Забыли пароль? Регистрация

Вход по логину




Вход через ВКонтакте

Экология. Школьный тур.
Назад к списку блоков
9 класс. Блок № 1
40 минут на выполнение блока. Из них 40 минут на ввод ответов
Задание № 1
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии.
9 класс. 2020-2021 учебный год
1 блок

Дорогие ребята! Поздравляем вас с участием в I этапе Всероссийской олимпиаде школьников по экологии!
Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только экологических знаний, но и общей эрудиции.
Успеха Вам в работе!

Вопрос № 1 1 балла(ов)
Опираясь на определение экологии, установите, какое утверждение является правильным
1. в нашем районе плохая экология
2. экология – это основа природопользования Это правильный ответ
3. экология в наших местах испорчена
4. экология – здоровье людей
Вопрос № 2 1 балла(ов)
Вид природопользования, который приспособлен к хрупкости ландшафтов и основывается на бережном использовании возобновляемых ресурсов
1. добыча полезных ископаемых
2. лесозаготовка
3. кочевое оленеводство Это правильный ответ
4. строительство трубопроводов
Вопрос № 3 1 балла(ов)
Урбанизация заключается в
1. росте численности населения на планете Земля
2. рост доли городского населения по отношению к сельскому Это правильный ответ
3. рост уровня загрязнения окружающей среды отходами городов
4. усиление научно-технического прогресса в городах
Вопрос № 4 1 балла(ов)
Только в водной среде является возможным
1. появление внешнего скелета
2. усвоение организмами солнечного света для процессов жизнедеятельности
3. возникновение фильтрационного типа питания Это правильный ответ
4. появлением пятипалых конечностей
Вопрос № 5 1 балла(ов)
Изменения в строении организма в результате приспособления к среде обитания – это адаптация
1. этологическая
2. физиологическая
3. морфологическая Это правильный ответ
4. генетическая
Вопрос № 6 1 балла(ов)
Биосфера, как и любая экосистема, является системой
1. открытой Это правильный ответ
2. закрытой
3. полностью автономной
4. полностью независимой
Вопрос № 7 1 балла(ов)
Незамкнутый круговорот веществ характерен для
1. влажного луга
2. таежного леса
3. пшеничного поля Это правильный ответ
4. ковыльной степи
Вопрос № 8 1 балла(ов)
В водоеме после уничтожения всех хищных рыб произошло снижение численности растительноядных рыб, что объясняется
1. сокращением плодовитости растительноядных рыб
2. распространением заболеваний среди растительноядных рыб Это правильный ответ
3. увеличением концентрации кислорода в водоёме
4. ослаблением межвидовой конкуренции
Вопрос № 9 1 балла(ов)
Верхняя граница биосферы по атмосфере проходит на высоте 22-24 км. Основным лимитирующим фактором, препятствующим проникновению жизни в более высокие слои, является
1. отсутствие кислорода
2. низкая температура
3. жёсткая радиация Это правильный ответ
4. озоновый экран
Вопрос № 10 1 балла(ов)
Островной сосновый бор расположен в Сосновском районе Челябинской области на правом берегу р. Зюзелки в ее нижнем течении между деревней Ужовка и поселками Светлый и Рощино, является реликтом лесостепи, окружающая бор территория представляет собой слаборасчлененную равнину с превышениями высот не более 60 м, на которой имеется развитая овражно-балочная система. Таким бором является
1. Ужовский бор Это правильный ответ
2. Каштакский бор
3. Ольховая роща
4. Липовая гора
Вопрос № 11 1 балла(ов)
Среди представителей класса Рептилий отряда Черепахи в Красной книге Челябинской области находится
1. грифовая черепаха
2. головастая черепаха
3. суповая черепаха
4. болотная черепаха Это правильный ответ
Вопрос № 12 1 балла(ов)
Глобальное потепление климата, кроме увеличения количества осадков и затопления ряда прибрежных территорий, будет иметь и другие последствия, такие как
1. усиление горообразования и вулканизма
2. усиление деятельности циклонов, учащение тайфунов и штормов Это правильный ответ
3. изменение структуры и строения магнитосферы и ионосферы
4. изменение гравитационного поля Земли
Вопрос № 13 1 балла(ов)
Экологическая опасность загрязнения окружающей среды, связанная с нефтедобычей, заключается в следующем
1. многие скважины находятся вблизи населенных пунктов, что приводит к изъятию больших площадей из сельскохозяйственного пользования
2. происходит уменьшение биологического разнообразия
3. скважины способствуют резкому понижению уровня грунтовых вод
4. через разведочные скважины на поверхность могут поступать токсичные вещества, а после выработки скважин под землей остаются пустоты большого объема. Это правильный ответ

Задание № 2
Задание 2.
Задание включает вопросы с 3 верными вариантами ответов из шести.
ВНИМАНИЕ: ответы на вопросы Задания 2 вводятся в порядке возрастания и без каких-либо знаков между цифрами. Например, 123

Вопрос № 1 2 балла(ов)
Примерами хищничества являются взаимоотношения
1. береза и подберезовик
2. слепни и лошади
3. щуки и караси
4. бобовые растения и клубеньковые бактерии
5. термиты и жгутиковые
6. львы и антилопы
Правильный ответ 236
Вопрос № 2 2 балла(ов)
К гигрофитам – растениям влажных местообитаний относятся
1. камыш
2. ромашка
3. лотос
4. ряска
5. клевер
6. липа
Правильный ответ 134
Вопрос № 3 2 балла(ов)
В экосистеме саванны консументами I порядка являются
1. гепарды
2. жирафы
3. антилопы
4. львы
5. страусы
6. грифы
Правильный ответ 235
Вопрос № 4 2 балла(ов)
Круговорот газового типа характерен для
1. фосфора
2. углерода
3. кальция
4. кислорода
5. азота
6. железа
Правильный ответ 245

Задание № 3
Задание 3.
Установите соответствие между предложенными понятиями.
Ответ запишите в виде соответствующей последовательности цифр без пробелов.

Вопрос № 1 2 балла(ов)
Установите соответствие между примерами и типами адаптаций, которые этими примерами иллюстрируются

Примеры
А. мимикрия
Б. выработка пахучих веществ
В. видоизменения корней
Г. использование ядов для защиты
Д. продуцирование антибиотиков
Е. яркая окраска цветков

Тип адаптации
1. морфологические
2. биохимические
Правильный ответ 121221
Вопрос № 2 2 балла(ов)
Установите соответствие между организмами и экологической группой, к которой они принадлежат

Организмы
А. одноклеточные водоросли
Б. ластоногие
В. медузы
Г. рыбы
Д. амфибии
Е. дафнии

Экологическая группа
1. планктон
2. нектон
Правильный ответ 121221
Вопрос № 3 2 балла(ов)
Установите соответствие между показателями популяциями и группами показателей, которые этими примерами иллюстрируется

Показатели популяции
А. плотность
Б. рождаемость
В. возрастная структура
Г. скорость роста
Д. смертность
Е. половая структура

Группа показателей
1. статические
2. динамические
Правильный ответ 121221
Вопрос № 4 2 балла(ов)
Установите соответствие между организмами и функциональными группами организмов в экосистеме

Организм
А. хлорелла
Б. волк
В. орлан
Г. морские котики
Д. черника
Е. сапротрофные бактерии

Функциональная группа
1. продуценты
2. консументы
3. редуценты
Правильный ответ 122213

Задание № 4
Задание 4.
Определите правильную последовательность.
ВНИМАНИЕ: ответ вводится без каких-либо знаков между цифрами.
Вопрос № 1 3 балла(ов)
Установите правильную последовательность организмов в пищевой цепи, начиная с продуцентов
1. белые медведи
2. водоросли
3. рыбы, кальмары, крабы
4. морские котики
5. мелкие ракообразные и моллюски
Правильный ответ 25341
Вопрос № 2 3 балла(ов)
Установите правильную последовательность возникновения ельника на скалах
1. ельник
2. травянистые растения
3. мох
4. ольха
5. лишайник
Правильный ответ 53241
Вопрос № 3 3 балла(ов)
Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) запишите без пробелов, используя каждую цифру не более одного раза.

Для растений солнечный свет необходим как источник энергии для ____(А). Светолюбивые растения - ____(Б) обитают в условиях хорошего освещения. Например, к ним относятся травянистые растения лугов и степей. Для них характерны ___(В) листья с ___(Г) поверхностью.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1. блестящая
2. гигрофиты
3. гелиофиты
4. мелкие
5. фотосинтеза
6. хемосинтез
7. крупные
8. матовая
Правильный ответ 5341

Задание № 5
Задание 5.
Выбери правильные суждения.
ВНИМАНИЕ: ответ на вопрос Задания 5 вводится в порядке возрастания и без каких-либо знаков между цифрами. Например, 123

Вопрос № 1 5 балла(ов)
1. Продуценты, фитофаги и хищники связаны между собой, участвуя в передаче энергии, усвоенной продуцентами.
2. Экосистема реагирует на ритмические – суточные, сезонные и многолетние изменения биотических факторов.
3. Эрозия почвы происходит в результате смывания или сдувания поверхностного наиболее плодородного слоя.
4. Фанерофиты являются однолетними растениями, зимующими в стадии семян.
5. Антропогенные экосистемы возникают в процессе хозяйственной деятельности человека.
6. Облигатные отношения взаимовыгодного сотрудничества видов представляют тип взаимоотношений – аменсализм.
7. Термин «экосистема» был введен в 1935 году английским ученым Тенсли.
8. Пастбищные цепи питания обеспечиваются детритофагами.
9. Устойчивое развитие подразумевает баланс между удовлетворением потребностей людей и возможностями окружающей среды.
Правильный ответ 13579