Забыли пароль? Регистрация

Вход по логину




Вход через ВКонтакте

Экология. Школьный этап
Назад к списку блоков
10 класс. Блок № 2
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов
Задание № 1
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии.
10 класс. 2021-2022 учебный год
2 блок

Дорогие ребята! Поздравляем вас с участием в I этапе Всероссийской олимпиаде школьников по экологии!
Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только экологических знаний, но и общей эрудиции.
Успеха Вам в работе!

Вопрос № 1 1 балла(ов)
Совокупность организмов можно назвать популяцией, если
1. они имеют внешнее сходство
2. относятся к одному виду
3. занимают определенную территорию (часть ареала)
4. все варианты верны Это правильный ответ
Вопрос № 2 1 балла(ов)
Для устойчивости экосистемы в первую очередь необходимы
1. постоянный прирост биомассы
2. круговорот веществ и поток энергии Это правильный ответ
3. наличие источников энергии
4. наличие хемотрофов
Вопрос № 3 1 балла(ов)
К синантропным животным можно отнести
1. кур и лошадей
2. волков и ужей
3. тараканов и платяных молей Это правильный ответ
4. бабочек капустниц и кротов
Вопрос № 4 1 балла(ов)
Послойное распределение воды в океане
1. стратификацией Это правильный ответ
2. ярусностью
3. градацией
4. разделением
Вопрос № 5 1 балла(ов)
Наибольшая концентрация живого вещества биосферы (сгущения жизни) отмечается
1. на поверхности почвы Это правильный ответ
2. в Мировом океане
3. в центральной части любой экосистемы
4. в местах контактов различных сред
Вопрос № 6 1 балла(ов)
В результате дальнейшей эволюции планеты ее температура
1. останется неизменной
2. немного снизится
3. значительно снизится
4. будет постепенно повышаться Это правильный ответ
Вопрос № 7 1 балла(ов)
Микроорганизмы почвы, превращающие азот воздуха в форму, доступную для усвоения растениями, называются
1. деструкторами
2. железобактериями
3. азотфиксаторами Это правильный ответ
4. серобактериями
Вопрос № 8 1 балла(ов)
Наиболее чувствительными к общему загрязнению среды организмами являются
1. тополь и осина
2. береза и липа
3. папоротники и хвощи
4. мхи и лишайники Это правильный ответ
Вопрос № 9 1 балла(ов)
Экология человека изучает
1. морфологию и происхождение человека как вида
2. образ жизни и влияние загрязнений на человеческий организм
3. экологическую нишу человека, его экосистему и взаимосвязи в ней элементов Это правильный ответ
4. взаимосвязь окружающей природной среды и болезней человека
Вопрос № 10 1 балла(ов)
Наиболее уязвимы в биоценозе виды
1. доминанты
2. массовые
3. малочисленные Это правильный ответ
4. средообразующие
Вопрос № 11 1 балла(ов)
Агроценозы неустойчивы из-за
1. их небольшой площади
2. полной зависимости от человека Это правильный ответ
3. плохих почв
4. применения минеральных удобрений
Вопрос № 12 1 балла(ов)
К охраняемым в Челябинской области млекопитающим животным отряда Зайцеобразные относится
1. летяга
2. садовая соня
3. степная пищуха Это правильный ответ
4. большой тушканчик
Вопрос № 13 1 балла(ов)
К охраняемым в Челябинской области орхидным растениями относятся
1. венерин башмачок пятнистый
2. венерин башмачок крупноцветковый
3. венерин башмачок настоящий
4. все выше перечисленные Это правильный ответ
Вопрос № 14 1 балла(ов)
На территории Карабашского городского округа находится особо охраняемая природная территория
А. озеро Тургояк
Б. Ильменский заповедник
В. Аргазинское водохранилище Это правильный ответ
Г. Травниковский бор
Вопрос № 15 1 балла(ов)
Какие растения первыми поселяются на заброшенных полях после прекращения на них хозяйственной деятельности?
1. однолетние травы Это правильный ответ
2. многолетние травы
3. кустарники и полукустарники
4. деревья

Задание № 2
Задание 2.
Задание включает вопросы с тремя верными вариантами ответов из шести.
ВНИМАНИЕ: ответы на вопросы Задания 2 вводятся в порядке возрастания и без каких-либо знаков между цифрами. Например, 123
Вопрос № 1 3 балла(ов)
В экосистеме смешанного леса симбиотические отношения устанавливаются между
1. тлями и муравьями
2. рябиной и опыляющими ее насекомыми
3. осиной и подосиновиком
4. березой и грибом трутовиком
5. жужелицей и гусеницами бабочки белянки
6. ежами и лягушками
Правильный ответ 123
Вопрос № 2 3 балла(ов)
Уничтожение лесов на обширных территориях приводит к
1. нарушению водного режима
2. сокращению видового разнообразия
3. повышению в атмосфере вредных примесей азота
4. нарушению направления воздушных потов в атмосфере
5. снижению парникового эффекта
6. смене биогеоценозов
Правильный ответ 126
Вопрос № 3 3 балла(ов)
В экосистеме леса консументами второго порядка являются
1. филин
2. плесневый гриб
3. береза
4. лиса
5. паук-крестовик
6. лишайник
Правильный ответ 145
Вопрос № 4 3 балла(ов)
К увеличению численности мышевидных грызунов в еловом лесу могут привести следующие биотические факторы
1. увеличение численности паразитов
2. уменьшение численности паразитов
3. сокращение численности сов, ежей и лис
4. глубокий снежный покров зимой
5. большой урожай семян ели
6. рубка деревьев
Правильный ответ 235
Вопрос № 5 3 балла(ов)
Известно, что ламинария (морская капуста) – род из класса Бурые морские водоросли. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам, в порядке возрастания.
1. В основном произрастает в альпийской тундре, обладает чрезвычайно высокой морозостойкостью.
2. Растёт обычно на глубине 4-10 м, на каменистом грунте – до глубины 35 м.
3. Растёт очень медленно: 3-5 мм в год.
4. Многие виды употребляются человеком в пищу.
5. Хороший корм для северных оленей.
6. Содержит много йода, рекомендуется для профилактики эндемического зоба.
Правильный ответ 246

Задание № 3
Задание 3.
Установите соответствие между предложенными понятиями.
Ответ запишите в виде соответствующей последовательности цифр без пробелов.

Вопрос № 1 4 балла(ов)
Установите соответствие между примерами и факторами среды

Характеристики
А. толщина ледового покрова на озере
Б. скученность населения популяции
В. наличие конкурентов
Г. солевой состав воды

Факторы среды
1. биотический
2. абиотический
Правильный ответ 2112
Вопрос № 2 6 балла(ов)
Установите соответствие между примерами и типами сукцессий

Животные
А. изменение биоценоза после осушения болота
Б. формирование биоценоза на застывшей вулканической лаве
В. восстановление биоценоза после пожара
Г. формирование биоценоза на склоне после оползня
Д. появление озера в результате падения метеорита
Е. эвторофикация (зарастание) водоема

Тип сукцессий
1. первичная
2. вторичная
Правильный ответ 212112
Вопрос № 3 6 балла(ов)
Установите соответствие между организмами и функциональными группами в экосистемах, к которым они относятся

Организмы
А. капуста листовая
Б. голый слизень
В. сурепка обыкновенная
Г. черный хорь
Д. обыкновенный крот
Е. пастушья сумка

Функциональные группы
1. консументы
2. продуценты
Правильный ответ 212112
Вопрос № 4 6 балла(ов)
Установите соответствие между растениями и экологическими группами

Виды растений
А. ковыль
Б. саксаул
В. алоэ
Г. тростник
Д. рдест
Е. кувшинка

Экологическая группа
1. гидрофиты
2. ксерофиты
Правильный ответ 222111

Задание № 4
Задание 4.
Определите правильную последовательность.
ВНИМАНИЕ: ответ вводится без каких-либо знаков между цифрами.
Вопрос № 1 6 балла(ов)
Установите последовательность событий, происходящих в трофической цепи, начиная с возникновения благоприятных для размножения растений условий
1. возникновение благоприятных погодных условий
2. уменьшение численности травоядных животных
3. увеличение биомассы растений
4. увеличение численности хищников
5. увеличение численности травоядных животных
6. уменьшается численность хищников
Правильный ответ 135426
Вопрос № 2 5 балла(ов)
Установите последовательность процессов круговорота углерода в биосфере, начиная с усвоения неорганического углерода

1. образование в клетках растений глюкозы
2. поглощение углекислого газа растениями в процессе фотосинтеза
3. образование углекислого газа в процессе дыхания
4. использование органических веществ в процессе питания
5. образование крахмала в клетках растений
Правильный ответ 21543

Задание № 5
Задание 5.
Выбери правильные суждения.
ВНИМАНИЕ: ответ на вопрос Задания 5 вводится в порядке возрастания и без каких-либо знаков между цифрами. Например, 123
Вопрос № 1 5 балла(ов)
1. Деревья и кустарники являются фанерофитами и имеют почки возобновления высоко над поверхностью почвы.
2. Мутуализм – это форма взаимоотношений, при которой один вид организмов отрицательно влияет на другой.
3. Одной из самых крупных экологических зон океана является пелагиаль.
4. Экотуризм включает путешествия по мало нарушенным природным ландшафтам для изучения окружающей природы и получения эстетического удовольствия от общения с ней.
5. У эндотермных организмов жизнедеятельность и температура тела зависит от внешних источников тепла.
6. В экосистеме органические вещества синтезируются автотрофами из неорганических веществ, а затем потребляются миксотрофами.
7. Видимые лучи спектра солнечного света являются основным источником жизни на Земле, дающий энергию для фотосинтеза.
8. Внутри одного ландшафта разные биогеоценозы изолированы друг от друга.
9. Животные северных широт имеют короткие выступающие части тела – уши, хвост, конечности, что отражает правило Аллена.
Правильный ответ 13479