Забыли пароль? Регистрация

Вход по логину




Вход через ВКонтакте

Экология. Школьный тур.
Назад к списку блоков
9 класс. Блок № 2
40 минут на выполнение блока. Из них 40 минут на ввод ответов
Задание № 1
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии.
9 класс. 2020-2021 учебный год
2 блок

Дорогие ребята! Поздравляем вас с участием в I этапе Всероссийской олимпиаде школьников по экологии!
Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только экологических знаний, но и общей эрудиции.
Успеха Вам в работе!

Вопрос № 1 1 балла(ов)
Устойчивость природных экосистем связана с
1. высокой продуктивностью растений
2. большим видовым разнообразием Это правильный ответ
3. наличием массы органического вещества
4. интенсивной деятельностью микроорганизмов
Вопрос № 2 1 балла(ов)
Сущность учения В.И. Вернадского о биосфере заключается в
1. установлении закона обратной связи взаимодействия в системе «человек-биосфера»
2. определении верхней и нижней границ биосферы в пределах планеты
3. выявлении геологических механизмов устойчивости биосферы
4. признании исключительной роли «живого вещества», преобразующего облик планеты Это правильный ответ
Вопрос № 3 1 балла(ов)
Взрывной рост численности мирового населения во второй половине XX века произошел за счет
1. повышения уровня рождаемости
2. промышленной революции
3. снижения уровня смертности благодаря улучшению питания и санитарно-гигиенических условий жизни Это правильный ответ
4. использования новых источников энергии
Вопрос № 4 1 балла(ов)
Абиотическим фактором среды НЕ обусловлено
1. сезонное изменение окраски зайца-беляка
2. осенний листопад
3. осеннее изменение окраски листьев у листопадных деревьев
4. распространение плодов калины, рябины, дуба животными Это правильный ответ
Вопрос № 5 1 балла(ов)
Одна из форм приспособленности млекопитающих к жизни на Крайнем Севере, заключается в
1. удлинении черепа и конечностей
2. увеличении размеров тела Это правильный ответ
3. уменьшении размеров тела
4. уменьшении размеров глаз и ушей
Вопрос № 6 1 балла(ов)
Экологическим фактором, который больше всего ограничивает рост травянистых растений в еловом лесу
1. свет Это правильный ответ
2. температура
3. влажность
4. нет правильного ответа
Вопрос № 7 1 балла(ов)
В африканской саванне второй трофический уровень занимает
1. гиены
2. львы
3. антилопы Это правильный ответ
4. акации
Вопрос № 8 1 балла(ов)
Разрушительным на природу является следующее воздействие
1. строительство ветровых электростанций
2. использование фреонов Это правильный ответ
3. регуляция численности популяций охотничьих видов животных
4. санитарная вырубка леса
Вопрос № 9 1 балла(ов)
Круговорот осадочного типа характерен для
1. углерода
2. кислорода
3. азота
4. кальция Это правильный ответ
Вопрос № 10 1 балла(ов)
Гидрологическим памятником природы, который является естественным слабосолёным водоемом, расположенным в городе Челябинске, является озеро
1. Новосинеглазово
2. Касарги
3. Смолино Это правильный ответ
4. Тургояк
Вопрос № 11 1 балла(ов)
Из семейства Осетровые в Красной книге Челябинской области находится пресноводная речная непроходная рыба
А. севрюга
Б. белуга
В. лопатонос
Г. стерлядь Это правильный ответ
Вопрос № 12 1 балла(ов)
К синтетическим поверхностно-активным веществам (СПАВ), токсивным для многих обитателей водных экосистем, относят
А. гормоны и биоактивные вещества
Б. мыло и стиральные порошки Это правильный ответ
В. дезодоранты, красители, известь
Г. ДДТ и цианиды
Вопрос № 13 1 балла(ов)
К методам борьбы с загрязнением водной среды, которое вызвано разливом нефти, нельзя отнести
А. химическое рассеивание нефтяного пятна
Б. оседание нефти на дно
В. посыпание нефтяного пятна одноклеточными водорослями с целью его поглощения Это правильный ответ
Г. ограждение пятна нефти.

Задание № 2
Задание 2.
Задание включает вопросы с 3 верными вариантами ответов из шести.
ВНИМАНИЕ: ответы на вопросы Задания 2 вводятся в порядке возрастания и без каких-либо знаков между цифрами. Например, 123.

Вопрос № 1 2 балла(ов)
Примерами паразитизма являются взаимоотношения
1. малярийный плазмодий и человек
2. береза и гриб-трутовик
3. волк и лиса
4. клевер и шмель
5. корова и бычий цепень
6. полевая мышь и человек
Правильный ответ 125
Вопрос № 2 2 балла(ов)
Тенелюбивые растения имеют следующие адаптации
1. мелкие листья
2. крупные, тонкие листья
3. листья располагаются горизонтально
4. сильно ветвящиеся побеги
5. значительное количество пигментов в листьях
6. листья с меньшим количеством устьиц
Правильный ответ 236
Вопрос № 3 2 балла(ов)
В экосистеме степи консументами II порядка являются
1. волк
2. лисица
3. суслик
4. полёвка
5. орлан
6. сайгак
Правильный ответ 346
Вопрос № 4 2 балла(ов)
Круговорот осадочного типа характерен для
1. кальция
2. азота
3. железа
4. водорода
5. фосфора
6. хлора
Правильный ответ 135

Задание № 3
Задание 3.
Установите соответствие между предложенными понятиями.
Ответ запишите в виде соответствующей последовательности цифр без пробелов.

Вопрос № 1 2 балла(ов)
Установите соответствие между примерами и типами адаптаций, которые этими примерами иллюстрируются

Примеры
А. впадение в спячку
Б. брачные игры
В. способность верблюда обеспечивать организм влагой путем окисления запасов жира
Г. строительство убежищ
Д. выделение слизи на поверхность тела у дождевого червя
Е. наличие целлюлозоразрушающих ферментов у бактерий

Тип адаптации
1. физиологические
2. поведенческие
Правильный ответ 121211
Вопрос № 2 2 балла(ов)
Установите соответствие между животными и экологическими группами, к которым они принадлежат

Признаки
А. морские звёзды
Б. камбалы
В. сельди
Г. киты
Д. скаты
Е. дельфины

Экологическая группа
1. нектон
2. бентос
Правильный ответ 221121
Вопрос № 3 2 балла(ов)
Установите соответствие между примерами и образом жизни, который этими примерами иллюстрируется

Пример
А. эхинококк
Б. паук-крестовик
В. пресноводная гидра
Г. инфузория- туфелька
Д. широкий лентец
Е. постельный клоп

Образ жизни
1. свободноживущие
2. паразитические
Правильный ответ 211122
Вопрос № 4 2 балла(ов)
Установите соответствие между

Простейшее
А. обыкновенная амёба
Б. дизентерийная амёба
В. зеленая эвглена
Г. инфузория-туфелька
Д. лямблия
Е. малярийный плазмодий

Среда обитания
1. пресный водоем
2. живой организм
Правильный ответ 121122

Задание № 4
Задание 4.
Определите правильную последовательность.
ВНИМАНИЕ: ответ вводится без каких-либо знаков между цифрами.

Вопрос № 1 3 балла(ов)
Установите последовательность организмов в детритной цепи питания

1. мышь
2. опёнок
3. ястреб
4. трухлявый пень
5. змея
Правильный ответ 42153
Вопрос № 2 3 балла(ов)
Установите последовательность круговорота углерода в биосфере, начиная с усвоения неорганического углерода

1. образование в клетках растений глюкозы
2. поглощение углекислого газа растениями в процессе фотосинтеза
3. образование углекислого газа в процессе дыхания
4. использование органических веществ в процессе питания
5. образование крахмала в клетках растений
Правильный ответ 21543
Вопрос № 3 3 балла(ов)
Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) запишите без пробелов, используя каждую цифру не более одного раза.

Агроценозы отличаются незначительным ___(А) разнообразием. Для них характерны ___(Б) цепи питания. Сельскохозяйственным экосистемам свойствен неполный ___(В) веществ. Источником энергии являются энергия Солнца и деятельности человека. Отличительной чертой агроэкосистем является _____(Г) саморегуляции.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1. видовое
2. длинные
3. популяционное
4. короткие
5. круговорот
6. отсутствие
7. наличие
8. поток веществ
Правильный ответ 1456

Задание № 5
Задание 5.
Выбери правильные суждения.
ВНИМАНИЕ: ответ на вопрос Задания 5 вводится в порядке возрастания и без каких-либо знаков между цифрами. Например, 123
Вопрос № 1 5 балла(ов)
1. Статистические характеристики популяции являются величинами, характеризующими скорость происходящих в ней процессов.
2. Зона дна в области наибольших океанических глубин называют литоралью.
3. Интенсивный выпас скота уплотняет почву и обедняет видовой состав лугов и степей.
4. Главный ресурс агроэкосистемы – это совокупность климатических условий, характерных для каждой местности.
5. Главным хранилищем фосфора считаются горные породы.
6. Хорошими индикаторами загрязнения атмосферы являются подорожник и ячмень.
7. Дельфины и некоторые насекомые подают сигналы на частотах, недоступных для уха человека.
8. При наличии конкурентов различают реализованные экологические ниши, а при отсутствии конкуренции – фундаментальные.
9. Озера зарастают потому, что остатки отмерших водных растений и погибших животных оседают и накапливаются на дне водоема.
Правильный ответ 35789