Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Экология. Школьный тур. |
Назад к списку блоков |
9 класс. Блок № 2 |
40 минут на выполнение блока. Из них 40 минут на ввод ответов |
Задание № 1 |
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии. 9 класс. 2020-2021 учебный год 2 блок Дорогие ребята! Поздравляем вас с участием в I этапе Всероссийской олимпиаде школьников по экологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только экологических знаний, но и общей эрудиции. Успеха Вам в работе! |
Вопрос № 1 1 балла(ов) |
Устойчивость природных экосистем связана с |
1. высокой продуктивностью растений |
2. большим видовым разнообразием Это правильный ответ |
3. наличием массы органического вещества |
4. интенсивной деятельностью микроорганизмов |
Вопрос № 2 1 балла(ов) |
Сущность учения В.И. Вернадского о биосфере заключается в |
1. установлении закона обратной связи взаимодействия в системе «человек-биосфера» |
2. определении верхней и нижней границ биосферы в пределах планеты |
3. выявлении геологических механизмов устойчивости биосферы |
4. признании исключительной роли «живого вещества», преобразующего облик планеты Это правильный ответ |
Вопрос № 3 1 балла(ов) |
Взрывной рост численности мирового населения во второй половине XX века произошел за счет |
1. повышения уровня рождаемости |
2. промышленной революции |
3. снижения уровня смертности благодаря улучшению питания и санитарно-гигиенических условий жизни Это правильный ответ |
4. использования новых источников энергии |
Вопрос № 4 1 балла(ов) |
Абиотическим фактором среды НЕ обусловлено |
1. сезонное изменение окраски зайца-беляка |
2. осенний листопад |
3. осеннее изменение окраски листьев у листопадных деревьев |
4. распространение плодов калины, рябины, дуба животными Это правильный ответ |
Вопрос № 5 1 балла(ов) |
Одна из форм приспособленности млекопитающих к жизни на Крайнем Севере, заключается в |
1. удлинении черепа и конечностей |
2. увеличении размеров тела Это правильный ответ |
3. уменьшении размеров тела |
4. уменьшении размеров глаз и ушей |
Вопрос № 6 1 балла(ов) |
Экологическим фактором, который больше всего ограничивает рост травянистых растений в еловом лесу |
1. свет Это правильный ответ |
2. температура |
3. влажность |
4. нет правильного ответа |
Вопрос № 7 1 балла(ов) |
В африканской саванне второй трофический уровень занимает |
1. гиены |
2. львы |
3. антилопы Это правильный ответ |
4. акации |
Вопрос № 8 1 балла(ов) |
Разрушительным на природу является следующее воздействие |
1. строительство ветровых электростанций |
2. использование фреонов Это правильный ответ |
3. регуляция численности популяций охотничьих видов животных |
4. санитарная вырубка леса |
Вопрос № 9 1 балла(ов) |
Круговорот осадочного типа характерен для |
1. углерода |
2. кислорода |
3. азота |
4. кальция Это правильный ответ |
Вопрос № 10 1 балла(ов) |
Гидрологическим памятником природы, который является естественным слабосолёным водоемом, расположенным в городе Челябинске, является озеро |
1. Новосинеглазово |
2. Касарги |
3. Смолино Это правильный ответ |
4. Тургояк |
Вопрос № 11 1 балла(ов) |
Из семейства Осетровые в Красной книге Челябинской области находится пресноводная речная непроходная рыба |
А. севрюга |
Б. белуга |
В. лопатонос |
Г. стерлядь Это правильный ответ |
Вопрос № 12 1 балла(ов) |
К синтетическим поверхностно-активным веществам (СПАВ), токсивным для многих обитателей водных экосистем, относят |
А. гормоны и биоактивные вещества |
Б. мыло и стиральные порошки Это правильный ответ |
В. дезодоранты, красители, известь |
Г. ДДТ и цианиды |
Вопрос № 13 1 балла(ов) |
К методам борьбы с загрязнением водной среды, которое вызвано разливом нефти, нельзя отнести |
А. химическое рассеивание нефтяного пятна |
Б. оседание нефти на дно |
В. посыпание нефтяного пятна одноклеточными водорослями с целью его поглощения Это правильный ответ |
Г. ограждение пятна нефти. |
Задание № 2 |
Задание 2. Задание включает вопросы с 3 верными вариантами ответов из шести. ВНИМАНИЕ: ответы на вопросы Задания 2 вводятся в порядке возрастания и без каких-либо знаков между цифрами. Например, 123. |
Вопрос № 1 2 балла(ов) |
Примерами паразитизма являются взаимоотношения 1. малярийный плазмодий и человек 2. береза и гриб-трутовик 3. волк и лиса 4. клевер и шмель 5. корова и бычий цепень 6. полевая мышь и человек |
Правильный ответ 125 |
Вопрос № 2 2 балла(ов) |
Тенелюбивые растения имеют следующие адаптации 1. мелкие листья 2. крупные, тонкие листья 3. листья располагаются горизонтально 4. сильно ветвящиеся побеги 5. значительное количество пигментов в листьях 6. листья с меньшим количеством устьиц |
Правильный ответ 236 |
Вопрос № 3 2 балла(ов) |
В экосистеме степи консументами II порядка являются 1. волк 2. лисица 3. суслик 4. полёвка 5. орлан 6. сайгак |
Правильный ответ 346 |
Вопрос № 4 2 балла(ов) |
Круговорот осадочного типа характерен для 1. кальция 2. азота 3. железа 4. водорода 5. фосфора 6. хлора |
Правильный ответ 135 |
Задание № 3 |
Задание 3. Установите соответствие между предложенными понятиями. Ответ запишите в виде соответствующей последовательности цифр без пробелов. |
Вопрос № 1 2 балла(ов) |
Установите соответствие между примерами и типами адаптаций, которые этими примерами иллюстрируются Примеры А. впадение в спячку Б. брачные игры В. способность верблюда обеспечивать организм влагой путем окисления запасов жира Г. строительство убежищ Д. выделение слизи на поверхность тела у дождевого червя Е. наличие целлюлозоразрушающих ферментов у бактерий Тип адаптации 1. физиологические 2. поведенческие |
Правильный ответ 121211 |
Вопрос № 2 2 балла(ов) |
Установите соответствие между животными и экологическими группами, к которым они принадлежат Признаки А. морские звёзды Б. камбалы В. сельди Г. киты Д. скаты Е. дельфины Экологическая группа 1. нектон 2. бентос |
Правильный ответ 221121 |
Вопрос № 3 2 балла(ов) |
Установите соответствие между примерами и образом жизни, который этими примерами иллюстрируется Пример А. эхинококк Б. паук-крестовик В. пресноводная гидра Г. инфузория- туфелька Д. широкий лентец Е. постельный клоп Образ жизни 1. свободноживущие 2. паразитические |
Правильный ответ 211122 |
Вопрос № 4 2 балла(ов) |
Установите соответствие между Простейшее А. обыкновенная амёба Б. дизентерийная амёба В. зеленая эвглена Г. инфузория-туфелька Д. лямблия Е. малярийный плазмодий Среда обитания 1. пресный водоем 2. живой организм |
Правильный ответ 121122 |
Задание № 4 |
Задание 4. Определите правильную последовательность. ВНИМАНИЕ: ответ вводится без каких-либо знаков между цифрами. |
Вопрос № 1 3 балла(ов) |
Установите последовательность организмов в детритной цепи питания 1. мышь 2. опёнок 3. ястреб 4. трухлявый пень 5. змея |
Правильный ответ 42153 |
Вопрос № 2 3 балла(ов) |
Установите последовательность круговорота углерода в биосфере, начиная с усвоения неорганического углерода 1. образование в клетках растений глюкозы 2. поглощение углекислого газа растениями в процессе фотосинтеза 3. образование углекислого газа в процессе дыхания 4. использование органических веществ в процессе питания 5. образование крахмала в клетках растений |
Правильный ответ 21543 |
Вопрос № 3 3 балла(ов) |
Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) запишите без пробелов, используя каждую цифру не более одного раза. Агроценозы отличаются незначительным ___(А) разнообразием. Для них характерны ___(Б) цепи питания. Сельскохозяйственным экосистемам свойствен неполный ___(В) веществ. Источником энергии являются энергия Солнца и деятельности человека. Отличительной чертой агроэкосистем является _____(Г) саморегуляции. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ: 1. видовое 2. длинные 3. популяционное 4. короткие 5. круговорот 6. отсутствие 7. наличие 8. поток веществ |
Правильный ответ 1456 |
Задание № 5 |
Задание 5. Выбери правильные суждения. ВНИМАНИЕ: ответ на вопрос Задания 5 вводится в порядке возрастания и без каких-либо знаков между цифрами. Например, 123 |
Вопрос № 1 5 балла(ов) |
1. Статистические характеристики популяции являются величинами, характеризующими скорость происходящих в ней процессов. 2. Зона дна в области наибольших океанических глубин называют литоралью. 3. Интенсивный выпас скота уплотняет почву и обедняет видовой состав лугов и степей. 4. Главный ресурс агроэкосистемы – это совокупность климатических условий, характерных для каждой местности. 5. Главным хранилищем фосфора считаются горные породы. 6. Хорошими индикаторами загрязнения атмосферы являются подорожник и ячмень. 7. Дельфины и некоторые насекомые подают сигналы на частотах, недоступных для уха человека. 8. При наличии конкурентов различают реализованные экологические ниши, а при отсутствии конкуренции – фундаментальные. 9. Озера зарастают потому, что остатки отмерших водных растений и погибших животных оседают и накапливаются на дне водоема. |
Правильный ответ 35789 |