Забыли пароль? Регистрация

Вход по логину




Вход через ВКонтакте

Русский язык. Школьный этап
Назад к списку блоков
9 класс. Блок № 1
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов
Вопрос № 1 1 балла(ов)
Выберите верные утверждения о звуковых явлениях русского языка. Цифры введите в порядке возрастания без пробелов и знаков препинания, например: 124.
1. В слове БРЕЛОК есть беглый гласный.
2. В слове МЫТЬСЯ есть два мягких согласных.
3. В слове СБЫТ первый звук звонкий твёрдый.
4. В слове МАЯК есть только один сонорный (звонкий непарный) согласный.
5. В слове КУПЕЦ до XII века было 3 слога.
Правильный ответ 35

Вопрос № 2 1 балла(ов)
Решите фонетическую пропорцию: укажите, какой звук должен быть на месте знака [?].
[д] : [с’] = [г] : [?]
1. [ф’]
2. [к’]
3. [х’] Это правильный ответ
4. [й’]
5. такого звука нет в литературном русском языке.

Вопрос № 3 1 балла(ов)
Укажите, в каких словах на месте выделенных букв не может произноситься звукосочетание [шн].
1. скуЧНо
2. булоЧНая
3. сердеЧНый
4. беззвуЧНый Это правильный ответ
5. сквореЧНик

Вопрос № 4 1 балла(ов)
Укажите, в каком ряду во всех словах выделенные орфограммы пишутся в соответствии с фонетическим принципом русской орфографии.
1. воСход, рАздать, пЕскарь
2. лицО, беЗрадостный, рОзыск Это правильный ответ
3. Сходить, пИсатель, оТскочить
4. гороД, лесТница, деревяННый
5. пОлено, кАморка, транскриПция

Вопрос № 5 1 балла(ов)
Укажите, при написании каких глагольных форм необходимо знать спряжение глагола. Цифры введите в порядке возрастания без пробелов и знаков препинания, например: 124.
1. застел…шь
2. вид…л
3. растер…нный
4. кол…щий
5. выровн…вший
Правильный ответ 14

Вопрос № 6 1 балла(ов)
Укажите, какая(-ие) буква(-ы) были упразднены в результате орфографической реформы 1918 года. Ответ введите цифрами в порядке возрастания без пробелов и знаков препинания, например: 125.
1. юс малый
2. и десятеричное
3. фита
4. есть
5. еры
Правильный ответ 23

Вопрос № 7 1 балла(ов)
Укажите, в каком слове звук, обозначенный выделенной буквой, имеет иное происхождение, чем в остальных.
1. стОг
2. сОн Это правильный ответ
3. сОк.
4. рОг
5. кОл

Вопрос № 8 1 балла(ов)
В каких словах нет окончания, в том числе и нулевого. Цифры введите в порядке возрастания без пробелов и знаков препинания, например: 124.
1. поднялся
2. приехав
3. нельзя
4. двести
5. аудиторий
Правильный ответ 23

Вопрос № 9 1 балла(ов)
Укажите, какое слово построено по модели «приставка+корень+суффикс+суффикс+окончание».
1. привратник
2. разбирал Это правильный ответ
3. болезненный
4. принесённый
5. развернув

Вопрос № 10 1 балла(ов)
Укажите, сколько слов пропущено в словообразовательной цепочке «звонить → … → дозваниваться». Ответ запишите цифрой.
Правильный ответ 1

Вопрос № 11 1 балла(ов)
Укажите слово, образованное тем же способом словообразования, что и слово ЗАПОЛЯРЬЕ.
1. бездомный Это правильный ответ
2. выход
3. намерение
4. заплыв
5. занести

Вопрос № 12 1 балла(ов)
Во всех представленных ниже словах произошёл исторический процесс — упрощение группы согласных: на стыке корня и суффикса утратился корневой согласный. Отметьте слово, в котором утратился иной согласный, чем в остальных словах.
1. украл
2. вёл
3. брёл
4. обрёл Это правильный ответ
5. упал

Вопрос № 13 1 балла(ов)
Укажите, в каком варианте ответа указаны омоформы.
1. груздь — грусть
2. гроздь — горсть
3. ви́ски — виски́
4. (тугой) лук — (зелёный) лук
5. косой (взгляд) — (косил) косой Это правильный ответ

Вопрос № 14 1 балла(ов)
Укажите, в каких предложениях, взятых из произведений В. Маяковского, средством выразительности выступает метафора. Цифры введите в порядке возрастания без пробелов и знаков препинания, например: 124.
1. Земля! Дай исцелую твою лысеющую голову.
2. В ушах оглохших пароходов горели серьги якорей.
3. Я сошью себе черные штаны из бархата голоса моего.
4. Я одинок, как последний глаз у идущего к слепым человека!
5. Здравствуй, мое предсмертное солнце, солнце Аустерлица!
Правильный ответ 23

Вопрос № 15 1 балла(ов)
Укажите, в каком варианте ответа выделенное слово является наречием (примеры взяты из Национального корпуса русского языка).
1. И где в итоге лучше? (Коллективный форум)
2. Хороши весной в саду цветочки. Еще лучше девушки весной. (Коллективный форум)
3. Что для вас лучше, в какой роли вам комфортнее? (Коллективный форум)
4. В целом Призрачный Всадник даже лучше ― потому что там спецэффекты круче. (Коллективный форум)
5. Опыта у неё больше, работает она лучше, но получать будет меньше. (Коллективный форум) Это правильный ответ

Вопрос № 16 1 балла(ов)
Девятикласснику дали задание выписать из Национального корпуса русского языка пять предложений с личными местоимениями 3-го лица. Найдите примеры, в которых выделенные слова не являются личными местоимениями 3-го лица и которые ученик выписал ошибочно. Цифры введите в порядке возрастания без пробелов и знаков препинания, например: 124.
1. Возможно, он просто радостью поделиться пришел, что его по телевизору показали.
2. Николай не может внятно ответить, что именно ему нужно
3. Низкий поклон всем тем, кто погиб и, несомненно, тем, кто выжил на полях сражений — об их подвиге снято немало хороших фильмов!
4. С её работами я прежде не встречался.
5. Никому в голову не приходит их объединять.
Правильный ответ 34

Вопрос № 17 1 балла(ов)
Укажите количество односоставных предложений в отрывке из стихотворения С. Есенина. Ответ запишите цифрой.
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

Правильный ответ 2

Вопрос № 18 1 балла(ов)
Девятикласснику дали задание выписать примеры из стихотворных произведений, в которых слово МОСКВА употреблено в функции обращения. Найдите варианты ответов, которые ученик выписал ошибочно. Цифры введите в порядке возрастания без пробелов и знаков препинания, например: 124.
1. Не забывай меня, Москва моя… / Зимой в Нью-Йорке проживаю я, / А летом в Орегоне, где сухие / Дожди, дожди… (А. Межиров)
2. Вот она, Москва-красавица, ― / постоянный фейерверк. / Поглядите, как бросается / белый низ на черный верх. (М. Айзенберг)
3. С мороза в кухню. ― Как Москва? / Хотите кофе или чаю? ― / Но вдохновение родства / Я за версту предвосхищаю. (А. Сопровский)
4. Греми, Москва! Цыплячий дождик, / июньским холодом повей, / проскальзывай, как нежный ножик / среди аллеи тополей. (Е. Рейн)
5. Москва… как много в этом звуке / Для сердца русского слилось! / Как много в нем отозвалось!
Правильный ответ 235

Вопрос № 19 1 балла(ов)
Образование форм личных местоимений в русском языке характеризуется одной особенностью: основы косвенных падежей этих слов не совпадают с основой их начальной формы. Например: я — меня, мне…, ты — тебя, тебе…, он — его, ему… Укажите, как в языкознании называется данное явление.
1. историческое чередование
2. аналитизм
3. супплетивизм Это правильный ответ
4. грамматическая аналогия
5. диссимиляция

Вопрос № 20 1 балла(ов)
Русскому звуку [э] (на письме — «е») в украинском языке соответствуют два звука — [е] и [і]. Например:
день — день,
овечка — овечка,
везу — везу,
тень — тінь,
век — вік,
лето — літо.
Данное соответствие является проявлением одной закономерности. Отметьте, какая пара русского и украинского слов нарушает эту закономерность (знание украинского языка для выполнения задания не требуется).
1. ведро — відро Это правильный ответ
2. свет — світ
3. тело — тіло
4. снег — сніг
5. озеро — озеро