Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
ИМ по русскому языку. Отборочный тур. | ||||||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||||||
6 класс. Блок № 2 | ||||||||||||||
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов | ||||||||||||||
Вопрос № 1 3 балла(ов) | ||||||||||||||
Сколько фонетических вариантов корня - мороз- представлено в приведенных словах: мороз, морозец, мороженое, изморозь, морозит, морозный, замёрзнуть, замораживать, вымерзать, заморозка? Ответ введите цифрой. | ||||||||||||||
Правильный ответ 8 | ||||||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Проанализируйте морфемный состав данных слов. Укажите лишнее слово. | ||||||||||||||
1. винный | ||||||||||||||
2. магазинный | ||||||||||||||
3. витаминный | ||||||||||||||
4. холстинный Это правильный ответ | ||||||||||||||
5. машинный | ||||||||||||||
Вопрос № 3 3 балла(ов) | ||||||||||||||
Запишите номера слов без пробелов и запятых в той последовательности, в какой должна быть составленная из них словообразовательная цепочка. 1. окрасить 2. окраска 3. окрасочный 4. краска (вещество) 5. красить | ||||||||||||||
Правильный ответ 45123 | ||||||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите неодушевленное существительное. | ||||||||||||||
1. часовой | ||||||||||||||
2. мертвец | ||||||||||||||
3. валет | ||||||||||||||
4. детвора Это правильный ответ | ||||||||||||||
5. кукла | ||||||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в каком ряду оба фразеологизма имеют книжную стилистическую окраску. | ||||||||||||||
1. кровь в жилах стынет, висеть на волоске | ||||||||||||||
2. во все лопатки, с три короба | ||||||||||||||
3. на каждом шагу, ни рыба ни мясо | ||||||||||||||
4. перейти Рубикон, волею судеб Это правильный ответ | ||||||||||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в каком предложении есть прилагательное, которое изменило свой разряд. Примеры взяты из Национального корпуса русского языка. | ||||||||||||||
1. Посылает мне записку через ходячую из восьмой палаты: «Дарья Ивановна, не сердитесь за нрав мой собачий, только не с кем посоветоваться, кроме как с вами». [И. Грекова. Перелом] Это правильный ответ | ||||||||||||||
2. Сержант похлопал ладонью о ладонь, отряхнул с них собачий пух и протянул мне руку: [Юрий Коваль. Картофельная собака] | ||||||||||||||
3. От снега ― всё мягкое: дома ― с белыми седыми бровями над окнами; круглый собачий лай; на солнце ― розовый дым из труб; где-то вдали крик мальчишек с салазками. [Е. И. Замятин. Русь] | ||||||||||||||
4. Ник засмеялся от щекотки, приподнялся, погладил горячий собачий бок. [В. Б. Бочков. Счастье с доставкой // «Волга», 2013] | ||||||||||||||
5. То есть, если перевести на собачий возраст, то года четыре ему. [Я. И. Грантс. Marshak. Короткий роман // «Волга», 2010] | ||||||||||||||
6. Собачий нос зарылся ему в волосы, когти заскребли по плечам. [Мариам Петросян. Дом, в котором...] | ||||||||||||||
Вопрос № 7 2 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в каких словосочетаниях прилагательные не имеют окончания? Запишите номера словосочетаний без пробелов и запятых. 1. цвета бордо 2. яблоко поспелее 3. сухарик порумяней 4. беличий мех 5. заезжий гастролёр | ||||||||||||||
Правильный ответ 123 | ||||||||||||||
Вопрос № 8 2 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в какой из пар смысловые отношения между словами не такие, как в остальных? | ||||||||||||||
1. черта – линия | ||||||||||||||
2. изящество – грация | ||||||||||||||
3. купить – продать Это правильный ответ | ||||||||||||||
4. промышленность – индустрия | ||||||||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, какую из этих фраз можно понять только одним способом. | ||||||||||||||
1. Роняет лес багряный свой убор (А.С. Пушкин). | ||||||||||||||
2. Попробуйте еще овсяного печенья! | ||||||||||||||
3. Банк ищет кассира. | ||||||||||||||
4. Зеленоватый мох весь усеян сосновыми иглами. Это правильный ответ | ||||||||||||||
Вопрос № 10 6 балла(ов) | ||||||||||||||
Подберите каждому средству верный пример. | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Вопрос № 11 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, у какого существительного во множественном числе родительного падежа окончание НЕ является нулевым. | ||||||||||||||
1. судья | ||||||||||||||
2. отрасль Это правильный ответ | ||||||||||||||
3. побережье | ||||||||||||||
4. солдат | ||||||||||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, какое существительное склоняется не так, как остальные. | ||||||||||||||
1. хвоя Это правильный ответ | ||||||||||||||
2. время | ||||||||||||||
3. пламя | ||||||||||||||
4. бремя | ||||||||||||||
5. темя | ||||||||||||||
Вопрос № 13 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, сколько существительных относится к третьему склонению. Ответ введите цифрой. 1. мадемуазель 2. постель 3. свиристель 4. свирель 5. капель | ||||||||||||||
Правильный ответ 3 | ||||||||||||||
Вопрос № 14 5 балла(ов) | ||||||||||||||
Установите соотношение между выделенным словом и его ролью в предложении. | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажи, какой глагол относится к другому спряжению, чем остальные. | ||||||||||||||
1. кричать | ||||||||||||||
2. дышать | ||||||||||||||
3. вышить Это правильный ответ | ||||||||||||||
4. вертеть | ||||||||||||||
5. рубить | ||||||||||||||
Вопрос № 16 2 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в каком ряду все слова имеют исконно русское происхождение. | ||||||||||||||
1. прохлаждаться, огласить, голос, укоротить | ||||||||||||||
2. глава, хранитель, младенец, сократить | ||||||||||||||
3. городской, молодой, поворотить, молодожёны Это правильный ответ | ||||||||||||||
4. головёнка, короткий, вратарь, холодный | ||||||||||||||
5. похороны, пригородный, преграждать, похолодать | ||||||||||||||
Вопрос № 17 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Образуйте от данных существительных слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Укажите, в каком ряду все образованные слова у вас получатся с буквой О в суффиксе. | ||||||||||||||
1. дьяк, сюртук, башмак, порог | ||||||||||||||
2. жук, круг, пирог, стог, язык Это правильный ответ | ||||||||||||||
3. бублик, горох, желудок, ящик | ||||||||||||||
4. овраг, человек, мужик, каблук | ||||||||||||||
Вопрос № 18 2 балла(ов) | ||||||||||||||
Проанализируйте данное предложение (знаки препинания не расставлены). Определите, сколько в нем грамматических основ. Ответ введите цифрой. Одни считали что у них в городе всё уже совершенно достаточно автоматизировано и механизировано другие настаивали на том чтобы автоматизация продолжалась полным ходом до тех пор пока всё на свете не будет автоматизировано кроме них самих конечно! (Ф. Кнорре «Капитан Крокус») | ||||||||||||||
Правильный ответ 5 | ||||||||||||||