Забыли пароль? Регистрация

Вход по логину




Вход через ВКонтакте

Экология. Школьный этап
Назад к списку блоков
11 класс. Блок № 2
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов
Задание № 1
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии.
11 класс. 2021-2022 учебный год
2 блок

Дорогие ребята! Поздравляем вас с участием в I этапе Всероссийской олимпиаде школьников по экологии!
Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только экологических знаний, но и общей эрудиции.
Успеха Вам в работе!

Вопрос № 1 1 балла(ов)
К абиотическим экологическим факторам относится
1. техногенное загрязнение Мирового океана
2. биологические методы защиты растений
3. вращение Земли Это правильный ответ
4. паразитизм
Вопрос № 2 1 балла(ов)
Животные пустынь получают дополнительную воду за счет окисления запасов
1. белков
2. липидов Это правильный ответ
3. минералов
4. витаминов
Вопрос № 3 1 балла(ов)
Какой из экологических факторов относительно постоянен
1. температура воздуха
2. солнечная радиация Это правильный ответ
3. влажность воздуха
4. сила ветра
Вопрос № 4 1 балла(ов)
Лунное притяжение обуславливает
1. колебание температуры
2. сейсмические толчки
3. колебание атмосферного давления
4. приливно-отливные ритмы Это правильный ответ
Вопрос № 5 1 балла(ов)
Гомойотермным организмом является
1. чайка серебристая Это правильный ответ
2. бабочка крапивница
3. шмель обыкновенный
4. жук-навозник
Вопрос № 6 1 балла(ов)
Корни растений засушливых районов, которые в периоды увлажнения быстро вырастают, а с наступлением засухи отмирают, называются
1. придаточными
2. боковыми
3. дополнительными
4. эфемерными Это правильный ответ
Вопрос № 7 1 балла(ов)
Взаимоотношения каких организмов относятся к антибиотическим?
1. бобовые растения и азотфиксирующие бактерии
2. бабочка и медведь
3. щука и судак Это правильный ответ
4. рак-отшельник и коралловый полип актиния
Вопрос № 8 1 балла(ов)
Трофические связи в биоценозе возникают тогда, когда
1. особи одного вида изменяют среду обитания другого
2. особи одного вида питаются особями другого Это правильный ответ
3. внутри популяции возникает конкуренция за пищу
4. особи одного вида участвуют в распространении другого
Вопрос № 9 1 балла(ов)
Основной причиной неустойчивости агроэкосистемы является
1. небольшое разнообразие культурных растений
2. применение ядохимикатов
3. быстрое истощение почв из-за сборов урожая Это правильный ответ
4. плохой уход за культурами
Вопрос № 10 1 балла(ов)
Какие растения первыми поселяются на заброшенных полях после прекращения на них хозяйственной деятельности?
1. однолетние травы Это правильный ответ
2. многолетние травы
3. кустарники и полукустарники
4. деревья
Вопрос № 11 1 балла(ов)
Северной (бореальной) зоне соответствует
1. каштановые почвы
2. чернозёмы
3. тундровые почвы Это правильный ответ
4. подзолистые почвы
Вопрос № 12 1 балла(ов)
К охраняемым в Челябинской области млекопитающим животным отряда хищные относится
1. русская выхухоль
2. усатая ночница
3. речная выдра Это правильный ответ
4. летяга
Вопрос № 13 1 балла(ов)
К охраняемым в Челябинской области покрытосеменным растениям семейства сложноцветные относится
1. полынь солянковидная Это правильный ответ
2. подорожник Крашенникова
3. флокс сибирский
4. фиалка душистая
Вопрос № 14 1 балла(ов)
К какому виду адаптаций относится видоизменение листа у кактуса?
1. морфологические Это правильный ответ
2. физиологические
3. биохимические
4. этологические (поведенческие)
Вопрос № 15 1 балла(ов)
Наибольший антропогенный пресс испытывают
1. грызуны
2. хищники
3. промысловые животные Это правильный ответ
4. птицы

Задание № 2
Задание 2.
Задание включает вопросы с тремя верными вариантами ответов из шести.
ВНИМАНИЕ: ответы на вопросы Задания 2 вводятся в порядке возрастания и без каких-либо знаков между цифрами. Например, 123
Вопрос № 1 3 балла(ов)
Какие особенности характерны для агроценозов и сообществ ранних стадий сукцессий
1. высокая устойчивость
2. большие затраты на дыхание
3. высокое видовое разнообразие
4. большая чистая продукция
5. низкое видовое разнообразие
6. низкая устойчивость
Правильный ответ 256
Вопрос № 2 3 балла(ов)
К уменьшению численности глухарей в хвойном лесу могут привести следующие факторы
1. браконьеры
2. отсутствие снежного покрова зимой
3. увеличение численности лисиц, куниц, хорьков, ястребов
4. сокращение численности хищных птиц и млекопитающих
5. урожай рябины и ягод можжевельника после теплого сухого лета
6. неурожай семян сосны сибирской
Правильный ответ 136
Вопрос № 3 3 балла(ов)
Какие взаимоотношения между организмами являются примером протокооперации?
1. волки и дождевые черви
2. клевер и майский жук
3. щука и кувшинка
4. рак-отшельник и актиния
5. белки и лоси
6. человек и корова
Правильный ответ 246
Вопрос № 4 3 балла(ов)
Второй трофический уровень в экосистеме смешанного леса занимают
1. снегири и клесты
2. ежи и кроты
3. лоси и косули
4. мухоловки и пеночки
5. зайцы и мыши
6. поползни и синицы
Правильный ответ 135
Вопрос № 5 3 балла(ов)
Известно, что ламинария (морская капуста) – род из класса Бурые морские водоросли. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам, в порядке возрастания.
1. В основном произрастает в альпийской тундре, обладает чрезвычайно высокой морозостойкостью.
2. Растёт обычно на глубине 4-10 м, на каменистом грунте – до глубины 35 м.
3. Растёт очень медленно: 3-5 мм в год.
4. Многие виды употребляются человеком в пищу.
5. Хороший корм для северных оленей.
6. Содержит много йода, рекомендуется для профилактики эндемического зоба.
Правильный ответ 246

Задание № 3
Задание 3.
Установите соответствие между предложенными понятиями.
Ответ запишите в виде соответствующей последовательности цифр без пробелов.

Вопрос № 1 6 балла(ов)
Установите соответствие между экологической проблемой и ее масштабом: к каждой позиции, шиной в нервом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
А. зарастание озера
Б. снижение биологического разнообразия
В. парниковый эффект
Г. загрязнение города
Д. разрушение озонового слоя
Е. распашка целинного поля

МАСШТАБ
1. глобальный
2. локальный
Правильный ответ 211212
Вопрос № 2 6 балла(ов)
Установите соответствие между адаптациями и группами растений

Примеры
А. сильно ветвящиеся побеги
Б. листья светло зеленые
В. мелкие листья
Г. крупные, тонкие листья
Д. листья темно зеленые
Е. листья располагаются горизонтально

Группы растений
1. светолюбивые
2. тенелюбивые
Правильный ответ 111222
Вопрос № 3 6 балла(ов)
Установите соответствие между растениями и экологическими группами

Виды растений
А. ковыль
Б. саксаул
В. алоэ
Г. тростник
Д. рдест
Е. кувшинка

Экологическая группа
1. гидрофиты
2. ксерофиты
Правильный ответ 222111
Вопрос № 4 6 балла(ов)
Установите соответствие между примерами и типами сукцессий

Животные
А. изменение биоценоза после осушения болота
Б. формирование биоценоза на застывшей вулканической лаве
В. восстановление биоценоза после пожара
Г. формирование биоценоза на склоне после оползня
Д. появление озера в результате падения метеорита
Е. эвторофикация (зарастание) водоема

Тип сукцессий
1. первичная
2. вторичная
Правильный ответ 212112

Задание № 4
Задание 4.
Определите правильную последовательность.
ВНИМАНИЕ: ответ вводится без каких-либо знаков между цифрами.
Вопрос № 1 5 балла(ов)
Установите последовательность этапов вторичной сукцессии на примере зарастания небольшого озера
1. неполное разложение поступающих в озеро органических веществ вследствие недостатка кислорода
2. образование мокрого луга
3. образование болота
4. появление зарослей кустарников
5. накопление торфа
Правильный ответ 15324
Вопрос № 2 5 балла(ов)
Установите последовательность этапов вторичной сукцессии после вырубки елового леса
1. формирование лиственного, смешанного или соснового леса
2. господство светолюбивых травянистых растений (иван-чай, вейник)
3. вытеснение светолюбивых травянистых растений
4. появление всходов деревьев (береза, осина, сосна)
5. появление всходов ели и развитие темнохвойного елового леса
Правильный ответ 24315
Вопрос № 3 4 балла(ов)
Вставьте в текст «Сапротрофные и клубеньковые бактерии» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) запишите без пробелов, используя каждую цифру не более одного раза.

Сапротрофные бактерии участвуют в разложении органических остатков растений и животных и в их минерализации до ____________(А), воды и других неорганических веществ. Вместе с сапротрофными грибами они являются _____________(Б). Клубеньковые бактерии (азотфиксирующие) образуют ______________(В) с бобовыми растениями и участвуют в фиксации атмосферного ______________(Г) в минеральные соединения, доступные растениям. Сами растения такой способностью не обладают.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1.углекислый газ
2. метан
3. азот
4. аммиак
5. консумент
6. редуцент
7. биоценоз
8. симбиоз
Правильный ответ 1683

Задание № 5
Задание 5.
Выбери правильные суждения.
ВНИМАНИЕ: ответ на вопрос Задания 5 вводится в порядке возрастания и без каких-либо знаков между цифрами. Например, 123
Вопрос № 1 5 балла(ов)
1. Численность популяции более устойчива у видов с невысокой плодовитостью и большой продолжительностью жизни.
2. Самым распространенным типом межвидовых взаимоотношений является симбиоз.
3. Ноосфера представляет собой особую оболочку Земли, преобразованную деятельностью человека.
4. Гелиофиты плохо переносят прямые солнечные лучи и имеют крупные, тонкие листья.
5. Комнатную муху и серую крысу относят к космополитам.
6. Наименьшая плотность жизни отмечается в субтропической зоне.
7. Потепление климата в последнее десятилетие вызвано таянием арктических льдов.
8. Вырубка лесных массивов приводит к нарушению кислородного режима.
9. Основными экологическими факторами, способными влиять на демографическую ситуацию в мире, продолжают оставаться пищевые ресурсы и болезни.
Правильный ответ 13589