Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
ИМ по обществознанию. Отборочный тур | ||||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||||
6 класс. Блок № 1 | ||||||||||||
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов | ||||||||||||
Вопрос № 1 2 балла(ов) | ||||||||||||
Выберите все правильные утверждения. 1. Империю придумали древние греки. 2. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи. 3. Вечером в семья собралась в гостиной, папа стал читать научно-популярный журнал, а сын–подросток играть в компьютер. Деятельность папы - познавательная, деятельность сына - игровая. 4. Ребенок - это человек не достигший совершеннолетия. 5. Исторически общество старше природы. 6. Развитие энергосберегающих технологий, движение вперед, открытие Америки, появление нанотехнологий - все это характеристики прогресса. Ответ вводится единым числом, без скобок и знаков препинания. Цифры правильных ответов указываются в порядке возрастания. | ||||||||||||
Правильный ответ 2346 | ||||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||||
Праздник был учрежден в СССР с 1984 года, введённый Указом Президиума Верховного Совета СССР № 373-11 от 15 июня 1984 года «Об объявлении всенародным праздником — Днём знаний». Традиционно в этот день в школах проходят торжественные линейки, классные часы, уроки знаний, мира, безопасности, мужества. Назовите этот день. | ||||||||||||
12 декабря | ||||||||||||
1 сентября Это правильный ответ | ||||||||||||
12 июня | ||||||||||||
23 февраля | ||||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||||
Что свойственно как человеку, так и животному? | ||||||||||||
передают культурный опыт последующим поколениям | ||||||||||||
отражают окружающий мир в сознании | ||||||||||||
заботятся о своём потомстве Это правильный ответ | ||||||||||||
оценивают себя и свои действия | ||||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||||
Эти потребности человека выражаются в стремлении сохранить и защитить свою жизнь, своих родных и жилище от вторжения, стихийных бедствий, дискомфорта. | ||||||||||||
духовные потребности | ||||||||||||
социальные потребности | ||||||||||||
физиологические потребности | ||||||||||||
потребности в безопасности Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 5 2 балла(ов) | ||||||||||||
Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) К естественным (биологическим) потребностям человека традиционно относят потребности в общественной деятельности, общественном признании, общении с другими людьми. 2) Потребности человека удовлетворяются в процессе его деятельности. 3) Понятие «индивид» используется для характеристики отличительных особенностей одного человека от другого. 4) К отличиям человека от других живых существ относят наличие мышления и словесной речи. 5) Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей человека. | ||||||||||||
Правильный ответ 245 | ||||||||||||
Вопрос № 6 2 балла(ов) | ||||||||||||
Установите соответствие между характеристикой и видами потребностей человека. К каждой позиции, данной в первом столбце А, подберите соответствующую позицию из второго столбца В. | ||||||||||||
| ||||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||||
Анна Петровна активный и творческий человек. Она выступила инициатором проведения субботника в своем дворе. Это характеризует её как | ||||||||||||
личность Это правильный ответ | ||||||||||||
администратора | ||||||||||||
интеллигентного человека | ||||||||||||
профессионала | ||||||||||||
Вопрос № 8 2 балла(ов) | ||||||||||||
Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Общество и природа не связаны между собой. 2) Общество – это совокупность людей и их взаимодействий. 3) Сферы жизни общества однотипны. 4) Общество может как развиваться, так и наоборот, деградировать. 5) Экономическая сфера общества включает в себя взаимодействия людей в процессе производства, обмена, потребления и распределения материальных благ и услуг. | ||||||||||||
Правильный ответ 245 | ||||||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||||||
Примером влияния общества на природу является | ||||||||||||
изобретение громоотвода | ||||||||||||
проход судов через Суэцкий канал | ||||||||||||
загрязнение вод мирового океана Это правильный ответ | ||||||||||||
торжественное открытие моста через реку | ||||||||||||
Вопрос № 10 2 балла(ов) | ||||||||||||
Выберите верные утверждения и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) В ходе контактов с другими людьми складываются межличностные отношения. 2) Под общением понимают только обмен деловой информацией. 3) Отличительная особенность межличностных отношений – их односторонний характер. 4) Общаясь человек стремиться к взаимопониманию, получает возможность проявить себя, обретает друзей, добивается признания окружающих. 5) Санкции охраняют групповые нормы. | ||||||||||||
Правильный ответ 145 | ||||||||||||
Вопрос № 11 3 балла(ов) | ||||||||||||
Прочитайте текст и заполните пропуски. Воспользуйтесь словами, данными после текста. Люди издавна по- разному относятся к природе. Есть сторонники __________(1) над ней. Они считают, что человек – царь и _______(2) природы и может распоряжаться ее богатствами, как ему заблагорассудится. А еще они любят повторять, что природа враждебна и равнодушна к людям. Чтобы она служила человеку, её нужно постоянно покорять, заставлять работать на себя. А моральное правило существует только для людей и на _________(3) не распространяется. Но есть и другие люди – сторонники ___________(4) с природой. Они считают человека частью природы и абсолютно не согласны с тем, что природа враждебна и равнодушна. Все как раз наоборот, природа щедро и бескорыстно отдает людям все, что имеет. Нужно только потрудится, как можно глубже понять её __________(5) и не нарушать их, иначе природа может и наказать. Сторонники сотрудничества уверены, что моральные правила должны распространяться на отношения __________(6) с природой. Слова в списке приведены в именительном падеже. Каждое слово может использоваться только один раз. Запишите цифры, под которыми они указаны, без пробелов и запятых. 1) природа 2) властелин 3) закон 4) господство 5) человек 6) сотрудничество | ||||||||||||
Правильный ответ 421635 | ||||||||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||||||||
Прочитайте высказывания известных мыслителей. Определите сферу жизнедеятельности общества, о которой идет речь. 1) «Если действовать не будешь, ни к чему ума палата». (Ш.Руставели) 2) «Чтобы купить, не продавая, он должен сначала продать, не покупая». (К.Маркс) 3) «Погоня за прибылью - единственный способ, при помощи которого люди могут удовлетворять потребности тех, кого они вовсе не знают». (Фридрих Хаек) | ||||||||||||
экономическая Это правильный ответ | ||||||||||||
политическая | ||||||||||||
социальная | ||||||||||||
духовная | ||||||||||||
Вопрос № 13 1 балла(ов) | ||||||||||||
Партия Z активно участвует в благоустройстве города в связи с весенними субботниками. Данный пример свидетельствует о взаимодействии сфер общества. | ||||||||||||
экономической и социальной | ||||||||||||
политической и социальной Это правильный ответ | ||||||||||||
социальной и духовной | ||||||||||||
экономической и духовной | ||||||||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||||||||
Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании духовной сферы общества? | ||||||||||||
мораль, искусство Это правильный ответ | ||||||||||||
свобода слова, неприкосновенность жилища | ||||||||||||
деньги, собственность | ||||||||||||
семья, этнос | ||||||||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||||||||
17-летний Леонид хотел устроиться на работу ночным сторожем, но администрация магазина отказалась принять его, ссылаясь на закон. Администрация магазина в данном случае опиралась на нормы права. | ||||||||||||
семейного | ||||||||||||
уголовного | ||||||||||||
административного | ||||||||||||
трудового Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 16 2 балла(ов) | ||||||||||||
Установите соответствие между примерами и видами прав человека. К каждой позиции, данной в первом столбце А, подберите соответствующую позицию из второго столбца В. | ||||||||||||
| ||||||||||||
Вопрос № 17 1 балла(ов) | ||||||||||||
Верны ли следующие суждения о системе образования в РФ? А. Наличие основного общего образования даёт возможность человеку поступить в учреждение высшего профессионального образования. Б. Наличие среднего общего образования позволяет человеку поступить в учреждения среднего и высшего профессионального образования. | ||||||||||||
верно только А | ||||||||||||
верно только Б Это правильный ответ | ||||||||||||
верны оба суждения | ||||||||||||
оба суждения неверны | ||||||||||||
Вопрос № 18 2 балла(ов) | ||||||||||||
Выберите верные суждения о формах (областях) духовной культуры и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Мораль, в отличие от других форм (областей) духовной культуры, объясняет события и явления окружающего мира. 2) Наука, в отличие от других форм (областей) духовной культуры, воздействует на эмоциональную сферу человека. 3) Искусство помогает привлечь внимание общества к социальным и нравственным проблемам. 4) Один из признаков религиозного сознания — убеждение в реальном существовании сверхъестественного, его влиянии на жизнь человека и общества. 5) Наука призвана познать и объяснить устройство мира и законы его развития. | ||||||||||||
Правильный ответ 345 | ||||||||||||
Вопрос № 19 1 балла(ов) | ||||||||||||
В стране В. активно развиваются наукоемкие производства, произошли революционные изменения в сфере массовых коммуникаций. На производстве и в быту применяются компьютеры, робототехника. Уровень образованности населения очень высок. К какому типу относится общество В.? | ||||||||||||
традиционному | ||||||||||||
индустриальному | ||||||||||||
аграрному | ||||||||||||
информационному Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 20 1 балла(ов) | ||||||||||||
Определите, какая тема связывает эти изображения | ||||||||||||
государственная бумага | ||||||||||||
казначейский билет | ||||||||||||
бумажные деньги | ||||||||||||
ценные бумаги Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 21 1 балла(ов) | ||||||||||||
Отгадайте загадку: Это — средство обращения, Это — средство накопления. Средство стоимости также, Также средство платежа. | ||||||||||||
облигация | ||||||||||||
товар | ||||||||||||
акция | ||||||||||||
деньги Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 22 2 балла(ов) | ||||||||||||
В прошлом году в крупном европейском городе прошла конференция, в которой приняло участие большинство стран мира. Какие факты свидетельствуют о том, что конференция была посвящена глобальным экологическим проблемам? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) На конференции обсуждались проблемы коренных народов Севера, связанные с глобальным потеплением. 2) Наибольшее внимание привлекло выступление, посвящённое расширению системы образования в странах Центральной Африки. 3) По результатам конференции было принято решение активизировать просветительскую деятельность в природоохранных зонах. 4) Страны-участники заявили о необходимости выделения в государственных бюджетах средств на природоохранные цели. 5) Страны-участницы приняли решение о совместной разработке инновационных энергосберегающих решений в быту. 6) На конференции осудили попытки некоторых стран работать над разработкой ядерного оружия. | ||||||||||||
Правильный ответ 134 | ||||||||||||
Вопрос № 23 2 балла(ов) | ||||||||||||
Установите соответствие между функциями и государственными институтами или должностным лицом в Челябинской области. К каждому элементу, данному в первом столбце А, подберите элемент из второго столбца В. | ||||||||||||
| ||||||||||||
Вопрос № 24 2 балла(ов) | ||||||||||||
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. | ||||||||||||
революция | ||||||||||||
прогресс | ||||||||||||
общественное развитие Это правильный ответ | ||||||||||||
эволюция | ||||||||||||
модернизация | ||||||||||||
Вопрос № 25 4 балла(ов) | ||||||||||||
Установите соответствие между названиями учреждений культуры города Челябинска и их изображениями. К каждому элементу, данному в первом столбце А, подберите элемент из второго столбца В. | ||||||||||||
| ||||||||||||