Забыли пароль? Регистрация

Вход по логину




Вход через ВКонтакте

Русский язык. Школьный этап
Назад к списку блоков
7 класс. Блок № 1
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов
Вопрос № 1 1 балла(ов)
Укажите название лексического явления, о котором рассказывается в данном тексте.
Красная смородина в русском языке имеет не менее десятка наименований. Её называют и жостыль, и кислица, и сиселка, и княжиха, и коминка, и лядуница, и поречка, и сестрянка… любопытно, что каждое из подобных названий как бы закреплено за определённой местностью, за определённой территорией. (В. Барашков)
1. диалектизмы Это правильный ответ
2. архаизмы
3. просторечия
4. историзмы
5. жаргонизмы

Вопрос № 2 1 балла(ов)
Укажите слово, которое отличается от остальных по своему происхождению.
1. пророк
2. храбрый
3. ланиты
4. вред
5. сторона Это правильный ответ

Вопрос № 3 1 балла(ов)
Проанализируйте произношение слова «дождь» в приведенных отрывках. Укажите, в каком из них это слово произносится иначе, чем в остальных. Примеры взяты из Национального корпуса русского языка.
1. И в блеске утренней грозы
Всё обретало мощь.
Во мглу, в долинные низы
Весёлый хлынул дождь.
(П. Антокольский)
2. Навстречу мчатся пули –
Пчелиный звонкий дождь.
Послушаем, что скажет
Наш сивоусый вождь!
(Э. Багрицкий)
Это правильный ответ
3. Сока из надлома не дал бледный хвощ.
Чувствовала дрема: утром будет дождь!
(Л. Н. Мартынов)
4. Там дорожки, что с милым хожены,
Все в ромашках весенних рощ,
И следы, что лисой проложены,
И косой серебристый дождь.
(Вс. А. Рождественский)

Вопрос № 4 2 балла(ов)
Укажите, в какой группе даны толкования омонимов другого типа, чем в остальных группах.
1. Наклонная поверхность чего-либо.
Крупная морская рыба с плоским телом с острым хвостом.
2. Длинная узкая отмель, идущая от берега.
Сельскохозяйственное орудие для срезания травы и хлебных злаков. Заплетённые волосы.
3. Небольшой искусственный водоём, предназначенный для разведения рыбы или украшения садово-паркового ансамбля.
Тонкая гибкая ветвь без листьев или тонкий металлический стержень.
Это правильный ответ
4. Сплошной шов на поверхности ткани.
Ряд слов, букв или иных знаков, расположенных в одну линию.

Вопрос № 5 2 балла(ов)
Укажите, у какого существительного нельзя определить род.
1. Харлуши Это правильный ответ
2. пони
3. паспарту
4. портмоне

Вопрос № 6 6 балла(ов)
Установите соответствия между синонимами и словарными стилистическими пометами.
АВ
Реветь благим матом Правильно:31. народно-поэт.
Пускать слезу Правильно:52. прост.
Ревмя реветь Правильно:23. разг.
Ронять слёзы Правильно:14. разг. неодобр.
Точить слёзы Правильно:65. разг. ирон.
Распускать нюни Правильно:46. устар. разг.

Вопрос № 7 1 балла(ов)
Укажите фразеологизм, который попал в данную семантическую группу по ошибке.
1. выбросить из головы
2. черпать воду решетом Это правильный ответ
3. собраться с мыслями
4. ум за разум заходит
5. иметь в виду
6. ловить на лету

Вопрос № 8 2 балла(ов)
Укажите, в каком ряду не все слова исторически родственные.
1. Трактат, трактовка, трактир, тракт
2. Гимназия, гимнастика, гимнастёрка
3. Валерий, валеология, валериана, валюта
4. Гладиолус, гладить, гладиатор Это правильный ответ

Вопрос № 9 2 балла(ов)
Сколько звеньев пропущено в словообразовательной цепочке? Ответ введите цифрой.
ведать →… разведбатальон
Правильный ответ 3

Вопрос № 10 5 балла(ов)
Установите соответствие между топонимами и их буквальным переводом на русский язык.
АВ
Нидерланды Правильно:31. кривое озеро
Кот-д’Ивуар Правильно:52. львиные горы
Сьерра-Леоне Правильно:23. нижние земли
Аушкуль Правильно:14. январская река
Рио-де-Жанейро Правильно:45. берег слоновой кости

Вопрос № 11 2 балла(ов)
Укажите, в каком слове произошло замещение одной морфемы другой.
1. очевидец
2. свидетель Это правильный ответ
3. невиданный
4. завидовать

Вопрос № 12 1 балла(ов)
Укажите, у какого существительного меньше всего форм.
1. пламя
2. джинсы
3. пальто Это правильный ответ
4. цепочка

Вопрос № 13 2 балла(ов)
Укажите слово, отличающееся по способу словообразования от остальных.
1. черноморский
2. второклассник
3. канатоходец
4. водолечебница Это правильный ответ

Вопрос № 14 3 балла(ов)
Установите соответствие между словами и характеристиками их окончаний.
АВ
Босиком, справа, изучив, красивее Правильно:31. выраженные буквой или сочетанием букв
Кто-нибудь, величавый, трёмстам Правильно:12. нулевые окончания
(Среди) аллей, получен, волчий, изучал Правильно:23. без окончаний

Вопрос № 15 1 балла(ов)
Прочитайте текст, укажите ошибочное суждение.
(1)В третьей по коридору комнате расположилась «Комиссия по борьбе с дезертирством». (2)Целый день туда паломничали раскаявшиеся дезертиры. (3)Они несли в комиссию свои повинные головы, но, заплутавшись в квартире, склоняли их на наши столы и подоконники. (4)Они бродили по комнатам и митинговали на кухне. (5)Утром они без стука влезали в зал, где, разделенные шкафами, спали мы и тетки. (6)Тетки взывали к их совести. (7)Но дезертиры уверяли, что они люди свои, не обидят, и ложились вздремнуть у порога. (8)Когда к маме приходила ученица, дезертиры окружали пианино и восхищенно следили за бегущими в гаммах пальцами. (Л. Кассиль)
1. Тип данного текста – повествование.
2. В предложениях (2) и (5) есть причастия.
3. В предложении (3) есть деепричастие.
4. Предложение (4) осложнено однородными сказуемыми.
5. Предложения (5) и (8) сложноподчиненные.
6. Предложение (7) сложносочиненное, каждая из частей осложнена однородными сказуемыми. Это правильный ответ

Вопрос № 16 1 балла(ов)
Укажите, какая из перечисленных орфограмм иллюстрирует фонетический принцип русской орфографии.
1. Правописание О, Е (Ё) после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи.
2. Правописание чередующихся гласных в корнях -РАВН- // -РОВН-.
3. Правописание приставок пре- и при-
4. Правописание -С- на конце приставок перед последующим глухим согласным корня. Это правильный ответ

Вопрос № 17 1 балла(ов)
Укажите слово с формообразующим суффиксом.
1. виолончелистка
2. раздача
3. глубже Это правильный ответ
4. ребятня

Вопрос № 18 1 балла(ов)
В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст? Номера предложений введите без пробелов и запятых, например: 12435.
(1)Общность значения улавливается сразу: любой школьник скажет, что в словосочетаниях «смелый боец», «отважный боец», «мужественный боец», «бесстрашный боец» имеются синонимы, характеризующие человека, не поддающегося чувству страха, умеющего преодолеть его.
(2)Включенные в синонимический ряд слова обозначают примерно одно и то же и одновременно не одно и то же: в них заключён общий смысл, но уточнены его оттенки.
(3)Однако, не только школьник, но и вполне образованный взрослый человек может затрудниться в выяснении тонких различий между употребленными в этих случаях прилагательными.
(4)При употреблении синонимов именно оттенки значения играют главную роль (как оттенки красок художника, нюансы звука у музыканта).
(5)А различия существуют, и немалые.
Правильный ответ 24135

Вопрос № 19 1 балла(ов)
В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? Ответ введите цифрой.
(1)Общность значения улавливается сразу: любой школьник скажет, что в словосочетаниях «смелый боец», «отважный боец», «мужественный боец», «бесстрашный боец» имеются синонимы, характеризующие человека, не поддающегося чувству страха, умеющего преодолеть его.
(2)Включенные в синонимический ряд слова обозначают примерно одно и то же и одновременно не одно и то же: в них заключён общий смысл, но уточнены его оттенки.
(3)Однако, не только школьник, но и вполне образованный взрослый человек может затрудниться в выяснении тонких различий между употребленными в этих случаях прилагательными.
(4)При употреблении синонимов именно оттенки значения играют главную роль (как оттенки красок художника, нюансы звука у музыканта).
(5)А различия существуют, и немалые.
Правильный ответ 3

Вопрос № 20 1 балла(ов)
Укажите ошибочное суждение о тексте.
Общность значения улавливается сразу: любой школьник скажет, что в словосочетаниях «смелый боец», «отважный боец», «мужественный боец», «бесстрашный боец» имеются синонимы, характеризующие человека, не поддающегося чувству страха, умеющего преодолеть его.
Включенные в синонимический ряд слова обозначают примерно одно и то же и одновременно не одно и то же: в них заключён общий смысл, но уточнены его оттенки. Однако, не только школьник, но и вполне образованный взрослый человек может затрудниться в выяснении тонких различий между употребленными в этих случаях прилагательными.
При употреблении синонимов именно оттенки значения играют главную роль (как оттенки красок художника, нюансы звука у музыканта).
А различия существуют, и немалые.
1. Тип данного текста – рассуждение.
2. Предложения связаны между собой последовательной (цепной) связью.
3. Предложения связаны между собой параллельной связью. Это правильный ответ
4. Стиль данного текста научно-популярный.