Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Экология. Школьный тур. |
Назад к списку блоков |
11 класс. Блок № 2 |
40 минут на выполнение блока. Из них 40 минут на ввод ответов |
Задание № 1 |
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии. 11 класс. 2020-2021 учебный год 2 блок Дорогие ребята! Поздравляем вас с участием в I этапе Всероссийской олимпиаде школьников по экологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только экологических знаний, но и общей эрудиции. Успеха Вам в работе! |
Вопрос № 1 1 балла(ов) |
Обосновал учение о биоценозах ученый |
1. В. Иогенсен |
2. Ч. Элтон |
3. К. Мёбиус Это правильный ответ |
4. К. Тимирязев |
Вопрос № 2 1 балла(ов) |
В экосистеме основной поток вещества и энергии передается |
1. от редуцентов к консументам, а затем к продуцентам |
2. от продуцентов к консументам, а затем к редуцентам Это правильный ответ |
3. от консуметов к продуцентам, а затем к редуцентам |
4. от продуцентов к редуцентам, а затем к консументам |
Вопрос № 3 1 балла(ов) |
Более емкой для пшеницы будет среда |
1. вырубка |
2. луг |
3. пастбище |
4. орошаемое поле Это правильный ответ |
Вопрос № 4 1 балла(ов) |
В прудовых хозяйствах выгоднее выращивать толстолобиков, а не щук, так как |
1. толстолобики требуют постоянных условий обитания |
2. питаются энергетически дешевой растительной пищей Это правильный ответ |
3. щуки чаще гибнут от болезней и неблагоприятных условий |
4. нет правильного ответа |
Вопрос № 5 1 балла(ов) |
Сообщество, формирующееся на территории, где никогда ранее не было жизни, называется |
1. пионерным Это правильный ответ |
2. климаксным |
3. продуктивным |
4. вторичным |
Вопрос № 6 1 балла(ов) |
Организмы, которые синтезируют органические вещества из неорганических компонентов, а также могут питаться готовыми органическими веществами, называются |
1. сапротрофы |
2. осмотрофы |
3. ультратрофы |
4. миксотрофы Это правильный ответ |
Вопрос № 7 1 балла(ов) |
Выберите правильное утверждение |
1. опустынивание не может происходить в результате вырубки лесов |
2. занесение вида в Красную книгу – это сигнал об опасности, угрожающей его существованию Это правильный ответ |
3. наиболее эффективна охрана редких растений в парках и курортных зонах |
4. биологические меры борьбы являются малоэффективными и ресурсозатратными |
Вопрос № 8 1 балла(ов) |
К исчезнувшему виду относится |
1. зубр |
2. слоновая черепаха |
3. дронт Это правильный ответ |
4. выхухоль |
Вопрос № 9 1 балла(ов) |
Категорически нельзя бросать в костер пластиковые изделия – пакеты, стаканчики и другое, так они выделяют |
1. угарный газ |
2. различные смолы |
3. диоксины Это правильный ответ |
4. хлор |
Вопрос № 10 1 балла(ов) |
Отчет Римского клуба был сделан на первой Конференции ООН по проблемам окружающей среды в г. Стокгольме и выпущена книга, которая называлась |
1. «Пределы сознания» |
2. «Пределы ресурсов» |
3. «Пределы жизни» |
4. «Пределы роста» Это правильный ответ |
Вопрос № 11 1 балла(ов) |
В промышленных центрах часто можно видеть погибающие хвойные деревья, отсутствие лишайников на стволах деревьев, что связано с высоким содержанием в атмосфере |
1. метана |
2. водяного пара |
3. углекислого газа |
4. оксида серы Это правильный ответ |
Вопрос № 12 1 балла(ов) |
Крупная известковая пещера на берегу реки Сим, являющаяся памятником природы и культуры мирового значения, называется |
1. Сугомакская пещера |
2. пещера Кургазак |
3. Игнатьевская пещера Это правильный ответ |
4. Киселёвская пещера |
Вопрос № 13 1 балла(ов) |
Среди охраняемых рептилий Челябинской области редким и малоизученным видом, который внесен в Красные книги Челябинской области, Республики Башкортостан, МСОП, является |
1. Кожистая черепаха |
2. Болотная черепаха Это правильный ответ |
3. Черепаха Ридлея |
4. Эластичная черепаха |
Вопрос № 14 1 балла(ов) |
К синтетическим поверхностно-активным веществам (СПАВ), токсивным для многих обитателей водных экосистем, относят |
А. гормоны и биоактивные вещества |
Б. мыло и стиральные порошки Это правильный ответ |
В. дезодоранты, красители, известь |
Г. ДДТ и цианиды |
Вопрос № 15 1 балла(ов) |
К методам борьбы с загрязнением водной среды, которое вызвано разливом нефти, нельзя отнести |
А. химическое рассеивание нефтяного пятна |
Б. оседание нефти на дно |
В. посыпание нефтяного пятна одноклеточными водорослями с целью его поглощения Это правильный ответ |
Г. ограждение пятна нефти. |
Задание № 2 |
Задание 2. Задание включает вопросы с тремя верными вариантами ответов из шести. ВНИМАНИЕ: ответы на вопросы Задания 2 вводятся в порядке возрастания и без каких-либо знаков между цифрами. Например, 123 |
Вопрос № 1 2 балла(ов) |
Перечислите все категории, отмеченные в Федеральном законе № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» 1. санаторно-курортные зоны 2. памятники природы 3. музеи-заповедники 4. водоохранные зоны 5. государственные природные заказники 6. национальные парки |
Правильный ответ 256 |
Вопрос № 2 2 балла(ов) |
При загрязнении окружающей среды самыми уязвимыми будут в группе риска 1. новорожденные и дети раннего возраста 2. дети от 6 до 12 лет 3. дети от 13 до 18 лет 4. взрослые от 25 до 40 лет 5. пожилые люди старше 65 лет 6. беременные женщины |
Правильный ответ 156 |
Вопрос № 3 2 балла(ов) |
В планктоне обитают 1. простейшие 2. рыбы 3. медузы 4. амфибии 5. одноклеточные водоросли 6. ластоногие |
Правильный ответ 135 |
Вопрос № 4 2 балла(ов) |
Примерами комменсализма являются взаимоотношения между 1. растения и микоризные грибы 2. акула и рыба-прилипала 3. рыба горчак и беззубка 4. слоны и жуки-навозники 5. бобовые растения и клубеньковые растения 6. целлюлозоразрушающие бактерии и травоядные животные |
Правильный ответ 234 |
Вопрос № 5 2 балла(ов) |
Известно, что туберкулёзная палочка – вид очень устойчивых, микроскопических и патогенных бактерий. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого растения. Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам, в порядке возрастания. 1. Размер организма составляет 1-10 мкм, а диаметр 0,2-0,6 мкм. 2. При температуре 230 С во влажном и темном месте палочка сохраняется до 7 лет. 3. Для своего развития бактерия нуждается в наличии кислорода. 4. Бактерия неподвижна и не способна образовывать споры. 5. Многие вещества способны проникать в организм за счёт различия их концентраций по обе стороны клеточной мембраны. 6. Является паразитическим организмом. |
Правильный ответ 126 |
Задание № 3 |
Задание 3. Установите соответствие между предложенными понятиями. Ответ запишите в виде соответствующей последовательности цифр без пробелов. |
Вопрос № 1 2 балла(ов) |
Установите соответствие между животными и средами их размножения Животные А. обыкновенная гадюка Б. акула катран В. серая жаба Г. травяная лягушка Д. морская черепаха Е. питон Среды размножения 1. водная 2. наземно-воздушная |
Правильный ответ 211122 |
Вопрос № 2 2 балла(ов) |
Установите соответствие между примерами и видами источников парниковых газов Примеры А. извержения вулканов Б. весенний пал травы В. таяние вечной мерзлоты Г. сжигание природного газа Д. анаэробное гниение органики в болотах Е. растопка каминов Виды источников 1. природные 2. антропогенные |
Правильный ответ 121212 |
Вопрос № 3 2 балла(ов) |
Установите соответствие между характеристиками и экосистемами Характеристики А. гниение на дне в анаэробных условиях Б. цепи питания обычно длинные В. часто покрыт сплавиной из мхов Г. продуценты представлены в основном водорослями Д. присутствуют хищные растения Е. часто наблюдается недостаток азота Экосистемы 1. река 2. верховое болото |
Правильный ответ 212122 |
Вопрос № 4 2 балла(ов) |
Установите соответствие между животными и экологическими группами Животные А. крабы Б. циклопы В. мидии Г. гребневики Д. устрицы Е. дафнии Группы животных 1. планктон 2. бентос |
Правильный ответ 212121 |
Задание № 4 |
Задание 4. Определите правильную последовательность. ВНИМАНИЕ: ответ вводится без каких-либо знаков между цифрами. |
Вопрос № 1 3 балла(ов) |
Расположите в правильном порядке процессы, происходящие в водоеме при попадании в него больших количеств минеральных удобрений с полей 1. отмирание и гниение одноклеточных водорослей и цианобактерий 2. увеличение содержания минеральных веществ в воде 3. снижение содержания кислорода в воде 4. массовая гибель рыб и других организмов 5. массовое развитие одноклеточных водорослей и цианобактерий |
Правильный ответ 25134 |
Вопрос № 2 3 балла(ов) |
Установите последовательность процессов, протекающих при зарастании скал 1. зарастание мхами 2. формирование травянистого сообщества 3. голые скалы 4. образование тонкого слоя почвы 5. заселение лишайниками |
Правильный ответ 35142 |
Вопрос № 3 3 балла(ов) |
Вставьте в текст «Скорость роста популяции» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) запишите без пробелов, используя каждую цифру не более одного раза. Скорость роста популяции – это изменение численности популяции в единицу времени. Скорость роста популяции может быть положительной, нулевой или отрицательной. Она зависит от совокупность разных факторов, из которых два являются ведущими. Увеличение численности популяции происходит благодаря физиологическому процессу ___ (А) и вселению - ____ (Б). Отрицательный рост численности популяции обусловлен высокой ____ (В) и выселением с занимаемой территории - ____(Г). ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ: 1. регуляция 2. изоляция 3. эмиграция 4. иммиграция 5. рождаемость 6. смертность 7. плотность 8. выживаемость |
Правильный ответ 5463 |
Задание № 5 |
Задание 5. Выбери правильные суждения. ВНИМАНИЕ: ответ на вопрос Задания 5 вводится в порядке возрастания и без каких-либо знаков между цифрами. Например, 123 |
Вопрос № 1 5 балла(ов) |
1. Один из вариантов классификации паразитов – это выделение истинных паразитов и паразитоидов. 2. Жизненная форма растений – терофиты характерна для деревьев и кустарников, у которых почки возобновления находятся высоко над поверхностью почвы. 3. Благодаря сосуществованию организмов с разными жизненными стратегиями происходит наиболее полное использование ресурсов и жизненного пространства. 4. Мутуализм включает отношения видов-ресурсов и видов-потребителей. 5. При модели логистического роста вначале скорость роста популяции низкая, затем возрастает и вновь начинает снижаться. 6. Животные среднего и крупного размера, способные противостоять течению воды и активно перемещающиеся в ее толще, образуют группу бентосных животных. 7. Растения, защищаются от фитофагов несколькими способами, одним из которых является выработка резких запахов, отпугивающих фитофагов. 8. Разрушение озонового слоя атмосферы обусловлено осадками, которые содержат серную и азотную кислоты. 9. В России, как и во всем мире, существуют государственные стандарты качества питьевой воды. |
Правильный ответ 13579 |