В. ястреб Г. повилика Д. росянка Е. сапротрофные бактерии Функциональная группа 1. продуценты 2. консументы 3. редуценты |
Правильный ответ 122223 |
Вопрос № 4 2 балла(ов) |
Установите соответствие между организмом и природной зоной, в которой он обитает Организм А. карликовая ива Б. карликовая береза В. ковыль Г. морошка Д. овсяница-типчаг Е. адонис Природная зона 1. степь 2. тундра |
Правильный ответ 221211 |
Задание № 4 |
Задание 4. Определите правильную последовательность. ВНИМАНИЕ: ответ вводится без каких-либо знаков между цифрами. |
Вопрос № 1 3 балла(ов) |
Установите последовательность смены растений в результате деятельности человека 1. появление травянистых растений и кустарников 2. вырубка леса 3. образование смешанного леса 4. формирование березняка 5. развитие ельника |
Правильный ответ 21435 |
Вопрос № 2 3 балла(ов) |
Установите последовательность процессов, происходящих при образовании острова в результате вулканической деятельности 1. образование почвенного слоя 2. формирование лесного сообщества 3. появление травянистых растений и кустарников 4. появление водорослей, бактерий и лишайников 5. попадание с помощью ветра и воды семян растений на почву |
Правильный ответ 41532 |
Вопрос № 3 3 балла(ов) |
Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) запишите без пробелов, используя каждую цифру не более одного раза. Совокупность всех организмов, живущих в данный момент на нашей планете, образует ___ (А) вещество биосферы. ___(Б) вещество образовано организмами и абиогенными процессами одновременно. К данному веществу относят почву. В биосфере еще выделяют ___(В) вещество, образованное в результате деятельности только живых организмов. К нему относят каменный уголь, торф и ___(Г). Космогенное вещество представлено метеоритами и космической пылью. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ: 1. нефть 2. гранит 3. базальт 4. биокосное 5. живое 6. песок 7. биогенное |
Правильный ответ 5471 |
Задание № 5 |
Задание 5. Выбери правильные суждения. ВНИМАНИЕ: ответ на вопрос Задания 5 вводится в порядке возрастания и без каких-либо знаков между цифрами. Например, 123 |
Вопрос № 1 5 балла(ов) |
1. Совокупность абиотических факторов в пределах однородного участка называют экотопом. 2. Механический состав почвы влияет на растения и почвенную фауну через режим увлажнения и потоки питательных веществ. 3. Способности адаптироваться к изменениям окружающих условий у растений и животных одинаковые. 4. Нектон в водоемах представлен животными, которые питаются мертвым органическим веществом, и бактериями, которые разрушают органические вещества до минеральных соединений. 5. Важную экологическую роль играют водяные пары, содержащиеся в воздухе, особенно в атмосфере пустынь, где они могут быть не только условием, но и ресурсом. 6. Мутуализм – это разновидность конкурентных отношений особей в природе. 7. Животные выделяют особые вещества – феромоны в окружающую среду и таким путем влияют на поведение особей того же вида. 8. Виды растений и животных, самостоятельно перемещающиеся на другие территории, еще называют заносными видами. 9. Важнейшей задачей человечества в настоящее время является сохранение экологического равновесия природных экосистем. |
Правильный ответ 12579 |